Без заголовка |
Народный артист России (2001)
«Мы раньше играли в Чапаевых, Мересьевых, Робин Гудов. Дети должны расти на добре, а они во что играют? Каждая передача на телевидении напичкана кровью, смертью, дьявольщиной в чистом виде. Поколение воспитывается на войне и злобе». Борис Хмельницкий.
Борис Хмельницкий родился 27 июня 1940 года в Уссурийске в Приморском крае.
Позже Борис Хмельницкий рассказывал: «Я не хочу обижать жителей столичных городов, но, на мой взгляд, дальневосточники, сибиряки более цельные натуры с сильнейшей природной закалкой. В городах люди мельчают, цивилизация накладывает отпечаток. С дедом мы ходили и на медведя, и на кабана, и ловили руками рыбу. Красную икру солили бочками. До сих пор дух захватывает от огромных кедров, таежных птиц и зверей, от мощи Тихого океана. Стоит только выйти на его берег – забываешь все! Эта необъятная махина будоражит в тебе фантастические ощущения».
Отец Бориса Хмельницкого был военным, и его семья много разъезжала по стране. Отец Бориса, как правило, становился начальником Дома офицеров, в котором сосредотачивалась культурная жизнь округа. Родители активно приобщали Бориса и его сестру Луизу к искусству и музыке, часто устраивали дома музыкальные вечера. Луизу училась играть на рояле, а Борис - на баяне. После очередного переезда, в каждом новом местечке их мама находила детям нового учителя музыки.
Хмельницкий получил первое образование во Львове, где окончил Львовское музыкальное училище по классу баяна и получил специальность дирижера оркестра народных инструментов. Он мог бы стать музыкальным работником, но этому помешало сильнейшее заикание, которое родители Бориса постоянно пытались исправить, но ничего не помогало. И тогда Хмельницкий, чтобы избавиться от заикания, решил поступить в театральное училище. Позже он рассказывал: «В нашем доме была необыкновенная аура. Бабушка, мама, папа… Такие семьи сейчас большая редкость. То поколение было более верным. Сегодня все больше встречи-расставания. Почему так, не знаю. Стало чуть ли не хорошим тоном постоянно менять партнеров и якобы наслаждаться свободой». Когда Борис поступал в театральное училище, его отцу предложили должность заместителя начальника Центрального дома Советской армии. И тогда мама, папа и сестра Луиза тоже переехали в Москву.
Хмельницкого со второго раза приняли в Щукинское училище, где одним из его педагогов стал Юрий Любимов, который со своими студентами, составившими впоследствии костяк актерской труппы театра на Таганке, готовил дипломный спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана». Позже именно в нем играли Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Валерий Золотухин, Семен Фарада и другие известные актеры.
Хмельницкому помогло музыкальное образование - Любимов позвал двух студентов с младших курсов написать стихи и музыку для брехтовских зонгов. Одним из них был Хмельницкий, вторым стал Анатолий Васильев, ныне выдающийся режиссер. Они и сделали 42 мелодии для спектакля, после чего Хмельницкий попал в любимовский театр, где окончательно избавился от заикания.
В знаменитом театре на Taганке Хмельницкий был востребован и получал главные роли. Довольно быстро он стал востребован и в кино - первой его ролью стал поэт-солдат в фильме Леонида Осыки «Кто вернется – долюбит». Следующей была работа с Юрием Ильенко в фильме «Вечер накануне Ивана Купала», роль в котором Хмельницкий, снявшийся в десятках фильмов, всегда считал своей лучшей работой в кино.
Именно благодаря кино сложился визуальный образ Хмельницкого - одного из самых «роковых мужчин» советского кино. Когда для съемок в фильме-опере «Князь Игорь» Хмельницкому пришлось отпустить бороду, Любимов ему сказал: «Значит, так, классная борода. Сбреешь – уволю из театра!» Хмельницкий подумал, что режиссер шутит, ведь Любимов не любил использовать грим. Но Любимов добавил: «Я знаю, что в идеале актер должен быть лысым. Но Чарли Чаплин-то с усиками! А как играл! Ты так сыграй, чтобы я не думал, с бородой ты или нет! Ты сумей суть характера передать!». И в дальнейшем Хмельницкий представал перед кинозрителями исключительно с бородой.
По свидетельствам друзей и знакомых Борис Хмельницкий был очень располагающим к себе человеком. «Для меня Борис Хмельницкий стал одной из самых значимых фигур-шестидесятников, которые прокладывали путь к свободе, ибо он и театр на Таганке как раз и стали выразителями лучших идей того времени» – говорил о Хмельницком Марк Розовский.
Хмельницкий часто пел в театре и на экране. Он бережно относился к своим женщинам - первой жене Марианне Вертинской и второй - Ирине Гончаровой, которая была автором и ведущей программы «Нежность» на радио «Россия». Хмельницкий жил со своей дочкой Дашей, и любил баловать ее. Родные, друзья и коллеги всегда отзывались о нем с теплотой, говорили, что Хмельницкий был добрым и хорошим другом. «В Боре - безумная доброта» - говорила о нем Марианна Вертинская. «Мы звали его Бэмби, по имени трогательного олененка из популярного мультика. Он был хорошим актером и очень приличным человеком, что сейчас крайне редко, поэтому терять таких людей особенно тяжело» - говорил Юрий Любимова, знавший Хмельницкого в течение 45-ти лет. «Я благодарен Юрию Любимову, которого я очень люблю, несмотря ни на что, за такое прозвище: «Боря, ты как Бэмби. Наивный, как ребенок. Большими глазами смотришь на мир». Это самый лучший комплимент за всю мою жизнь. Бэмби – мудрое существо. Важно сохранить в себе детскость, чистый взгляд на мир. Хорошо, что он не назвал меня шакалом или гиеной. Хотя гиена не виновата, что питается падалью. Но человек не должен следовать ее примеру» – говорил Любимову сам Борис.
«Это был уникальный человек, удивительно добрый и открытый. Он бесконечно любил людей, и его любили все. Он всегда находился в центре всех актерских компаний. С его уходом от нас ушла душа» - рассказывала о Хмельницком Алла Демидова. Тем не менее, Борис Хмельницкий ушел из театра: «Из театра я ушел сам. Что неожиданно было и для моего учителя — Любимова, и для театра. И до сих пор висит там мой портрет. Я очень уважаю свой театр. И очень люблю моего учителя».
Позже Хмельницкий рассказывал: «Театр на Таганке был единственным театром, в котором я работал. У меня были предложения от других режиссеров. Мне передавали, что меня ждет Гончаров. Губенко звонил: Боря, возвращайся. Но я не хотел. В моей профессиональной жизни тогда остались только кино, концерты и общество «Знание». Я любил свой театр. Меня на Таганке звали Бэмби - как персонажа нашего детства. Наверное, я производил впечатление легкомысленного человека: ну и что, подумаешь, несчастье, бывает и хуже. Но потом Бэмби для меня стало чуть ли не философским понятием. В детстве все ведь кажется легко... Расхожее мнение, что Любимов - диктатор, а мы были театром марионеток. Но я считаю, что самый актерский театр, которые я вообще когда-либо знал и видел, - это Таганка. Не «Ленком», я не беру старый МХАТ, «Современник» Олега Ефремова или старый Вахтанговский, я рассматриваю наше поколение. Актер, прошедший школу Любимова, мог играть в каком угодно театре - в музыкальном, комедийном, драматическом. Любимов растил «синтетических» актеров. А театр, прежде всего - это зрелище. Будь то хоть Достоевский, хоть Солженицын, хоть Горький, на спектакле не должно быть скучно... Как-то мы были в гостях у Андрея Миронова, и зашел разговор: у вас замечательный театр, мы его любим, но актеры в нем - марионетки. На что я возразил: Андрей, назови второй театр в Советском Союзе, где есть такое количество потрясающих актеров - Славина, Демидова, Полицеймако, Жукова, вся мужская обойма - Высоцкий, Золотухин, Губенко, Бортник, Филатов, Любшин, Калягин, Шаповалов (извините, если кого-то не упомянул - список очень длинный) - ничего себе театр марионеток. Мы наслаждались ролями, можно сказать купались в них. Даже эпизоды Любимов выстраивал так, что плохо сыграть было невозможно. Самая маленькая роль в актерской биографии превращалась в событие. Театр вообще отношения к жизни не имеет. Да и кино во многих случаях. Нет таких мафиози, какими их показывали в «Крестном отце», или таких бандитов-интеллигентов, как в фильме «Место встречи изменить нельзя». Не понимаю, когда фильм или спектакль оценивают по принципу: это не как в жизни. Снимайте документальное кино, и будет как в жизни. А на сцене имеет место только воплощение идеи жизни, фантазия на эту тему. Я не устаю повторять, что Любимов - самый главный и любимый режиссер в моей жизни. Представляете, он заику в театр взял! Я же страшно заикался, в Щукинском театральном училище иногда даже экзамены письменно сдавал - говорить не мог. Но потом был первый самостоятельный показ на первом курсе, все ждали этого момента - решалось, смогу я актером с таким дефектом работать или нет. И Любимов был в зале, он у нас преподавал. Я вышел на сцену. Отбарабанил все без запиночки. Юрий Петрович тогда сказал: «Ну и пусть заикается себе в жизни, сколько хочет». Любимов в меня верил. Всегда поддерживал: да не обращай ты внимание на свое заикание, пусть думают, что это я так срежиссировал... Однажды вводили меня на роль Галилея - Володя Высоцкий в больнице оказался. Я спектакль знал, мы с Толей Васильевым к нему писали зонги, но не играл в нем. Любимов меня вызывает: сможешь за 15 дней выучить роль? А Галилей - это не Гамлет даже - там сплошные монологи. Но что делать - не отменять же спектакль, тем более скандал был бы чиновникам на руку - из-за болезни Володи срыв.
В роли Галилея
Мы репетировали днем и ночью. А заикание - дело непонятное. Откуда оно берется на всю жизнь? Утром на прогоне я дико заикаюсь, после первого акта захожу в кабинет: «Юрий Петрович, отменяйте». – «Да ты что! Что случилось? Ты лучше думай, как сыграть первую сцену с Ульяновой про молоко», - и ни слова про мое заикание, как будто и не я до этого на сцене мучился. Вечером я сыграл спектакль! Потом Володя вышел из больницы, мы играли в очередь, а потом без всяких объяснений я был снят с этой роли. Прошло время, опять Высоцкий в больнице, опять Любимов уговорил меня играть. И история повторилась. Но когда на поминках Высоцкого ко мне подошел его друг Вадим Туманов и сказал: «Володя тебя любил, но что у вас произошло? Он чувствовал какую-то вину перед тобой. Из-за бабы?» - «Нет. Объяснять не буду. Тема закрыта. Раз он мучался, переживал, все, забыто, я его люблю еще больше». Когда Володя ушел из жизни, мы решили сделать спектакль «Владимир Высоцкий». Это был спектакль-исповедь. Володя перед нами, мы все перед ним, его голос на сцене... И мы дали клятву: что бы ни случилось, играть этот спектакль два раза в год - 25 января и 25 июля, в день рождения и в день смерти Высоцкого. Что происходит дальше. Я уже ушел из театра. Но памятуя, что 25-го спектакль памяти Володи, я прилетаю из Сирии в Москву, отпрашиваюсь на два дня со съемок совместной картины. Пять лет прошло, как Володи не стало. И в этот день я узнаю, что спектакль отменен - театр в Чехословакию уехал. Вот тут для меня Таганка и рухнула... Режиссура - это власть. Очень опасная штука - владеть душами и судьбами людей. А приходится: хочу помилую, хочу - нет. Хочу сниму с роли, хочу ее дам. Но поразительно: Любимов никого не увольнял. Актеры получали по 150 выговоров - за прогулы, за пьянки, но только не приказы об увольнении. Да, от Любимова уходили - Ярмольник, Губенко, Любшин, Калягин, Демидова, но уходили сами - в другие театры, в другие жанры. И мне в какой-то момент показалось, что я могу сделать новый, совершенно иной виток своей жизни. Театры, как известно, живут десять-пятнадцать лет. Первый, кто стал говорить о том, что ребята, не обольщайтесь, мы дошли до какого-то предела и стали тормозить, был Любимов. В 1978-м году он мужественно признался и призвал нас не останавливаться, не довольствоваться старыми успехами, а искать, искать... Мы всегда вели творческие споры. Но театр существовал тогда, когда мы друг друга любили. Вы бы видели, как Любимов наслаждался, когда мы хорошо играли на сцене... Конфликт, после которого Таганка развалилась, мне, мягко говоря, был не очень близок. Любимов - наш учитель. А как я однажды в театре сказал, на учителей, на родителей и на жен я в суд не подаю. Что бы ни происходило. Это мои личные обиды, недоразумения. И я это искренне говорил. У меня со многими актерами хорошие отношения и в театре Любимова, и в театре Губенко. Я их не делю - я их люблю. Дьявольские силы вмешались, какая-то чертовщина произошла... Из театра ушел после «Мастера и Маргариты» - знаменательного в роковых отношениях романа. На роль Воланда Любимов назначил меня, Смехова и Соболева. Я напомнил Любимову историю с Галилеем. И поставил условие, что репетируем по очереди, но перед выпуском спектакля он объявит первый состав. И перед сдачей Любимов сказал, что первый исполнитель Воланда - Хмельницкий. Прошло время, опять же без всяких объяснений меня сняли с роли. Два года я не играл. И однажды в городе Омске, на гастролях, в присутствии Леонида Филатова и моей сестры Луизы Хмельницкой одному из исполнителей был задан вопрос: почему Борис не играет? – «Как был Бэмби, так и остался. Такие роли надо выгрызать зубами и идти по трупам». Я по трупам не хожу. Я предпочел уйти из театра. Все заявление восприняли как мою очередную шутку. Даже Любимов сначала не поверил, что я это делаю всерьез... Но о Театре на Таганке я всегда вспоминаю с огромной любовью и благодарностью. Я там работал с 1964-го года - с самого основания. Там состоялась моя театральная актерская карьера. Что говорить, там было прожито много лет, из них 20 - счастливых. Знаете, ведь седые волосы и знаки отличия на твоем лице остаются не только после страданий и переживаний, но и от любви к делу, которому ты себя посвятил, к театру, к своему учителю, к людям, с которыми ты проработал счастливые годы жизни, к своим близким. Поэтому я всем объясняюсь в любви. Как в спектакле Маяковского «Послушайте» я говорил: у вас на меня никакой злобы не должно быть, но и у меня к вам тоже...».
Хмельницкий был не только хорошим музыкантом, но и поэтом. Он писал песни, и к творческому процессу относился серьезно: «Диск можно было сделать за два дня, но его надо было выстрадать. Это - мой отчет по жизни. Там семнадцать песен, и все подобраны очень тщательно. Вот чем наш театр отличался от других? Подбором репертуара. Лучшей афиши, чем на Таганке, не было ни в одном театре! И Шекспир, и Достоевский, и Булгаков, и Островский... Так же и здесь: в моем компакт-диске такой уровень поэзии и музыки! Я собрал все, что я люблю. Я пока выпустил небольшую партию, попробовать. Все раскупили!».
В кино Хмельницкий прославился с помощью режиссера Сергея Тарасова, став Робин Гудом в его фильмах «Стрелы Робин Гуда, снятом в 1975 году, и в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», снятом в 1983 году. Образ средневекового короля разбойников благодаря игре Бориса Хмельницкого и балладам Владимира Высоцкого надолго остался в памяти кинозрителей.
Президент Владимир Путин присвоил Борису Хмельницкому звание народного артиста России. И хотя между артистами Таганки и Современника была договоренность отказываться от званий, от президентской награды Хмельницкий отказаться не смог. «В званиях есть что-то безнравственное. Нигде в мире нет званий, только в Монголии и у нас. Вы слышали про звание в США? Представляете, народный артист штата Мичиган Джек Николсон! Смешно... Короче, мои 60 лет отгуляли в Анапе. Утром подходит ко мне Инна Макарова и говорит: «Боречка, я тебя поздравляю. Ты получил звание народного артиста России». Как я могу получить звание «народного», если у меня даже «заслуженного» нет? Таких случаев было два в истории советского кино. Бондарчуку Сталин дал сразу народного СССР за фильм «Тарас Шевченко». И еще кто-то перескочил».
Были у Хмельницкого и предложения сниматься за рубежом: «Меня мало здесь снимали. Но думаю, что таких предложений сняться на Западе, как у меня, мало у кого было. В Югославии на фестивале я познакомился с Кирком Дугласом, он наполовину русский, мама из Смоленской губернии. И он пригласил меня сняться в Голливуде в фильме «Скалолаз». Он устроил по этому поводу фуршет, собрал нашу делегацию, сделал официальное заявление. Я спросил тогда: «Кирк, хау мач мани?» Он назвал сумму (а это был 82-й или 84-й год) — полмиллиона долларов. Я от изумления и сказать ничего не могу. Он: ну, 800, ладно — миллион. Я нашему представителю Госкино говорю — если отпустите меня, я согласен все «бабки» отдать. Я за суточные снимусь. И началось. Бумажки оттуда — сюда, отсюда — туда. Так и не отпустили. Через два года приехал на Московский фестиваль Кирк Дуглас с женой. Я все ему объяснил. А второй раз не отпустил наш Любимов, но я не в обиде и воспринимаю это как комплимент. Хотя мы обижались, естественно. И обиды большие были и у того же Володи Высоцкого, который последние два года не в штате был. А сейчас думаю, вот как бы сложилась моя актерская судьба. Если бы снялся в Голливуде — были б и деньги, и все такое. Это уже другая ставка на всю жизнь...»
Хмельницкий женился в 35 лет, имея к тому времени титулы «бабника» и «закоренелого холостяка». Его избранницей стала однокурсница по Щукинскому театральному училищу красавица Марианна Вертинская. Никто точно не ответит, когда стирается грань между дружеско-приятельскими отношениями и любовью. Марианна и Борис были знакомы давно, но настоящее чувство проснулось как-то вдруг. После первого развода Вертинской. Хмельницкий рассказывал об Александре Вертинском: «Как-то приехал он к нам давать концерт. После его выступления я осмелился к нему подойти. Сказал, как сейчас помню, что мне нравится его творчество, что знаю многие его песни, даже напел. Он несказанно удивился: как так, комсомолец - и знаком с творчеством опального Вертинского? Он был такой артистичный, изысканный, сильно ото всех отличался. К нам же многие в ту пору известные артисты приезжали. Но в них не было той театральности, утонченности, как в Вертинском. Для меня человек, который поет, должен обладать некими актерскими навыками. Я не люблю слова «кумир», но для меня он был уникальным. Его вокальные данные были выдающиеся - как у Высоцкого, Шарля Азнавура... А потом судьба сложилась так, что я женился на его дочке Марианне».
У Хмельницкого и Вертинской родилась дочь Даша, которая после развода родителей осталась жить с отцом. Несмотря на два развода, Хмельницкий никогда не отозвался плохо ни об одной из своих жен. На вопрос о семейном положении всегда отвечал смеясь: «Меня все женщины бросили. Я никогда не скажу, что я бросил - это не по-мужски. И вообще я считаю позором выносить личное на суд широкой общественности. Но и так всем известно, что у меня было две жены, и обе замечательные: Марианна Вертинская и Ира Гончарова. Они меня бросили, и правильно. Я устал повторять, что мама Дашу не бросала. Просто так сложились обстоятельства. Мы договорились, что Саша (старшая дочь Вертинской от первого брака – прим. авт. ) остается с Марианной, а Даша – со мной. Как оказалось, мы приняли верное решение. Сегодня все члены семей Хмельницких и Вертинских часто встречаются, у нас прекрасные взаимоотношения. Мне доставляет огромное удовольствие помогать ей во всем. Говорят, что я ее балую. А почему бы и нет? Предназначение мужчины – забота о женщине. Пусть она и его дочь. Но я ни в коей мере не ограничиваю ее свободу. Даша вполне самостоятельный человек. Естественно, волнуюсь, когда ее долго нет. Звоню, ругаю, что в час ночи, например, она в парке выгуливает собаку. Обстановочка сейчас та еще.
В другом интервью о своей жизни Хмельницкий рассказывал: «Теперь дни рождения мне можно отмечать не раз в год, а раз в пять лет. В этом преимущество возраста. В детстве ты же не думаешь — ну, жизнь и жизнь, пойду во двор мячик погоняю... А с возрастом ты понимаешь — у-у-у, вот это дар, который тебе дан. Каждый день, минуту, секунду ты ценишь. Жизнь — это божий дар. Поэтому я и не унываю никогда. Мы с дочкой по парку идем. И вдруг она: «Папа, ну-ка распрямись». Как будто ничего не значащие слова, но я всегда это помню и всегда распрямленный, всегда энергичный, никогда не позволяю себе шаркать ногами. Дочка меня одевает в духе молодежной моды. Многие молодые меня очень понимают, говорят: «Дядя Борь, а где вы так одеваетесь?» Я, конечно, не самовлюбленный идиот, не Нарцисс. Просто эта одежда и удобна, и подтягивает меня. Вчера вот были в компании, я как начал плясать... Еще неизвестно, кто кого переплясал. Там и девушки были 30-летние. Были и постарше. Молодые ребята... лет под 40. Разница, впрочем, небольшая — что 40, что 65. Ведь главное — как себя ощущаешь. Не дай Бог, быть немощным. Не дождетесь! До последнего буду юморить! Мой папа, кстати, умирая, рассказывал анекдоты. Врачи были в шоке. Нет, я не собираюсь спешить с последним анекдотом».
Хмельницкий так же занимался различными концертными проектами, и в качестве композитора выступил в фильмах «Первая любовь» и «На короткой волне». Отмечая свое 65-летие, в юбилейных интервью Хмельницкий рассказывал: «Теперь дни рождения мне можно отмечать не раз в год, а раз в пять лет. В этом преимущество возраста. В детстве ты же не думаешь — ну, жизнь и жизнь, пойду во двор мячик погоняю... А с возрастом ты понимаешь — у-у-у, вот это дар, который тебе дан. Каждый день, минуту, секунду ты ценишь. Жизнь — это божий дар. Поэтому я и не унываю никогда. До последнего буду юморить! Мой папа, кстати, умирая, рассказывал анекдоты. Врачи были в шоке. Нет, я не собираюсь спешить с последним анекдотом. Хотелось бы, чтобы этот спектакль под названием «жизнь» имел хорошо срежиссированный финал, после которого тебя помнили, чтобы не стыдно было уйти».
Хмельницкий отлично играл в бильярд. Умел и любил готовить: «Я не «тоже» умею. Я это умею! Лучшие повара - это мужчины. Так вот я готовлю потрясающе! Вот если бы я зашел в любой ресторан и приготовил бы там свои пельмени или блинчики, еще вопрос, какие бы блюда люди заказывали - мои или фирменные ресторанные. Я ведь вырос в семье охотников, а охотники всегда очень хорошо готовили. Кулинария – обширное поле для фантазии, и я на кухне действительно много фантазирую. Однажды Макаревич пригласил меня в свою передачу «Смак», так этот получасовой выпуск принес мне большую известность, чем иные работы в театре и кино! А ведь я там не сделал ничего особенного - я просто пожарил картошку. Но я так ее пожарил! Надо было видеть, как я ее переворачивал. Это надо уметь! Чем блюдо легче, тем оно сложнее. Не думайте, что приготовить жареную картошку очень легко. Это искусство – готовит вкуснятину из ничего – пришло ко мне еще во времена студенчества. Когда ничего нет, а вы пригласили девушек в компанию, приходится выдумывать... Получали мы мало, и коронное блюдо было – плавленый сырок. Но умудрялись так приготовить эти несчастные бутерброды – с чесноком, с зеленью… И все девушки были довольны!».
В последние годы своей жизни Борис Хмельницкий много играл в кино и на телевидении, последний фильм с его участием был «Тарас Бульба» режиссера Бортко. Михаил Боярский позже рассказывал: «Совсем недавно мы снимались в картине «Тарас Бульба». Ничто не предвещало такого трагического конца, хотя я знал о его болезни. Он великолепно рубился с врагом, как настоящий казак. Даже не в съемочный период разъезжал на лошади профессионально». Сам Хмельницкий о своих работах в кино рассказывал: «Я недавно закончил работу над очень важным для меня фильмом, снимавшимся много лет. Режиссер Булат Мансуров снял многосерийную картину об истории нашей земли - от княгини Ольги и дальше. Это четыре художественных фильма и телеверсия. Я там играю несколько ролей. Одна из них Святослав Игоревич. Когда-то я играл, если помните, в телеопере «Князь Игорь» Романа Тихомирова. Недавно ее пересмотрел и получил колоссальное удовольствие от великой музыки, постановки и прекрасной игры актеров.
При этом об общем положении дел в российском кино Хмельницкий имел однозначное мнение: «За то кино, которое сейчас снимают, раньше выгоняли с первого курса киноинститута. Большинство очень хороших режиссеров вынуждены снимать не то, что они хотят. Надо выживать. По телевизору сплошные сериалы. Но если никакой режиссер, никакой оператор и никакой сценарий, то ты и сам играешь плохо, ведь чтобы максимально удешевить съемочный процесс, актеров ставят в кадр, не обговорив предварительно их роли, не отрепетировав. Но опасность даже не в этом. Вырастает нация, которая не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Искусство - это идеология, которая сейчас извращается. Даже в церковь для некоторых стало модно ходить и очень удобно: грешить, каяться и опять грешить».
Борис Хмельницкий ушел из жизни 16 февраля 2008 года. Ранее у него было обнаружено онкологическое заболевание. Как рассказали близкие актера, Борису Алексеевичу вечером 15 февраля стало очень плохо, и дочь Дарья вызвала ему «Скорую», однако ночью актеру стало хуже, и он впал в кому. Утро врачи сообщили дочери актера, что он может умереть с минуты на минуту. Дарья обзвонила и попросила прийти всех близких и друзей. Вскоре Борис Хмельницкий скончался.
«Я ни разу не «засветился» в плохом кино, — говорил Борис Хмельницкий. — Нет ни одного фильма с моим участием, где был бы сценарий плохой или сама идея».
Борис Хмельницкий был похоронен на Кунцевском кладбище.
О Борисе Хмельницком был снят документальный фильм «Стрела в сердце Робин Гуда».
Текст подготовил Андрей Гончаров
Фильмография:
1966 Кто вернется - долюбит
1966-1967 Война и мир
1967 Софья Перовская
1968 Вечер накануне Ивана Купала
1969 Красная палатка (СССР-Италия)
1969 Князь Игорь
1970 Обыкновенная история - фильм-спектакль
1970 И был вечер, и было утро..
1971 Пой песню, поэт...
1971 Возмездие - фильм-спектакль
1972 Петерс
1972 Наперекор всему (СССР-Югославия)
1975 Стрелы Робин Гуда
1977 Свидетельство о бедности
1977 Ненависть
1978 Человек меняет кожу
1978 Море
1979 Дикая охота короля Стаха
1979 Антарктическая повесть
1980 Юность Петра
1980 В начале славных дел (СССР-ГДР)
1981 Черный треугольник
1981 Лесная песня. Мавка
1982 Баллада о доблестном рыцаре Айвенго
1983 Пароль - "Отель Регина"
1983 Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа
1985 Черная стрела
1985 Жизнь и бессмертие Сергея Лазо
1985 В поисках капитана Гранта
1986 Перехват
1987 Суд в Ершовке
1987 Десять дней, которые потрясли мир - фильм-спектакль
1987 Войдите, страждущие!
1988 Трагедия в стиле рок
1988 Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии
1989 Этюды о Врубеле
1989 Султан Бейбарс
1989 Комедия о Лисистрате (СССР-Греция-Англия)
1989 Бейбарс
1989 Без надежды надеюсь
1991 Караван смерти
1992 Убийство в Саншайн-Менор (Украина)
1993 Месть пророка
1993 Гетманские клейноды (Украина)
1993 Бегущий по льду / Ice Runner, The (США)
1994 Джонатан - друг медведей (Россия-Италия)
1994 Веселенькая поездка (Россия-Украина)
1997 Моцарт в Петербурге - короткометражный
1998 Седьмое кольцо колдуньи (Россия-Украина)
1999 Одна любовь души моей
2001 На углу у Патриарших-2 - сериал
2002 Моя граница
2003 Роксолана 3. Владычица империи (Украина) - сериал
2003 Каждый взойдет на Голгофу (Казахстан-Россия)
2005 Черный принц
2005 Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой
2005 Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко
2006 Тюрьма особого назначения
2009 Тарас Бульба (Россия-Украина)
27 июня 1940 года – 16 февраля 2008 года
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=870
Рубрики: | КИНО/ЛИЧНОСТИ КИНО |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |