Православный календарь на 2014 год
Церковный календарь в январе 2014
Рождественский пост – с 28 ноября 2014 по 6 января 2015 года.
С 28 ноября 2014 по 1 января 2015 включительно – нестрогий. Со 2 января по 6 января 2015 – строгий.
По понедельникам пища без масла. По вторникам, четвергам пища с маслом. По субботам и воскресеньям разрешена рыба. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты.
Далее по 5 января 2013 года включительно: по понедельникам, средам и пятницам сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), по вторникам и четвергам пища без масла, по субботам и воскресеньям пища с маслом.
6 января и 18 января – Сочельник (сочевник) — канун (навечерие) праздников Рождества Христова и Богоявления соответственно.
Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чуда Феодора Тирона. Название происходит от слова «сочиво» (первоначально — пшеничные зёрна, размоченные соком из семян).
Святочные гадания — гадания, проводимые в период зимних святок (с Сочельника по Крещение).
Наиболее благоприятным временем для гадания у восточных славян считались Рождественский (6 января), Васильевский (13 января) и Крещенский (18 января) вечера — переломные, пограничные периоды, наиболее опасные, когда нечистая сила особенно сильна (зимние святки).
17 января – Феклистов день – славится наиболее причудливыми святочными гаданиями. На Украине чаще всего гадают в Рождественскую ночь, в Сибири же в Васильев вечер (13 января, под Старый Новый год).
Во время зимнего солнцестояния и Нового Года, на Коляду, Святки и Рождество выпекали колядашки(коровки, козульки и другое обрядовое печенье), дарили их друзьям, давали детям играть, но несколько козуль-оберегов обязательно оставляли в доме до следующего года.
7 января на Руси начинается один из значимых праздников славянского народного календаря —Коляда.
Колядование — обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершается накануне Рождества (6 января), Васильева дня (13 января), Крещения (18 января).
В настоящее время в городах происходит в основном детское колядование.
7 – 17 января – Святки (11 дней)
поста нет
6 января – Навечерие Рождества Христова (канун, Рождественский сочельник)
По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды, когда пост заканчивается. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. Разговляться принято сочивом или кутьёй — зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами — в соответствии с обычаем, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд — символ сладости духовных даров.
7 января – Рождество Христово
На основе евангельского свидетельства Церковный праздник рождества Христова близок к зимнему солнцестоянию, и по всей Европе отмечается 25 декабря. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Русская православная церковь отмечает праздник по старому стилю 7 января.
Рождественские блюда
14 января – Обрезание Господне. Новый Год по старому стилю.
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. На восьмой день после своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками.
В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как «Старый Новый год», так как до 1918 совпадала с началом нового года (так называемым гражданским новолетием).
17 января – Феклистов день (памяти преподобного Феоктиста)
- славится наиболее причудливыми святочными гаданиями. «Святой Феклист гадать речист», – гласит поговорка. По народному поверью, в этот день нужно было зашить в ладанку чертополох и носить на шее, у креста – для ограждения от порчи и помощи странникам.
18 января – Навечерие Богоявления Господня (Крещенский сочельник)
День накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия Агиасмы — крещенской святой воды для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
В сочельник, в навечерие праздника Крещения, положено говеть до вкушения святой воды, трапеза предписана один раз, после Божественной литургии. По Церковному Уставу в Крещенский сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво.
18 января (6 января ст.ст) - Велесов день.
По народным поверьям, канун Крещения (вечер 18 января), знаменитый «крещенский вечерок», – время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем – в любом обличье. Чтобы оградить жилище от проникновения в дом нечистой силы, ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надежной защитой от всего бесовского. Не поставь в крещенский сочельник креста на дверях – быть беде, считали в старину.
19 января – Крещение Господне (Святое Богоявление) - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
На праздник Богоявления или Крещения освящают воду. Иногда освящение проводится прямо на водоёмах в специально пробитых прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях.
Если кто-нибудь крещен в этот день – быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье», – говорили в народе.
26 января – Татьянин день. День памяти великомученицы Татьяны.
12 января 1755 г., в день памяти великомученицы Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета “для общей Отечеству славы”. Граф Иван Иванович Шувалов, будущий куратор университета, нарочито подал ей это прошение в день именин свой матери – Татьяны Шуваловой. Так родился знаменитый праздник московского, а затем и всего российского студенчества – Татьянин день.
Зимний мясоед 2014 года - с 20 января по *2 марта включительно.
По средам и пятницам разрешена рыба. В остальные дни зимнего мясоеда разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.
Православный календарь в феврале 2014
15 февраля – Сретение Господне
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов.
* 9 февраля – 2 марта – три недели перед Великим постом
9 февраля – Начало Триоди
* 10 февраля – 16 февраля – Неделя о мытаре и фарисее – Всеядная неделя
Сплошная седмица: в это время разрешена скоромная пища, т.е. поста нет, в том числе и в среду, и в пятницу.
Притча о мытаре и фарисее — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о важности искреннего покаяния и обличает гордыню.
И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: “Господи, помилуй мя, грешнаго!”. Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью. На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели – это смирение и покаяние, а главное препятствие – гордыня.
* 16 февраля – Неделя о блудном сыне
Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту, именуется Неделей о блудном сыне. В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном; но радостный отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Эта притча являет всем нам образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему.
* 17 – 23 февраля – Мясопустная неделя
Мясопустная неделя (“пестрая”) — последняя неделя перед Масленицей, после Всеядной недели. Название объясняется тем, что в ней дни скоромные чередуются с постными (среда, пятница), т. е. узаконена “пестрота”. Поскольку слово “пестрый” в русском языке нередко означает “ненадежный”, “неоднородный”, “пестрая” неделя считается не вполне счастливым временем, особенно для вступающих в брак, — обычно избегали свататься и устраивать свадьбы: “На “пестрой” жениться — голь да беда”; “На “пестрой” жениться — с бедой породниться”; “Оттого и баба пестра, что на “пестрой” замуж шла”.
* 22 февраля — Вселенская мясопустная Родительская суббота. День поминовения усопших.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных).
*> 24 февраля – 2 марта – Сырная (Масленица) — неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу сливочное масло, яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу Сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы. В среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.
Церковный календарь в марте
* 2 марта - Прощёное воскресенье - последний день недели Масленицы и последний день перед Великим постом, начинающимся в Чистый понедельник и продолжающимся до Пасхи.
В Прощёное воскресенье во всех Православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланяются и просят друг у друга взаимного прощения. В это время литургически начинается Чистый понедельник. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Иссаия, глава I).
22 марта – Сороки, Жаворонки — день народного календаря, приуроченный к церковному дню памяти Сорока Севастийских мучеников. В этот день, согласно народному календарю, зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие). На Сороки, Благовещенье и на Пасху выпекали жаворонки (кулики, тетёрки). Это обрядовое печенье в виде птиц или солнца. Это должно было ускорить приход весны, которую, по старинным верованиям, приносили на своих крыльях сорок первых птиц, прилетевших из теплых краев.
Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии.
* Великий пост (строгий) - с 3 марта по 19 апреля 2014 года
Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим Постом, как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.
* 15 марта, 22 марта, 29 марта — Дни Особого Поминовения усопших.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных).
15 марта - Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста
22 марта - Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста
29 марта - Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста
В первый день Великого поста 2014 года предписывается полное воздержание от пищи.
Во второй день Великого 2014 года поста по уставу – горячее без масла.
В последующие три дня – сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером.
В дальнейшем: Понедельник, среда, пятница – сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером.
Вторник, четверг – растительная пища без масла – один раз в день, вечером. По другим православным источникам – сухоядение: уставы церковные формировались в разных монастырях. Поэтому постепенно возникло различие в традициях.
Суббота, воскресенье – растительная пища с маслом дважды в день
Питание в Великий пост
Православные праздники в апреле 2014
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
На Благовещенье, Пасху и на Сороки (22 марта) выпекали жаворонки (обрядовое печенье в виде птичек или солнца).
* 12 апреля — Лазарева суббота - на трапезе разрешается рыбная икра
В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим.
* 13 апреля – Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой.
на трапезе разрешается рыба.
* Страстная седмица – с 13 по 19 апреля 2014 года
Страстные дни – последние дни перед Пасхой – путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю. В Страстную седмицу желательно чаще бывать в храме, особенно в Великий Четверг, и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет Великий Пяток – распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.
Понедельник, вторник, среда, четверг – сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером.
В последние два дня Великого поста 18 и 19 апреля 2014 года предписывается полное воздержание от пищи.
>* 20 апреля – Пасха – Светлое Воскресение Христово
На рассвете поспешили ко гробу Иисуса Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.
День, в раннее утро которого воскрес Христос, приближался к вечеру. Ученики Его пребывали в печальном недоумении и колебании, несмотря на рассказ мироносиц. Тогда Господь не замедлил вечером того же дня явиться Сам сначала двум из них, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях».
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово “Пасха” пришло к нам из греческого языка и означает “прехождение”, “избавление”. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Пасхальные блюда
* 20 – 26 апреля – Сплошная Светлая Пасхальная седмица — неделя после Пасхи.
поста нет
* Весенний мясоед 2014 года - с 27 апреля по 15 июня
До Дня Святой Троицы (с 27 апреля по 8 июня 2014 года):
По средам и пятницам разрешена рыба. В остальные дни весеннего мясоеда 2014 года разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.
Троицкая сплошная седмица с 9 по 15 июня: в это время разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.
*< 27 апреля – 3 мая – Радоницкая неделя. Фомина неделя. Красная Горка
* 27 апреля – Антипасха. Красная Горка
Красная горка – это дохристианский древнерусский праздник. Он был связан с проводами зимы и встречей весны. Красная горка приходится на воскресный день после Пасхи – день, который в церковном словаре называется Антипасхой.
Антипасха – вместо-, напротив Пасхи. Пасха – Воскресение для уверовавших, Антипасха – Воскресение, напротив, для неверующих.
Богослужение всех существующих обрядов связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25) (отсюда выражение «Фома неверующий»). Воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо.
Своим явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.
Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).
За Антипасхой следует Фомина неделя, которую также называют Красной горкой. Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища (Капище — языческий храм.) и требища (Требище — жертвенник, место принесения жертв Богу).
Красная горка – это народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню) — первому дню Радоницкой недели.
Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.
Красная горка — это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества. Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся».
В некоторых местах Красная горка начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.
* 29 апреля – Радоница. Родительский день. День поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе). Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных).
Радоница (29 апреля) и Троицкая суббота (7 июня) считаются главными родительскими днями. В эти дни принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.
Православные праздники в мае 2014
9 мая – Поминовение усопших воинов. Родительский день
* 29 мая – Вознесение Господне — (вознесение Иисуса Христа на небо в присутствии учеников — апостолов из 12-ти) — 40-й день после Пасхи.
После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу. При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа).
На Вознесение и в день памяти Иоанна Лествичника (30 марта), иногда в Лазареву субботу (*12 апреля) выпекали лесенки (обрядовое печенье в форме лестницы). По народным понятиям лесенки облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.
Праздник Троицы у восточных славян имел целый цикл праздничных дней, которые начинаются после седьмого четверга после Пасхи. Этот четверг выпадает как раз перед Троицей и называется «Семиком». В этот день издавна поминали покойников, которые умерли не своей смертью. В первую очередь утопленников, самоубийц, а также детей, которые умерли некрещеными. Затем шла Родительская суббота, которую также называли «Троицкими дедами». Этот день считался одним из главных дней для поминания. Затем шел день Троицы, которую часто называли Русальной, или Зеленой. И следом Троицкая, или Зеленая неделя.
На Зеленой неделе есть два особенных дня – в понедельник «Духов день», и в четверг – «Навская Троица» или «Русалкин Велик день». Украинцы и белорусы называют эти дни Зелеными святками. Все эти дни называли Зелеными именно потому, что в эти дни культ растительности имеет особое значение.
В Троицкие дни заготавливалась троицкая зелень — срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника и т.п., а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их на голове на Троицу и в другие праздничные даты, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы; надевали венки на рога коровам, бросали ветки в огород. В Духов День часть троицкой зелени собирали, засушивали и использовали в качестве оберега от злых сил, молнии, пожара или для гаданий, лечебной магии и т. п. На заключительном этапе праздничного цикла уничтожали всю оставшуюся зелень — сжигали, бросали в глухие места и овраги, сплавляли по воде, забрасывали на деревья. Обязательное уничтожение троицкой зелени в завершение праздничного периода мотивировалось необходимостью избавиться от русалок, срок дозволенного пребывания которых на земле заканчивался.
* 5 июня – Семик — (седьмой четверг после Пасхи).
День поминовения усопших, умерших не от своей смерти. В первую очередь утопленников, самоубийц, а также детей, которые умерли некрещеными.
С троицкими обычаями поминовения родственников, умерших преждевременной смертью, прямо соотносятся поверья о появлении на земле в этот период русалок — душ умерших детей или девушек, не доживших до вступления в брак. Души самоубийц, утопленников, умерших неестественной смертью и некрещеные души не находят упокоения после смерти и приходят в мир живых в дни явления Святой Троицы, ища упокоиться от Святого Духа.
* 7 июня – Троицкая вселенская Родительская суббота. «Троицкие деды». «Задушная». – День поминовения усопших.
В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных).
Радоница (29 апреля) и Троицкая суббота (7 июня) считаются главными родительскими днями. В эти дни принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.
* 8 июня – День Святой Троицы (Пятидесятница) — «Русальная», или «Зеленая» -
(сошествие Святого Духа на апостолов в виде языков пламени на 50-й день после Пасхи) — 50-й день после Пасхи.
Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.
Святая Троица является одним из самых красивых православных праздников. В этот день принято украшать дом ветками березы, липы или клена, а также полевыми цветами. Отсюда и второе название этого Святого праздника – Зеленое воскресенье.
* 9 – 15 июня – Троицкая седмица — неделя после Троицы (Зеленая неделя, – «русальная», «проводная» – неделя перед Петровым постом).
* Зеленые святки:
«Духов день»
«Навская Троица» или «Русалкин Велик день»
* 9 июня – Духов день (День Святого Духа)
Христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы. Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых (Деян.2:1-4). Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.
Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).
Святитель Лука Крымский говорил о том, что многие христиане не чувствуют Святой Дух, поскольку отгоняют его тем, что мечтают о земных благах. Но утешение, которое дает этот Дух, никогда не сравнится с земными радостями. Святой Дух дарит всем благодать через церковные таинства, молитвы и благословение. В жизни человека его проявления можно заметить по сердечной радости, высшим достижениям творчества, которые одухотворены или вдохновенны, по душевному покою.
В Духов день (9 июня) или в воскресенье Всесвятской недели (15 июня) проводился обряд «Похороны Костромы». Он завершает троицко-седмитские праздники, отсюда ритуалы проводов – похорон весны в образе Костромы. Кострому изображали девушка или парень в женской одежде. Обряд похорон сопровождался весельем, купанием, играми.
Считалось, что с этого дня уже не будет заморозков с утра, наступят теплые дни лета. Не верь теплу до Духова дня!”, “Придет Свят-Духов день – будет на дворе, как на печке”, “Свят-Дух весь белый свет согреет!”. (Праздники и знаменательные даты… 1993. С. 112).
Также в этот день зелень, которую раскладывали на Троицу, собирали и засушивали. Именно в Духов день собранные и засушенные травы и цветы считали самыми целебными, так как злые духи в этот праздник прячутся. Этими травами во время болезни окуривали больного, чтобы он быстро поправился.
* 12 июня – «Навская Троица» или «Русалкин Велик день»
«Русалки»: «проводы русалки», «похороны русалки», «изгнание русалки» – летний праздничный обряд, уходящий корнями в языческие времена и сохранивший некоторые пережитки древних суеверий. На Семик (5 июня) поминали умерших не своей смертью (в том числе и «русалок»), а 12 июня провожали их в мир иной.
«Проводы русалки», подобно «похоронам Костромы», в некоторых местах знаменовали окончание хороводов накануне Петрова поста.
* Петров пост (нестрогий) - с 16 июня по 11 июля 2014 года
Продолжительность поста в 2014 году: 26 дней.
По средам и пятницам в Петров пост сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером.
По понедельникам Петрова поста по информации из одних православных источников – сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером; по информации из других православных источников – растительная пища без масла.
Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу Петрова поста — горячая пища с маслом.
По вторникам и четвергам в Петров пост растительная пища с маслом и вино (при этом рыба разрешается в дни памяти великого святого или во дни храмового праздника), по другим православным источникам по вторникам и четвергам Петрова поста разрешена рыба.
По субботам и воскресеньям в Петров пост разрешается растительная пища с маслом, вино и рыба.
По поводу вина протоиерей Димитрий Смирнов пояснил так в прямом эфире радио “Радонеж”: “Вино разрешено тем, кто постится с сухоядением”.
Ночь с 6 на 7 июля Иван Купала
Иван Купала (Иванов день, Купало, Иван Травник) — народный праздник летнего солнцестояния древнего происхождения.
Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В наше время в России дата рождения Иоанна Крестителя приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.
Издревле Иванов день праздновался в ночь с 23 на 24 июня практически по всей Европе. В эту ночь холмы и речные долины покрывались многочисленными огнями. В Славии, Германии, Скандинавии, Британии и Руси люди зажигали костры — «очи Света».
И, пока длится это святое и странное время, нужно многое успеть: перепрыгнуть через костер, омыться в живительных водах, собрать травы, которые только на Купалу и набираются особой целебной силы. А еще нужно прогнать через угли стадо, чтобы избавить скот от всех хворей. Самые отважные купальщики ходили в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет.
7 июля – Рождество Иоанна Предтечи
На основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Христом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию (а Рождество Христово — к зимнему). Таким образом, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться (согласно словам самого Иоанна «ему должно расти, а мне умаляться» — лат. Illum oportet crescere, me autem minui).
Русская православная церковь отмечает праздник по старому стилю 7 июля.
8 июля – День Петра и Февронии
День семьи, любви и верности (день супружеской любви и семейного счастья) – народно-православный праздник, который часто противопоставляют католическому Дню святого Валентина(14 февраля – в России отмечается в основном среди молодежи).
26 марта 2008 года в России в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Для популяризации праздника во многих городах России были поставлены памятники Петру и Февронии.
Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.
По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония вылечила Петра, и он женился на ней.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
День покровительствовал семье и любви. Первый покос. В этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви. В старину с этого и до Михайлова дня (21 ноября) игрались свадьбы.
12 июля – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. По Преданию, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня (12 июля) стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла.
Летний мясоед 2014 года - с 12 июля по 13 августа.
По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты.
В остальные дни недели скоромная пища.
2 августа – Ильин день. Память пророка Илии (IX в. до Р. Х.)
Среди множества имен, заполняющих христианские Месяцесловы, имя пророка Илии, жившего почти три тысячи лет тому назад, занимает особое место. Мало кто из святых пользуется таким почитанием в православном народе.
В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.
Второе явление на земле Илии происходит перед пришествием Мессии, и Христос сам указывает на Иоанна Предтечу как на пророка, явившегося перед Ним “в духе и силе Илии”, но оставшегося трагически неузнанным (Малахия 4:5; Мф 11:14; 17:10-13). Вместе с Моисеем он также является на горе Фавор во время знаменательной сцены преображения Иисуса Христа.
Наши предки с глубокой древности благоговели перед этим угодником Божиим. В полуязыческой славянской традиции Илия – могучий и грозный распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Он посылает на землю молнию, гремит по небу, разъезжая в своей колеснице, карает темные адские силы, низводит на поля дождь и дает им плодородие.
С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть: черти, русалки, волос — с Иванова дня (7 июля) и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк. Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью.
14 августа – Медовый Спас (Спас на воде): первый Спас августа
Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — ‘Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня’. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не ‘происхождение’, а ‘предысхождение’, то есть вынос.
Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот ‘на водах’!
Успенский пост (строгий) - с 14 по 27 августа 2014 года
По понедельникам, средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. По вторникам и четвергам можно есть отварные овощи, но без масла. По субботам и воскресеньям разрешается и елей.
До 19 августа 2014 года, праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения.
По понедельникам, средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. По вторникам и четвергам можно есть отварные овощи, но без масла. По субботам и воскресеньям разрешается и елей.
19 августа – Преображение Господне. Яблочный Спас: второй Спас августа
- по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.
Однажды, гласит Евангелие, Иисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».
К этому времени поспевают яблоки. «На второй Спас и нищий яблочко съест» — в Преображение обязательно соблюдался обычай оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
Праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
Осенний мясоед 2014 года - с 28 августа по 27 ноября.
По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. В остальные дни недели скоромная пища.
29 августа – Ореховый Спас (холщовый Спас): третий Спас августа
Ореховый – потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С «холщовым» дело обстоит немного сложнее.
Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя – куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают».
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи - Родительский день. День поминовения усопших.
День постный: пост должен состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых». По православной традиции в этот день не едят круглых овощей.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных).
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
Рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
27 сентября – Воздвижение Креста Господня
Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием.
День постный: положено вкушать овощи и растительное масло.
8 октября – день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
Дни памяти:
25 сентября (8 октября) — преставление;
5 (18) июля — обретение мощей;
6 (19) июля — Собор Радонежских святых.
Кроме того, 24 августа (6 сентября) празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы
В Русской Церкви считается одним из великих праздников. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году.
В 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность.
В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святой Андрей в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых.
Богоматерь долго молилась за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя покрывало и распростерла над всем стоящим народом. Доколе была в храме Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.
На Руси покров день — первый по-настоящему осенний праздник. С этого дня начинались вечерние девичьи посиделки и осенний свадебный сезон. В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой
* 1 ноября – Димитровская (Дмитриевская) Родительская суббота. День поминовения усопших.
Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского – 8 ноября н.ст.).
В этот день, как и в другие родительские дни, православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей.
21 ноября – Михайлов день - День Михаила-архангела
В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей. На Руси Архангел Михаил почитался, прежде всего, как небесный воин, возглавляющий Господне воинство. Верили, что Архангела боится вся нечистая сила и при его появлении прячется в самые глубокие норы и пещеры или вовсе проваливается под землю.
День Михаила-архангела, Михаил Архистратиг, Михаил, Михайловская оттепель, Михайловские грязи, Дворовой, Архангельским лоцманам праздник, Куделица Поморья.
Связан с окончанием свадебного сезона, последний осенний праздник. «Михайлов день — весёлый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овёс, да и работы основные закончены». После Михайлова дня заканчивались свадьбы.
Рождественский пост - с 28 ноября 2014 по 6 января 2015 года
С 28 ноября 2014 по 1 января 2015 включительно – нестрогий. Со 2 января по 6 января 2015 – строгий.
Трапезы Рождественского поста:
С 28 ноября 2012 года до 19 декабря 2012 года (дня памяти святителя Николая):
По понедельникам пища без масла. По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям разрешена рыба. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты.
4 декабря (Введение во храм Пресвятой Богородицы) на трапезе разрешена рыба.
Далее по 1 января 2013 года включительно:
По понедельникам пища без масла. По вторникам, четвергам пища с маслом. По субботам и воскресеньям разрешена рыба. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты.
Далее по 5 января 2013 года включительно:
по понедельникам, средам и пятницам сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), по вторникам и четвергам пища без масла, по субботам и воскресеньям пища с маслом.
4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы
Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.
В этот день, по народному преданию, по земле проезжает сама Зима в белоснежной шубе и своим ледяным дыханием навевает снежные узоры на оконные стекла.
9 декабря – Юрьев день. День Юрия (Егория) холодного
Это – день памяти святого Георгия Победоносца, которого в народе называют Егорием или Юрием.
В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля (6 мая) и 26 ноября (9 декабря) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. «Два Егорья: один холодный, другой голодный».
С этим днем связана известная пословица: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Когда-то на Юрия крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому, о чем заранее сообщали своему помещику на Михайлов день. Многие весь год ждали Юрьева дня, чтобы использовать данное им право. Но указом Бориса Годунова крестьяне были лишены этого права.
Святой Георгий – христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.
Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 988г. великий князь Ярослав получил при крещении имя Георгия, а в 1030г. заложил недалеко от Новгорода знаменитый Георгиевский (Юрьев) монастырь и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).
В народе св. Георгий зовется Егорием Храбрым, являясь героем многочисленных легенд, а в “духовном стихе” выступает даже “устроителем земли Русской”.
19 декабря – Николин день - христианский день почитания святого Николая Чудотворца
Николин день, Никола, Николай Угодник, Никола зимний.
Никола вешний (летний) отмечается 22 мая. Этот праздник установлен в честь перенесения мощей святого Николая Чудотворца в город Бари в 1087 году.
«Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Летнего. Два Николы: один травный, другой морозный; один с травой, другой с зимой».
Святой Николай был богатым человеком и заботился о бедных людях того времени. В этот день принято дарить подарки. В католических странах на праздник Святого Николая дети перед тем, как ложиться спать, ставят около кровати большие носки для подарков, в которые Святой Николай (Санта-Клаус, дед Мороз) положит им подарки. У православных принято подарки класть под подушку.
25 декабря – Спиридон
В этот день Православная Церковь почитает память Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (около 348), уроженца острова Кипр.
24-25 декабря празднуют солнцеворот - самую длинную ночь и самый короткий день в году. Этот день именуют Спиридоном-солнцеворотом. «Солнце на лето – зима на мороз», – говорят об этом дне.
В период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром громко выкрикивали: “Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай”.
С гор скатывали колесо, сжигали его у проруби. Молодежь поднималась на самые высокие холмы и пригорки и начинала выкликать солнце, приглашая его вернуться домой. А хозяева домов обходили свою избу со всеми пристройками по кругу, тем самым накладывая знак солнца на свое имущество и отгоняя нечистую силу.
Источник: http://nicstyle.ru/prazdniki/cerkovnye-prazdniki-v-2014-godu.html. Просьба оставлять ссылку на источник, nicstyle.ru
|