-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Говорящая_Собака_Чау

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 17598


История ширмы (продолжение)

Суббота, 09 Ноября 2013 г. 04:54 + в цитатник

 Ширмы упали вдруг...
  Неопытные служанки
  толкнули их невзначай.  

Бонте

0_78638_2b4ebe5a_XL (700x242, 165Kb)Кано Танъю ," Бамбук и слива", фусума, замок Нагоя
0_6b914_e7c03ca_XL (700x452, 367Kb)
0_6b915_7053895a_XL (700x338, 287Kb)
Кано Мотонобу (1476-1559), "Патриархи дзэн-буддизма"

 

 

 

 

Традиционный японский дом с его не заполненным вещами интерьером, преобладанием пространства над предметом, а это уже некое определяющее свойство культуры. Такой интерьер демонстрировал уважение к пространству как таковому, его самостоятельную ценность. Недаром Дзюнитиро Танидзаки в эссе «Похвала тени» сравнивал традиционный дом с раскрытым над головой зонтом, что означало возможность постоянного соприкосновения природного и культурного пространства. Возможно, в коллективном сознании нации сохранялся образ сакрального пространства церемониального двора древних синтоистских святилищ, где предполагалось пребывание божества — коми.

В исследовании, посвященном святилищу в Исэ, известный архитектор Кендзо Тангэ (1913–2005) писал о свойственном древности, но сохранявшемся и позднее умении «мыслить образами пространства», а не просто осознавать его как место размещения чего-либо:

  «...пространство в японской архитектуре — природа сама по себе, пространство, дарованное природой. Даже если это пространство ограничено, оно не образует независимый мир, отдельный от природы, оно рассматривается в теснейшей связи со своим окружением »

Кендзо Тангэ .

Архитектура Японии. Традиции и современность. М, 1976

 

 

***

Из всех вещей, сопровождавших в Японии жизнь человека, составлявших его микромир, ширма в наибольшей степени была связана с пространством, разделением помещений, организацией интерьера.

 

     В отличие от картины-свитка (какэмоно), помещавшегося на стене, или горизонтального свитка {эмакимоно) развертывавшегося на низком столике, ширма, состоящая, как правило, из нескольких панелей, — предмет мобильный. Она может быть сложена, перенесена. условно ее можно назвать «малой архитектурной формой». Но при этом ширма имеет свою собственную «вещную сущность» и живет наряду с другими предметами в храме, во дворце, жилом доме. В каждой среде ширма с росписью выполняла и свою особую, духовную функцию уже в силу принадлежности к искусству, всякий раз имея различное смысловое содержание.

000128 (547x700, 412Kb)Неизвестный художник. 'Знаменитые места в Киото'.

Роспись ширмы. Деталь. Начало XVII в.  Национальный Музей, Токио

 

 

 

 

 

 

Ширмы вызывали всеобщий интерес, раскупались богатыми горожанами, украшали их дома и были развлечением для их гостей, рассматривавших многочисленные мелкие детали.

 

Ширмы с видами Киото были зерном, из которого вырастала вся последующая жанровая живопись, в том числе и на ширмах. Среди картин с мотивами, исполненными в крупном масштабе, свидетельствующем о новом направлении и эволюции изобразительного языка, выделяется ширма «Любование кленами на горе Такао» Кано Хидэёри (середина XVI в.).

 

Хотя по традиции она посвящена изображению определенного времени года — пышным и ярким кленовым деревьям осени на фоне заснеженных гор, главное для художника — не любование природой, а событие реальной жизни, разворачивающееся перед зрителем: группа горожан, приехавших на пикник. Сопоставление — природа и человек — остается, но меняются акценты: главное внимание сосредоточено на персонажах, их действиях и состояниях. Художник подробно изображает привезенные ими с собой вещи — различные сосуды для питья, коробки для еды, внимательно выписывает костюмы танцоров и зрителей. Собственно сакральный оттенок в отношении к природе отходит на второй план, хотя, может быть, и не исчезает полностью.

img006 (700x474, 334Kb)Кано Хидэёри. Любование кленами на горе Такао.

Роспись ширмы. Деталь. XVI в. Национальный музей, Токио

 

 

 

 

Ширмы нашли широкое применение и в храмовых интерьерах, где наряду с изображениями персонажей буддийского пантеона значительное место занимали картины природы.   На большинстве ширм этого типа изображался на фоне пейзажа легкий павильон с фигурой созерцающего мир отшельника-поэта или сцены посещения друг друга мудрецами.

    Как отмечают японские ученые, такие ширмы использовались во время церемонии посвящения в тайны эзотерического буддизма, т.е. имели религиозные функции. В одном из сочинений основателя школы Кукая говорится: «Вечная истина (татхата) превосходит чувственное, но лишь посредством чувственного может быть постигнута... Сокровенное учение столь глубоко, что трудно выразить его на письме. Однако с помощью картин неясности могут быть рассеяны... Таким образом, тайны сутр и их комментариев могут быть выражены искусством... Посредством искусства осознается совершенное состояние» (Буддизм в Японии. М, 1993).


  Утверждение учителей эзотерического буддизма о том, что через художественный образ лежал путь к слитной с ним сакральной истине, ибо сама природа творчества сакральна и ведет к воссоединению двух начал — сакрального и художественного, необходимо учитывать при анализе произведений искусства, в том числе и росписей ширм. В учении Кукая говорилось, что искусство, природа и учение — триедины, что истина может быть выражена в искусстве косвенно через реальные предметы, открытые восприятию человека, но имеющие глубинный сакральный смысл. Это отразилось на формировании структуры художественного образа, на поэтике росписи ширм.
 

 Укрепление связей с Китаем способствовало появлению в дзэнских монастырях произведений многих выдающихся живописцев. Первые японские дзэнские художники — Гукэн, Ситан, Као, Минтё — изображали патриархов школы, буддийских святых, символических животных и растения. Но главное — они осваивали каноническую систему китайского концептуального пейзажа гиань-шуй (яп. сан суй) — «горы-воды» не только тематически, но и как главную идею беспредельного пространства — носителя сакрального космического начала. 

0_77e9e_64685fa3_XL (700x262, 332Kb)
Кано Эйтоку (1543-1590), "Кипарис", Национальный музей, Токио

 

 

 

 

XVI век — время высочайшего расцвета японской монументальной живописи сёхэйга — росписей на фусума и ширмах. Среди множества живописцев разных школ самой выдающейся личностью был, безусловно, Кано Эйтоку. Он не только нашел свою яркую индивидуальную манеру живописи, но и сумел выразить в своем искусстве главные особенности эпохи с ее утверждением идей могущества, власти, богатства. Военные диктаторы конца XVI в. Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, придя к власти силой оружия, стремились прославить себя строительством грандиозных укрепленных замков, внутренние помещения которых помимо оборонительных функций должны были поражать невиданной роскошью парадных залов: их стены были украшены росписями по золотому фону. Как известно, японский город не имел площадей, предназначенных для государственных и общественных церемоний, такие акции имели форму приемов во дворцах правителей, где внутреннее убранство и указывало на их богатство и власть.

  Первым художником, приглашенным для выполнения этих грандиозных заказов, был Кано Эйтоку. Безусловно, он был захвачен пафосом, размахом того, что происходило перед его глазами, необычностью собственной задачи и необходимостью найти в искусстве формы, адекватные социально-историческим переменам в стране. Коренным образом менялись функции живописи и ее предназначение. Бурные исторические события и рожденные ими общественные идеи в сознании Эйтоку превращались в новые, невиданные образы его росписей, где традиционные природные мотивы наполнялись новым смыслом.
   

  Несмотря на то что замки с многочисленными росписями Кано Эйтоку и работавших под его руководством мастеров были позднее полностью разрушены и погибли, созданный им новый стиль пережил художника и воплотился в произведениях нескольких поколений его учеников и последователей. Кисти Кано Эйтоку принадлежали и ширмы, но сохранилось лишь несколько приписываемых ему произведений, в том числе восьми-створчатая ширма «Кипарис», возможно первоначально представлявшая собой фрагмент настенной росписи. На ширме изображена часть гигантского ствола с могучими искривленными ветвями и тонкими побегами с мелкими листьями. Не видны ни подножие, ни верхушка дерева, что еще более подчеркивает его массивность, могучие формы, как будто наполненные невидимым внутренним движением. Это была своего рода формула стиля Эйтоку, созданная его темпераментом, вдохновленная его гениальным чутьем.

0_77e92_c4bc8178_XL (700x248, 297Kb)
Кано Сансэцу (1589-1651), "Старая слива", музей Метрополитен, Нью Йорк
0_7863e_2373db83_XL (700x299, 298Kb)
0_7863f_8b56bbd2_XL (700x298, 284Kb)
Танъю Моринобу (1602-1674) , две парных ширмы с фениксами,

музей Suntory, Токио  

0_77ed2_732c403f_XL (700x286, 284Kb)

0_77ed3_d726bf0d_XL (700x285, 287Kb)
Кано Эйно (1631-1697), "100 мальчиков", парные ширмы,

музей Метрополитен, Нью Йорк 0_78640_9ab6f203_XL (700x299, 240Kb)
0_78641_c93572c_XL (700x299, 253Kb)
Кано Танъю , "Сосны четырёх времен года", 1641~1646 г,

парные ширмы, храм Дайтоку-дзи

0_60537_c0436e0d_XL.jpg (700x320, 220Kb) Сакаи Хоицу (Sakai Hoitsu) (1716—1828) Maples-and-Cherry-Trees
0_606f0_8d998158_XL.jpg (700x322, 190Kb) Сакаи Хоицу (Sakai Hoitsu) (1716—1828), ширма
0_60538_74884999_XL.jpg (700x623, 375Kb)Сакаи Хоицу (Sakai Hoitsu) Paulownias and Chrysanthemums
0_6b912_7ffe4b6b_orig (700x645, 508Kb)
Исида Ютэй (1721-1786), "Олень и кипарис", 2-створчатая ширма,

 Британский музей, Лондон
0_77e96_50f07574_XL (700x311, 262Kb)
Кано Эйгаку (1790-1867), "Сакура над рекой", ширма, MFA Бостон

 

 

 

 

В дальнейшем стремление различными приемами скрадывать пространственую глубину, приближать изображение к плоскости ширмы станет одной из важных проблем изобразительного языка мастеров росписей. Это позволяло более органично воспринимать ширму в интерьере, где, как правило, не было большого «отхода» от картины и приходилось рассматривать ее с близкого расстояния. Так складывался отмечаемый многими исследователями специфический эффект «суженного зрения», когда мотивом картины могло стать одно дерево — кипарис, сосна, цветущая слива.
 
  Как уже отмечалось, существование ширмы-вещи было связано с архитектурой, с конструкцией интерьера. Наряду с архитектурой синдэн, характерной для периода Хэйан, с конца XII в. постепенно начинает складываться новый тип жилой архитектуры пришедшего к власти военного сословия — архитектуры букэ-дзукури, где были освоены элементы крестьянского дома, а к XV в. формируется архитектура сёин-дзукури.


      Многие принципиальные детали архитектуры сёин были восприняты из жилых покоев буддийского монастыря (специальная ниша-токонома, где помещался свиток живописи или каллиграфии, окно и под ним подоконник-стол для чтения и письма — цукэ-сёин, рядом устраивались полки — тигайдана). Помещения разделялись с помощью раздвижных перегородок-фусума, представлявших собой раму, с двух сторон затянутую бумагой. Такие же по конструкции перегородки-сёдзи с бумагой, пропускавшей свет, отделяли интерьер от внешнего пространства. Пол покрывали соломенные маты-татами, имевшие стандартный размер и ставшие модулем всей конструкции.

Постепенно и в монастырях, и в резиденциях военной знати распространился обычай украшать фусума росписью, и они превратились в основной декоративный элемент внутреннего пространства. Модными стали росписи по золотому фону, и само их количество, как и художественные качества, стало признаком власти и богатства владельца. Кроме того, росписи по золотому фону приобрели и утилитарную функцию. Поскольку большой свес кровли был необходим, чтобы предохранить бумажные сёдзи от дождя, он сильно затенял внутренние помещения, постоянно находившиеся в полумраке. Золотая поверхность росписей выполняла роль отражателя световых лучей, делая помещения более светлыми. 

0_77e9c_725f4411_XL (700x316, 237Kb)
0_77e9d_705e8263_XL (700x316, 233Kb)
 "Лао-цзы" и "Сэйобо", парные ширмы, MFA Бостон  

 

 

 

 

 

В дальнейшем осознание ширмы как вещи и картины одновременно оказало большое влияние на само мышление мастеров, открывая новые возможности художественного использования формы ширмы, ее мобильности. В отличие от настенных росписей на фусума ширма давала большую свободу художнику, не будучи связана с конкретным интерьером.  В 17-18 вв. почти не было живописцев, которые бы не занимались декоративными росписями. К ним принадлежали и такие выдающиеся художники, как Таварая Сотацу и Огата Корин ( о Корине я писала в предыдущем посте). Оба они были выходцами из высшего слоя городской элиты, так называемых матисю, получили прекрасное образование, учились живописи, каллиграфии, стихосложению и глубоко почитали национальную культуру прошлого, претворяя ее в соответствии с изменившимся временем в своих работах.
 

Декоративная роспись на ширме по своим художественным свойствам предназначена к жизни в реальной среде и взаимодействию с находящимися там другими предметами. Увеличение роли орнаментального ритма, свойственное произведениям мастеров школы Римпа, вело к возрастанию пространственных связей предметов в интерьере и появлению в искусстве специфической проблемы их художественной однородности, стилевого единства, т.е. к созданию ансамбля.

6419 (700x341, 297Kb)
Ширма неизвестного художника школы Римпа. Период Эдо

 

 

 

 

 

Краткое рассмотрение истории ширмы-картины, ее двуединства как предмета утилитарного и художественного одновременно позволяет многое сказать о важных сторонах японской культуры — от философско-мировоззренческих до бытовых. Но это возможно лишь в том случае, если видеть эту конкретную вещь не изолированно (в музейной витрине), но как органическую часть системы — жизнестроительной и художественной.
 

      Ширма как утилитарная вещь указывает на определенную форму жизни, а главное — на очень важное для национального сознания понимание пространства и условности его деления на «зоны», будь то дом с его возможностью открыть вовне интерьер благодаря раздвигающимся стенам-окнам или просто разделение помещения с помощью ширмы. В самой мобильности ширмы тоже заключен особый смысл, указывающий на связь вещи с человеком, который может и отгородиться ею от постороннего глаза, и «унести» вещь в другое место, и даже на время как бы ее «уничтожить», сложив и превратив в единый объем, уже не имеющий никаких полезных функций.
 

    Наряду с другими вещами человек мог выбрать ширму с тем или иным мотивом, сделав ее частью бытовой среды, которая выражала как его индивидуальность, так и социальное положение.

    Взаимопроникновение художественной и жизненно-практической сфер стало одной из особенностей японской культуры с присущим ей стремлением к гармонизации отношений человека с миром, будь то природа или рукотворный мир. В ряду создаваемых человеком вещей подобающее ей место занимала и ширма, которая подчас была выдающимся произведением искусства, обладала огромной эстетической ценностью, определяла направление художественного освоения действительности и ее образного воплощения.
0_3c5ff_ba8cf50d_XL (700x316, 285Kb)18 век Период Эдо
0_77ec8_649dfae1_XL (700x322, 399Kb)
0_77ec9_70b8798a_XL (700x323, 394Kb)
0_77ecb_aade4ab1_XL (700x318, 387Kb) Три ширмы из храма Дайкаку-дзи
0_77eca_dcd9703d_XL (700x174, 232Kb)

 Парные ширмы с тигром и драконом из храма Мёсин-дзи

 

 

источники

http://japan-painting.livejournal.com/tag/%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BC%D1%8B

http://ec-dejavu.ru/s/Screen_Japanese.html

Серия сообщений "Период Эдо":
Часть 1 - Период Эдо. Культура периода Эдо. Искусство периода Эдо. Укийе-э
Часть 2 - Искусство периода Эдо. Словарь
...
Часть 8 - История ширмы*
Часть 9 - Огата Корин
Часть 10 - История ширмы (продолжение)
Часть 11 - Борьба сумо
Часть 12 - Известные серии гравюр периода Эдо 3

Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

Пафия   обратиться по имени Суббота, 09 Ноября 2013 г. 07:24 (ссылка)
Лена, спасибо за продолжение темы. Самобытно, увлекательно, интересно.

я за ширмой лет
душой осталась-смотрю
как тени меркнут...
http://www.stihi.ru/2011/05/20/2152

Shiki Kacho Screen by Ogata Kenzan ca.1615-1668
http://ec-dejavu.ru/s/screen_j_2.html
screen_j_2 (640x292, 46Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 09 Ноября 2013 г. 07:30ссылка
Спасибо, Оля, очень приятно...

Семнадцатый век, Период Эдо
mimozochka   обратиться по имени Леночка содержательно и интересно!!умничка! Суббота, 09 Ноября 2013 г. 21:55 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Ноября 2013 г. 14:02ссылка
Спасибо, Надюша, я рада!

Крылатая_Ника   обратиться по имени Суббота, 09 Ноября 2013 г. 23:02 (ссылка)
Очень интересный пост!Леночка!Прочла вдумчиво и обалдела от узнанного...Как "глубоко"...ничего случайного...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Ноября 2013 г. 13:59ссылка
Спасибо за пристальное внимание к моей любимой теме, Аллочка!

НАДЕЖДАСИБИРЬ   обратиться по имени Четверг, 21 Ноября 2013 г. 20:21 (ссылка)
спасибо,Чаушка!очень интересно.посылаю картинку -это японский художник Китагава Утамаро.возможно картины его тебя заинтересуют и ты продолжишь восточные темы
Kitagawa_Utamaro_msize (500x307, 30Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Ноября 2013 г. 09:18ссылка
Надюша, спасибо за внимание!
В рубрике моего дневника "Период Эдо"
представлено искусство Утамаро Китагавы -
японского классика.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку