-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Донгар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) МегА-АрТ Релакс_и_вдохновение WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2012
Записей: 17086
Комментариев: 904
Написано: 19521


Перу - 6

Суббота, 23 Мая 2015 г. 13:34 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Затерянные цивилизации Перу.Часть 6.Мачу-Пикчу

Говорят, инки придавали своим городам форму тотемов. В Куско с высоты птичьего полета можно разглядеть пуму, в Мачу-Пикчу — кондора. Города инков, как и сама цивилизация, оставили нам много вопросов и загадок, на которые вряд ли будут даны ответы.

Город построен на скалистом утесе в труднодоступном районе Перуанских Анд в начале 15 века, а спусстя всего 100 лет в 1532 году все его жители таинственно исчезли. На  фотографиях он похож на замок из чудесной сказки, который проспал целые века в своем уютном коконе из кустарников. Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. 

Мачу-Пикчу долгое время считали затерянным городом. Лишь легенды ходили о его существовании. Многие археологи мечтали его найти, но повезло одному.Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрем Бингхем 24 июля 1911 года. А позже предприимчивый историк совершил ограбление века в ходе трех своих экспедиций, отправив в США 5 тыс. артефактов якобы на время, для исследований, но они так и остались в Америке…

Hiram Bingham, Machu Picchu in 1912.

Погрузимся ненадолго в прошлое и настоящее таинственного города великой Империи Инков....

24 июля 1911 года, поднявшись на одну из гор, Бингем, с носильщиком-перуанцем наткнулись на две семьи, охранявшие «затерянный город». Маленький мальчик, получив в подарок от профессора монетку в один соль, показал ему тропу к руинам древнего города на вершине горы.

В 1911-м он со своей командой изучал склоны Анд и остановился на ночлег в хижине индейской семьи. Маленький сынишка хозяев был буквально очарован большим белым незнакомцем и весь вечер не отходил от него ни на шаг. Бингем подарил мальчишке блестящую монетку в один соль, даже не подозревая, что в ответ он получит поистине бесценное сокровище. Маленький индеец привел ученого к развалинам древнего города. Даже беглого осмотра Бингему было достаточно, чтобы понять, что только что он совершил величайшее открытие.

В городке он обнаружил живущих там крестьян. Как они рассказали ему, они жили там «свободными, без нежелательных визитеров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“, или сборщиков налогов».

Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углем имена на гранитных стенах. Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Нам неизвестны ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.

Мачу-Пикчу находится на высоте 2430м над уровнем моря, название Мачу-Пикчу весьма условно. Настоящего имени этого города не знает никто. Мачу-Пикчу (в переводе с языка кечуа "старая гора") его назвали уже современные перуанцы

. Археологи, почти век раскапывающие останки поселения, так и не встретили ни одного указания на исконное имя города. Сам Хайрам Бингем, обнаружив под развалинами множество человеческих скелетов, посчитал их женскими.

Он выдвинул предположение, что таинственный город был убежищем древних жриц - Солнечных дев мамакунас. Самых красивых девушек свозили сюда со всей страны. Они не только выполняли сложные религиозные ритуалы, но и обучались премудростям ткачества, садоводства, виноделия и медицины.

А наиболее одаренные из дев становились наложницами Великого Инки. Но такую красивую легенду, возникшую не без помощи самих же ученых, опровергают результаты последних высокотехнологических исследований.

Так, американцы из массачусетского университета сделали вывод, что из 173 найденных останков женщинам принадлежит только половина. Более того, при раскопках в Мачу-Пикчу не обнаружилось ни одного ювелирного украшения, в то время как оружия и тяжелых орудий труда - более чем достаточно. Да и внешний вид города больше напоминает не женский монастырь, а неприступную крепость.

В Национальном институте культуры Перу считают, что основателем города был Верховный инка Пачакутек (1438-1471). Метод радиоуглеродного анализа показал, что город начали строить приблизительно в 1450 году.

Вполне вероятно, что сначала он задумывался как временная зимняя резиденция правителя и потому по своей структуре практически копировал столицу.

Крепостью он стал лишь тогда, когда на древнюю землю ступила нога испанских завоевателей во главе со свирепым Франсиско Писарро. И в то время, как другие города империи инков гибли под стальной пятой безжалостных европейских варваров, в Мачу-Пикчу текла привычная мирная жизнь.

Этот город никогда не знал бедности. Воды реки Урубамбы были кристально чистыми, в джунглях не переводилась дичь, а исключительные по тем временам сельскохозяйственные умения инков позволяли им выращивать даже самые экзотические фрукты и овощи. Медицина также находилась очень высоком уровне…

Казалось, в этом земном раю можно было жить вечно, но в середине 16го века его жители таинственно исчезли - судя по всему, прихватив с собою все наличные драгоценности. Во всяком случае, даже в гробнице верховного жреца, своеобразной сокровищнице, хранились останки женщины, болевшей сифилисом, маленькой собачки, несколько кувшинов, шерстяная одежда .. И ни одной, даже самой маленькой, золотой крупинки!

В научном мире до сих пор существуют три гипотезы, объясняющие внезапное бегство жителей Мачу-Пикчу. Согласно первой из них, на Мачу-Пикчу напали дикие племена и инки спешно «эвакуировались»

В тайное убежище в горах. Осколки некогда могущественной империи уже не могли противостоять хоть и примитивно вооруженным, но многочисленным отрядам дикарей.

Перуанские же ученые выдвинули другую версию, согласно которой в Мачу-Пикчу попала молния, и инки, посчитав это дурным знаком, не захотели здесь больше жить. А, возможно, в городе началась эпидемия, и население, оставив в Мачу-Пикчу умирающих, бежало в горы. К сожалению, сегодня ни одна из этих теорий так и не нашла сколько-нибудь внятного подтверждения.

В 2011ом году Перу праздновало столетие открытия их главной туристической достопримечательности

Также Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков». Некоторые археологи полагают, что этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков.  Сходный с Мачу-Пикчу высокогорный город Чокекирао просуществовал гораздо дольше, до 1570-х гг

Инкская чакана, Храма трех окон в Мачу-Пикчу

Построенный Пачакутеком в качестве императорской резиденции, а также с целью увековечть свое имя в истории, Мачу-Пикчу был третьим среди подобных резиденций-святилищ. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд.


Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах.

Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. 

Мачу-Пикчу имеет очень четкую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: их строили не те мастера, которые сложили остальные постройки. Вероятно, их использовали как жилища сановников и вельмож.

В западной части возвышается главный храм с алтарем для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу.


Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Нам неизвестны ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.

Храм Солнца

Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек. Позже, после крушения империи инков, город утратил свое значение, и жители покинули его навсегда.


В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингхем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение.Сходство этой башни с закругленной секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Комплекс, состоящий из самой башни и прилегающих к ней строений, позже названный перуанцами за сходство со средневековой крепостью Эль-Торреон («бастион»), служил, как предполагается, одновременно и небольшим укреплением, и святилищем.


Башня была возведена вокруг непотревоженного куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь. Под башней находится грот. Бингхем предполагал, что в нем находятся мумии правителей инков, но ученые считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий, тем более, что неподалеку был обнаружен священный инкский крест — чакана. После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался еще четыре столетия назад.

Лестница перед Домом принцессы ведет к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещением солнца во время зимнего солнцестояния.

Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трехстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста».



Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских (?) каменщиков: два громадных блока ее фундамента с вырезанными 32 углами в трех измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам. Может быть, самым заманчивым из всех построек в Мачу Пикчу является расположенный в восточной части площади «Храм трех окон».


Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами. Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причем в нем должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведет свое происхождение».

Храм Луны

Бингхем считал, что здесь как раз и находится это место. К сожалению, такое заманчивое предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу Пикчу относится к позднему инкскому периоду.От Священной площади по гранитному склону с террасами, по длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы, там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»).


Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и „привязать“ его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием».


Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия.



По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились.

Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели, прежде всего, стратегическое значение — по ним должны были проходить войска.


Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.

Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть.


Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза.

Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не смогли стереть из памяти.

Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма. В день город посещают 2000 туристов; с целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. Мачу-Пикчу находится в труднодоступном регионе.

Для поддержки туризма были построена железная дорога до соседнего города Агуас-Калиентес из Куско через Ольянтайтамбо, от Ольянтайтамбо ходит более десяти поездов в день. От железнодорожной станции Агуас-Калиентес до Мачу-Пикчу ходит автобус, который преодолевает восемь километров крутого подъёма по серпантину. ЮНЕСКО выступило против строительства канатной дороги, чтобы ограничить потоки туристов. В результате землетрясения 2004 года участок железной дороги сильно пострадал, но был восстановлен.


Сохранилась оригинальная тропа инков до Мачу-Пикчу вдоль реки Урубамба через несколько перевалов, поход по которой требует нескольких дней.

На 35-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение, что древний город с 1 февраля 2012 года будет исключен из списка объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой. Вместе с тем, комитет не отказывается от дальнейших действий, способствующих улучшению состояния города, и считает необходимым продолжать следить за «эволюцией этого анклава»

Мачу-Пикчу в литературе и кино
Чилийский поэт Пабло Неруда посетил Мачу-Пикчу в 1943 году, по пути в Чили из Мексики. Впечатления от этого посещения легли в основу цикла стихотворений «Вершины Мачу-Пикчу» — одного из ключевых в поэме Неруды «Всеобщая песнь». В фильме «Дневники мотоциклиста» молодой Че Гевара со своим другом Альваро посещают Мачу-Пикчу во время своего путешествия по Южной Америке. В фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» упоминается Мачу-Пикчу в предыстории главного героя. В конце фильма «Монте-Карло» Мэг и Райли посещают Мачу-Пикчу. В 20 сезоне Симпсонов, вся семья, кроме Барта, «случайно» посещает Мачу-Пикчу, преследуя Барта по сигналам GPS-навигатора в его телефоне.
Inca bridge, Machu Picchu

Дороги к городу



 


 




Рубрики:  Г_История/Америка
Природа/Горы
Г_История/Археология

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку