Без заголовка |
Николай Константинович Рерих - художник, писатель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился в Петербурге 9 октября 1874 в семье нотариуса. В 1891–1893 брал уроки рисования у Микешина. В 1893 поступил в Петербургский университет, где занимался на юридическом факультете, и одновременно в Академию художеств, где работал в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. Учился также в студии Фернана Кормона в Париже (1900–1901). До революции Николай Константинович жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Был членом объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1918).
Уже в студенческие годы Рерих избран в члены Русского археологического общества. На рубеже веков занимался изучением славянских и угро-финских древностей; опубликовал несколько археологических отчетов о многочисленных раскопках, которые вели в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.
Рерих проводил раскопки сам и, начиная с 1904 совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). Неолитические находки Рериха на озере Пирос вызвали подлинную сенсацию в России и Западной Европе.
Интерес к археологии и языческой славянской и скандинавской старине оказали большое влияние на творчество художника. Органично соединив археологию с искусством, написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в его картинах в виде красочных символов-обобщений: Гонец (Восста род на род), 1902; Город строят, 1902; Бой, 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков (Небесный бой, 1912, Русский музей, Петербург; Короны, 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых (Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея, Москва; Три радости, 1916, Русский музей). В 1909 Николай Рерих был избран в академики Российской академии художеств. В 1900—1910-х он — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
Николай Константинович выступал и как мастер книжно-журнальной графики (оформив, в частности, издание пьес Метерлинка, 1909). Этапным для сценографии модерна явился его театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля (Пер Гюнт Ибсена в московском Художественном театре, 1912; "Весна священная" Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы Дягилева в Париже, 1913; "Князь Игорь" Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Исполнил и целый ряд монументально-декоративных работ, наиболее значительные его произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до нас в виде фрагментов.
В зрелом литературном творчестве Рериха, представленном в первой (и единственной) книге «Собрания сочинений» (1914) и сборнике стихов «Цветы Мори» (1921), – на смену очеркам и научным отчетам приходят притчи, поэтические иносказания и философские эссе. Слагая свои, по выражению Горького, «письмена», он стремился найти в архаических мифах тайные ключи к загадкам современности.
Вечная Матерь. Жанна Д'Арк. Триптих.
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме Милосердие (1918), мастер, оказавшись за финской границей, с 1918 жил за рубежом. В 1920 переехал в США, основав там вместе с женой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. Николай Рерих создал Институт объединённых искусств в Нью-Йорке и другие. В США, под псевдонимом "Сергей Макроновский" он принял участие в создании дизайна долларовой банкноты.
Матерь Мира. 1930-е
В 1923 Николай Константинович начал из Сиккима Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета экспедиция дважды пересекла Центральную Азию. Приехав через Синьцзян в Москву (1925), Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Николая Рериха становится Институт гималайских исследований Урусвати (от санскритского - «утренняя заря») в долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929.
Духовным итогом путешествий явились книги Алтай-Гималаи, Сердце Азии и Шамбала (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин Майтрейя, 1926).
Мадонна Орифламма. 1932
Большие силы Рерих с женой отдавали теософии, понимамали не только как мистическое учение, но и как общественное движение. Последователей Рериха в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации.
Философские проповеди художник собрал в книгах "Держава Света" (1931) и "Твердыня пламенная" (1933).
Рериховские идеи «Мира через культуру» были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954.
Труды Богоматери (Мадонна Лаборис). 1933
В поздний период Николай Рерих по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Он написал также огромные циклы мемуарных очерков ("Листы дневника", 1934–1935; "Моя жизнь", 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рерих (1904–1993).
Ведущая, 1944
Умер Николай Константинович Рерих в Кулу 13 декабря 1947 года. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н. Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.
roerich.ouc.ru и Леонид Володарский
Снегурочка и Лель, 1921
Полотна Рериха - это "письмена", несущие глубокий смысл его научных и философских поисков. Судьба художника связана с судьбами жены и сыновей. Младший сын Святослав продолжил дело отца и стал самобытным, оригинальным художником. Изобразительный ряд фильма строится на живописных полотнах Николая Рериха разных лет.
Рубрики: | Г_История/Россия, СССР Живопись_Арт Гугл/Пейзаж_Россия, СССР_ХХ в. Культура/Личности-Знаменитости |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |