-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лелеева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6771


Загадочное Китаево

Четверг, 03 Июля 2014 г. 07:23 + в цитатник
Цитата сообщения ELENA_STOPKO Загадочное Китаево

8870 (700x494, 98Kb)


Есть в Киеве место, обладающее совершенно удивительной энергетикой. Оказавшись здесь, попадаешь в какое-то другое измерение: как будто на календаре не XXI век, как будто вокруг не шумит современный мегаполис... Здесь слышны птичьи голоса, а воздух удивительно чист и прозрачен. Здесь царит тишина и покой, и дыхание истории ощущается особенно явственно. Это удивительное место носит название Китаевская Пустынь.



Место это древнее, мистическое, святое и таинственное. Место, в котором начинались необыкновенные истории и заканчивались выдающие жизни. Место, которое по праву гордиться своей историей и своими подвижниками. Место, которое посещали цари и царицы, писатели и художники. Каким-то невероятным и таинственным образом оно связанное с орденом Тамплиеров. И вместе с тем, здесь можно насладиться природой, тишиной, покоем, позабыть о буднях и повседневных проблемах.

15930224 (525x700, 81Kb)

Даже далеко не все коренные киевляне бывали в этом живописнейшем месте Киева, окруженном лесами и четырьмя озерами. Многим даже невдомек, что здесь находится одна из главных святынь православия, прозванная в народе «Киевским Афоном»...

113 (700x229, 72Kb)

Есть гипотеза, что именно через Китаево проходил в свое время торговый путь «из Варяг в Греки».

113 (700x525, 116Kb)

Во времена Киевской Руси в этих местах стояла крепость, защищавшая подступы к столице. Защищались жители Китаево от кочевников-тюрков. Именно от тюркского слова «китай», означавшего «крепость», городок и получил свое название. Для обороны это место подходило идеально: здешняя долина издавна именовалась «мышеловкой». Вела в нее одна единственная дорога, вокруг - крутые склоны. Для засады – лучше не придумаешь.

113 (700x560, 179Kb)

Китаево (Пересечин, Пересечна) в древние времена являлось загородной резиденцией великого князя Андрея Боголюбского. Да, да именно его, сына князя Юрия Долгорукого, который вместе со своим отцом основал множество городов, в том числе и Москву. 1159 г. датирована грамота князя Андрея Боголюбского, дарующая эти земли Киево-Печерской лавре. Во времена татаро-монгольского нашествия на Киев, Китаево стало приютом для монахов-отшельников, долгие годы спасавшее их от ханских полчищ. Именно на протяжении Х-ХІІІ вв. в Китаевском урочище появляется комплекс пещер.

13982919852_e994580827_c (700x525, 263Kb)

Рукотворные пещеры в Китаевском урочище могли появиться в дохристианские времена, служа жильем и убежищем древним людям, и судить об их первоначальной планировке не представляется возможным. Некоторые исследователи связывают возникновение пещер с городищем и предполагают, что защитники цитадели могли использовать подземные лабиринты в качестве потайного выхода к посаду.

1260363993_peschery-kitaevo-6 (700x525, 50Kb)

Пещерный монастырь появился в Китаево в XVI веке. В те времена в Киевскую Лавру приходили тысячи паломников, поэтому монахам-отшельникам приходилось искать для себя более уединенные уголки. Китаевская пустынь стала именно таким местом. Придя сюда, монахи-затворники выкопали себе пещеры, которые за два-три века пещеры стали весьма обширны: в два яруса, соединенные коридором.

13982919852_e994580827_c (700x525, 111Kb)

Чтобы добраться до пещер, нужно перейти на другой берег озера по дамбе и подняться на заросший лесом холм. Над входом - невысокая колоколенка, к ней и выведет тропа. При входе надо купить свечу, иначе вы просто не сможете передвигаться по подземному лабиринту.

13982919852_e994580827_c (579x476, 50Kb)

В 1771 году в Российской империи правительственным указом было запрещено отшельничество. Монахам предписывалось жить только в монастырях. Этим объясняется почти столетнее забвение китаевских пещер, обернувшееся для них многочисленными разрушениями, каким подвержен всякий дом, лишенный присмотра и ухода. В 1857 году послушник Китаевской пустыни случайно обнаружил пещеру на горе: туда провалился вбиваемый им в землю кол. Пещера оказалась древней, всюду встречались следы пребывания иноков.

kiitaeva-pustyn-peshery-shema (300x329, 12Kb)
План-схема Китаевских пещер

Большинство людей посещают сохранившуюся часть пещерного монастыря, чтобы наглядно представить те суровые условия, в которых жили первые подвижники пустыни, и этой цели вполне отвечает уровень сохранности древнего памятника.

1260364015_peschery-kitaevo-4 (700x525, 93Kb)

Аскетическое убранство подземного храма обращает мысли к истокам христианства и помогает молитвенному настроению. В подобных катакомбах, под спудом, где почивают обычно тела усопших, собирались для общей молитвы верующие в первые века христианства. Здесь, в подземном храме, особенно ощутимо молитвенное единение всех верующих, преодолевающее и время, и временные испытания.

1260364015_peschery-kitaevo-4 (700x525, 40Kb)

Магистральная галерея в своем начале имеет церковь, недавно освященную в честь Собора Пресвятой Богородицы.

IMG_5651 (525x700, 91Kb)

Предыстория этого подземного храма следующая: еще при митрополите Филарете Амфитеатрове (1837-1857) на Китай-горе обустроили небольшой скит (в данном случае скит представлял собою кельи монахов, расположенные в отдалении от основных монастырских зданий), предназначавшийся для 12 старцев-схимников, которым вменялось в обязанность неусыпное чтение Псалтири. Тогда эта идея осталась невоплощенной. Здесь надо заметить, что неусыпное чтение Псалтири с поминанием усопших черноризцев и благодетелей было принято в пустыни в 1859 году по благословению Киевского митрополита Исидора Никольского (1858-1860). Оно совершалось братией поочередно, в комнате, смежной с комнатой игумена. Немногим позже, по благословению митрополита Арсения Москвина (1860-1876), в пещерах подвизался схимонах Лавры Тит. Он занялся расчисткой, увеличением пещер и, наконец, захотел устроить новую подземную церковь. Получив на это разрешение, схимонах Тит вместе со своим келейником Иосифом, и со многими братьями, желавшими помочь в устроении церкви, дружно принялись за работу. Когда достаточно просторное помещение было выкопано, эконом Лавры Мельхиседек содействовал в укреплении ее кирпичом и оштукатуривании. Но однажды, в разгар работы, как рассказывал старожил Китаевской пустыни, участвовавший в строительстве, подошел к ним одетый в мантию неизвестный монах и спросил, что они делают. Услышав ответ, сказал: “Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро”. Монах исчез так же незаметно, как и появился, а слух о его пророчестве быстро распространился среди мирян. К схимонаху Титу тут же пришли благотворители. Купец из Рыбинска изготовил за свой счет металлический иконостас для пещерной церкви. Но когда Тит явился за благословением установить его в Китаевских пещерах, митрополит Арсений, поинтересовавшись мнением начальника пустыни и, услышав, что тот болен, распорядился отложить установку иконостаса до его выздоровления. Дело затянулось. Однако Тит не терял надежды и оставался жить на Китай-горе. При входе в пещеры им была устроена келейка, где старец проводил дни свои в молитве. Все желавшие посетить Китаевские пещеры, должны были получить его благословение и проходили вглубь через внутреннюю дверь этой кельи. Жизнь Тита, как свидетельствовали современники, была полна лишений и тягот. Случалось, воры и злоумышленники забредали к нему, избивали до крови. Схимонах Тит скончался, так и не дождавшись воплощения своей идеи об устроении церкви в пещерах.

Piously_Troitsk_monastery_Kitaevsky_deserts_9 (600x395, 80Kb)

В виду достаточной удаленности пустыни от города, пещеры Китай-горы редко посещают. Это позволяет сохранять их древний облик почти без изменений.

1260364015_peschery-kitaevo-4 (525x700, 59Kb)

Надо сказать, что пещеры Китаева - достаточно сохранные и открытые, чтобы бродить, где захочется, и достаточно «цивилизованные», чтобы чувствовать себя в безопасности. Узкая стометровая подземная галерея разветвляется множеством крошечных часовенок и тесных отшельнических келий.
Для посетителей открыты около 150 м верхнего яруса пещер (они - в двух ярусах). Общая же длина подземных ходов, в том числе и заваленных, в несколько раз большая.

1260364015_peschery-kitaevo-4 (465x700, 172Kb)

Cамым знаменитым насельником подземелья был старец-затворник Досифей.
Удивительная легенда о нем не уступает по сюжету авантюрному историческому роману.
Старец-отшельник на самом деле был… женщиной по имени Дарья!
Семья дворянской дочери Дарьи Тяпкиной была против ее желания стать монахиней. Поэтому девушка, непреклонная в своем решении, сбежала из дома. Зная, что ее будут искать по женским монастырям, Дарья одевается как юноша и ищет пристанища в мужской обители.
Досифеем она стала, прожив несколько десятков лет в пещере на хлебе и воде. Тайну подвижницы никто не знал: чтобы никто не разгадал его тайну, Досифей изувечил свое лицо.
От суровых подвигов внешность Преподобной с течением времени все меньше могла давать повод к подозрениям...
Мудрого отшельника полюбили и священники, и прихожане; он многим помогал. Досифею хотели даже передать в управление монастырь. Но чем чаще звучало это предложение, тем дальше он уходил в пещеры, прячась от людских глаз, проводя часы в молитвах.

2667344.t6agbeiqdp (525x700, 305Kb)

Утверждают, что десятилетия жизни в аскезе и молитвах принесли Досифею дар предвидения. Именно он, наставляя известного соловецкого старца Феофана, велел ему идти на Соловки. Однажды пришел в скит отрок Прохор, будущий Преподобный Серафим Саровский. Ему настолько понравилось в Китаево, что решил здесь остаться. Однако Досифей благословил его отправиться в «пустыню Саровскую» - там помогать людям, и предрек ему великое будущее. Так и произошло.
В 1744 году во время пребывания в Киеве императрица Елизавета Петровна посетила Китаевскую пустынь; для подъема императрицы со свитой на Китай-гору даже наспех сколотили деревянные ступени. Прослышав о чудном отшельнике, императрица решила с ним повидаться. Встреча состоялась, но о чем говорила Ее Величество с монахом никому неведомо. Доподлинно известно лишь одно: Императрица предложила отшельнику занять высокий пост в церковной иерархии. Но он отказался. А на прощание Елизавета оставила кошелек, набитый золотыми монетами, к которому монах даже не прикоснулся. Деньги пошли на строительство церкви в Пирогово.

25984255.kwr8t4brr5 (525x700, 238Kb)

Лишь после смерти старца Досифея братия узнала, что то была девица. И то совершенно случайно. Спустя несколько лет пожаловала в Китаево на богомолье некая дворянка. Подошла к могиле, взглянула на портрет и обмерла: «Да это же моя сестра!» После долгих сопоставлений дат и событий, факт подтвердился. И покойный монах Досифей оказался дворянкой Дарьей Тяпкиной...
Келью его, простую земляную камеру со скромными иконками, показывают ныне посетителям, как святыню подземного монастыря. Могила же Досифея находится у самой стены пятиглавого храма, в месте столь же скромном, сколь и почетном. На ней постоянно теплятся свечи и не исчезают свежие цветы…
Люди, души которых терзают любовные переживания, чаще всех посещают место погребения монаха Досифея.

1260364015_peschery-kitaevo-4 (700x525, 105Kb)

К сожалению, в годы хрущевского атеизма трактор, разрушавший часовенку над пещерами, провалился под землю. Из-за обвала пострадала ближняя ко входу часть лабиринта. Поэтому в 1990-х, при восстановлении пещер их стены были укреплены кирпичной кладкой, а первые 16 метров - и вовсе железобетонными блоками. И хотя это слегка «осовременило» вид пещер, древность комплекса и вера подвижников, тут живших, вызывают благоговение.
Как и другие древнерусские подземные комплексы Киева, китаевские пещеры вырыты в лессовой породе, мягкой и в то же время прочной при нагрузках. Но местами пещерные коридоры выходили на слой желто-зеленой глины, имеющей целебные свойства. Отсюда и популярная легенда о «святой» глине Китаева, лечащей кожные и некоторые другие болезни.

25984255.kwr8t4brr5 (524x700, 322Kb)

Современные археологические находки в пещерах датируются 17-м веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит в Китаево. Там появились деревянные кельи, церковь.

13982919852_e994580827_c (700x466, 279Kb)

А уже в середине XVIII в. Китаевская пустынь приобретает славу святого места, своеобразного Киевского Афона и становится местом паломничества.

1214183197_0mtrmgfq18 (700x468, 123Kb)

Когда в XVIII столетии в Российской Империи приняли закон, запрещавший монахам жить в пещерах, в Китаевской Пустыни построили каменный Троицкий храм и кельи, в которые переселились монахи.
Руководил строительством известный лаврский “каменных дел мастер” Степан Ковнир (1695-1785) по проекту архитектора Петра Неёлова. С тех пор Китаевская пустынь называется Свято-Троицкой (в наши дни: Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь). И хотя позже к Свято-Троицкому храму прибавились другие церкви и келии, архитектурной жемчужиной ансамбля остается именно он.

Piously_Troitsk_monastery_Kitaevsky_deserts_9 (700x464, 404Kb)

Крестовокупольный Троицкий храм в Китаево восходит в своей конструктивной системе к византийским образцам, и отступает от распространенной схемы лишь в том, что имеет не один купол, открытый во внутреннее пространство, а два (второй над алтарем). Четыре внутренних несущих столпа делят пространство храма на три продольных нефа почти одинаковой ширины.

1260632096_kitaevo (398x600, 39Kb)

Убранство храма решено в стиле барокко. Резной позолоченный иконостас был изготовлен для него предварительно еще в 1759 году. Иконы писались в Лаврской иконописной школе под руководством “начальника малярского Романа”.

20061_20120710_170925 (523x700, 92Kb)

Фасады церкви декорированы архитектурными деталями сдержанно, благородно, в едином белом цветовом решении, что создает бесконечно меняющуюся игру светотени. Южный и северный порталы украшены барочной лепниной. Особенно живописно выглядел северный вход с барельефным изображением двух ангелов, держащих корону.

troickiy_kitaevo (524x700, 495Kb)

Венчают Троицкую церковь характерные для украинского барокко грушевидные купола, зеленый жизнеутверждающий цвет которых органично вписывает их в красивейшие окружающие холмы, а золоченые кресты, кажется, сияют в самих небесах.

troickiy_kitaevo (700x464, 434Kb)

Во время большевистской революции в 1921 году у Китаево были отобраны несколько зданий, которые были превращены в приют для “дефективных детей”. Хотя стоит заметить, что на то время там уже существовал приют для детей-сирот воинов, павших на поле боя в войну 1914-1916 годов. Куда потом делись эти приюты в документах ничего не сказано.
В 1930 году власти передали территорию Китаево Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства. В 1933 году штат распустили, обитель закрыли.

13986274155_0c5d1bae67_c (700x464, 410Kb)

Вторая мировая война превратила древнее урочище в крепость на подступах к Киеву. Здесь, с 8 августа 1941 года проходили кровопролитные оборонительные бои. После войны о восстановлении пустыни речи не шло. И только в 1990 году, в день праздника Святой Троицы, под сводами храма преподобного Серафима Саровского, после более чем полувекового молчания, раздалось богослужебное пение и вновь засияло множество свечей. Началось возрождение Китаевской пустыни.

081-1024x768 (700x525, 103Kb)

Территория сегодняшнего монастыря настолько чистая и ухоженная, что диву даешься, как можно сохранять в таком порядке тысячи акров земли... Ведь это - озера, леса, поля, на которых монахи взращивают своими руками пшеницу и овощи. Вокруг храма и монашеских келий везде посажены редкие сорта роз, у монастыря есть собственное пчеловодство, и особенно ревностно они ухаживают за своим старым дубом у Троицкого храма, которому больше 400 лет (его диаметр около 4,5 метров!).

081-1024x768 (525x700, 68Kb)

В монастыре Китаевская Пустынь есть святые купальни и источники.
Вдоль запущенных и захаращенных озер, между высокими холмами-горами находим и мы такой источник - копанку. Можно, конечно, добраться к ней просто и без экстрима – по широкой тропинке от монастыря, но мы же легких путей не ищем, так?

081-1024x768 (700x525, 233Kb)

Копанок (купелей) здесь как минимум, 3 штуки. Все чудесно оборудованы и бережно поддерживаются в хорошем состоянии. Вода в копанках -10-12 градусов в любое время года. Cуществует версия, что копанки еще в XIX веке вырыли монахи...

081-1024x768 (700x525, 246Kb)

Говорят, что сначала руководство Голосеевского лесничества негативно отнеслось к купели и грозилось ее засыпать, но со временем сменило гнев на милость и теперь не просто гордится купелью, но и при помощи Киевского эколого-культурного центра ей присвоили статус «Памятник природы».

13986274155_0c5d1bae67_c (700x525, 217Kb)

Невозможно обойти внимание и ландшафт Китаевского урочища.

13986274155_0c5d1bae67_c (700x464, 625Kb)

Живописные, поросшие вековыми деревьями горы создают урочищу естественный заслон от холодных ветров, а безымянный ручей, превращенный в ХVIII веке в цепь прудов, дает освежающую прохладу в жаркие дни.

13986274155_0c5d1bae67_c (700x464, 475Kb)

Живописннейший каскад из пяти прудов расположен в глубокой долине ручья Китаево, впадающего в рукав реки Днепр.

13986274155_0c5d1bae67_c (700x464, 424Kb)

Пруды эти являются излюбленным местом релакса для местных жителей.

13986274155_0c5d1bae67_c (700x464, 475Kb)

Ныне Пустынь - мужской православный монастырь, являющийся Скитом Печерской Лавры. Побывайте в этом благодатном месте, и Вам надолго запомнится удивительное сочетание природной и рукотворной красы.

8550287.npb5qhbt4y (700x525, 93Kb)

Китаево.. Вот такое оно, это место, неповторимо-прекрасное во все времена года, в любую погоду, при любом настроении. Место, в котором забываешь обо всем на свете, про все заботы и тревоги, про все маленькое и большое, и остаешься наедине с собой, Богом и природой...


Я взгляд свой обращу в мечту,
Вглядевшись в зеркало деревьев,
Хвативши солнце на лету
За лучевой загривок древний.
А по листве струился свет
Сквозь призму лиственных узоров...
Я здесь, как будто бы макет
Вселенной, терпкой, словно порох.
Я ризы примерял на мир,
И празднично-пасхальным звоном
Одаривал его. Писал иконы
Крюкообразным почерком стихир...
И мир, казалось мне, был здесь совсем иной:
Он причащал меня светящейся листвой.
Олег Соловьяненко






Фотографии взяты из интернета


Основной материал взят здесь
Здесь
Здесь
И здесь


Серия сообщений "Храмы Украина":
Часть 1 - Вильгельм Котарбинский (1849—1922).Владимирский собор. - ч.2
Часть 2 - Вильгельм Котарбинский (1849—1922) — яркий представитель стиля «модерн», живописец исторического и фантастического жанров. - ч.1
...
Часть 43 - Российско-украинский диалог в церковной архитектуре. Часть 3
Часть 44 - Российско-украинский диалог в церковной архитектуре. Окончание
Часть 45 - Загадочное Китаево

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Воронов_Юрий   обратиться по имени Пятница, 04 Июля 2014 г. 09:10 (ссылка)
На фотографии, что перед купальней, изображён 400-летний вяз. а не дуб.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку