-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лелеева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6771


Лебяжий переулок. Панно Врубеля и Васнецова

Воскресенье, 09 Февраля 2014 г. 18:25 + в цитатник
СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ ЖИТЬ ЭТОЙ КРАСОТЕ...


IMG_0074 (700x515, 541Kb)





IMG_0077 (700x525, 507Kb)




Старый Каменный мост выходил на крохотную Ленивку, а по сталинскому генплану пространство новой площади, образованной на месте снесенных домов в начале Волхонки и церкви Николы Стрелецкого (1682 года постройки), должно было стать частью гигантского проспекта Дворца Советов. Кварталы между набережной и Волхонкой - Лебяжий переулок, Ленивка - подлежали полному сносу. Но уцелели.



IMG_0078 (700x525, 534Kb)




IMG_0079 (700x525, 528Kb)




IMG_0080 (700x525, 337Kb)





IMG_0082 (700x472, 443Kb)



Уцелел и дом, который нас интересует. Он относился к кварталу на набережной, который до 1780-х годов оставался за потомками Зотова и Головина. С разбором стены Белого города владение приросло участками земли со стороны Кремля и набережной и к XIX веку стало напоминать по форме неправильный пятиугольник, сильно вытянутый к Москве-реке, узкий по Ленивке и широкий – к Александровскому саду. С конца XVIII века владельцы менялись как перчатки и каждый, похоже, считал своим долгом что-нибудь да переменить во внешнем облике усадьбы. В 1806 году сенатор, тайный советник А. В. Алябьев (отец известного композитора) увеличил главный дом (Кремлевская наб., 1/9) за счет пристроек со стороны двора и мезонина. В 1812-м дворяне Шатиловы и выстроили двухэтажный корпус по линии Лебяжьего переулка. Сложно расчлененный фасад его дополнялся пилястровым портиком в центре.
В 1814 - 1817 годах перед главным домом был устроен парадный полукруглый двор, к 1821 году появился классический портик на шести коринфских колоннах.


IMG_0103 (700x525, 376Kb)





IMG_0010 (700x525, 387Kb)


IMG_0029 (700x525, 436Kb)


IMG_0055 (700x525, 443Kb)



В 1868 году благородное имение приобрел губернский секретарь Михаил Андреевич Попов и устроил здесь водочный завод. Владение тогда интенсивно застраивалось - ставились корпуса по Лебяжьему переулку, по направлению к Неглинной улице. Характер застройки понятен – склады, производство. В главном доме разместилась администрация завода, рядом появился разливочный цех.






IMG_0058 (700x448, 346Kb)




IMG_0063 (700x430, 372Kb)


IMG_0065 (700x396, 340Kb)




IMG_0067 (700x404, 330Kb)



После смерти хозяина фабрики производством некоторое время ведала его вдова, а в 1878 году оно перешло к потомственным гражданам Протопоповым, учредившим «Товарищество водочного завода преемников вдовы Поповой». «Товарищество» просуществовало на Кремлевской набережной до 1908 года, а в 1911 году усадьбу приобрел коммерции советник, предприниматель и меценат Петр Гаврилович Солодовников, сын известного промышленника и содержателя театра на Большой Дмитровке Гаврилы Гавриловича Солодовникова.


По заказу Петра Гавриловича в 1912 году архитектор С. М. Гончаров перестроил складские помещения в западной части владения (со стороны Ленивки) и по Лебяжьему переулку. Там разместились театр миниатюр на 520 мест и «Электротеатр», то есть синематограф, на 280 мест. Со двора к ним было пристроено помещение для фойе, а перестроенное здание по Кремлевской набережной использовалось для театральных касс и как вход в театр. В 1915 году здесь выступал театр «Ассамблея» (комедии, фарсы, оперетты, балет, дивертисмент). В 1917-м располагалась оперная студия С. Зимина. После революции театр миниатюр сменил «Театр народа», баловавший публику «спектаклями-митингами», т. е. во время театрального действия одновременно проходил и митинг на заданную тему: «митинг введен в пьесу», как писали в газетах.


IMG_0068 (700x387, 381Kb)




IMG_0069 (700x525, 464Kb)





IMG_0075 (700x499, 500Kb)




IMG_0076 (700x525, 494Kb)





Помимо зданий театра перестройке подверглись также и расположенное рядом двухэтажное здание по Лебяжьему переулку (выстроенное Шатиловыми), незадолго до того горевшее. В 1912 году все тот же архитектор Гончаров строит трехэтажный доходный дом, в 1913 году подросший на этаж. Дом с пяти- и шестикомнатными квартирами был вполне современен, оборудован лифтами. (Сейчас некоторые квартиры перепланированы, а лифтовые шахты, похоже, заложены и прирезаны к квартирам).

Получившаяся постройка была бы совершенно заурядной, если бы не керамические панно под самой ее кровлей. Всего их пять. По предположению исследователей В. Петровой и М. В. Нащокиной, рельефные детали самого большого центрального панно с девушкой в окружении морского царства выполнены по отливкам М.А. Врубеля.
В центре, словно в окошке, на голубом фоне моря изображена девушка с темными распущенными волосами, окруженная желтыми цветами.

Эту же девушку с сережкой мы можем встретить… в Таганроге, если дойдем до особняка Шаронова.
Это уникальное здание публичной библиотеки, фасад которого похож на фасад одного из двух семейных особняков Шехтелей в Москве, и самый красивый дом в Таганроге - на улице Фрунзе, 80. Бывшее владение адвоката Шаронова, а ныне Музей градостроительства - поистине архитектурная жемчужина.
Уменьшенная копия Ярославского вокзала в Москве с мозаичным панно на фасаде, выполненным по эскизам Николая Рериха и Михаила Врубеля, обошлась хозяину в немыслимую по тем временам сумму - 25 тысяч рублей».

Более того, этот же портрет мы можем встретить и на фотографии владельца Керамического завода «Абрамцево» С. И. Мамонтова, где он позирует на фоне изразцовой печи, зеркалом которой служит портрет все той же девушки с серьгой.


IMG_0083 (700x420, 423Kb)




IMG_0085 (700x501, 485Kb)




IMG_0087 (700x525, 494Kb)




IMG_0090 (700x506, 470Kb)





Существует даже предположение, кто именно изображен на панно. В книге А. Кудри «Валентин Серов» читаем:
«А летом Серов приехал в Абрамцево повидаться с дорогими ему людьми и заодно поработать в открывшейся здесь два года назад керамической мастерской. Вокруг нее сплотились трое энтузиастов – приглашенный из Костромы молодой технолог по керамике Петр Ваулин, сын Мамонтовых Андрей и Врубель. Поначалу работа исполнялась незатейливая, вроде изразцов для каминов. Но вскоре, распознав ранее не ведомые ему возможности творить красоту с помощью глины, гончарного круга, специальных покрытий и жаркого пламени печи, Врубель начал создавать вещи поистине чудесные и как-то запечатлел на майоликовой вазе портрет приехавшей в Абрамцево кареглазой шатенки, балерины Гузикевич. Опыты Врубеля увлекли и Серова, и он тоже оставил на своей вазе портрет томной и грациозной балерины, хотя его работа и вышла не столь эффектной, как у коллеги...»
Надо ли говорить, что портрет на вазе, печи и панно в Таганроге и Москве совпадают? К сожалению, о самой Б. С. Гузикевич более ничего не известно. Но возможно, она работала в театре Солодовникова, и тогда ее изображение могло служить так же и рекламой.
О связи двух семейств – Солодовниковых и Мамонтовых – свидетельствует то, что арендатором театра и кинематографа в 1912 году был сын С. И. Мамонтова, С. С. Мамонтов. Это и ответ на вопрос о месте, где именно создавались данные панно.


IMG_0094 (700x448, 354Kb)


По обеим сторонам центрального панно в соседних аттиках расположены две одинаковых по композиции, но исполненных в разной цветовой гамме картины с изображением батальной сцены и подписью: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча. Брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом».
По версии С. А. Романюка, яркие майолики со строками из баллады А.К. Толстого «Боривой», могли были установлены после окончания строительства, уже во время ожесточенных сражений с немецкими войсками в первой мировой войне.
«Появление патриотических строк А.К. Толстого на московском здании выглядело тогда вполне уместным, тем более что поражение немецкие рыцари испытали в 1147 г., в том самом году, когда впервые была упомянута в летописи будущая столица Русского государства».
Батальная сцена изображает два войска, над ними витает седовласая «Баба-Яга». И снова вернемся в Таганрог и рассмотрим другое панно на особняке Шаронова. Найдите два отличия... Подлинное авторство панно со стихотворными строками пока установить не удалось. Но есть предположение, что и это Врубель.
Две крайних картины по своему замыслу никак не связаны с предыдущими. На левом панно изображена сцена борьбы вооруженного копьем героя с двумя драконами, на правом – два золотых грифона, стоящих спинами друг к другу между странной чашей с белыми лепестками.
В книге «Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии» можно найти предположение, что в Лебяжьем переулке помещено монументальное полотно «Битва с драконом», выполненное по эскизу А. М. Васнецова 1890-х годов.


IMG_0097 (700x488, 457Kb)




IMG_0098 (700x478, 457Kb)




Но панно – это еще не полная история нашего дома. Он связан с именами Бориса Пастернака. Борис Леонидович Пастернак жил в этом доме в квартире №7 дважды, осенью 1913-го и весной 1917-го.




фрагмент статьи с сайта http://moskva.kotoroy.net/histories/98.html



фото мои

Серия сообщений "Врубель":
Часть 1 - Майолика и другой декор гостиницы «Метрополь» (Москва, Театральный проезд, 1/4)
Часть 2 - Врубелевская керамика и майолика
...
Часть 12 - Михаил Врубель: киевские годы
Часть 13 - Искусство в одной картине (Михаил Врубель. Богоматерь с младенцем. Кирилловская церковь, Киев)
Часть 14 - Лебяжий переулок. Панно Врубеля и Васнецова
Часть 15 - Абрамцево. Камин Врубеля.
Часть 16 - Врубель. Утро.
Часть 17 - Цветы в живописи М. Врубеля.

Рубрики:  Москва
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Георгий-2   обратиться по имени Воскресенье, 09 Февраля 2014 г. 18:52 (ссылка)
Как всё интересно ! Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Февраля 2014 г. 20:11ссылка
Добрый вечер!
Спасибо, что заглянули на огонёк.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку