-Рубрики

 -Цитатник

Набор петель косичкой - 3 варианта - (0)

Набор петель косичкой - 3 варианта 1. Легкий и быстрый набор пет...

Уникальный справочник цветов, а так же, все о цветах и оттенках - (0)

Уникальный справочник цветов, а так же, все о цветах и оттенках Названия ОСНОВНЫХ цветов и отте...

Необычные узоры крючком - (0)

1. 4. 6.

набор петель... - (0)

вот это да!!! вот это набор петель...   http://domihobby.ru/nabornyj-kraj-s-festonami...

Маринад-заливка для приготовления любого мяса - (0)

Если Вы не любите долго готовить мясо, то воспользуйтесь этим маринадом-заливкой. Этот маринад ид...

 -Метки

Дементьев Левитанский август агашина альтовская ахмадулина бабочкина бальмонт белавина белянин болдов ботвинник буланова бунин буранова бурова весна война волобуева вязание гамзатов гейнц голов.уборы горбунова гренков грусть долина друнина дымова жигулин жизнь забкова заболоцкий запеканка зима иванов изо исмейкина казакова клёнова козловская косолапова краснокутский кузнецова кузовлева кулинария кушнер ларки лето лирика лисовская лятошинский магди мазманян миллер миркина мориц музыка мясные блюда натюрморт новопавловская ноябрь одиночество октябрь окуджава опарина осень патракова пейзаж переводы пироги рамочки текстовые рамочки- пейзаж рамочки-натюрморт рамочки-портрет ревакова реглан родяхина рождественский рубцов самойлов селивёрстов семья сентябрь серебряный век снегова солнечная солоухин сотникова стихи стюарт татьяничева тесто тетенькина трембач тушнова узоры фокс френсис харитонова цокуренко шаль шефнер шлёнский щипахина юрасова яшенко

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Larisa_Vini

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Всё_для_блога ЛиРу Моя_кулинарная_книга Книга-лучший_друг
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.12.2012
Записей: 8890
Комментариев: 930
Написано: 22323


Юрий Визбор

Суббота, 22 Июня 2024 г. 07:32 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza «Наполним музыкой сердца...».К 90-летию со дня рождения Юрия Визбора

К 90-летию со дня рождения барда, поэта, актёра и режиссёра Юрия Визбора (1934–1984).

20 июня 1934 года в союзной столице, Москве, появился на свет Юрий Иосифович Визбор – человек многих граней таланта: журналист, писатель, поэт, педагог, актер, а в музыкальной песенной культуре советской страны он запомнился как автор-исполнитель. Фамилия Визбор одной из первых приходит в голову, когда звучит слово «бард», принятое для обозначения представителей авторской песни, явления советской культуры и музыкального жанра, выросшего из интеллигентски-студенческой и туристической самодеятельности. Юрий Визбор – один из его основоположников и популяризаторов, флагман так называемого «походного» направления в бардовской песне. Вот уже 40 лет его с нами нет, а созданные им песни помнятся и звучат в компаниях у костра, в студенческих аудиториях, академических институтах и на больших концертных площадках. 

Из биографии.

Юрий Визбор имел литовские корни. Его отец – Юозас Визборас, на российский манер ставший Иосифом Ивановичем Визбором, - военный моряк, участник гражданской войны в составе РККА, был репрессирован и расстрелян в 1938-м. Брак с матерью Юрия, медработником Екатериной Григорьевной распался, едва сын появился на свет. Воспитывали мальчика мама и отчим, отношения с которым у Юры не складывались.

Судьба Юрия Визбора, чьи песни транслируют романтику путешествий, неразрывно связана с русской столицей. В первые годы жизни будущего барда, литератора и актера его матери пришлось переезжать с места на место, жить в Краснодаре, Подмосковье, Хабаровске. Совсем ребенком Юрий вместе с матерью вернулся в Москву, где пошел в школу. Детство его прошло на Сретенке.

Гитара в его руках оказалась в 14 лет, тогда же, по воспоминаниям барда, он написал первое стихотворение, хотя в детстве у парня были типичные «мальчишеские» профессиональные мечты, он хотел быть футболистом или летчиком.

На творческое становление и профессиональный выбор, по признанию самого Визбора, существенное влияние оказал его друг, одноклассник Владимир Красновский, он научил Юрия играть на гитаре, а когда нужно было делать выбор, где продолжить обучение, позвал друга с собой за компанию поступать в МГПИ им. Ленина. Визбор выбрал специальность учителя русского языка и литературы. Филфак базировался в главном корпусе университета, Визбор вспоминал, что его очень впечатлило здание на Малой Пироговской улице, и он решил, что хочет здесь учиться.

Это тот случай, когда ВУЗ и его выпускник оказали взаимное влияние друг на друга. Бывший МПГИ им. Ленина, ныне МПГУ – университет с крепкими бардовским традициями, он стал одним из центров развития московской сцены авторской песни, и к этому, конечно, приложил руку Юрий Иосифович Визбор. Примерно в одно время с ним здесь учился Юлий Ким, а позже – Вадим Егоров, все – видные деятели жанра.

В годы учебы в стенах МГПИ ярко раскрылись разные грани таланта Визбора. Он активно принимал участие в художественной самодеятельности, играл в театре, ставил студенческие капустники, сочинил свои первые популярные песни.

60-е, время молодости Визбора, ознаменовано всплеском интереса молодежи к спорту и туризму, чему в студенческой жизни Московского педагогического института всегда уделялось много внимания. И здесь Визбор оказался в первых рядах. Отчасти прикоснувшись к своей детской мечте о спортивной карьере, он вошел в состав институтской команды, правда, не по футболу, а по волейболу, играл под 3-м номером.

Пристрастившись к спортивному альпинизму и туризму, Визбор взял на себя роль инструктора институтской секции. Это увлечение переросло в образ жизни и определило тематику его песенного и поэтического творчества.

Он царил везде, в туризме, в альпинизме, в сочинении песен, в подготовке наших любимых капустников - это был первый человек»,

- вспоминал о студенте-Визборе Юлий Ким.

В стенах МГПИ Визбор встретил свою будущую жену - сокурсницу с красивым именем Ариадна. В среде авторской песни и в советской культуре она также станет заметной фигурой, прославится как поэтесса, автор и исполнительница песен под именем Ада Якушева, считается одной из самых известных женщин-бардов.

За свою жизнь Визбор был женат четырежды. Первый брак с Адой Якушевой стал не только семейным, но и творческим союзом. У Ариадны Адамовны и Юрия Иосифовича родилась дочь Татьяна и двое внуков. Не заставшие при жизни своего знаменитого деда, они оба выбрали музыкальный путь.

Внук и тезка барда – Юрий Визбор-младший, в начале карьеры выступал под фамилией Лобиков, не желая «выезжать» на прославленном дедушкином имени. Внучка более известна широкой аудитории: певица Варвара Визбор периодически появляется в медийном пространстве, исполняя, в том числе, и песни своих бабушки и дедушки.



Получив диплом, Визбор отправился в Архангельскую область работать по специальности – учителем, но вскоре его призвали в ряды вооруженных сил. В годы срочной службы он продолжал сочинять песни, армейский опыт отражен и в поэтическом, и в прозаическом творчестве. Из-под пера Визбора вышла повесть «На срок службы не влияет».

Демобилизовавшись, Визбор реализовался в песенном творчестве, в кино и в журналистике. В начале 60-х он стоял у истоков радиостанции «Юность» и журнала «Кругозор», оказавших заметное влияние на культурный климат эпохи. В тот же период начинает активную концертную деятельность, пишет сценарии к фильмам и сам появляется на экране как актер.

Явление Визбора пришлось на время оттепели, вписавшись в климат эпохи, его творчество отвечало запросу времени.

В 60-е-70-е годы туристы-походники сформировали своего рода самобытную советскую субкультуру, для которой песни Визбора стали музыкальным сопровождением жизни.

Песни Визбора распространялись на магнитофонных записях, передаваясь из уст в уста. Без ротаций и попаданий в хит-парады они снискали широкую известность и любовь народа, его песни знала и пела вся страна.

Гимн МГПИ (Мирно засыпает родная страна)

В соавторстве с Ю. Ряшенцевым и В. Красновским

В МПГУ традиции бардовской песни и спортивного туризма почитаются и развиваются и в новом веке, давно став неотъемлемой частью университетской атмосферы. Я знаю об этом не понаслышке, так как этот ВУЗ и моя альма-матер. Потому писать о Визборе мне одновременно и просто, и тяжело - сложно отделаться от личной истории. Хотя учился я в другую эпоху и в другом корпусе, моё студенчество, пришедшееся на первую половину 2010-х годов, в той или иной степени сопровождалось творчеством Юрия Иосифовича и его коллег, соратников, однокашников, также вышедших из стен университета.

Естественно, на многих институтских мероприятиях разного уровня звучала песня, ставшая для института главной и считающаяся его гимном. Официально она так и называется – Гимн МГПИ, также известна по строчке «Мирно засыпает родная страна».

Плод соавторства студенческой компании, двух Юриев – Визбора и Ряшенцева и Владимира Красновского, придумавшего мотив припева, появился в 1953 году. Песня писалась для институтского капустника «Кто тебя выдумал». Песня получила популярность далеко за пределами института. Её называли негласным гимном всего московского студенчества.



В нашей студенческой компании одной из самых часто исполняемых песен был «Перевал», восходящий к творчеству Визбора. Это «народная» интерпретация его творения «Осенние дожди»1970 года.

Укоренившись в туристических кругах, исполняясь в компаниях под гитару, песня обрела менее трагичную и более простую версию с названием «Перевал». Эту историю я уже однажды рассказывал в прошлогодней публикации-диптихе о двух популярных творениях Визбора.

«Милая моя» (Солнышко лесное)

Второй песней в упомянутом материале была «визитная карточка» барда, одно из культовых произведений бардовской песни, без которой в юбилейном обзоре песен Юрия Визбора, уж точно, не обойтись.

 «Милая моя»

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,

Тих и печален ручей у янтарной сосны,

Пеплом несмелым подёрнулись угли костра,

Вот и окончилось всё — расставаться пора.

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

Крылья сложили палатки — их кончен полёт,

Крылья расправил искатель разлук — самолёт,

И потихонечку пятится трап от крыла,

Вот уж действительно пропасть меж нами легла.

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

Не утешайте меня, мне слова не нужны,

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,

Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,

Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,

Тих и печален ручей у янтарной сосны,

Пеплом несмелым подёрнулись угли костра,

Вот и окончилось всё — расставаться пора.

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

Пронизанная лирическим духом и походной романтикой композиция зародилась на «Грушинском фестивале» 1972 года. Визбор был одним из его завсегдатаев и ключевых участников и ехал туда, вынашивая мысль сочинить песню, которая бы объединила всех представителей бардовского движения. Такой и стала «Милая моя». Первые её строки были написаны Визбором прямо в палатке, а вот законченный облик песня обретала достаточно долго, дорабатывалась около года. Закончив, Визбор сделал в дневнике запись, в которой сообщил адресата композиции. Красивые строки обращены вовсе не к девушке или музе, как можно было бы подумать. «Милая моя», - посвящение Поляне, на которой проводился слет бардовской песне.

«Наконец-то я написал песню, которую был обязан написать давным-давно, «Лесное солнышко»…Я посвятил ее моей дорогой поляне. Кажется, песня у меня получилась. Буду рад, если ее примет Поляна».

Подробнее историю песни читайте по ссылке под текстом.



«Домбайский вальс».

Лыжи у печки стоят,

Гаснет закат за горой,

Месяц кончается март,

Скоро нам ехать домой.

Здравствуйте, хмурые дни,

Горное солнце, прощай!

Мы навсегда сохраним

В сердце своём этот край. 

Нас провожает с тобой

Гордый красавец Эрцог,

Нас ожидает с тобой

Марево дальних дорог.

Вот и окончился круг,

Помни, надейся, скучай!

Снежные флаги разлук

Вывесил старый Домбай. 

Что ж ты стоишь на тропе,

Что ж ты не хочешь идти?

Нам надо песню запеть,

Нам нужно меньше грустить.

Снизу кричат поезда,

Правда, кончается март,

Ранняя всходит звезда,

Где-то лавины шумят.

- эти знаменитые строки Юрия Визбора из песни «Домбайский вальс», также называемой «визитной карточкой Визбора». Название и образный ряд отражают место и обстоятельства её создания.

Песня вдохновлена мартовской поездкой 1961 года в альпинистский лагерь на Домбае, куда Визбор отправился по профсоюзной путевке вместе с коллегами и известными учеными.

«Поднимались мы на хижину Алибек в Домбайской долине. Среди нас был Нобелевский лауреат, физик Игорь Евгеньевич Тамм, был академик Блохинцев Дмитрий Иванович, ну и простой народ. Вот, собственно, в этой хижине и была написана песня, которая потом стала известной под названием „Домбайский вальс“»

- так сам Визбор вспоминал историю песни.

Произведение имеет посвящение Валентине Минаевой. Адресат – хорошая знакомая Визбора, ученый-геолог и горнолыжница, в дружеских кругах имевшая прозвище Валяба, была вместе с Визбором в той поездке. В компании путешественников оказалась и его коллега Людмила Москвина, которой Юрий Иосифович показал готовый текст, доработанный после возвращения домой. Москвина отметила его документальность.

В источниках зафиксировано точная дата окончания работы над произведением – 19 апреля 1961 года.



«Ты у меня одна»

Нежные чувства красивая творческая пара бардов Юрия Визбора и Ады Якушевой выразили в поэтических и песенных строках, написанных в годы брака и обращенных друг к другу. Пожалуй, самой известной в массах песней Якушевой считается «Ты моё дыхание». Её многие воспринимают как своего рода ответ супругу на посвященную ей композицию «Ты у меня одна».

Юрий Визбор «Ты у меня одна»

Ты у меня одна,

Словно в ночи луна,

Словно в году весна,

Словно в степи сосна.

Нету другой такой

Ни за какой рекой,

Ни за туманами,

Дальними странами.

В инее провода,

В сумерках города.

Вот и взошла звезда,

Чтобы светить всегда,

Чтобы гореть в метель,

Чтобы стелить постель,

Чтобы качать всю ночь

У колыбели дочь.

Вот поворот какой

Делается с рекой.

Можешь отнять покой,

Можешь махнуть рукой,

Можешь отдать долги,

Можешь любить других,

Можешь совсем уйти,

Только свети, свети!



Песня, датированная 1964-м годом, стала ярчайшим образцом лирики. Спустя почти 40 лет, а именно в 1993-м году, режиссер Дмитрий Астрахан снимает фильм, названный в её честь.

Фильм «Ты у меня одна» основывается на пьесе «Мы идем смотреть «Чапаева», написанной Олегом Даниловым. Композиция Визбора, как хит времен молодости главных героев, создает настроение и атмосферу, проходя рефреном через всю картину.

Серега Санин

«Песня об очень хорошем парне»,

- так сам Визбор характеризовал свою известную композицию 1965-го года «Серега Санин». Она вдохновлена трагичной судьбой знакомого летчика, погибшего при исполнении служебного задания. Его, как и героя песни, звали Сергеем.

Вот как рассказывал историю композиции сам Визбор:

«Я организовал материал для своего журнала и ряда других изданий и летал с экипажем Ту-144 целый месяц. Там не летчики, а просто сплошные волки. У каждого грудь в крестах. В первом полете с нами летел один человек - это был второй пилот, потом он ушел из этого экипажа и, выполняя задание очень серьезное, погиб. Это был очень хороший парень, молодой человек совершенно. Он пришел в гражданскую авиацию из истребительной. Был очень талантливый летчик. Звали его Сережа. И вот о Сереже Санине я написал песню»

Мотивы песни пересекаются с романом Александра Бахвалова «Нежность к ревущему зверю». Два произведения, прозаическое и песенное, переплелись в экранизации книги. В одноименном роману фильме 1982 года звучали песни Юрия Визбора, а героя сценаристы решили переименовать в Сергея Санина. В книге его зовут иначе.



«Погода»

Муз. А. Попп (Франция)

Адаптации мелодий зарубежного происхождения в советской песенной культуре – обширная и разноплановая тема, эта тенденция характерна и для бардовской песни ввиду «генетических особенностей жанра».

Многие легендарные барды, выходцы из академической и литературной среды, были, прежде всего, поэтами, а не музыкантами и композиторами. В самодеятельной песне сочинять свои варианты текстов на уже известные мелодии – дело обычное.

Так и в наследии получивших широкую популярность советских бардов оказалось немало песен, написанных на зарубежные музыкальные мотивы, адаптированные под специфику жанра и акустическое гитарное исполнение.

У Визбора таких песен немало. Одна из них основывается на популярной и узнаваемой разными поколениями жителей нашей страны мелодии, которую написал французский композитор Андре Попп в 1966 году.

По-французски песня в исполнении Мари Лефорт с текстом Анри Марне объединила два британских города, «Манчестер - Ливерпуль» - так называется композиция. А у нас в стране музыка обрела сразу несколько обличий и обросла совсем другими ассоциациями.

На русском языке на неё написано минимум три варианта песен. Самая известная – «Песня прощения» на стихи Роберта Ивановича Рождественского исполнялась многими певцами, в том числе Муслимом Магомаевым, Львом Лещенко. Другую версию «Ночь безлюдна и темна» написал Александр Глейзер.

В инструментальном варианте музыка Поппа с 1968 года стала ежедневно звучать в телеэфире, в «Прогнозе погоды». Метеорологические ассоциации подхватил Юрий Визбор, в 1971 году написавший на этот мотив текст на соответствующую тему. Песня, которая так и называется «Погода», начинается строками:

«Вот и снова пал туман на полосу аэродрома,
И алмазинки дождя на крыльях вогнутых дрожат»



«Наполним музыкой сердца»

Завершает подборку песня, часто цитируемая и используемая в названиях публикаций, мероприятий, творческих вечеров, посвященных Визбору и авторской песне в целом. Озаглавила она и сегодняшний материал.

Стихи, начинающиеся строчкой «Наполним музыкой сердца», звучат как экзистенциальный манифест творческого человека. На официальном сайте Юрия Визбора указана точная дата написания произведения – 2 июля 1975-го года. Стихотворение сопровождается посвящением А. П. Межирову, поэту и переводчику.

В качестве эпиграфа к поэтическому тексту «Наполним музыкой сердца» в некоторых публикациях приводятся строки из стихотворения Александра Петровича Межирова «Музыка»:

Наполним музыкой сердца,

Устроим праздники из буден,

Своих мучителей забудем.

Вот сквер — пройдёмся ж до конца.

Найдём любимейшую дверь,

За ней — ряд кресел золочёных,

Куда, с восторгом увлечённых,

Внесём мы тихий груз своих потерь,

Внесём мы тихий груз своих потерь.

Какая музыка была,

Какая музыка звучала,

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Звала добро считать добром,

А хлеб считать благодеяньем,

Страданье вылечить страданьем,

А душу греть вином или огнём,

А душу греть вином или огнём.

И светел полуночный зал,

Нас гений издали заметил,

И, разглядев, кивком отметил

И даль иную показал.

Там было очень хорошо,

И всё вселяло там надежды,

Что сменит жизнь свои одежды.

Наполним музыкой сердца



Бонус: «Если я заболею»
(ст. Я. Смеляков)

Барды – «поющие поэты», к коим относился и Юрий Визбор, исполняя под гитару собственные стихи, порой обращались к текстам других авторов, сочиняя музыку. У Юрия Иосифовича такая песня всего одна, но очень известная, её я решил вспомнить в качестве бонуса.

«Если я заболею, к врачам обращаться не стану»,

- написал Ярослав Смеляков, поэт со сложной судьбой, чьё другое известное стихотворение про «хорошую девочку Лиду, что на улице Южной живет» зазвучало на всю страну из уст Александра Демьяненко в образе знаменитого Шурика.

Оба знаменитых текста-одногодки, вышли у Ярослава Смелякова в 1940 году. Спустя 20 лет стихотворение «Если я заболею» обретает песенную форму, зазвучав с музыкой и в исполнении Юрия Визбора, официальный сайт барда датирует песню 60-м годом.



И еще одна песня, которая сегодня актуальна как никогда.

Ю. Визбор "Россия" (1960 г.):
 
Любовь моя, Россия,
Люблю, пока живу,
Дожди твои косые,
Полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья,
Лихих твоих ребят.
И нету оправданья
Не любящим тебя.
 
Любовь моя, Россия,
Ты с каждым днем сильней.
Тебя в груди носили
Солдаты на войне,
Шинелью укрывали
И на руках несли,
От пуль оберегали,
От горя сберегли.
 
Любовь моя, Россия,
Немало над тобой
Невзгоды моросили
Осеннею порой.
Но ты за далью синей
Звездой надежд живешь,
Любовь моя, Россия,
Спасение мое!
 


Эпилог
«Визбор казался феноменом никем не предсказанным»,

- говорил о своём хорошем знакомом и коллеге Вениамин Смехов, известный актер, также проявивший себя и на литературном поприще, ему Визбор посвятил одну из своих песен.

Визбор в кино – отдельная большая тема, с кинематографом он соприкоснулся ещё в 1961-м, выступив одним из сценаристов художественного фильма «Выше радуги», много работал в документальном кино и телевизионных проектах как сценарист и закадровый диктор.

В качестве актера дебютировал в картине «Июльский дождь» 1966 года. В фильмографии Визбора – полтора десятка работ. Наиболее известные, знаковые фильмы: «Белорусский вокзал», где он сыграл главного инженера Балашова и «Семнадцать мгновений весны», в культовом сериале Татьяны Леозновой Визбор воплотил образ Бормана.

Его песни в кино звучали неоднократно как от лица его героев, так и за кадром, в авторском исполнении и голосами других певцов, музыкантов, коллег по бардовскому цеху. Нельзя не упомянуть о его причастности к оскароносному фильму «Москва слезам не верит». Писать музыку туда был приглашен Сергей Никитин. Визбор выступил соавтором текста заглавной песни «Александра». Стихи, написанные известным в бардовских кругах поэтом, ученым-биологом Дмитрием Сухаревым, необходимо было дополнить ещё одним куплетом, а самого Сухарева уже в Москве не было, попросили Визбора, который дописал и отредактировал текст. В фильме песня «Александра» прозвучала в двух текстовых вариантах.

Как поэт Визбор неоднократно выступал соавтором Никитина и другого известного барда-композитора – Виктора Берковского. В общей сложности разными музыкантами написано около полсотни песен на стихи Визбора, а его собственное авторское наследие по данным официального сайта – более 250 песенных произведений.

На этой земле Юрию Иосифовичу было отведено ровно полвека, спустя 3 месяца после 50-летнего юбилея, 17 сентября 1984-го года его сердце остановилось.

Источник, источник

Рубрики:  Музыкальный лифт/родное

Понравилось: 2 пользователям