-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Говорящая_Собака_Чау

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 17598


Английская музыка 16-17 вв.

Воскресенье, 15 Декабря 2013 г. 11:57 + в цитатник

"Обращение к старинной музыке сегодня неразрывно связано с понятием «аутентизм», которое подразумевает исполнение сочинений прошлых веков на подлинных либо реконструированных инструментах того времени, на основе точных музыкально-исторических данных о характере и способах вокальной и инструментальной артикуляции, о расшифровке мелизмов и basso continuo, о системе темперации и эталоне высоты, о принципе реализации динамических и агогических оттенков и т. п. В Западной Европе аутентизм уже давно стал значительной областью исполнительского творчества. Наша страна в этом отношении пока значительно отстает. И перед музыкантами, стремящимися к исторически аргументированному исполнению сочинений, к примеру, эпохи Возрождения, обычно возникает немало проблем. "

Из интервью художественного руководителя

Коллегии старинной музыки

при Московской консерватории О.К. Чернышева.

Рекомендую прочитать его полный текст:

http://art-authentic.ru/starinnaya-muzyka-vokal-ispolnitelstvo.html


532cb8df1d27 (551x700, 411Kb)

Джон Мельюш Страдуик. Музыка прошлых веков, 1890 г.


Начиная с конца XVI века инструментальная музыка в Англии развивалась в духе и по законам той формы музыкального исполнения, которую мы привыкли называть "камерной музыкой". В последние годы правления королевы Елизаветы I и всего времени правления короля Якова I музыкальное камерное творчество, как чисто инструментальное, так и смешанное, вокально-инструментальное, было гораздо более распространено, чем все другие музыкальные жанры.

Влияния оркестрового искусства, возникшего к тому времени в Италии и Германии, были едва ощутимы. Даже религиозная хоровая музыка, всегда пользовавшаяся в Англии особым интересом, теперь пребывала в забвении. Причем, увлечение инструментальной музыкой превосходило увлечение музыкой вокальной. Вокальные пьесы, такие, как мадригалы и арии, на деле чаще не пелись, а исполнялись инструментально. Об этом говорят свидетельства современников, а также количество рукописей инструментальных пьес, число которых превосходило число произведений, представляющих светскую вокальную музыку.


text_1889_shakespeare_oldorfo-11 (499x700, 363Kb)
text_1889_shakespeare_oldorfo-18 (479x700, 342Kb)

 

 

Это был век не просто инструментальной музыки, а преимущественно инструментального ансамбля. В Англии того времени в центре внимания находился музицирующий коллектив, а не солист. В 1599 году один из ведущих английских композиторов Томас Морли представил первый выпуск своей "Первой книги пьес для консорта" следующими словами: "...издано на средства и по заказу одного джентльмена, для его собственного удовольствия, а также для его друзей, интересующихся музыкой". В подобном совместном музицировании принимали участие от двух до шести (иногда больше) исполнителей.
      

  Умение играть на различных музыкальных инструментах было признаком "хорошего тона". Многочисленные представители английской аристократии были известны как даровитые музыканты.
  Картины того времени часто изображают момент исполнения каменной музыки и свидетельствуют о небольшом составе исполнителей, как, впрочем, и об отсутствии аудитории. Поэтому особенностью музыкальной практики в Англии было то, что музыка прежде всего звучала для исполнителей, а не для слушателей.

2002477775 (700x472, 309Kb)

H. W. Jennings Brown

 

 

 

 

Название "консорт" возникло впервые в английской музыке в середине XVI века и обозначает объединение (consortium) нескольких исполнителей. играющих на разных инструментах. Голоса инструментов в консорте были ясно отделены друг от друга и хорошо различимы на слух. Здесь сказывалось намерение музыкантов поручать каждому инструменту мягкие, нежные мелодические линии. сдержанная красота которых составляла гордость английской старинной музыки.


Постепенное появление чистого инструментального стиля, отличного от вокальной полифонии XVI века, было одной из важнейших ступеней в развитии музыкального искусства. До конца XVI река инструментальная музыка была едва отлична от вокальной и состояла в основном из танцевальных мелодий, обработок известных популярных песен и мадригалов (главным образом, для клавишных инструментов и лютни) а также полифонических пьес, которые могли бы быть охарактеризованы как мотеты, канцоны, мадригалы без поэтического текста.


В Англии получило широкое распространение искусство игры на виолах - струнных инструментах разного диапазона и величины. Исполнители на виолах часто присоединялись к вокальной группе, заменяя отсутствующие голоса.

3f411e409ee7 (541x700, 293Kb)

Dirck Hals. The Solo, 1633 г

 

 

 

 

Виола ( итал. viola ) семейство струнных смычковых музыкальных инструментов

В современном значении виолами называют семейство инструментов, бытовавшее в музыкальной практике Западной Европы XVI—XVIII столетий, но к началу XIX века почти вытесненное из академической музыки. В начале XX века на почве интереса к старинной музыке возрождается профессиональная исполнительская школа, а в последние десятилетия виолы привлекают так же внимание профессиональных композиторов, что дает основание рассматривать их как современные инструменты.

Виолы были широко применялись в Западной Европе в эпоху Ренессанса как ансамблевые и сольные инструменты. Стандартизация инструмента происходила одновременно со скрипками в мастерских ранних итальянских лютье - Андреа Амати, Гаспаро да Сало. Исполнительская школа виол в это время развивалась быстрее скрипичной, и ранние образцы виртуозной виольной музыки превосходят современные им скрипичные по техническим сложностям. В эпоху Барокко эти инструменты использовались преимущественно в аристократической среде.

Виолы в основном были четырёх видов: дискантовые, альтовые, теноровые и басовые. В XVI—XVIII вв. как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент особо широкое распространение получила теноровая виола — виола да гамба. Поскольку в ансамбле она выполняла функцию баса, нередко её называли басовой виолой. Исполнители держали В. всех видов вертикально между коленями или на коленях. Встречающееся в некоторых справочных изданиях утверждение, что высокие инструменты этого семейства держали, упирая в плечо, "ручным способом", и что они назывались поэтому виолами да браччо (от итал. braccio - рука), ошибочно, равно как и вытекающее отсюда определение В

 

Виола да гамба ( итал. viola da gamba ножная виола ) — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол , близкий по размеру и диапазону современной виолончели . На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, — отсюда название.

Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов сохраняла своё значение: для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века. 

 

Паоло Пандольфо - итальянский музыковед , дирижёр и исполнитель ( виола да гамба ) старинной европейской музыки, композитор и импровизатор.

vermeer_17 (591x700, 356Kb)

Ян Вермеер Делфтский 


   " Инструмент вирджинал — это разновидность клавикорда, с металлическими струнами, издающими звук как на клавесине. Он обладает 32-мя хорами струн, которые возбуждаются ударением пальцев по клавишам, и приятно звучит по тонам и полутонам. Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве."

 Paulus Paulirinus de Praga. Liber viginti artium

 

 

 

Вёрджинел, также вирджина́л ( англ. virginal , от дева , барышня клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина . Получил распространение в Англии в XVI—XVII вв.< Инструмент вирджинал это разновидность клавикорда , с металлическими струнами, издающими звук как на клавесине . Он обладает 32-мя хорами струн , которые возбуждаются ударением пальцев по клавишам, и приятно звучит по тонам и полутонам. Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве.  Первое упоминание термина на английском языке относится к 1530 году, когда Генрих VIII купил пять таких инструментов. Первоначально на вирджинале играли, ставя его на стол. Более поздние экземпляры инструмента оснащались собственными ножками. Расцвет популярности вирджинала приходится на вторую половину XVI и XVII веков. В это время в Англии сложилась так называемая  "школа вирджиналистов" , крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби, Томас Томкинс

 

Послушать как звучит вирджинал:

Боб ван Асперен – Вирджинал (2001) – клавирная музыка XVI-XVII веков сыгранная на 4 разных вирджиналах

c5623a539413 (493x630, 125Kb)

Ян Стен Сватовство 1659 г.

 

 

 

 

Спине́т ( англ. фр. epinette, итал. spinetta , от итал. небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент , разновидность клавесина . Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.

***

Многочисленные вокальные арии и мадригалы исполнялись как инструментальные произведения. Так, например, мадригал "Серебряный лебедь" Орландо Гиббонса в дюжинах собраний обозначен и представлен как инструментальная пьеса.


Одной из ранних инструментальных форм, созданных в Англии, была "In Nomine" - разновидность инструментальной фантазии, основанной на духовной мелодии "Gloria tibi Trinitas" и сочиненной в манере вокального мотета. Несмотря на использование духовной мелодии, "In Nomine" представляет собой подлинный тип камерной музыки и дает богатые возможности для ее дальнейшего развития. В то же время были созданы и другие типы ансамблевой музыки.

В основном они состояли из обработок хорошо известных мелодий и танцевальной музыки тех дней. Наиболее важным жанром для эволюции нового независимого инструментального стиля была фантазия. Томас Морли уже тогда оценил значение инструментальных фантазий. Он говорил, что в них, более чем в других музыкальных жанрах, "отражается великое искусство музыки". Название и принцип построения фантазии не английского происхождения. В ранних континентальных публикациях есть фантазии, которые близки повсеместно распространенному ричеркару.

cf596383f32c (596x700, 322Kb)

 Ян Вермеер. Дама, стоящая у клавесина, 1673-75 г.г.

 

 

 

 

Но все-таки континентальные влияния касались лишь названия и основ формальной структуры. Рассматривая же английские произведения в целом, необходимо отменить, что они хранили в себе свои собственные черты и особенности. Почти век исполнение фантазий было модно в аристократических кругах и музыкально образованных семьях всех классов.


        Среди выдающихся авторов фантазий - Гиббонс, Феррабоско, Коперарио (Купер), Лупо, Дженкинс, Диринг и многие другие, в том числе великий Генри Перселл. который написал значительное количество превосходных пьес в этой форме, как бы завершивших развитие жанра в Англии и являющихся в то же время лучшими его образцами.


        Берд, Булл, Морли также внесли важный вклад в создание новой формы, хотя они более известны сочинениями иных жанров. Несмотря на относительно короткий период деятельности этих композиторов, количество замечательных произведений. созданных ими, очень велико.
        Английская виольная музыка вобрала в себя лучшие черты эпохи старинной камерной музыки. К сожалению, эти произведения еще сравнительно малоизвестны. А исполнять и изучать их необходимо, и как высочайшую кульминацию музыки старой Англии, и как сочинения, принесшие в камерную музыку в целом достижения, которыми широко пользуются и сейчас.

6d5ac4716782 (622x700, 265Kb)

Роберт Жак Франсуа Фауст Лефебр. Женщина с лирой, 1808 г.

 

 

 

 

Классики

Уильям Бёрд  (англ. William Byrd, 1543 или 1544 — 4 июля 1623, Стандон Мэсси, Эссекс) — английский композитор, органист и клавесинист. Крупнейший и наиболее разносторонний композитор елизаветинской эпохи.

 

Morley Thomas (1557 - ок. 1603), английский композитор. 

Ученик Уильяма Берда, получил степень бакалавра музыки в Оксфордском университете (1588), а через несколько лет стал солистом Королевской капеллы (1592). Занимал должность органиста в соборе св. Егидия, а затем в соборе св. Павла (Лондон). В 1598 Елизавета I пожаловала ему лицензию, предоставлявшую на 21 год монопольное право на печатание нотной бумаги и музыкальных произведений (ранее это право принадлежало Томасу Таллису и Берду). 

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

 

Генри Пёрселл

(англ. Henry Purcell, 10 сентября 1659 , Лондон — 21 ноября 1695, там же) — английский композитор, представитель стиля барокко. Несмотря на включение стилистических элементов итальянской и французской музыки, наследие Пёрселла является английской формой музыки барокко. Пёрселл признаётся одним из крупнейших английских композиторов . Ни один рождённый в Англии композитор, вплоть до Эдварда Элгара, не приблизился к его славе .

Хотя существовали театры, где музыка была чисто развлекательной, очень важным был факт того, что в XVI — первой половине XVII в. в английском театре музыке придавалась эстетическая функция. Развитие музыкальной культуры Англии вело к появлению композитора-гения и созданию национальной оперы.

Таким композитором стал Генри Пёрселл.  Блестящие музыкальные способности Генри Пёрселла и слава виртуоза способствовали его карьере органиста Вестминстерского аббатства. Претворив в своем творчестве достижения музыки английского Возрождения, Пёрселл опередил своих предшественников, оставив богатое наследие — оды, кантаты, около 100 песен, дуэты, 3-х и 4-х голосные кетчи, более 100 культовых произведений, струнные произведения, пьесы для клавесина, фантазии для органа. Только для театра он создал 53 произведения — оперы и музыку к спектаклям.  

В театральной музыке Пёрселл объединил стиль вокальных и инструментальных жанров, связав две традиции — музыку в публичном, шекспировском театре и музыку в традиции профессиональных композиторов, создающих маски (Берда, Блоу, Локка, Давенанта, Люлли и итальянцев). 

Творчество Пёрселла подняло английскую музыку на новую ступень развития и завершило блестящий период музыки эпохи Шекспира. К сожалению, у Пёрселла не оказалось учеников и продолжателей. Пёрселл умер в 1695 г. в расцвете творческого дарования. Англия на долгие годы лишилась музыкального гения.

 

***

У.Шекспир и музыка "Глобуса"

 

Шекспировские сюжеты и образы мощно воздействовали на музыку Нового времени. Этот процесс начался в XVII веке и не кончается до наших дней. В этом временном поле кульминационным в воплощении Шекспира в музыкальном искусстве стал XIX век. Естественно, что первыми к Шекспиру обратились многочисленные английские композиторы, но далеко не всегда их сочинения соответствовали эстетическому уровню произведений гениального драматурга.


text_1889_shakespeare_oldorfo-17 (552x690, 122Kb)

 

В 1599 г. в Лондоне появился театр «Глобус», в котором Шекспир был пайщиком, драматургом, актером. Считается, что музыка играла в нем одну из главных ролей. Традиционным в театре стал английский спектакль с песнями и инструментальными номерами, звучащими в ходе драматического действия.

Первоначально театр  "Глобус" , построенный в 1599 году на средства труппы актёров  Lord Chamberlain s Men , к которой принадлежал и Шекспир , и уничтоженному в результате пожара 29 июня 1613 года.
    
        Театр  был восстановлен в июне 1614 года (когда Шекспир уже уехал из Лондона в Стратфорде на Эйвоне и просуществовал до 1642 года.  

29 (522x700, 294Kb)

  СИМОН, ЖАН ПЬЕР /Simon Jan Pierre (1750–1810)
Иллюстрация к комедии Шекспира „ВИНДЗОРСКИЕ НАСМЕШНИЦЫ“. 1793

 

 

 

 

Так, в  "Виндзорских проказницах" Шекспир упоминает знаменитую «Балладу о зеленых рукавах» («Greensleeves») — лирическую сольную песню, которая вскоре приобрела повсеместную популярность и до сих пор является высоким образцом английской ренессансной музыки рубежа XVI–XVII вв. Оригинальные обработки напева этой баллады созданы Ф. Бузони («Покои Турандот») и Ан. Александровым («12 пьес для лютневой музыки XVI века»):

«Страдаю я, прекрасная,
Тобою прочь отринутый,
Любил, видать, напрасно я:
Казалось мне — любила ты
Лишь рукава зеленые
От прошлого остались,
Гринсливз! Твержу влюблено я:
Ведь так вы назывались».

(Перевод К. Розеншильда)

Greensleeves-rossetti (597x700, 381Kb)

Данте Габриэль Россетти 

 

 

 

 

Английскими верджиналистами был накоплен большой репертуар — несколько сот рукописных пьес стали гордостью английской музыки, а в 1611 г. был издан первый печатный сборник английской клавесинной музыки «Партения». 

Как отмечает К. Розеншильд: «В их творчестве сказался дух английского Возрождения, эпохи Марло и Шекспира — эпохи, которая несла в себе могучие стимулы демократизации искусства. Их привлекали образы народной жизни, и для своего времени они великолепно запечатлели их в музыке своих сюит и вариационных циклов, сочетавших чудесную свежесть народных напевов с блестящей клавесинной фактурой концертного плана». (К. Розеншильд. История зарубежной музыки. М., 1969. С. 319).

Популярным жанром во времена Шекспира был английский мадригал, возникший на основе народного многоголосия, церковной полифонии и итальянского возрожденческого мадригала. Блестяще проявил себя в этом камерно-вокальном жанре композитор Джон Дауленд (1562–1626), мадригал которого в сопровождении лютни или гамбы стал магическим кристаллом шекспировской эпохи. Прославились в жанре мадригала английские композиторы Т. Морли (его сборник мадригалов издан в 1594 г.), Т. Уилкс и Дж. Уилби. Все они писали также музыку к пьесам У. Шекспира.

Маски (Masgue) — форма сценического представления, похожего на праздничную пантомиму, в XVI в. стали придворным увеселением со сложным этикетом, особыми текстами, аллегорическими представлениями. Маски достигли расцвета при дворе Якова первого, были жанром, отвечающим вкусам аристократов.

21 (700x525, 324Kb)

ФАЦИУС, ГЕОРГ ЗИГМУНД / Facius, Georg Sigmund (ок. 1750–1814)
ФАЦИУС, ИОАНН ГОТЛИБ / Facius, Iohann Gottlieb (ок. 1750–1802)
„РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА“. 1792

 

 

 

 

Шекспировский театр стал вершиной английского Возрождения повлиял на искусство всех последующих эпох. Театр во времена Шекспира был камертоном в оценке художественных ценностей, центром жизни. Театр отражал эстетические идеалы и устремления английского общества.

Музыка в театре Шекспира воплотила противоположности — высокое и низкое, трагическое и комическое, эпическое и лирическое. Очевидно, что на рубеже XVI–XVII вв. английская музыкальная культура достигла очень высокого уровня. Чтобы понять это, стоит внимательно перечитать все, что говорится о музыке у Шекспира.

Сохранился учебник музыки Томаса Морли (1557–1603) за 1597 г., где в предисловии описывается факт, свидетельствующий об уровне музыкальной культуры широких слоев общества в Англии: «Один из молодых гостей, студент университета был вынужден признаться, что не может петь по нотам вместе с другими гостями, чем нимало удивил присутствующих. Все возмущались, «Что это за воспитание!?», студенту пришлось с великим стыдом учиться петь у учителя музыки, тот занимался с ним, как с малым ребенком».

8712ffa5481e (700x542, 369Kb)

  Downing Delapoer

 

 

 

 

Шекспировский публичный театр стал народным видом искусства. Музыка была в нем на ведущих ролях, особенно в драматургии спектакля, Шекспир придавал ей высокое этическое и эстетическое значение. У Шекспира не только суждения о музыке, сама музыка присутствовала в трагедиях, комедиях, хрониках, часто это были песни, которые пелись главными персонажами: Дездемона, Офелия, шут из  "Короля Лира", могильщик из  "Гамлета" поет песню, которая, как считает Ричмонд Нобль, является вариантом английской баллады «Образ смерти» лорда Вокса (Vaux), достаточно популярной во времена Шекспира (Richmond N. Shakespeare’s Use of Song. L., 1923. P. 119).

39 (521x700, 286Kb)

 СИМОН, ЖАН ПЬЕР / Simon Jan Pierre (1750–1810)
Иллюстрация к комедии Шекспира „МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО“. 1790
 

 

 

 

Музыка в шекспировских пьесах звучала повсюду. Песнями и танцами начиналось представление, в батальных сценах, шествиях, праздниках музыка главенствовала, была различной в жанровом отношении: это были народно-бытовые песни, часто уличные, баллады, мадригалы, канцонетты и сложные вокальные пьесы-арии, которые исполняли не актеры, а вокалисты, помещенные в музыкальную комнату, в театре «Глобус» такая комната была расположена выше сцены. Интересно, что в комедии "Много шума из ничего"персонаж Бальтазар выполнял также роль вокалиста.   Иногда музыканты исполняли роль действующих лиц — в  "Ромео и Джульетте", "Бесплодных усилиях любви".

Многие пьесы богаты музыкальными элементами, часто музыка активизирует развитие сюжета, характеризует героев. Дж. Лонг (John N. Long) отмечал, что в театре Шекспира многие роли исполнял замечательный актер и певец Роберт Армин.

William Hogarth - Встреча Фердинанда и Миранды (700x542, 329Kb)

William Hogarth. Встреча Фердинанда и Миранды

(Уильям Шекспир. Буря)

 

 

 

 

  Уникальным источником музыки в драме явилась "Буря" Шекспира. Богато представлен музыкальный инструментарий в пьесах: лютня, кифара, виола, ребек, гобой, дудки, трубы, кларнеты, барабаны, флейта, орган, колокола, тамбурин. Показательна музыкальная статистика, которую привел в своем исследовании Нейлор: барабаны в 14 пьесах Шекспира упоминаются 77 раз, фанфары труб — 18 раз в 14 пьесах, гобои — 14 раз во время свадебных церемоний, шествий, маскарадов, пиршеств .

Шекспир тонко уловил семантику печали тембра флейты и использовал ее в погребальных обрядах. Интересно, что герои пьес профессионально обсуждают влияние музыки на людей, разнообразие эмоций .

Так, в 1 сцене I акта "Двенадцатой ночи" Герцог произносит:

«Вновь повторите тот напев щемящий. —
Он слух ласкал мне, точно трепет ветра,
Скользнувший над фиалками тайком».

( Э. Л. Линецкая)

 

Многие пьесы содержат представления автора о музыке небесных сфер, о гармонии мироздания и музыке как ее выражении. В 1 сцене III акта  находим следующие слова Оливии:

«Вот если б вы хотели рассказать,
Что кое-кто другой по мне томится,
Вы больше усладили бы мой слух
Чем музыкою сфер».

(Э. Л. Линецкая).

 

Для героев пьес Шекспира все прекрасное подобно музыке. Фердинанд во 2-й сцене I акта  "Бури"вопрошает:

«Откуда эта музыка? С небес
Или с земли?.. Теперь она умолкла.
То, верно, гимны здешним божествам».

( М. Донской).

 

Музыка характеризует душевное состояние героев Шекспира. Лоренцо о бесчувственности людей:

«Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость».

 "Венецианский купец"

 

Ричард II в 5 сцене V акта говорит:

«Что? Музыка? Ха-ха! Держите строй:
Ведь музыка нестройная ужасна!
Не так ли с музыкою душ людских?
Я здесь улавливаю чутким ухом
Фальшь инструментов, нарушенье строя,
А нарушенье строя в государстве
Расслышать вовремя я не сумел».

 .

Музыка в понимании Шекспира — это гармония, совершенство, любовь:

Герцог. Ну как напев?

Виола. Он эхо пробуждает в том дворце,
             Где властвует любовь...

 "Двенадцатая ночь "


32 (700x520, 299Kb)

ТЬЮ, РОБЕРТ / Thew, Robert (1758–1802)
„КОРОЛЬ ГЕНРИХ IV“. 1796
20 (700x527, 298Kb)

 СИМОН, ЖАН ПЬЕР / Simon Jan Pierre (1750–1810)
Иллюстрация к комедии Шекспира „СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ“. 1796

 

 

 

 

 В Англии самыми излюбленными сюжетами Шекспира в музыке стали "Буря", " Сон в летнюю ночь" . В  1755 г.  Джон Кристофер Смит написал оперу "Феи" с либретто Гаррика, который использовал первые 4 акта  "Сна в летнюю ночь"  , а в 1756  г. композитор сочинил оперу  "Буря" . Обе оперы были созданы в стиле Генделя и поставлены в  "Друри-Лейн" .  1786 г. Стефен Сторэйс представил оперу  "Ошибки"   по "Комедии ошибок" на итальянское либретто, это единственная опера вплоть до ХХ в. по этой комедии, музыковеды считают ее одной из лучших ранних опер по Шекспиру.

761px-George_Romney_-_William_Shakespeare_-_The_Tempest_Act_I,_Scene_1 (700x551, 361Kb)

 

 Некоторые музыкальные сочинения, написанные по произведениям У.Шекспира в разные годы

«Королева Фей» по комедии "Сон в летнюю ночь"(предп. в обр. Э. Сетла, 1692, Дорсет Гарден-театр, Лондон)  «Буря или Зачарованный остров» по мотивам "Бури" в обработке Томаса Шедуэлла, который переработал редакцию Драйдена и Давенанта (1695, как свидетельствуют документы, не была поставлена).

Пёрселл также написал музыку к спектаклю "История Тимона Афинского, человеконенавистника" по одноименной трагедии Шекспира (1694) в постановке Шедуэлла. Фрагменты оперы «Дидона и Эней» были распределены между актами пьесы "Мера за меру" в спектакле Чарльза Гилдона (текстовая версия опубликована в 1700 г.).

В 1656 г. английский поэт, драматург,  сэр Уильям Давенант поставил первую английскую оперу  Осада Родоса композиторов Г. Лоуса, Г. Кука, Дж. Хадсона и Ч. Колмена (музыка не сохранилась) в театре Давенанта  Линкольнз-Инн-Филдз  .

В 1716 г. Ричард Леверидж сочинил одноактную шуточную оперу  "Комическая маска" о Пираме и Тезбе  ( The Comick Masgue of Puramus and Thisbe&rdquo ), основанную на шекспировском  "Сне в летнюю ночь" , и поставленную в  Линкольнз-Инн-Филдз.

45 (700x522, 328Kb) РАЙДЕР, ТОМАС / Ryder, Thomas (1746–1810)
„ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ“. 1794

 

 

 

Музыкальный словарь

Канцона ( окс . canso, итал. canzona , буквально — песня), лирическое любовное стихотворение, первоначально куртуазная песня, наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров , перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки . В музыке — пьеса для одного или нескольких голосов с аккомпанементом.

Мадрига́л ( итал.   madrigale  , от лат.   сочинение  на родном (материнском) языке небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.

Токка́та ( итал. toccata от toccare — трогать, толкать первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа >, но встречаются также токкаты для других инструментов.

В 16-18 веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла

  Фанта́зия(итал. fantasia, от лат. phantasia, от др.-греч. φαντασία плод воображения) в европейской музыке — общее обозначение формально и стилистически различных жанров. При всём историческом разнообразии артефактов музыкальной фантазии общим для них была прекомпозиционная идея творческой свободы, которая чаще всего трактовалась как отказ от какой-либо одной и общепринятой формы-конструкции (в этом смысле музыковеды говорят об «импровизационности формы»), а иногда и шире — как творческий эксперимент в вообще любых техниках композиции и средствах языка (гармонии, ритме, форме, фактуре, жанре и пр.)

 Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, в целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепиано, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

d82ca3c8e4d2 (379x700, 322Kb)

Альберт Дюрер.  Флейтист и тамбуринист, 1503-4 г.г.

 

 

Основные ссылки

http://www.distedu.ru/mirror/_muz/blankov.narod.ru...ka/vainrot-english-consort.htm

http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3954.html

Википедия

иллюстрации

http://www.lib.tsu.ru/win/vystavki/ork_1/icon.html

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post99609064

http://az.lib.ru/img/c/chujko_w_w/text_1889_shakespeare_oldorfo/index.shtml

text_1889_shakespeare_oldorfo-31 (700x487, 358Kb)

Серия сообщений " Музыка 16-17 вв.":
Часть 1 - Английская музыка 16-17 вв.
Часть 2 - Французская музыка 16-17 вв.
Часть 3 - Шедевры барокко. Королева фей

Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

Крылатая_Ника   обратиться по имени Воскресенье, 15 Декабря 2013 г. 17:18 (ссылка)
Леночка,ты целый научный трактат написала!С удовольствием окунулась в божественные музыкальные творения! Попала в иные миры... красоты...гармонии...вселенской любви...
Жаль,что только в блог можно скопировать ( по ссылке )
72847717_Master_zhenskih_polufigur__Muzuykantshi_YErmitazh (489x698, 138Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Говорящая_Собака_Чау   обратиться по имени Воскресенье, 15 Декабря 2013 г. 18:25 (ссылка)
Аллочка, вот спасибо за подарок,
просто праздник - твоя иллюстрация!
Она достойна пристального внимания.
Работа неизвестного нидерландского художника первой половины XVI века "Три музицирующие девушки" (Санкт-Петербург, Эрмитаж) .
Ей посвящен интересный очерк - http://www.liveinternet.ru/users/andre_art/post176751739/
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Леночка благодарю за музыкально-познавательный пост! Воскресенье, 15 Декабря 2013 г. 20:34 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 16 Декабря 2013 г. 11:00ссылка
Спасибо за внимание, Надюша!

Иллюстрация Артура Рэкхема к комедии У.Шекспира " Сон в летнюю ночь"
73634391_midsum13 (700x525, 159Kb)
muza-105   обратиться по имени Воскресенье, 15 Декабря 2013 г. 21:58 (ссылка)
Спасибо за обширные музыкальные познания,Лена,очень красивый инструмент - лира - на мой взгляд,а вот небольшое дополнение от меня
p12_k20-11 (700x577, 101Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 16 Декабря 2013 г. 10:05ссылка
Маргоша, спасибо, интересный художник!
Жил во Франции и "немного" позже. У него много картин с муз. инструментами.
Adolphe Alexandre Lesrel (19 Мая 1839 г. - 25 Февраля 1929 г.)
Французский живописец. Родился в г. Генетт, Франция. Был одним из лучших учеников знаменитого придворного французского художника Ж.-Л.-Э. Месонье. В 1885 состоялась персональная выставка в О-ве французских художников, почётным членом которого стал в 1889. Член-корреспондент Национального о-ва изящных искусств (1890). Жил и работал в Париже, где был одним из главных представителей историзма в живописи. Техническая виртуозность и правдивость в изображении сюжетов светской жизни ХVII в. принесли мастеру славу в Европе и США. Работы хранятся в ХМ Нанта, Руана, Сиднея, Нью-Йорка и др.
d913b2ddfb61t (369x510, 57Kb)
Пафия   обратиться по имени Понедельник, 16 Декабря 2013 г. 08:13 (ссылка)
Ленуша, умопомрачительный пост!
Столько материала нашла!
Красивая музыка! Спасибо за труды!!
Нашла иллюстрацию, но не нашла автора...
http://my-favorite-visual-artists.blogspot.ru/
1472 (507x700, 45Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 16 Декабря 2013 г. 09:51ссылка
Оля, спасибо, посмотри ссылку, которую я дала Алле, твоя картина там!
e954847bec08t (514x700, 112Kb)
Хью Томсон (Hugh Thomson), иллюстрации к комедии Уильяма Шекспира "Виндзорские насмещницы" (The Merry Wives of Windsor). "Комедия "Виндзорские насмешницы" при жизни Шекспира была издана один раз - в 1602 году - под весьма сложным названием: "Чрезвычайно занятная и весьма остроумная комедия о сэре Джоне Фальстафе и виндзорских насмешницах."
http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=97925
b40bafbfc715t (498x700, 114Kb)

P.S.Оля, может тебе пригодится эта инфа:
Новосибирский академический молодежный театр "Глобус" 30 ноября и 1 декабря представит премьеру комедии Уильяма Шекспира "Двенадцатая ночь" по пяти различным переводам пьесы классика, чье 450-летие будет отмечаться в 2014 году. Я думаю, спектакль задержится в репертуаре.

Аноним   обратиться по имени Понедельник, 16 Декабря 2013 г. 12:56 (ссылка)
приветик, Чаушка! опять у тебя труд на уровне диссертации))
но в "аутентичном" виде пожалуй это не мой стиль))
а вот в современной обработке...
в частности творчество группы "Blackmore's Night"
это группа небезызвестного Ричи Блэкмора из Deep Purple и его жены (в девичестве носившей фамилию Night)
у них, кстати, есть и обработка «Greensleeves»))), на мой взгляд очень классная
http://music.yandex.ru/#!/track/2424120/album/239824
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Понедельник, 16 Декабря 2013 г. 13:11ссылка
Спасибо, Дедушка!
К "Blackmore's Night" я всей душой! Брала некоторые их композиции для муз.оформления постов.
В частности, ты возможно помнишь мою эпопею "Ветер в ивах", там была одноименная музыка "Blackmore's Night".
О "зеленых рукавах" («Greensleeves») можно написать отдельное исследование.
Дело в том, что в инете много муз.записей под этим названием, но и много статей утверждающих,
что это не средневековая музыка. Современный композитор Вавилов написал много композиций, напоминающих такую музыку. Я читала на сайте, где тусуются музыковеды, что партитура "зеленых рукавов" утеряна.
Мы теперь не знаем, как она звучала на самом деле :((
НАДЕЖДАСИБИРЬ   обратиться по имени Пятница, 20 Декабря 2013 г. 14:59 (ссылка)
шикарный познавательный пост!спасибо за труд!прими в подарочек картину Гойо ДОМИНГЕС
000017 (494x600, 233Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Декабря 2013 г. 00:13ссылка
Надюша, спасибо за внимание и оценку моей работы!

Френк Дикси. Гармония, 1877 г.
3ec31b97198d (425x700, 61Kb)
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку