В Москве сейчас проходит выставка Веджвудского фарфора во Всероссийском музее народного и декоративно-прикладного искусства.
Продукция английской фирмы Wedgwood известна на весь мир.
Основателем компании Wedgwood был Джозайя Веджвуд Josiah Wedgwood (1730—1795 г.).
Это английский художник-керамист и дизайнер, самый знаменитый мастер декоративно-прикладного искусства своего времени, один из зачинателей промышленного дизайна.
1.
2.
Фирма Веджвуд была основана Джозайей Веджвудом в 1759 году. В 1765 году он создаёт на своей фабрике образцы сервизов, вызвавшие интерес у английской королевы, после чего за работой его фабрик закрепилась слава «королевских товаров». В 1766 году Дж. Веджвуд получает разрешение на строительство завода в графстве Стаффордшир, в местечке, получившем название Этрурия, (ныне пригород города Сток-он-Трент).
3.
4.
5.
6.
При жизни он пользовался всеевропейской известностью, и некоторые из наиболее значительных сервизов изготовил для Екатерины Великой (теперь они экспонируются в пригородных дворцах Петербурга). Так в 1773 году императрица заказала уникальный «Сервиз с зелёной лягушкой» для Чесменского дворца.
При изготовлении своей посуды Дж. Веджвуд пользуется новыми технологиями и усовершенствованиями, в связи с чем в 1783 году был принят в члены Королевского научного общества.
Как правило, сервизы выходили в римской, греческой или египетской стилизации. Особенной популярностью в высшем обществе XVIII—XIX веков пользовалась фарфоровая посуда, произведённая под «китайский фарфор» (bone china).
В 1987 году фирма «Веджвуд» объединяется с ирландским производителем хрустальных изделий Уотерфорд Кристал (Waterford Crystal), образовав компанию «Уотерфорд Веджвуд». В мае 1906 года при старинной фабрике веджвудской посуды в Этрурии, Стаффордшир был открыт Веджвуд-музей (ныне в городе Сток-он-Трент).
7.
8.
На выставке экспонируются уникальные коллекции из ливерпульского Музея Леди Ливер. Эти экспонаты ранее никогда не вывозились за стены английского музея.
Всего выставлено более 500 предметов, среди которых: предметы графики и живописи; ювелирные изделия; фарфор. Своими экспонатами для проведения выставки поделились Музей и усадьба Кусково, Царское село, Третьяковская Галерея, Эрмитаж.
Интересным экспонатом является «Портрет герцогини Кумберлендской». Это творение английского мастера Томаса Гейнсборо из коллекции ливерпульского музея. В России имеется всего лишь одна работа художника.
Снимать на выставке запрещено, поэтому предлагаю просто полюбоваться красотой!!
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Главное творение Веджвуда - яшмовый фарфор (джаспер), соединивший в себе нежность и легкость с удивительной прочностью. Изделия из него чаще всего имеют бледно-голубой, оливковый, сиреневый и черный цвета. Как правило, они украшаются белыми рисунками и рельефами в классическом стиле.
Фотографии часто не позволяют передать филигранность исполнения.
Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла. Она представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате тёмно-синего стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных из белого непрозрачного стекла. Предположительно эта амфора изготовлена в Риме между 30 и 20 годами до н. э.
Документальных свидетельств об обнаружении вазы не сохранилось. Согласно одной из версий, её нашли около 1582 года в усыпальнице Александра Севера близ Рима. Как бы то ни было, в 1601 году она упоминается в письме астронома Николя-Клода де Пейреска к художнику Рубенсу. В то время ваза находилась в собрании кардинала дель Монте. Затем в течение двух столетий она была одним из главных сокровищ римского семейства Барберини. В 1778 году обедневшие Барберини уступили её за неизвестную сумму британскому посланнику в Неаполе Уильяму Гамильтону (супругу небезызвестной леди Гамильтон), который немного погодя привёз её в Лондон и продал герцогине Портлендской.
17.
18.
19.
Герцоги Портлендские владели вазой до 1845 года, когда она поступила в собрание Британского музея. После того как один из посетителей герцога случайно повредил главную гордость его коллекции, последний (в 1810 году) решил передать её на сохранение в Британский музей. Там 7 февраля 1845 года она была разбита вдребезги неким Уильямом Ллойдом. После нескольких лет кропотливой работы ваза была склеена из осколков и возвратилась на своё место в музее. Она была вновь разобрана и склеена в 1948 году, на этот раз на более долговечной основе. Последняя реставрация вазы была осуществлена в 1987 году.
20.
21.
22.
Появление вазы в Лондоне вызвало неподдельный интерес со стороны стеклодувов и мастеров керамики, которые наперебой пытались создать нечто подобное. Особенно основательно подошёл к этой задаче знаменитый фарфоровый мастер Джосайя Уэджвуд. Портлендская ваза вдохновляла его на протяжении нескольких лет. Первым делом он создал её подобие из черного и белого яшмового фарфора (или джаспера).
В 1789 году Веджвуду удалось создать копию, которую он делал с подлинника, предоставленного ему для работы герцогом Портленд, купившим вазу в 1785 году.
23.
24.
25.
26.
Веджвуд с помощью яшмовой массы создал копию-близнеца, только еще ярче, изящнее и качественнее, потому что он улучшил технику производства. До этого тиражирование было не принято и только после того, как появилась вторая уникальная ваза, в точности повторявшую первую, оно получило жизнь.
Многие историки считают, что создание этой вазы стало вершиной художественной карьеры и мастерства Джозайя Веджвуд. Не удивительно, что Портлендская ваза стала символом марки Wedgwood, присутствующим на клейме изделий.
Портлендская ваза. Двуслойное стекло.
Британский музей. Лондон. Англия.
27.
Копия Портлендской вазы.
28.
29.
30.
На наперстке - профиль самого Джозайя Веджвуд.
31.
32.
33.
Информация с сайтов
http://www.kulturologia.ru/news/4124/
http://www.elle.ru/elledecoration/news/v-moskve-ot...ra-neprevzoydennyiy-vedjvud/2/
http://mebel.forum-top.ru/viewtopic.php?id=77
Википедия