-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Донгар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Неизвестная_Планета Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 4) МегА-АрТ Релакс_и_вдохновение WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2012
Записей: 17086
Комментариев: 904
Написано: 19521


Как убивали советский флот - 1. Авианосцы

Четверг, 25 Августа 2016 г. 02:40 + в цитатник
Цитата сообщения kr_strelok Как убивали советский флот - 1. Авианосцы

Вторая половина 20 века прошла под знаком противостояния двух супердержав - континентального СССР и талассократии - США. Понятно что более всего интересам США угрожал рост и развитие океанского флота Советского Союза. Неудивительно что после краха нашего государства западные "партнеры" самый сильный удар нанесли именно по ВМФ, изменив даже его задачи - современная РФ строит бледное подобие Юс Неви неспособное противостоять своим конкурентам в бою.

 

Советская доктрина применения ВМФ была совершенно другой. Если у ВМФ США основной задачей мирного времени была проекция силы в любую точку планеты, то основой флота вполне логично стали тяжелые авианосцы способные нести до 80 самолетов, УДК для перевозки морской пехоты и корабли эскорта и охраны. Под водой упор делался на носителей КР Томагавк способных бить по берегу.

У СССР не было заокеанских колоний, соответственно проекция силы не нужна, но огромное по длине побережье требовало его защиты, оттуда и упор на субмарины и ракетные корабли, зато отечественные авианосцы должны были играть роль ПВО соединения, параллельно неся на борту мощное зенитное и ударное ракетное вооружение, являясь по сути авианосцами-крейсерами. Огромные УДК были так же не востребованы, для операций в морской зоне достаточно танкодесантных кораблей. Все это необходимо для понимания что несмотря на общие название типов кораблей в эти термины противники вкладывали совершенно разный смысл и считать количество килей или вооружение задача во многом бессмысленная, хищники они ведь разные, и при столкновении, скажем, стаи волков и медведя у каждого будут свои преимущества. Начнем с авианосцев, самых больших кораблей современности.

 

Советская авианосная программа принесла первые плоды в 1967 году, когда в строй вступил противолодочный крейсер Москва - носитель 16 противолодочных вертолетов. С проекта 1123 принято смеяться - имея габариты и стоимость американских УДК корабль не был приспособлен для перевозки десанта, не нес самолетов, являясь чистым противолодочником. Но и Москва, и ее брат-близнец Ленинград были созданы под конкретный ТВД - Средиземноморье и с конкретной целью - в первые минуты войны уничтожить ПЛАРБ США и предотвратить термоядерный удар по европейской части страны, а для этой задачи первые плавучие аэродромы нашего флота подходили отлично. Следующие 24 года они честно прикрывали южные рубежи страны, пока не наступила "демократия". 24 июня 1991 года, ПКР Ленинград исключают из состава флота, четыре года он ржавет у берега, потом - продажа на металлолом в Индию.

ПКР Москва в 1990 году только завершил прохождение среднего ремонта и модернизации, но уже в 1993 году его ставят в отстой, а в 1996 году продают на лом, это событие произошло в год трехсотлетия русского флота...

Ресурс обеих кораблей был далеко не исчерпан, корабли такого типа в иностранных флотах спокойно служат по 40-50 лет, польза от наличия двух плавучих аэродромов для вертолетов несомненна, особенно сейчас, такие корабли бы пригодились и при охоте на сомалийских пиратов, и в войне 80808(при условии перевооружения на ударные машины), и в сирийской войне..но кто то заработал на металлоломе. Сейчас целая куча "экспертов" занята обгаживанием ВМФ СССР оптом, и, проекта 1123, в частности, трудно признать что "обновленная" Россия прогадила корабли типа вертолетоносец, и потратила огромные деньги на паромы типа "Мистраль", которые, впрочем, тоже не получила, оставшись у разбитого корыта.

 

В 1970 году в Николаеве(цэ Украина, населенная ленивыми каклами, с точки зрения современной РФ) был заложен первый отечественный авианосец проекта 1143 Кондор получивший название Киев. Корабль вступил в строй в 1975 году, став одним из самых уникальных в своем классе. Помимо 36 летательных аппаратов(противолодочные вертолеты и/или СВВП ЯК-38) он нес 8 тяжелых ПКР Базальт с дальностью до 500 км. два мощных ЗРК Штиль и противолодочное вооружение. В 1978 году в строй вступает Минск, в 1983 Новороссийск, в 1987 - Баку. Первый и четвертый служили на Северном флоте, второй и третий - на Тихом океане. Их критики не учитывают одной мелочи - служба кораблей должна была проходить на закрытых ТВД(Средиземное и Японское с Охотским морями) где соединение тяжелых ПКР, противолодочных возможностей и легких штурмовиков позволяло выполнить все стоящие перед ними задачи. Помимо того техника не стояла на месте и в конце 80х начались испытания лучшего в мире СВВП Як-41, который мог дать этим кораблям возможность истребительного прикрытия соединения. В 2004 же году произошло обыкновенное чудо - никуда не годный(с точки зрения ельцинских адмиралов) Баку,который с 1994 гнил у причала, был продан индусам, после модернизации получил возможность нести самолеты классической схемы и вошел в строй ВМФ Индии. С остальными же случились вещи и вообще невообразимые - Киев в 1993 году вместо очередного ремонта был продан частной фирме за ПОЛТОРА МИЛЛИОНА долларов(примерная стоимость средней яхты), потом перепродан КНР за ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ где перестроен в развлекательный комплекс. Минск казнили в том же году продав за копейки в Южную Корею, откуда в Китай - где тоже перестроен в развлекательный комплекс. Новороссийск причин продавать вроде не было - средний ремонт он закончил в 1990 году, но..в 1991 - поставлен на отстой, но в том же 1993 году на корабле вдруг произошел небольшой пожар, после чего корабль внезапно признают непригодным для ремонта, и, одновременно с систершипами, продают на иголки за ЧЕТЫРЕ миллиона долларов. При продажах произошел небольшой скандал - оказалось что с кораблей ЗАБЫЛИ выгрузить секретную электронику и часть вооружения. Что бы авианосный флот вдруг не возродился программа Як-41 закрыта, документация продана США, где на ее основе создан Ф-35, а все Як-38 - утилизированны, пилоты изгнаны на пенсию.

 

В 1982 году заложен авианосец проекта 1143.5 - будущий Кузнецов, в отличии от остальных он должен быть нести самолеты классической схемы(СУ-27К и Миг-29К), ПКР Гранит - 12 единиц, ЗРК Кинджал и противолодочное вооружение. Корабль вступил в строй буквально чудом в 1991 году и вошел в состав Северного флота. Является единственным авианосцем ВМФ РФ, но на полноценный ремонт и модернизацию - денег нет. Его брат-близнец с именем Варяг был заложен в 1985 году, как и все авианесущие корабли СССР и РФ, в несакральном Николаеве, который для России сейчас "дорого и ни к чему", но в строй так и не вошел. В 1991 году молодая обновленная Россия отказалась финансировать его постройку,хотя Украина была не против, после чего корабль продали Китаю в 1998 году при готовности 67%, а в 2008 году Китай обзавелся первым авианосцем по имени Ши Лан, который и являлся достроенным Варягом. По этой сделке можно прикинуть сколько наварило правительство РФ на распродаже своих авианосцев - по заявлениям китайцев взятки правительству Украины составили 100 миллионов американских рублей, или 500% официальной стоимости.

 

Последним заложенным авианосцем стал атомный Ульяновск, начало постройки - 1988 год. Этот корабль должен был нести до 70 летательных аппаратов, 16 Гранитов, противолодочное вооружение..Для корабля активно разрабатывались катапульты, первые отечественные палубные самолеты ДЛРО(в 1991 году проект зарубили), новейшие электронные системы. Украине этот корабль был не нужен вообще, РФ платить, как и в случае с Варягом, отказалась, продать корабль на стапеле невозможно, а американцы дали неплохую взятку. В итоге корабль был разрезан на метал прямо на стапеле, при чем стоимость утилизации составила 80% стоимости предыдущей постройки, а выручить удалось сущие копейки.

 

О перспективах авианосцев России говорить неохота - ее просто нет. Кузнецову на данный момент уже 25 лет, еще лет 10-15 такой эксплуатации и корабль отправится в утиль, даже по официальным планам ближайшие 5 лет авианосцы строить не будут. впрочем и в дальнейшем вряд ли - нет промышленной базы в РФ, а Николаевский ЧСЗ уже давно утилизирован киевскими партнерами. Да и с точки зрения политики нынешней России - воевать с чем то крупнее Грузии РФ не хочет и не может, а для страны второго мира авианосцы не нужны.

Серия сообщений "ВМФ ":
Часть 1 - Линкор "Бисмарк"
Часть 2 - Как убивали советский флот - 5. Легкие силы и авиация
...
Часть 4 - Как убивали советский флот - 3. Атомные субмарины
Часть 5 - Как убивали советский флот - 2. Крейсера
Часть 6 - Как убивали советский флот - 1. Авианосцы
Рубрики:  Армия и флот/Флот

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку