-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Донгар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Неизвестная_Планета Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 4) МегА-АрТ Релакс_и_вдохновение WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2012
Записей: 17086
Комментариев: 904
Написано: 19521


Без заголовка

Суббота, 04 Октября 2014 г. 19:29 + в цитатник
Цитата сообщения kakula 4 октября родились...

 (545x699, 131Kb)
973
Бируни (Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни)
среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят (Южный Хорезм, ныне город Бируни, Узбекистан). Получил широкое математическое и философское образование. Писал на арабском языке. Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, в том числе Абуали ибн-Сино (Авиценна), Мухаммад ибн-Муса (ал-Хорезми) – основатель алгебры. С 1017, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневидом, жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда, участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства жизни, «газнийский» период стал самым плодотворным в творчестве ал-Бируни. Совершенные в эти годы путешествия в Индию вылились в написание фундаментального труда Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых (Индия, закончен в 1030). После смерти султана Махмуда трон занял его сын Масуд, «щедро одаривший ал-Бируни своими милостями». В эти годы ал-Бируни написал свой главный труд – Канон Масуда по астрономии и звездам. Научное наследие ал-Бируни составляет примерно 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии. Как натурфилософ ал-Бируни склонялся к деизму. Будучи ученым-естествоиспытателем, сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений на основе гелиоцентрической картины мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих. Владея арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. В завершенном в 1030 труде Индия ал-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Ал-Бируни рассматривал прежде всего индийскую концепцию Бога, обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию «деятеля», действующей причины, которая в разных учениях представлена в виде Бога или «естества», или «времени», или «материи».
 (503x699, 220Kb)
Достаточно точно переложил ал-Бируни учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о душе, о связи ее с «тонким телом» и др. Ал-Бируни широко пользовался сравнительным методом: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость», – писал он. При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродизийского, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги. При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др. Созданная ал-Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду. К сожалению, современники ал-Бируни не поняли значимости проделанного им труда – Индия редко упоминалась и цитировалась арабскими и персидскими авторами. Этот труд был частично переведен на французский язык и издан М.Рено в Париже в 1845; в 1887 в Лондоне Э.Захау опубликовал арабский оригинал, а в 1888 им же был издан английский перевод. Русский перевод был подготовлен в 1961 А.Б.Халидовым и В.Г.Эрманом. Одновременно с работой над Индией ал-Бируни сделал перевод Санкхьи (вероятно, комментариев Гаудапады к трактату Ишвара-Кришны Санкхья-Карика; перевод не сохранился) и Патанджалы (Йогасутры Патанджали) на арабский язык и переложение Начал Евклида и Алмагеста Птолемея на санскрит. В 1036–1037 ал-Бируни закончил свой главный труд Канон Масуда, посвященный общему описанию картины мира. Обосновывая шесть Птолемеевых принципов мироздания, в том числе принцип неподвижности Земли, ал-Бируни сделал ряд замечаний, свидетельствующих о допущении им, вслед за Ариабхатой (5 в.), движения Земли вокруг своей оси. Считал Солнце огненным шаром, в отличие от Луны и планет, отражающих солнечный свет. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Высказал мысль о «дымоподобной» природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Разработал астрономические методы геодезических измерений. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант).
Бируниpost-13108-132469921087 (700x332, 62Kb)
Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7,5 м для точных (до 2-х угловых минут) наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире. Проведенные им измерения наклона эклиптики к экватору в течении веков оставались непревзойденными по точности. Одним из первых после древнегреческих ученых начал развивать и широко применять плоскую и сферическую тригонометрию как математическую основу практической астрономии. Разработал новый, весьма точный метод определения радиуса Земли путем наблюдения положения горизонта с вершины горы. За 600 лет до В.Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний, сходный с современной триангуляцией. Как исследователь ал-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом: сомнения, возникающие в ходе исследования, «устранять... мог бы опыт и повторное испытание» (Минералогия); «надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя» (Геодезия). Экспериментальное знание ал-Бируни противопоставлял умозрительному, Как построенную на умозрении подвергал сомнению космическую систему Аристотеля, с этих же позиций критиковал аристотелевскую и, соответственно, авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты. Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что «многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и религиозных» (Индия). Поэтому, обязанный заниматься астрологией, в которой «предположения преобладают над достоверным знанием» (Геодезия), ограничивался выводами, основанными на астрономических исследованиях. Умер Бируни в Газне (ныне Газни, Афганистан) 13 декабря 1048 года.

 (527x698, 156Kb)
1289
Людовик X Сварливый (Louis X le Hutin или le Querelleur)
французский король с 1314. Сын Филиппа IV Красивого, Людовик унаследовал от своей матери, Иоанны Наваррской, Шампань и Наварру (1305). Бесхарактерный и беззаботный, привыкший к изнеженной жизни, Людовик не смог продолжить политику своего отца по созданию неограниченной монархии. Делами управлял его дядя, Карл Валуа, помощники и советники Филиппа IV были удалены, некоторые преданы суду. Людовик X обещал восстановить ленные и судебные права феодальных владельцев, чеканить вместо низкопробной ту же монету, какая была при его прадеде Людовике IX, уменьшить влияние легистов и королевской администрации. Однако Людовику не удалось восстановить «добрые обычаи времен Святого Людовика» («les bonnes coutumes du temps de Saint Louis»). Постоянно нуждаясь в деньгах, Людовик X вынужден был искать поддержку у горожан, настроенных против феодалов. Исключительно финансовыми соображениями объясняется знаменитый ордонанс Людовика X (1315), в котором он, уничтожая крепостное право в своих доменах, предлагает другим сеньорам последовать его примеру и заявляет, что каждый француз должен быть свободным (au pays de Francs nul ne doit кtre serf). Продолжая начатую его отцом борьбу с Фландрией, Людовик намеревался покорить фландрские города, но потерпел неудачу. Людовик был женат на принцесссе Маргарите Бургундской (1290—1315), дочери Роберта II, герцога Бургундии.
4 октября 1289 года родился ЛЮДОВИК X СВАРЛИВЫЙpost-154-128616811385 (650x700, 333Kb)
Обвинённая в измене, она была осуждена королевским судом Филиппа IV Красивого на пожизненное заключение. По канонам католической церкви прелюбодеяние не являлось основанием для расторжения брака и, таким образом, Людовик, даже став королём, был по-прежнему связан узами брака с находящейся в заточении нелюбимой женой. Ходили слухи, что насильственная смерть Маргариты Бургундской в 1315 г. в государственной тюрьме Шато-Гайяр была напрямую одобрена Людовиком. Освободившись от неверной жены, король вступил во второй брак с Клеменцией Венгерской, неаполитанской принцессой. От первого брака оставил дочь Жанну; после его смерти родился сын, Иоанн I Посмертный, который умер, прожив всего пять дней. Младшие братья Людовика X («проклятые короли» Филипп V Длинный и Карл IV) также не оставили мужского потомства, что вызвало пресечение старшей линии Капетингов, воцарение династии Валуа и Столетнюю войну. Дочь Людовика X от первого брака Жанна II (1312 — 1349), отстраненная от французской короны, была тем не менее признана наследницей владений своей бабушки Жанны I, королевы Наварры и графини Шампани. На деле Шампань была разделена на менее значительные графства, а королевой Наварры Жанна стала только в 1328 г. Её потомки от брака с Филиппом III д' Эвре (+1343) правили Наваррой до 1441 г.: Карл II Злой (король 1349—1387), Карл III Благородный (король 1387—1425), Бланка (1425—1441). Умер 5 июня 1316 года.

Lucas_Cranach_d._Ä._063 (519x700, 376Kb)
1452
Лукас Кранах Старший (немецкое имя - Lucas Cranach der Дltere)
немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
4 октября 1472 года родился Лукас КРАНАХ Старшийpost-154-128616881553 (700x380, 198Kb)
Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык. Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир. Лукас Кранах Старший скончался в Веймаре 16 октября 1553 года. Основанная им династия просуществовала до XVII века. Избранные произведения: Венера и Амур. 1509, Эрмитаж; Мадонна, Эрмитаж; Мадонна с младенцем. около 1520. Государственный Музей Изобразительных Искусств имени А.С.Пушкина, Москва.; Алтарь Святой Анны (Триптих Торгау). 1509, Франкфурт, Штеделевский институт; Отдых Святого Семейства на пути в Египет; Алтарь Святой Екатерины, Дрезденская Картинная Галерея, Дрезден; Христос на оливковой горе, Дрезденская Картинная Галерея, Дрезден; Нимфа источника. 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; Портрет И.Куспиниана. 1502—1503, Собрание О.Рейнхарта, Винтертур; Портрет С.Рейса. 1503, Германский национальный музей, Нюрнберг; Портрет И.Шёнера. 1529, Музей старинного искусства, Брюссель; Портрет герцога Генриха Благочестивого;Портрет Катарины Мекленбургской; Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием. ок. 1520, Старая пинакотека, Мюнхен; Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде невесты; Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого; Портрет Мартина Лютера; Юдифь с головой Олоферна. Государственная галерея Штуттгарта; Меланхолия. Галерея: «Венера и Амур». 1509, Эрмитаж; «Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием»; «Юдифь с головой Олоферна». Государственная галерея Штуттгарта; Мадонна с младенцем. ок. 1520. ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва; «Адам Ева», 1526, Институт искусства Курто, Лондон; «Адам и Ева в райском саду». 1530. Вена; «Распятие Христа». 1503. Старая пинакотека, Мюнхен; «Суд Париса», 1528 г., музей Метрополитен, Нью-Йорк; «Портрет доктора Шейринга». 1529. Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Библиография: Гершензон Н.М. Лукас Кранах. — Москва: Изогиз, 1933. — 42 страницы; Немилов А.Н. Лукас Кранах Старший: (Альбом) / Макет и оформление Б.П.Кыштымова.. — Москва: Изобразительное искусство, 1973. — 120 страниц — (Мастера мирового искусства). — 30 000 экземпляров. (в переплёте); Friedlдnder М. J., Rosenberg J., Die Gemдlde von Lucas Cranach, B., 1932; Lucas Cranach der Дltere. Der Kьnstler und seine Zeit, B., 1953; Lucas Cranach der Дltere im Spiegel seiner Zeit, B., 1953; Jahn J., Lucas Cranach als Graphiker, Lpz., 1955; Rosenberg J., Die Zeichnungen Lucas Cranachs, B., 1960; Lucas Cranach — Sein Leben, seine Welt und seine Bilder» von Peter Moser erschienen im Babenberg Verlag Bamberg 2004, ISBN 3-933469-14-7; «Der Weinberg des Herrn» von Albrecht Steinwachs erschienen bei J.M.Pietsch, edition AKANTHUS, Sprцda (deutsch) ISBN 3-00-008905-5 , (engl.) ISBN 3-00-008904-7; «Die Funde in den Turmknдufen zu Wittenberg» von Nikolaus Mьller erschienen in Magdeburg 1912; «Das Raths-Collegio der Chur-Stadt Wittenberg» von Paul Gottlieb Kettner (Wolfenbьttel 1734); «Neue Deutsche Bibliographie» Band 3; «Allgemeine Deutsche Biblographie»; «Lexikon der Renaissance» von VEB Bibiliographisches Institut Leipzig 1989 ISBN 3-323-00268-7; «Geschichte der deutschen Kunst 1470—1550» von Ernst Ullmann erschienen im VEB E.A. Seemann Verlag Leipzig 1985 Best. Nr. 505 600 8 05700; «Die Stadtkirche der Lutherstadt Wittenberg» von Albrecht Steinwachs; «Die Malerfamilie Cranach» erschienen im VEB Verlag der Kunst Dresden 1974, englische Version «Cranach: A Family of Master Painters» 1980 Werner Schade im VEB Verlag der Kunst Dresden; «Lucas Cranach d. Д. in Wittenberg» von Jutta Strehle erschienen bei J.M. Pietsch, edition AKANTHUS, Sprцda 2001 ISBN 3-00-008441-X; «Lucas Cranach der Дltere in Wittenberg» von Heinrich Kьhne erschienen im Drei Kastanien Verlag 1993 ISBN 3-9803358-4-4; Claus Grimm, Johannes Erichsen, Evamaria Brockhoff: «Lucas Cranach: ein Maler-Unternehmer aus Franken» erschienen Haus der bayrischen Geschichte Augsburg 1994, ISBN 3-927233-33-1

 (619x699, 84Kb)
1515
Лукас Кранах (младший) (Lucas Cranach der Jьngere)
немецкий живописец, сын Лукаса Кранаха Старшего. Родился в Виттенберге в семье немецкого живописца и графика эпохи Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего. Его старший брат Ганс Кранах тоже стал художником. Они вместе работали в мастерской у отца и были его учениками. Лукас Младший унаследовал мастерскую после смерти отца. Его работы выполнены в основном в жанре портрета или мифических сцен. Умер в Веймаре 25 января 1586 года. Литература: Moser P. Lucas Cranach. Sein Leben, seine Welt und seine Bilder. — Bamberg: Babenberg, 2004. ISBN 3-933469-14-7; Mьnkler H., Mьnkler M. Lexikon der Renaissance. — Mьnchen: Beck, 2005. ISBN 3-406-52859-7; Schade W. Die Malerfamilie Cranach. — Gьtersloh: Prisma, 1985. ISBN 3-570-09018-3; Steinwachs A. Stadt- und Pfarrkirche St. Marien der Lutherstadt Wittenberg / Edition Akanthusa: J. M. Pietsch. — Sprцda: Edition Akanthusa, 2000. ISBN 3-00-006918-6; Steinwachs A. Der Weinberg des Herrn. Epitaph fьr Paul Eber von Lucas Cranach d. J., 1569. — Sprцda: Edition Akanthus, 2001. ISBN 3-00-008905-5.

 (553x698, 103Kb)
1528
Франсиско Герреро (Franciscо Guerrero)
испанский композитор. Обучался у X.Моралеса. Служил певчим и затем регентом в церковной капелле в Севилье; с 1556г. - в Лисабоне, с 1567 г. - в Кордове и др. городах; в 1574-1588 гг. жил в Италии. Среди произведений Герреро - светские песни - канцоны и вильянсикос (любовные песни), в которых Герреро использовал подлинные народные напевы Пиренейского полуострова. Умер 8 ноября 1599 года. Сочинения: канцоны, канцонетты, мотеты, псалмы, гимны, пассионы и др.; табулатуры для виуэлы. Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, том II часть I, Москва, 1953 (страницы 393-395).

 (610x699, 98Kb)
1542
Роберто Беллармино (Святой Роберто Франческо; San Roberto Francesco Bellarmino)
католический теолог, учитель церкви, полемист, ревностный защитник церкви в последние годы Контрреформации. Родился в Монтепульчано (Италия), в 1560 вступил в орден иезуитов в Риме. После изучения теологии в университетах Падуи и Лувена, где он завоевал широкую известность как проповедник, был посвящен в сан священника (в 1570). Затем в течение 6 лет преподавал теологию в Лувенском университете, уделяя особое внимание спорным богословским проблемам. В 1576 папа Григорий XIII назначил его профессором в Римский коллегиум, впоследствии знаменитый Григорианский университет. В 1592 Беллармино был назначен ректором коллегиума, а затем провинциалом иезуитов Неаполитанского королевства. В 1597 стал советником папы Климента VIII по богословским вопросам, а два года спустя, вопреки его собственному желанию, избран кардиналом. В 1602 был назначен архиепископом Капуи, а в 1605 стал членом большинства римских конгрегаций. В этом качестве принимал участие во всех основных религиозных дебатах своего времени: в споре между доминиканцами и иезуитами по вопросу о божественной благодати; в споре между Святым Престолом и Венецианской республикой, где он выступил главным антагонистом Паоло Скарпи; в споре по вопросу о «присяге на верность», принесение которой потребовал от английских католиков король Яков I, и, наконец, в процессе над Галилеем в 1616. Умер Беллармино 17 сентября 1621 года. Вопрос о его беатификации поднимался несколько раз, однако из-за противодействия галликанской и янсенистской оппозиции он был беатифицирован только в 1923. В 1930 Беллармино был канонизирован, а в 1931 провозглашен учителем церкви. День памяти святого 17 сентября. Главным сочинением Беллармино, прославившим его имя, стали Рассуждения о спорных вопросах христианской веры (Disputationes de controversiis..., 1586–1593), изданные в 3-х томах in folio, а затем многократно переиздававшиеся. В этом труде предпринята попытка представить систематический обзор разнообразных религиозных споров той эпохи и воспроизводятся многие аргументы, выдвигавшиеся протестантами. В целом его теологические сочинения занимают 12 томов в издании Февра (1870–1874). Многочисленные сочинения Беллармино, посвященные христианской духовности и благочестию, завоевали широкую популярность и переведены на несколько языков. Быть может, самое известное из них – Умственное восхождение к Богу (De ascensione mentis in Deum, 1615).

 (530x699, 84Kb)
1550
Карл IX Ваза (Karl IX)
шведский правитель, герцог Седерманландский с 1560 г., король Швеции с 1600 г. Младший сын шведского короля Густава I Вазы и королевы Маргареты Лейонхувуд. Получив от отца в 1560 г. в наследственное владение Седерманландское герцогство, фактически не управлял своим владением, так как его старший брат, король Эрик ХIV сильно ограничил прерогативы наследных герцогов. В возрасте 16 лет принял участие в Северной семилетней войне. В 1568 г. вместе с братом Юханом, герцогом Финляндии, восстал против Эрика. Юхан стал королем (Юхан III), а Карл смог реально вступить во владение Седерманландским герцогством, территорию которого расширил в последующие годы. Принялся за управление с большой энергией. В промышленность он привлекал иностранных специалистов, поощрял возделывание целинных земель, заложил новые города Карлстад, Мариестад и Мариефред, позднее в 1607 г. — Гетеборг. Седерманландские дворянство и купечество получили особые привилегии. В 1579 г. женился на Марии Пфальцской, но она умерла в 1589 г., и в 1592 г. он женился вторым браком на Кристине, герцогине Шлезвиг-Готторпской. Религиозная политика короля Юхана III, направленная на примирение с католичеством не встретила поддержки у герцога. Карл не допустил Контрреформации в своем герцогстве, у него находили убежище священники, не согласные с церковной политикой Юхана. Карл фактически не подчинялся королю, но до открытого столкновения дело не дошло. Их сближению способствовало противостояние риксроду, который стремился ограничить власть короля. 17 ноября 1592 г. Юхан III скончался. Новым королем Швеции стал его сын от брака с польской принцессой Екатериной Ягеллонкой Сигизмунд III Ваза, который еще в 1587 г. взошел на престол Речи Посполитой. Таким образом, католическая Польша и протестантская Швеция объединялись в унию. Сигизмунд III Ваза был воспитан фанатичным католиком и Карл был вынужден пойти на сотрудничество с риксродом. Реально он возглавил движение широких слоев шведского населения против католика Сигизмунда. Сигизмунд жил в Польше, но вопреки желанию Карла не назначил его регентом Швеции. Это назначение Карл получил в сентябре 1594 г. решением риксрода.
4 октября 1550 года родился КАРЛ IXpost-154-128616918415 (700x363, 221Kb)
На созванном в Седерчепинге помимо воли Сигизмунда риксдаге в октябре 1595 г. было подтверждено регентство Карла. Не решаясь начать вооруженную борьбу с верными Сигизмунду штатгальтерами, развернул широкую пропаганду в народе, разжигая религиозные и социальные противоречия. Тогда король решил лично навести порядок и в июле 1598 г. с войском высадился в Швеции. В военных действиях Карл поначалу потерпел ряд неудач, но одержал победу в решающем сражении при Стонгебру (1598), после которого начались переговоры. Сигизмунд неожиданно отбыл в Польшу, и его сторонники вынуждены были искать примирения. На рикстаге 1599 г. Карл добился низложения Сигизмунда. Шведская корона была передана сыну Сигизмунда - Владиславу - при условии, что тот будет воспитан в Швеции и примет протестантство. В 1600 г. Карл добился желанной цели - он был провозглашен королем, а в 1604 г. наследование шведского престола было закреплено за его потомками. Получив корону, провел мероприятия по упорядочению государственного управления и законодательства. При нем были напечатаны старые областные законы и «Ландслаг Кристофера». По убеждениям был последовательным протестантом. Решения Упсальского собора 1593 г., он считал недостаточно радикальными. В спорах с иерархами шведской церкви король отстаивал принцип верховенства своей власти. Взгляды на религию он изложил в сочинениях «Несколько очевидных доказательств» и «Катехизис», в которых продемонстрировал хорошее знание богословия и талант стилиста. Видел себя защитником религии народа и мечтал об объединении протестантских сил против католицизма. Эти идеи воспринял его сын, будущий король Густав II Адольф. Во внешней политике продолжил линию своих предшественников по достижению гегемонии на Балтике. Во время Смутного времени в России он направил шведские войска на поддержку Василию Шуйскому против польских войск. Когда Шуйский был свергнут, претендентом на русский трон выступил польский королевич Владислав, в противовес ему Карл IХ выдвинул кандидатуру своего старшего сына Густава Адольфа, затем младшего сына Карла Филиппа. Воспользовавшись ослаблением России захватил Нотеборг (Орешек), Ладогу и Новгород. В правление Карла сохранялись напряженные отношения с Данией, прежде всего из-за спорных территорий в Лапландии. Дания начала войну (Кальмарская война 1611-1613), закончившуюся уже после смерти Карла не в пользу Швеции. Карл умер в Нючёпинге 30 октября 1611 года, ему наследовал сын Густав II Адольф. Современники оценивали его по-разному: аристократы называли его кровожадным тираном, национальная лютеранская историография - спасителем отечества и веры. Карл более своих братьев напоминал отца - обладал практическим и расчетливым умом, энергичным, волевым характером, но в отличие от братьев не проявлял интереса к наукам и искусствам.

Anna von Österreich-Tirol (577x700, 351Kb)
1585
Анна Тирольская (немецкое имя - Anna von Цsterreich-Tirol)
эрцгерцогиня австрийская, жена Матвея, императора Священной Римской империи. В этом браке она была императрицей-консорт Священной Римской империи, королевой-консорт Германии, Венгрии и Богемии. Матвей и Анна поженились 4 декабря 1611 года. Матвею уже было за пятьдесят. Анна была кузиной Матвея, его отец, Максимилиан II, император Священной Римской империи, был старшим братом отца Анны, Фердинанда II, эрцгерцога Австрийского. Матвей и Анна не имели выживших детей.
4 октября 1585 года родилась — Анна Тирольская.post-13108-13105775267 (700x410, 257Kb)
В 1617 Анна с ее мужем создали Капуцинеркирхе, где они хотели быть похоронены, и Матвей построил Императорский склеп. Анна умерла в Вене 14 декабря 1618 года и была похоронена там. Три месяца спустя умер Матвей и был похоронен с Анной в Императорском склепе. Большинство императоров и императриц Священной Римской империи похоронены в Императорском склепе.

 (539x699, 75Kb)
1610
Эстачио Дивини (Eustachio Divini)
итальянский ученый, оптик и астроном. Один из первых развивал технологию создания научных оптических инструментов. Изобретатель окуляра для микроскопа. Умер 1 января 1685 года.

Anthony_Ulrich,_duke_of_Brunswick-Wolfenbüttel (528x700, 280Kb)
1633
Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский (немецкое имяс - Anton Ulrich von Braunschweig-Wolfenbьttel)
герцог Брауншвейга-Вольфенбюттеля и представитель дома Вельфов. Считается образцом правителя просвещённого абсолютизма: властный, равно заинтересованный во внешней представительности и образовании, лирик и романист. Родился в Хитцаккере. Сын Августа II и его второй супруги Доротеи Ангальт-Цербстской, он взошёл на престол в 1685 году вместе со своим братом Рудольфом Августом, а после его смерти в 1704 году сделался единодержавным. После того, как в 1707 году его внучка Елизавета Кристина приняла по его наущению католицизм и в 1708 году вышла замуж за тогдашнего претендента на испанский престол, впоследствии германского императора Карла VI, он в 1710 году открыто перешёл в Бамберге на сторону католицизма. Стремясь к внешней пышности, он вместе с тем, благодаря своему воспитанию, полученному под руководством историка и лингвиста Шоттеля, был усердным покровителем наук и искусств и членом Пальменского ордена. Помимо прочего, он значительно расширил библиотеку в Вольфенбюттеле. Кроме некоторых опер, написанных им по случаю придворных празднеств, он оставил духовные песни, которые были изданы под заглавием «Christfьrstliches Davids Harpfenspiel» (Нюрнб., 1667, Вольфенб., 1670, 1856). Музыку к ним написала его мачеха София Елизавета Мекленбургская.
4 октября 1633 года родился — Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский.post-13108-12861506596 (700x349, 219Kb)
Также перу герцога принадлежат два романа: «Светлейшая сириянка Арамена» (Die durchlauchtige Syrerinn Aramena, 5 томов, Нюрнберг, 1669—1673—1678; краткое извлечение сделано С.Альбрехтом, 3 тома, Берлин, 1782—1786) и «Римская Октавия» (Die Rцmische Octavia, 6 томов, Нюрнберг, 1677—1685; 7 томов, Брауншвейг, 1712). Оба романа, в особенности второй, были в свое время сильно распространены и пользовались громкой славой; они страдают обширностью объема, запутанностью сюжета и часто невероятностью событий, но замечательны по нравственности своего содержания и простоте языка. Многие эпизоды имеют своим основанием факты тогдашней придворной жизни. Умер Зальцдалуме близ Вольфенбюттеля 27 марта 1714 года. Антон Ульрих женился 17 августа 1656 года на Елизавете Юлиане Гольштейн-Норбургской (1634—1704), дочери Фридриха Шлезвиг-Гольштейн-Норбургского. У супругов родилось 13 детей, шесть из которых умерло на первом году своей жизни: Август Фридрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1657—1676, погиб), наследный принц; Елизавета Элеонора Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1658—1729), в 1675 году вышла замуж за Иоганна Георга Мекленбург-Шверинского (1629—1675), во втором браке в 1681 году за Бернхарда I Саксен-Мейнингенского; Анна София Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1659—1742), в 1677 году вышла замуж за Карла Густава Баден-Дурлахского; Леопольд Август (1661—1662), наследный принц; Август Вильгельм Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1662—1731); Август Генрих (1663—1664); Август Карл (1664—1664);Август Франц (1665—1666); Августа Доротея Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1666—1751), в 1684 году вышла замуж за Антона Гюнтера II Шварцбург-Зондерсхаузенского; Амалия Антония (1668—1668); Генриетта Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1669—1753), аббатиса Гандерсгеймского монастыря; Людвиг Рудольф Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1671—1735), в 1690 году женился на Кристине Луизе Эттингенской; Сибилла Розалия (1672—1673).

Bernardino_Ramazzini (550x700, 258Kb)
1633
Бернардино Рамаццини (Bernardino Ramazzini)
итальянский врач, основоположник гигиены труда. Родился в Карпи. Учился в Феррарском и Пармском университетах, звание врача получил в 1659. В 1682-1700 руководитель кафедры теоретической медицины Моденского университета, с 1700 - кафедры практической медицины Падуанского университета. Основной труд Рамаццини - "О болезнях ремесленников. Рассуждение" (1700, в русском переводе, 1961), в котором описаны болезни, присущие лицам около 70 профессий ("О болезнях писателей и ученых", "О болезнях писцов", "О болезнях фармацевтов" и т.д.). Рамаццини особо выделял вредности, исходящие от обрабатываемого материала ( от приемов работы и рабочей позы (у портных, строителей), внешней среды (у рыбаков), дал рекомендации по предупреждению возникающих от этих вредностей болезней. К.Маркс приводит книгу Рамаццини как характерный исторический документ раннего мануфактурного периода капитализма и начала промышленной патологии (К.Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, том 23, страница 376). Умер в Падуе 5 ноября 1714 года. Именем Рамаццини названы научные общества профессиональной гигиены в Италии, США и других странах.

 (603x699, 137Kb)
1636
Ричард Кромвель (Richard Cromwell)
британский политический деятель, протектор Англии (1658-1659). Родился в Хантингдоне. Третий сын Оливера Кромвеля, второй Лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии в течение восьми месяцев с 3 сентября 1658 до 25 мая 1659, после чего добровольно подал в отставку. Его враги дали ему имя Tumbledown Dick и Queen Dick. В литературе Ричард Кромвель упоминается и как «третий сын» Оливера Кромвеля, и как «старший». Легко заметить, что старшим сыном его называют, когда речь идет о его вступлении в лорд-протекторство после смерти отца в 1658 году. Два его старших брата умерли молодыми: Роберт (1621—1639) в 18 лет и Оливер (1622—1644) в 22, поэтому к 1658 году он, третий сын по году рождения, остался старшим братом. Старше его сестра Бриджет (1624—1681), младше — брат Генри (1628—1674), вице-лорд Ирландии в 1657—1659 годах, сёстры Элизабет (1629—1658), Мэри (1637—1713) и Франс (1638—1720). Умер в Финчли 12 июля 1712 года.

 (622x699, 57Kb)
1657
Франческо Солимена (Francesco Dolomena)
итальянский живописец позднего барокко. В художественных кругах имел прозвище «Аббат Чиччо». Родился в Неаполе в семье художника Анджело Солимены. На его формирование оказали влияние росписи и картины Луки Джордано в церквях Неаполя. Подражание караваджистским приемам Джордано проявилось в ранних работах художника — фресковых росписях в церкви Санта Мария донна Реджина и в церкви Джезу Нуово. Однако в изображении Солименой переживаний героев ощутима более глубокая эмоциональная трактовка, чем у Джордано, склонного к более поверхностному толкованию религиозных сюжетов. Первой крупной работой художника явились росписи в Сан Паоло Маджоре в Неаполе, где им были написаны сцены «Падение Симона Мага» и «Обращение Павла» (около 1690). Среди сложных многоэтажных архитектурных сооружений, уводящих взгляд смотрящего далеко ввысь, парят маленькие фигурки святых и ангелов. В отличие от Джордано Солимена будет часто вводить подобные иллюзорные перспективные постройки. Взметнувшиеся в бурном движении, фигуры рождают, однако, ощущение чувственного праздничного духа, предвосхищая дух изящных светских аллегорий рококо. Караваджистский прием драматической игры пятен света и тени придает эмоциональную напряженность композиции полотна «Мученичество святой Юстинианы» в алтаре церкви Сан Паоло Маджоре в Неаполе. После посещения Солименой около 1700 Рима в его живописи усиливается рассудочность, классицистические черты под влиянием искусства К. Мараты и мастеров его круга. Солимена приобретает большую известность, исполняя заказы для дворов Франции, Испании, Австрии, Португалии. В Италии его приглашают для работы в Турин, Геную, но он остается верным Неаполю, где продолжает работать, выполняя, однако, и другие важные заказы. В этом ему помогают ученики, воспитанные в созданной художников «Академии» (Accademia Solimenesca), такие как С.Конка, К.Джакунито, Ф.де Мура, Дж.Бонито и другие.Этапными работами Франческо Солимена в Неаполе стали росписи плафона церкви Сан Доменико Маджоре и Джезу Нуово (эскиз хранится в Лувре), в которых сказались черты поздней манеры художника: более тяжелый колорит; усилившейся рационализм композиционного и живописного решения, несмотря на бравурный мазок; некоторая застылость поз, жестов в изображении маленьких фигур святых, парящих среди мощных архитектурных сооружений. В подобной манере, по-видимому, были исполнены и росписи плафонов зала Сената в Генуе (1715-1717, погибли), к которым сохранились два эскиза — «Мученичество святой Юстинианы» (Национальные галереи Каподимонте), «Прибытие праха Иоанна Крестителя» (Генуя, собрание Де Феррари). И наряду с этими декоративными работами, в которых сказалось усиление классицистических черт, художник создает ряд станковых полотен («Похищение Орейтии», Рим, Галерея Спада; «Ревекка и Элиазар», Вена, Академия художеств), в которых с рокайльным изяществом, а не барочно-классицистической патетикой переданы мифологические сцены. Солимена играл видную роль в Академии художеств Неаполя. По его инициативе в 1704 в Болонье (в 1733 — в Неаполе) был издан «Словарь итальянских живописцев» П.А.Орланди, а в 1742 — труд Б.Де Доменичи «История неаполитанской живописи». Высоко ценились современниками портреты кисти Солимены. В его полотнах «Мужской портрет» (Венеция, собрание Сонино), «Мужской портрет» (Москва, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) подчеркнут аристократизм портретируемых. Портреты барочны по своему образному строю, о чем свидетельствуют величавость поз, элегантность пышных одежд, изображение моделей на фоне торжественных занавесов в кабинетах с книгами и пером, сквозь окна которых виден родовой замок. Светской утонченностью наделены портретные образы в полотне «Граф Альтан преклоняет колени перед австрийским императором Карлом VI» (Вена, Художественно-исторический музей), что, однако, не умаляет их внутренней холодности. Среди работ художника выделяется «Автопортрет» Франческо Солимены (Неаполь, Национальный музей Сан Мартино), в котором живописец стремится подчеркнуть интеллектуальный характер творчества живописца, особенности его ремесла, изобразив себя в мастерской за мольбертом, рядом с созданными им стоящими на стайках холстами. Как всегда это рассказ о жизни, творчестве, судьбе художника. Творчество Солимены оказало большое влияние на его учеников, работавших в первой половине 18 века в Риме, его живопись изучали С.Риччи, О.Фрагонар и другие известные мастера, многие из которых исполняли гравюры с его произведений. Солимена был очень плодовит и написал огромное количество портретов, пейзажей, картин на исторические сюжеты. И все же к лучшим работам художника относят монументальные фрески в церкви Сан Паоло Маджоре в Неаполе. Скончался в Неаполе 3 апреля 1747 года.

 (560x700, 174Kb)
1720
Джованни Баттиста Пиранези (итальянское имя - Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi)
итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и — позже — на сюрреалистов. Джованни Баттиста Пиранези родился в Мольяно-Венето (близ города Тревизо), в семье каменотёса. Обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата Анджело. Основы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов, весьма популярного в середине XVIII века в Венеции. В 1740 г. поехал в Рим в качестве рисовальщика-графика в составе посольской делегации Марко Фоскарини. В Риме увлеченно исследовал древнюю архитектуру. Попутно обучился в мастерской Джузеппе Вази искусству гравюры на металле. С 1743 по 1747 г. жил по большей части в Венеции, где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо. В 1743 г. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». Уже в этой первой работе Пиранези можно увидеть основные признаки его стиля — желание и уменье изображать монументальные и трудно постигаемые глазом архитектурные композиции и пространства. Некоторые листы этой небольшой серии сходны с гравюрами самой знаменитой серии Пиранези «Фантастические изображения тюрем». В последующие 25 лет, до своей смерти, Пиранези живёт в Риме и создаёт огромное количество гравюр-офортов, изображающих в основном архитектурные и археологические находки, связанные с древним Римом, и виды знаменитых мест того Рима, который окружал художника. Производительность Пиранези, как и его мастерство непостижимы. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей. В течение всей своей жизни Пиранези работает над серией гравюр «Виды Рима»("Vedute di Roma). Это очень большие листы (в среднем около 40 см в высоту и 60-70 см.в ширину), которые сохранили для нас облик Рима в Восемнадцатом веке. Восхищение древней цивилизацией Рима и понимание неизбежности её гибели, когда на месте величественных зданий современные люди заняты своими скромными повседневными делами — вот основной мотив этих гравюр Пиранези. Русский историк искусства П.Муратов пишет о Пиранези в своих «Образах Италии» «В классическом мире его не столько привлекало величие созидания, сколько величие разрушения. Его воображение было поражено не так делами рук человеческих, как прикосновением к ним руки времени. В зрелище Рима он видел только трагическую сторону вещей, и поэтому его Рим вышел даже более грандиозным, чем он был когда-либо в действительности.» Особое место в творчестве Пиранези занимает серия гравюр «Фантастические изображения тюрем», более известная как просто «Тюрьмы» Эти архитектурные фантазии были впервые изданы в 1749 г. Через десять лет Пиранези возвращается к этой работе и создаёт на тех же медных досках практически новые произведения. «Тюрьмы» — это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, как непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов. блоков и цепей. Мощь каменных конструкций подавляет. Создавая второй вариант «Тюрем» художник драматизирует первоначальные композиции. Он углубляет тени, добавляет множество деталей и человеческих фигур — то ли тюремщиков, то ли узников, привязанных к пыточным приспособлениям. В наше время эта чёрно-белая гравюрная сюита стала предметом многочисленных рассуждений о Пиранези, как о художнике, который создал образ мира тоталитаризма и предсказание будущего, подобного предсказаниям Франца Кафки. Последние десятилетия известность и слава Пиранези растёт с каждым годом. Издаются всё новые книги о нём и лучшие музеи мира устраивают выставки его работ. Пиранези, вероятно, самый знаменитый художник, который приобрёл такую известность лишь графикой, в отличие от других великих гравёров, которые были кроме того великими живописцами(Дюрер, Рембрандт, Гойя). Интерес к античному миру заставил Пиранези заниматься археологией, которая в именно в годы его жизни превращается из любительского занятия в науку. За год до смерти он исследует древнегреческие храмы в Пестуме, тогда почти неизвестные, и создаёт прекрасную серию больших гравюр, посвящённых этому ансамблю. Именно в сфере практической архитектуры деятельность Пиранези была весьма скромной, хотя сам он никогда не забывал на титульных листах своих гравюрных сюит прибавить вслед за своим именем слова «венецианский архитектор». Но в 18-ом веке эпоха монументального строительства в Риме уже закончилась. В 1763 г. папа Клемент XIII поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано. Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764—1765). Художник умер в Риме после долгой болезни 9 ноября 1778 года. Похоронен в церкви Санта-Мария дель Приорато. После смерти художника его семья переехала в Париж, где в их гравюрной лавке продавались среди прочего и работы Джованни Баттиста Пиранези. В Париж были перевезены и гравированные медные доски. Впоследствии, сменив нескольких владельцев, они были приобретены Папой Римским и в настоящее время находятся в Риме, в государственной Калькографии. Основные работы: Opere di Giovanni Battista Piranesi, Francesco Piranesi e d’altri (1835—1839). Литература: С.А.Торопов. Джованни Баттиста Пиранези. Избранные офорты, Москва: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1939; Росси Ф. О влиянии Пиранези на работы Камерона в интерьерах Царского Села. // Итальянский сборник. Санкт-Петербург, № 5. Страницы 107—120; Norbert Miller: Archдologie des Traums. Versuch ьber Giovanni Battista Piranesi. Mьnchen und Wien, Hanser 1978; Volkmann Н., G.В.Piranesi, Architekt und Graphiker, В., 1965.

FranciszekKarpiЕ„ski (551x700, 201Kb)
1741
Францишек Карпиньский (Franciszek Karpiski)
польский поэт. Родился в Голоскове Коломыйского уезда, ныне Ивано-Франковской области Украины. Происходил из бедной шляхетской семьи. В 1790-х гг. поселился в деревне. Начал печататься в 1780-х гг., выступив как зачинатель поэзии польского сентиментализма. В «Развлечениях в стихах и прозе» («Zabawki wierszem i proz», t. 1—7, 1782—1787) представлены идиллии («селянки»), любовная лирика, элегии, религ. песни и др. Прибегая к условным традиц. образам и ситуациям («Лаура и Филон» — «Laura i Filon», и др.), Карпиньский, однако, нарисовал реальные картины польской природы, дал правдивые описания человеческих чувств («Печаль по Юстине весною» — «Do Justiny. Tskno na wiosn», и др.). Карпиньский стремился ввести в литературу элементы повседневности, отголоски народной песни («Мазурка» — «Pie mazurska»; «Песнь сокальского нищего» — «Pie dziada sokalskiego», и др.). Значение Карпиньсклшл в развитии польской поэзии определяют эти новаторские для того времени стремления, а также критика социальных противоречий, противопоставление скромного сел. достатка развращенной городской жизни («Возвращение из Варшавы в деревню» — «Powrуt z Warszawy na wie», 1784), призыв улучшить положение крестьян (послание «Станиславу Малаховскому» и др.), патриотический характер некоторых стихотворений: «На день 3 мая 1791» («Na dzie 3 Maja 1791 roku...»), «Плач сармата над могилой Сигизмунда-Августа» («ale sarmaty nad grobem Zygmunta Augusta», 1797—1801). Карпиньскому принадлежат «Воспоминания» («Pamitniki», 1844), драма «Юдифь» («Judyta», 1892), комедия «Чинш» («Czynsz», 1790). Умер в Хоровщизне 16 сентября 1825 года. Сочинения: Wiersze wybrane, Warsz., 1966. Литература: Gorski K.M., F.Karpinski, Kr., 1913.

1744
Доменико Корри (Domenico Corri)
итальянский композитор и музыкальный издатель. Родился в Риме. Ученик Порпоры, в 1744 отправился в Лондон, где написал оперы "Alessandro nell’Indie" и "The Travellers". Дочь его вышла замуж за Дюссека, в компании с которым Корри основал в 1797 музык. издательство, но обанкротился. Кроме многочисленных романсов, рондо, арий, сонат и прочее. Корри написал еще: "The singer’s preceptor" (1798); "The art of fingering" (1799); "Musical grammar" и "Musical dictionary". Умер в Лондоне 22 мая 1825 года.

 (439x699, 63Kb)
1749
Жан Луи Дюпор (Jean-Louis Duport)
французский виолончелист, педагог и композитор. Ученик М.Берто. Профессор Парижской консерватории. Родился в Париже. Младший брат Жана-Пьера Дюпора. Жан-Луи в детстве обучался игре на скрипке, скорее всего, у отца-танцмейстера. Однако успехи брата подвигли его перейти на виолончель. Позанимавшись некоторое время у Берто, Жан-Луи становится учеником знаменитого брата. Уже в 1768 году Жан-Луи Дюпор восхищал парижан превосходным исполнением своей сонаты. Аккомпанировал ему брат. «Mercure», описывая это выступление, отметил «точное, блестящее, удивительное исполнение, звуки полные, мягкие, ласкающие, уверенную и смелую игру, свидетельствующую о громадном таланте». И после отъезда брата в Берлин в 1773 году Дюпор продолжал совершенствовать свое мастерство. Довольно быстро он завоевал всеобщее признание в музыкальных кругах Парижа и «вскоре, — как отмечает Миль, — ему не стало равных». В начале 1778 года Дюпор совершил путешествие в Швейцарию. После успешного выступления в Женеве Дюпор посетил «Фернейского патриарха». Рассказывают, что Вольтер, пораженный мягкостью и теплотой звучания виолончели в руках этого музыканта, воскликнул: «Господин Дюпор, вы заставляете меня верить в чудеса: вы из быка умеете сделать соловья». В течение ряда лет Дюпор являлся постоянным участником парижских публичных концертов. С большим успехом проходили и его выступления в многочисленных частных музыкальных собраниях, например, в известном в Париже салоне Багге. Виолончелист принимал также участие в камерной музыке принца де Гемене, выступая и как солист, и в квартете. «Приезд Виотти в Париж (в конце 1781 года), — рассказывает Фетис, — был весьма счастливым событием для Дюпора, который понял, что, применяя к виолончели широкую и блестящую манеру игры этого великого артиста, он получит неслыханный до сих пор эффект. Он усиленно работал над формированием нового стиля, и усилия его увенчались успехом». Уже в 1782 году «Journal de Paris» писал: «Было бы желательно, чтобы наши молодые виртуозы приняли игру Дюпора за образец!» У Виотти с Дюпором вскоре установились дружественные отношения. Виотти высоко ценил французского артиста, хотя и подчеркивал превосходство итальянских музыкантов в выразительности исполнения. «Все это хорошо, — говорил Виотти об игре Дюпора и других французских виртуозов, — но они не умеют так выразить сущность, как это делаем мы». Но что характерно, многие критики отмечали большое сходство исполнительских стилей Виотти и Дюпора, подчеркивая при этом присущую им обоим выразительность. Так некто F-le, называя Дюпора «виолончельным Виотти», пишет: «Этот артист обладал исключительной выразительностью... Как и Виотти, с которым он много играл, он обладал искусством драматизировать трудные места, чтобы затем лучше оттенить нежность певучих. Когда в дуэте оба виртуоза исполняли друг за другом один и тот же пассаж, не знали, кому отдать пальму первенства. Но особенно воодушевлялись они во время органных пунктов, исполняя множество импровизаций, которые, казалось, вдохновлялись одной душой». Вместе с тем необходимо обязательно подчеркнуть самобытный, ярко индивидуальный характер исполнительского мастерства Дюпора. Миль, отмечая «чистоту, блеск, жар и обаяние», как основные черты дюпоровского дарования, и говоря о его развитии и совершенствовании, не случайно пишет, что Дюпор «всегда сохранял тот импульс, которым он был обязан своей первой манере игры... ... Как артист Дюпор не имел себе равных; никто не обладал большей точностью в интонации; он говорил, что для того, чтобы играть чисто, надо, чтобы малейшая неточность звука причиняла боль. Его манера петь была очаровательна: вкус, выражение, законченность не могли быть выше, и красота этого инструментального пения была такова, что знаменитая Грассини предпочитала на небольших придворных концертах исполнять дуэты с Дюпором, нежели с певцом». 1780-е годы — период наивысшего успеха французского музыканта. Имя его не сходит со страниц парижских изданий. В апрельском номере «Mercure de France» за 1786 год Дюпор, «которого всегда слушаешь с новым восхищением», фигурирует среди «лучших артистов столицы». Современник Дюпора Рейхардт особенно подчеркивал в игре французского виолончелиста технику и точность. «В отношении техники и точности младший Дюпор столь же мало может быть превзойден как старший в отношении большого, полного тона, силы и значительности в исполнении. Этот (старший) сформировался на основе более старой и солидной, а тот (младший) — на основе более новой французской школы». Французский исследователь виолончельного искусства Ноге характеризует исполнительский стиль Дюпора, как «одновременно простой, выразительный и величественный». Около 1788 года Дюпор отправился с концертами в Англию. Во Францию он вернулся лишь на несколько месяцев. Следуя приглашению своего брата, Жан-Луи отправился в Берлин. Здесь он прослужил при дворе до 1806 года. Слышавший Дюпора-младшего в Берлине в 1797 году Гербер подчеркивает в его игре «мягкие, всегда чистые звуки и его легкое, непринужденное владение смычком». Отмечаемое некоторыми превосходство Дюпора над старшим братом объясняется именно исключительной красотой и мягкостью тона, легкостью исполнения, еще большей виртуозностью. В Берлине же он завершает свой главный труд — Школу для виолончели «Опыт виолончельной аппликатуры и руководство для смычка». В этом труде Дюпор впервые изложил основные принципы виолончельной аппликатуры, которые он освободил от влияний гамбы и скрипки. При прусском дворе находился и Бернард Ромберг, с которым Дюпор вскоре подружился. Ромберг высоко ценил мастерство Дюпора: «Луи Дюпор в своей игре на виолончели соединял красивейший и грациознейший тон с техническим мастерством и вкусом». Ромберг посвятил ему свою «Фантазию» для виолончели с оркестром. Вернувшись на родину, Дюпор, несмотря на удачное выступление в Париже в 1807 году, не смог занять здесь должного положения. Музыкант вынужден был поступить на службу к бывшему испанскому королю Карлу IV, жившему в то время в Марселе. Вращаясь в высших кругах, Дюпор сумел сохранить свою независимость и достоинство. «Будучи попеременно связан с пятью монархами, — пишет Миль, — проведя большую часть своей жизни при дворах, он не превратился в придворного». Через пять лет Дюпор возвращается в Париж. Несколько успешных выступлений в Одеоне на этот раз заставили заговорить о нем. Миль отмечает «элегантность, грацию и молодость» шестидесятичетырехлетнего артиста. Вскоре знаменитого виолончелиста приняли в качестве камерного музыканта в придворную капеллу. В 1813 году Дюпор вошел в число профессоров Парижской консерватории. Это место он занимал до реорганизации консерватории в «Королевскую школу музыки» в 1815 году. Умер Жан-Луи Дюпор 7 сентября 1819 года, через несколько месяцев после своего старшего брата. Похоронен он был на Восточном кладбище Парижа, неподалеку от Мегюля и Гретри. Дюпор всегда отличался чувством стиля и умел использовать творческую свободу для наиболее полного изложения содержания произведения. «На замечание, которое ему сделали однажды по этому поводу, — пишет Миль, — Дюпор ответил: «Все качества исполнения достигаются работой; что касается уверенности, то я благодарю за нее одну лишь природу». После этих слов он налил воды до краев стакана и обошел вокруг комнаты, держа его на вытянутой руке, не пролив ни единой капли; ему было около семидесяти лет». Дюпор ярко проявил себя как педагог. Он явился учителем многих французских виолончелистов, среди которых были и такие крупные представители этого инструмента, как Ф.Руссо, Ж.А.Левассер, Ж-М.Ламар, а также глава бельгийской виолончельной школы Н. Ж. Платель. Среди учеников Дюпора в Германии можно назвать чешского виолончелиста Микулаша Крафта. «Ученики часто просили его сыграть им некоторые из его этюдов, — пишет Миль, — на что Дюпор всегда с удовольствием соглашался. Обычно, однако, он просил два-три дня для подготовки вещи, для того чтобы урок был тем, чем он должен быть. Встреча происходила только после этой подготовки. Так велико было его уважение к искусству». Помимо педагогических сочинений, Дюпор написал для виолончели 6 концертов с оркестром, 4 сборника сонат с басом, 3 дуэта для двух виолончелей, 8 тем с вариациями для виолончели с оркестром или квартетом. Дюпор пользовался любовью и уважением современников. О нем говорили как о человеке исключительной отзывчивости, скромности и благородства. «Шла ли речь о том, чтобы взять на воспитание дочь умершего в нищете скрипача Герена, — пишет Л. С. Гинзбург, — оказать ли содействие приехавшему в Париж коллеге, помочь ли разорившемуся музыканту своим участием в его бенефисном концерте, уплатить ли долги, грозящие бедой его другу, дать ли бесплатные уроки ребенку из нуждающейся семьи — во всех таких случаях знаменитый артист проявлял доброту и отзывчивость».

 (700x697, 75Kb)
1750
Францишек Дионизы Князьнин (Франц Княжнин; Franciszek Dionizy Knianin)
польский поэт. Родился в Витебске. Происходил из того же дворянского рода, из которого вышел Яков Борисович Княжнин. Его родители жили в Витебской губернии, и там Князьнин получил воспитание в иезуитских школах. Был секретарём князя Адама Чарторыйского, у которого и была написана большая часть стихотворений Князьнина. Вдохновлявшей музой поэта была княжна Мария, одна из вюртембергских принцесс. Несчастная судьба Польши настолько опечалила Князьнина, что он сошел с ума. Вместе с Карпинским и отчасти Нарушевичем Князьнин принадлежал к группе сентиментальных поэтов, которые для выражения своих чувств подыскивали самые искусственные выражения и формы. Тем не менее песни Князьнина были в своё время очень популярны, а некоторые из них были известны спустя столетие после его смерти («Do wsуw», «Matka obywatelka»). Умер в городке Коньсковоля близ Пулав 25 августа 1807 года. Сочинения Князьнина был изданы в Варшаве в 1828 и в Лейпциге в 1835.

1759
Луи Франсуа Антуан Арбогáст (Louis Franзois Antoine Arbogast)
Французский математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук c 20 октября 1791, член Парижской Академии Наук (1796). В 1789 составил "Опыт о новых началах дифференциального и интегрального исчисления, независимых от теорий бесконечно малых и пределов", где придерживался в основаниях анализа алгебраических принципов Ж.Лагранжа; рукопись не была опубликована. В 1800 опубликовал книгу "Об исчислении дериваций" ["Du calcul des dérivations", Strasburg, ann. VIII (1800)]. Ввел термин "факториал" (1800).

 (610x699, 148Kb)
1762
Иван Семенович Дорохов
русский государственный деятель, генерал-лейтенант (1812). Из дворянского рода. Сын секунд-майора. Образование получил в Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе. Службу начал 15 октября 1787 поручиком Смоленского пехотного полка. Участник русско-турецкой войны 1787—1791. В 1789 переведен капитаном в Фанагорийский гренадерский полк, а 13 октября 1792 в Черниговский пехотный полк. При начале восстания в Варшаве 6 апреля 1794 был окружен мятежниками и во главе роты с трудом пробился к своим. Отличился в подавлении Польского восстания 1794. 21 апреля 1795 переведен в Воронежский, 9 апреля 1797 в Сумский гусарский полк. 12сентября 1797 произведен в полковники с переводом в лейб-гвардии Гусарский полк, но вскоре уволен в отставку. 13 марта 1802 Дорохов вновь вернулся на службу в Сумский гусарский полк. 17 августа 1803 произведен в генерал-майоры и назначен шефом Изюмского гусарского полка. Прославился в кампанию 1806—1807 как лихой кавалерийский командир. Отличился в сражениях при Гофе, Прейсиш-Эйлау, Фридланде. За Пултуск награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. В начале Отечественной войны 1812 командовал арьергардом 4-го корпуса. Был окружен превосходящими силами противника, но сумел выйти из окружения и присоединиться к частям 2-й Западной армии. Отличился в боях при Молевом Болоте, Смоленске и Лубине. В Бородинском сражении командовал 4 кавалерийскими полками. После отступления из Москвы поставлен во главе армейского кавалерийского отряда, предназначенного для действия в тылу противника на Московской дороге. 6 сентября разбил под Знаменским 4 кавалерийских полка противника. 15 сентября разгромил отряд полковника Мортье. 29 сентября Дорохов неожиданно атаковал французский гарнизон города Верея, захватил его врасплох и принудил к сдаче. В плен попали полковник, 15 офицеров и 177 солдат. После этого прикрывал левое крыло армии и наблюдал за движением французов по Калужской и Смоленской дорогам. Был тяжело ранен пулей в ногу навылет в сражении при Малоярославце. Долго болел и умер в Туле от последствий ранения 8 мая 1815 года. По собственному завещанию погребен в Верее (в 1917—1918 его могила была разорена).
Рубрики:  Культура/Личности-Знаменитости

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку