Кусково. Голландский домик |
http://www.manhunter.ru/offline/675_usadba_kuskovo.html
http://kuskovo.ru/arhitekturno-_parkovyj_ansambl/
Голландский домик –
самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений.
Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда, некогда изобиловавшего карпами, приплывавшими кормиться на звон колокольчика.
Не только сам домик с нарядным ступенчатым фронтоном, окнами с частыми, «в тридцать два стекла», переплетами, - точно сошедший с картин «малых голландцев», - но и все его окружение должно было вызывать определенные ассоциации с Голландией.
Построен в 1749-51 гг. по проекту архитектора Ю.И. Кологравова, имеет характерный ступенчатый фронтон и расстекловку окон. Небольшой, с крутой кровлей, он обращен фасадом на берег маленького прямоугольного водоема, затесненного приступившими к нему постройками. Городскую тесноту Голландии в Кускове воспроизводили деревянные большие беседки по берегам прудика и высокие трельяжные стенки, продолжавшие линию «уличного фасада» домика. По бокам здания размещались голландский огород и голландский сад.
После дворцовых впечатлений Голландский домик создаёт совсем иное настроение – простоты и уюта. Но простота относительная: здесь все напоказ - будь то обилие драгоценных голландских голубых дельфтских и ковровых роттердамских изразцов на стенах (числом более 10 тысяч!), или всевозможных сюжетов и размеров картин, усыпавших стены. И модное увлечение в собирании фарфора: восточного и европейского, посуды и хрупких фигурок, ваз, кувшинов, тюльпанниц.
Внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью. На первом этаже располагаются служебные и подсобные помещения: Нижние (Передние) сени и Кухня. Дубовая лестница ведет на второй – парадный – этаж с Залом и Десертной.
В простенке между окнами любопытный предмет кухонной утвари – деревянная хлебница, похожая на клетку (Западная Европа, начало XVIII века).
Под ней на столике с фигурными ножками – сундучок японской работы (I половина XVIII века), обтянутый крупнозернистой дубленой и отшлифованной акульей кожей – «галюшой».
"Быт голландского бюргера" в домике-игрушке продуман до мелочей, но быт опоэтизированный, возвышенный. Игра начинается уже с первого взгляда на фасад, на ровные яркие кирпичики. Это всего лишь роспись "под кирпич" и, что любопытно, по кирпичу. Весело, нарядно – и, опять же, в традициях восемнадцатого века. Так буквально воспринимался указ Петра I штукатурить дома и расписывать их "под кирпич", как в милой его сердцу Голландии.
В настоящее время есть возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в "быт голландского бюргера" того времени.
Кухня - центр жизни голландского дома. Основная роль в интерьере отводится предметам из фарфора и фаянса западноевропейского и восточного производства XVII-XVIII веков. Предметы мебели - дубовые столы, шкафы, стулья - относятся к I половине XVIII века.
Кухня
c домочадцами-«обманками», обрезными живописными фигурами дам и кавалеров, которые, подобно актерам кусковского театра, вот уже третье столетие лет играют свои роли в «декорациях» Голландского домика.
Большая часть предметов мебели в обстановочном комплексе кухни относится к I половине XVIII века: дубовые столы с точеными ножками и высоким подстольем, шкафы с застекленным выдувным “лунным” стеклом дверцами. Между шкафами столик с “аспидной доской”. Над ним – чернолаковый поднос китайской работы – одна из немногих подлинных вещей, происходящих из Голландского домика. К ним можно также отнести и стулья “…на точеных ношках у коих сиденья плетеные из травы…”
Верхние сени ведут в Зал, Десертную и на балкон.
В шкафах кухни собран фарфор и фаянс знаменитых центров Германии XVII – XVIII веков: Мейсена, Кройссена, Вестервальда, Аннаберга, Фрайберга и др. И, как непременный атрибут голландского жилища, дельфтские вазы и блюда, керамические и стеклянные кружки, тарелки на стенах.
На столах выставлены образцы немецкого свадебного сервиза, о чем свидетельствуют двойные гербы, изображенные на предметах (Страсбург или Хагенау, I половина XVIII века). На столе у окна – китайские блюда и кувшины.
Зал - главное парадное помещение увеселительного павильона, предназначенное для приема гостей. Здесь сервировали стол и были собраны самые ценные произведения живописи, коллекционный фарфор и фаянс.
Отделка зала отличается богатством декоративных элементов и новизной. Темная цветовая гамма расписных «ковровых» плиток уравновешивается обилием света, льющегося из четырех окон и отраженного в многочисленных зеркалах.
Ведущая роль в убранстве зала отведена живописи, преимущественно работам «малых голландцев». Большое количество картин – одна из наиболее ярких примет голландского интерьера. Их развеска приближается к популярной в XVIII веке «шпалерной», выдерживая однородность рам и симметрию. Соответствует первоначальному и жанровое разнообразие: «марины» и сельские пейзажи, натюрморты, портреты, а также «галантные сцены», картины на мифологические сюжеты и столь излюбленный голландцами бытовой жанр.
К редким деталям убранства относятся ваза-тюльпанница,
фарфоровый пласт и скульптура "Бахус верхом на бочонке".
Мебельное убранство зала составляют горки с собранием раритетов, гостиные столики и стулья, обитые расписанной тисненой кожей, высокие напольные часы в чернолаковом футляре. Предметы мебели выполнены мастерами Голландии и Германии XVII – XVIII веков.
В отличие от Кухни фарфору здесь отведена в большей степени представительская, репрезентативная роль. Как предметы особой гордости выставлены изящные китайские вещицы в специально предназначенной для этих целей горке. В нише стены, имитирующей ложное окно, - изысканные образцы чайной посуды, преимущественно саксонского фарфора и тарелки производства фламандских и голландских мануфактур.
Десертная
Парадным характером обладает и Десертная – помещение, предназначенное для хранения и демонстрации чайной и десертной посуды. Камерный по размерам интерьер характером убранства приближается к небольшим гостиным. Стены, как и в Кухне, целиком убраны плитками, однако с большим количеством сюжетов – 49 сцен из голландской жизни, пейзажей, изображений мелких морских судов, ветряных мельниц, пастбищ. Десертную украшают традиционный для голландской живописи «Зимний пейзаж» Томаса Хереманас (раб. 1660 – 1690-е гг.) и непременная фигура-обманка.
Выход справа. Мы покидаем территорию усадьбы...
Серия сообщений "Кусково":
Часть 1 - Кусково. Обзорная экскурсия
Часть 2 - Кусково. Дворец
Часть 3 - Кусково. Грот
Часть 4 - Кусково. Итальянский домик
Часть 5 - Кусково. Голландский домик
Часть 6 - Кусково. Дворянская усадьба XVIII века*
Часть 7 - Кусково. Заключительная прогулка
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |