-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лелеева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6771


Круиз. Хлынов-Вятка-Киров.

Пятница, 03 Января 2014 г. 09:17 + в цитатник
Пока наша группа изготовляет дымковские игрушки, я пошла гулять по центру Кирова (Вятки).
Не буду углубляться в историю, а просто расскажу и покажу, что увидела.


Спасская (Дрелевского) улица

Спасский собор. ул. Большевиков (Казанская), 50
дал название улице. Он построен в 1769 г. Приделы св. вмч. Екатерины и Казанской иконы Божией Матери. Закрыт в 1929 г., возобновлён в 1999.




IMG_7047 (525x700, 375Kb)




IMG_7059 (700x525, 464Kb)






IMG_7280 (700x512, 495Kb)




Удивительна многовековая история создания Спасского собора, пленительна святость и чудотворной силой его древнейших намоленных икон.
В далеком 1552 году' жители древнего Хлынова почти сразу за кремлевским рвом на торгу на болотистом месте построили деревянную студеную церковь во имя Живоначальной Троицы.
Эта церковь сильно пострадала в пожаре 1613 года и была разобрана. Через 2 года на месте разобранной обгоревшей старой Троицкой церкви заложена новая деревянная холодная церковь. Из старой сгоревшей Троицкой церкви в новую были перенесены древние иконы и расставлены по чину в иконостасе и на паперти. Никто не знал, когда и кем был принесен и поставлен там эти иконы. Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами.


IMG_7281 (700x516, 545Kb)



IMG_7520 (700x536, 460Kb)


У вдовы Акулины Пушкаревой болела правая нога. В течение десяти лет нога ее была скорчена, и Пушкарева не ходила, а ползала. Движимая верою, Акулина приползла к Храму Спасителя и начала истово молить Господа об исцелении, и Господь исцелил ее. Она ушла из храма на ногах, славя Бога. Подобные чудеса продолжались и далее. Житель города Хлынова Петр Палкин был болен глазами, наконец совершенно ослеп и в течение трех лет ничего не видел. Но вот 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Увидев свет, исцеленный Палкин со слезами радости, тотчас же поведал о свершившемся чуде всем тут бывшим и попросил священнослужителей совершить благодарственный молебен Всемилостивому Спасу. Весть об исцелении слепца Палкина быстро разнеслась по городу. Святая икона была перенесена с паперти в храм.
Чудо исцеления Петра Палкина пред святым образом Нерукотворного Спаса в Хлынове произошло в день восшествия на престол Алексея Михайловича. Это было воспринято царем как знамение Божие о благополучном продолжении его царствования. Поэтому молодой государь, движимый благодарностью к Богу и проникнутый особенным благоговением к Божественному чудотворному образу, пожелал лично помолиться перед вятской святыней.
По приказу царя икона была перенесена из Хлынова в Москву. Встреча чудотворной вятской иконы Спаса произошла в столице 14 января 1647 года у Ярузских ворот. Царь Алексей Михайлович сам понес святую икону через Фроловские ворота в Кремль и поставил икону в Успенском соборе. Фроловские ворота с того времени по указу царя были переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля стала называться Спасской. Причем повелено было всем проходящим через эти ворота снимать шапки и низко кланяться. Царь пожелал навсегда оставить вятскую святыню в Москве, как незыблемый залог небесного благоволения его царствования.


IMG_7522 (498x700, 386Kb)
Для хранения вятской Святыни был построен Ново Спасский монастырь в Москве, где в иконостасе Преображенского собора по правую сторону царских врат на втором месте список Вятской Святыне хранится до сих пор. По указу царя с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно патриархом освящена и приготовлена для возвращения в Хлынов. 10 сентября 1648 года вновь исполненная копия была торжественно, с крестным ходом отправлена из Москвы в Хлынов. Проведя в пути больше трех месяцев, 17 декабря 1648 года святая икона прибыла в Хлынов.
В 1679 года вторая деревянная Троицкая церковь, где хранился чудотворный образ, сгорела в большом городском пожаре. Икона Спаса была спасена и унесена во Всесвятскую церковь.
Строительство каменной церкви.
В 1661 году был установлен Спасский низовой крестный ход с иконой Спаса по селам Вятской губернии. Этот ход проходил каждые два года из Спасского собора до 1929 году.
В мае 1752 года в огромном городском пожаре сильно пострадал холодный Спасский храм. Остался только теплый Екатерининский придел, но даже и в нем долгое время не служили.
А в июне 1761 года консистория по прошению иерея Спасского собора разрешила построить вновь каменный двухэтажный собор на новом месте.
В 1763 году началась кирпичная кладка здания собора, Строительство храма было закончено в 1769 году, и в нем начались отделочные работы. 28 июля 1770 года в новом Спасском соборе был освящен в нижнем этаже правый теплый Екатерининский придел, и в нем начались службы.
18 августа 1781 года было дано разрешение о переносе из старого собора в новый собор иконостаса с иконами старого письма и выдан антиминс на освящение престола. 8 июля 1783 года на первом этаже теплого храма освящен главный средний престол во имя Казанской Божьей Матери, и в нем начались богослужения. После освящения двух престолов из шести Консистория решает из-за ветхости старого Спасского собора прекратить в нем богослужения.
В течение 16 лет два каменных Спасских собора стояли вместе, недалеко друг от друга.
В 1785 году начинают разборку первого каменного одноэтажного старого Спасского собора. Новый двух этажный не был ещё готов.
Когда работы были закончены то служители подают в Консисторию прошение о готовности к освящению на втором этаже в холодном зимнем храме среднего главного престола. 16 августа 1797 года в Спасском соборе на втором этаже в холодном храме освящен средний главный придел во имя Спаса Нерукотворного. Правый и левый приделы второго этажа стояли еще неотделанные. Денег на продолжение работ не хватало, и тогда прихожане продали соборные торговые лавки, стоящие на торговой площади. До сих пор лавки не переданы Спасской церкви.
8 ноября 1800 году освящен в теплом нижнем храме левый северный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и священники начали в нем службы. На соборной колокольне набор колоколов был беден, поэтому священники написали прошения в консисторию, чтобы та разрешила отлить колокола.
В 1804 году консистория даёт собору разрешение на литье двух колоколов.
7 сентября 1816 года был освящен на втором этаже в холодном храме южный правый придел во имя Вознесения Господня, а менее чем через два года, в июне 1818 года был освящен на втором этаже в холодном храме на левой северной стороне придел во имя Петра и Павла. С этого дня в Спасском соборе, во всех шести приделах начались службы. В советское время оригинал, иконы который хранился в Москве и список, который хранился на Вятке были утрачены.
Спасский собор в советское время.
Спасский собор был действующим до 1929 года. 6 сентября 1929 года горсовет передал здание Спасского собора под клуб трех организаций - металлистов, рабпроса и СТС, но все три организации не нашли возможности совместного использования здания собора. В феврале 1930 года здание Спасского собора передано в распоряжение педагогического института на перестройку под общежитие студентов. Летом 1930 года снесена колокольня и 5 куполов собора, а здание внутри перестроено на четыре этажа и разделено на комнаты.
3 октября 1994 года решением вятского губернатора здание Спасского собора передано в ведение Вятской Епархии. 19 мая 1995 года Спасский собор передан на баланс церковной общины прихода Спасского собора. Начались восстановительные работы для предания храму прежнего вида. С января 1996 года проектная организация начала работы по составлению проектной документации.
В 2000 году исполнилось 2000 лет со дня рождения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По этому поводу президент РФ подписал указ о восстановление всех храмов носящие имя Спасителя, к которым относится и наш Спасский храм.
В 2010 году из Москвы была привезена копия иконы Спаса Нерукотворного, сделанная для нашего храма с иконы, которая хранится в Москве. Икона была, установлена в храме и перед ней был, отслужен молебен.
Сегодня в храме продолжаются восстановительные работы на втором этаже, где раньше находилось 3 придела, а также отделочные работы с наружной стороны храма.


ул. Дрелевского (Спасская), 4-б старейшее гражданское здание города — питейный дом (приказная изба, но это заблуждение: перед нами чистейшей воды кабак первой половины XVIII века). Тут музей «Вятские народные художественные промыслы», посвящённый в том числе дымковской игрушке.

IMG_7049 (700x528, 573Kb)


IMG_7288 (700x509, 585Kb)




К празднованию 600-летия города Кирова в 1974 году, дом этот был отреставрирован и передан Краеведческому музею.
При этом совершенно не повезло другому памятнику архитектуры - корпусу торговых лавок начала ХIХ века - для того, чтобы показать "Приказную избу" лицом, лавки, её "загораживающие", снесли.
С самого начала своего существования и почти до того времени, когда он был отреставрирован и передан музею, дом был занят питейным заведением, проще говоря - в нем размещался кабак (трактир, пивная - как пожелаете, без разницы). Он и строился как кабак - его обширный подвал был предназначен для хранения бочек с пивом. Краевед А.Г. Тинский полагал, что "источник ошибки - одна фраза из описания, сделанного в 1895 году членом городской управы Н.Бронниковым: "Существует предание, что в этом доме была приказная изба" (ЭЗВ, Т.5. Архитектура. С.113).
Дом против исторической правды назвали "Приказной избой".
Первое упоминание об этом здании относится к 1771 году. Городской голова Яков Машковцев, отвечая на вопросы Комиссии о строении городов, пишет: "А публичного строения, кроме дома архиерейского и монастыря каменного... 2. Питейный дом". Указан дом и на плане города 1795 года - с пояснением: "Каменный питейный дом с подвалом". Оба этажа дома поделены на три части, в этом он копирует традиционную северную крестьянскую избу (изба-сени-клеть). Оба этажа перекрыты сводами.
В начале 1970-х годов авторы издания "Дорогами земли Вятской" (Б.В. Гнедовский и Э.Д. Добровольская) упомянули о старинном здании в своей книге: "За высоким дощатым забором, в глубине хозяйственного двора квасного производства стоит запущенное протяженное одноэтажное кирпичное здание. Если ворота открыты, то успеваешь разглядеть узкие пилястры, расчлененные вертикальными филенками, широкие "ушастые" наличники окон, живописный, сочный, хоть и грубоватый в деталях карниз. Все это приметы архитектурного стиля вятского зодчества его "второй волны", времени 40-70-х гг. ХVIII в. Здание, в ХVIII веке бывшее Приказной палатой, стоит на краю Засорского оврага, на территории древнего городского центра. Это самое раннее из сохранившихся каменных гражданских сооружений не только в Кирове, но, пожалуй, и во всей Кировской области заслуживает лучшей участи. Его стены, заваленные "бочкотарой", ждут своего освобождения, чтобы мастера-реставраторы смогли подарить городу еще один прекрасный памятник зодчества" ("Дорогами земли Вятской". М., 1971. С.34). Там же в книге напечатан и план реставрации "Приказной палаты" Б.В. Гнедовского и Л.Д. Лапкиной. И вот что интересно! - насколько можно судить по рисунку - московские реставраторы полагали сделать "парадным" фасад здания со стороны оврага, там же устроить один из входов и обвести здание лестницей. Таким образом, столичные реставраторы, скорее всего, предполагали сохранить корпус торговых лавок, закрывавших питейный дом со стороны улиц Дрелевского и Большевиков. Стало быть, "постарались" кировские горе-реставраторы?




IMG_7017 (700x525, 438Kb)




IMG_7023 (700x504, 348Kb)




IMG_7025 (700x525, 400Kb)



Торговый комплекс. Конец XVIII - XIX вв.
ул. Московская - Большевиков - Дрелевского.

«Где ныне кремль-город построены жития жителей тех, кругом града Храмины друг подле друга в близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены», -так описывала «Повесть о стране Вятской» поселение новгородцев на Вятке. Таким оно было и в начале XV века, когда за рвом образовалась небольшая площадь, на которой жители города могли купить нужные им запасы или продать ненужное. Шёл торг. Совсем крошечная поначалу, торговая площадь постепенно расширялась, и её распространение отмечалось постройкой парных деревянных церквей: сначала-Святой и Живоначальной Троицы (на её месте в конце XVII века построена деревянная, позже - каменная Спасская церковь), потом - Воскресенской, Покровской, Казанской, Вознесенской.
Петербургские авторы «регулярного» плана 1784 года не могли оценить местные традиции и вместо одной торговой площади предложили целую россыпь торговых площадей, каждая из которых предназначалась для «специализированной» торговли: хлебной, мясной и рыбной, сенной, дровяной, конной или «привозной живностью», а на окраине древнего торга - «для продажи привозимых из уездов всяких продуктов». Но уже через несколько лет Ф. Росляков по настоянию горожан на плане города указал «вновь прожектированное место» для деревянных мелочных лавок снова у кремлёвского рва, по обе стороны Московской улицы.

Когда при случайном пожаре построенные лавки сгорели, по проекту губернского архитектора территорию торговой площади ещё более расширили. Купцы стали строить лавки каменные в один и два этажа на Спасской улице (от Вознесенской до Спасского спуска).


IMG_7027 (700x525, 434Kb)




IMG_7499 (700x525, 428Kb)




IMG_7501 (700x513, 431Kb)




IMG_7502 (700x525, 435Kb)



IMG_7505-7 (700x525, 443Kb)


Первые три корпуса одноэтажных каменных лавок были построены в 1798-1799годах. В1802-1803 построили ещё два корпуса лавок на юго-восточном и юго-западном углах с Хлыновитской (Большевиков) улицей, а за алтарём Спасского собора - корпус из 22 лавок Афанасия Машковцева. К 1812 году к ним прибавились построенные по одному проекту 2 корпуса лавок: против паперти Спасского собора (по улице Большевиков) и на южной стороне Спасского спуска. В этом же году построил двухэтажный каменный корпус лавок с жилыми помещениями П. Г. Аршаулов (где сейчас краеведческий музей). В 1819 году наследники Аршаулова с И. Репиным и И. Ермолиным выстроили ещё 42 лавки там, где была раньше Вознесенская церковь. Прошло ещё почти полвека, и в 1875 -1876 годах по проекту Н. А. Андреевского на месте небольшого квартала, предназначенного под жилую застройку в 1784 году, был выстроен Гостиный двор, завершивший формирование торгового центра на месте древнего торга. Однако его развитие не остановилось: торговый центр продолжал расти, но теперь уже без увеличения территории.

В начале XX века вместо одноэтажных лавок А. Москвитинова купцы П. Клабуков и братья Сунцовы выстроили трёхэтажные здания магазинов; в 1913 году перестроил свои лавки в Гостином ряду Хлебников; надстраивались этажи на одноэтажных лавках разных владельцев на южной стороне Спасской улицы.

В начале 1920-х годов, когда район кремля и древнего торга трактовался как административный центр города и губернии, рыночную торговлю перенесли в другую часть города, а здания большинства лавок и магазинов постепенно были переданы для использования по другим назначениям. Торговый центр распался.



IMG_7525 (700x525, 441Kb)




IMG_7526 (700x517, 447Kb)




IMG_7527 (700x523, 440Kb)




ул. Дрелевского / Ленина, 6/84 Дом И. С. Репина, 1817 г.
Здание построили по заказу богатого вятского купца И. С. Репина. Проект дома, вероятнее всего, был составлен губернским архитектором И. А. Андреевским. В 1840-х годах сын купца П. И. Репин устраивает здесь гостиницу. В последующем в здании постоянно находились номера и меблированные комнаты, магазины, трактиры, кондитерские.


IMG_7021 (700x519, 381Kb)



В 1898 году по решению специальной комиссии дом был освобождён как находящийся в аварийном состоянии, и в течение следующего года капитально отремонтирован и перестроен. При этом полностью разобрали и сложили заново наружные стены по Николаевской и Спасской улицам , заменили перекрытия, другой стала планировка, тогда же появился и третий этаж. Центром композиции после перестройки стал выходящий на перекрёсток скошенный угол, завершающийся классическим аттиком.
В 1901 году владелец дома Д. Ф. Чучалов открывает здесь гостиницу «Европейская», а часть помещений сдаёт в аренду под торговые заведения.
Здание оформляет пересечение двух старых вятских улиц и по сей день играет важную градостроительную роль.


IMG_7105 (700x480, 393Kb)


IMG_7107 (700x514, 440Kb)





IMG_7055 (700x525, 411Kb)




IMG_7057 (700x528, 425Kb)


угол Спасской (Древлевского) и Большевиков (Казанской)


IMG_7062 (700x509, 378Kb)




IMG_7506 (700x525, 414Kb)




IMG_7518 (700x516, 378Kb)



ул. Дрелевского, 19 здание Волжско-Камского банка (1879).

IMG_7020 (700x525, 433Kb)




IMG_7106 (700x525, 475Kb)



ул. Дрелевского, 23 Общественный банк имени Ф. Веретенникова, 1913 г.
Банк имени Ф. Веретенникова является примером частных банков для общественных нужд, возникавших на территории России во второй половине XIX века.

IMG_7012 (700x523, 430Kb)





IMG_7013 (700x499, 424Kb)


Сам Фёдор Веретенников жил в городе Слободском, а в Вятке имел представительную контору.
Здание выстроено к 50-летнему юбилею со дня основания банка взамен приспособленного под него жилого дома, который был снесён.
Автором проекта является архитектор И. А. Чарушин, получивший право на строительство в результате конкурса, объявленного губернской земской управой.
Здание кирпичное, двухэтажное. Как и в расположенном рядом Внешнеторговом банке, первый этаж первоначально предназначался для сдачи в аренду под торгово-складские помещения, но впоследствии его назначение было изменено.
Здание выстроено в архитектурных формах модернизированной классики. Фасад обработан пилястрами дорического ордера. Выше карниза расположен аттик в подобие фронтона, с одной нишей в центре и акротериями по углам. Во внутренней отделке банковских залов местами сохранились элементы первоначальных архитектурных форм.
После 1918 года в этом здании размещался обком ВЛКСМ, а затем гарнизонный клуб офицеров Советской Армии. В настоящее время первый этаж здания вновь используется по первоначальному назначению.


IMG_7015 (700x525, 349Kb)



IMG_7018 (700x525, 473Kb)



ул.Дрелевского, 27 Банк внешней торговли, 1911 г
Автор проекта - архитектор И. А. Чарушин. Сейчас резиденция Центробанка.


IMG_7008 (700x525, 319Kb)




IMG_7009 (700x525, 425Kb)




IMG_7010 (700x492, 375Kb)




Знаменская Царёвская церковь


ул. Свободы 70
Год постройки: 1778.
Новый каменный храм построил бывший кстининский крестьянин Гаврила Петрович Машковцев. В XVIII веке церковное здание было радикально перестроено - оно стало двухярусным, хотя устроить на втором ярусе отдельный этаж со своим престолом не удалось. 15 июня 1778 г. церковь была освящена в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, уцелевшей в пожаре 1696 г., и с этого времени официально именовалась "Знаменской". старое название её оказалось настолько устойчивым, что при генеральной перепланировке Вятки в 1784 г. улица, проложенная по западной границе церковной площади, была названа не Знаменской, а Царёво-Константиновской.
во второй половине XIX века высокая колокольня церкви служила каланчой Первой пожарной части.


22 февраля 1682 года посадские жители «били челом» Преосвященному Ионе «о разрешении им воздвигнуть» на Московской улице на «купленном ими месте -Огородниковском дворище» деревянную церковь во имя Святых Равноапостольных царей Константина и Елены. Церковь строилась и «обзаводилась утварью усердием и трудами дьячка хлыновского Богоявленского собора Фёдора Иванова Попова и приношениями благочестивых жертвователей». К приходу церкви были приписаны жители, вновь поселившиеся на концах Московской, Никитской и Морозовской улиц. В 1688 году церковь освятили, а через 8 лет, в 1696, она сгорела - ночью, «со всей утварью и имуществом». Вынести успели только «святые Евангелии и Животворящий крест, да остался ещё после пожара образ Знамения Пресвятой Богородицы, неизвестно кем спасённый от огня».




IMG_7000 (525x700, 301Kb)




IMG_7174 (700x525, 450Kb)




IMG_7175 (484x700, 328Kb)




IMG_7176 (525x700, 371Kb)


Каменную Царёво-Константиновскую церковь начали строить взамен сгоревшей деревянной в 1697 году - 19 февраля была получена храмозданная грамота, а 31 мая состоялась закладка здания. Строил церковь «своим коштом» крестьянин «Еаврила Петров» Машковцев, незадолго до этого переселившийся в град Хлынов из села Кстинино.
На работы он подрядил артель каменщиков - «Ивана Иванова сына Никонова, Тихона Родионова сына Чернятьева, Михаила Нефедьева сына Старкова, Исака Петрова сына Москвитинова со товарищи». В подряде указывалось, что за образец при строительстве следует взять только что выстроенную Спасскую церковь (ныне утрачена - разобрана после пожара 1752 года, а на её месте построен новый Спасский собор). Одновременно с этим подрядом известная хлыновская артель несла обязательства по строительству ещё нескольких вятских храмов, в частности, Воскресенского собора (утрачен) и Спасо-Преображеской церкви (современный адрес - Динамовский проезд, 6/9) в Хлынове. Выработанный артелью индивидуальный «архитектурный почерк» делает её постройки узнаваемыми. Возводимые мастерами храмы относились к так называемому трапезному типу церквей, для которого характерно существование кроме основного храма (холодной церкви) пристроенной с запада трапезной (отапливаемой тёплой церкви). В данном случае небольшой по размеру двусветный бесстолпный четверик холодного храма дополняли полукруглый в плане алтарь и прямоугольная трапезная, «нанизанные» на единую продольную ось восток-запад. Стены четверика делились колонками на три прясла, над колонками проходил широкий декоративный пояс. Завершал композицию стен ряд полукруглых кокошников (ложных закомар). Из множества кирпичных розеток, разнообразие которых определяла фантазия мастера, как в мозаике, «набирались» узоры наличников и поясов.
19 марта 1699 года состоялось освящение Царёвской церкви. В первой половине XVIII века храм получил каменную колокольню - её поставили на северозападном углу паперти.
В 1771 году здание решили перестроить: «церковь и колокольницу до нижних окон разобрать и вновь на том же фундаменте каменную о два апартамента в нижней оным великим царям Константину и Елене, а в верхнем во имя Знамение Пресвятыя Богородицы церкви построить». По ряду объективных причин задуманная перестройка одноэтажной церкви в двухэтажную не состоялась, но в какой-то степени здание расширили - за счёт пристроя с юга от трапезной нового придела. В 1772 году в этот придел перенесли существовавший в храме престол, и приступили к переустройству холодной церкви. Предписано было устроить над ней ярусное завершение по подобию хлыновской Владимирской церкви (утрачена). Контроль за ходом работ община возложила на избранного «строителем» купца Петра Романовича Злыгостева.
Исходя из известных на сегодня сведений, можно предварительно утверждать, что холодный храм в период переделки 1770-х годов был разобран до нижнего яруса окон, а затем надстроен в соответствии с «новым вкусом». Рельефный фасонный декор XVII века (его следы в настоящее время прсматриваются на фасаде алтаря - исследования Шуклина А. К.) стесали, заменив на профилированные элементы - рамочные «ушастые» наличники с полочками сандриков, широкие полосы раскрепованных над пилястрами карнизов. Новое завершение храма из двух последовательно уменьшающихся восьмериков на восьмиугольном постаменте развивало ввысь вертикальную ось фасадов, подчёркнутую циркульными полуглавиями над стенами здания. Объёмно-композиционное и декоративное решение храма соответствовали уже иному периоду вятской архитектуры. Именно этот ярусный храм, характерный для вятского зодчества середины XVIII столетия, сохранился до настоящего времени, утратив в 1930-е годы своё эффектное завершение.
15 июня 1778 года обновлённый холодный храм освятили в честь иконы «Знамения Пресвятой Богородицы», уцелевшей при пожаре 1696 года. С этого времени церковь официально стала называться Знаменской, но в народе продолжало бытовать её старое имя. Даже улицу, проложенную по западной границе церковной площади при регулярной перепланировке города назвали Царёво-Константиновской.

IMG_7178 (525x700, 382Kb)



IMG_7179 (512x700, 348Kb)



Трапезная и колокольня были переложены ещё раз в 1816-1818 годах. Работы по реконструкции храма велись по чертежам коллежского асессора Андрея Ивановича Шестакова. Кладку вёл опытный мастер из нижегородской губернии Фёдор Тюрин, который обязался «...окошки тёплой церкви (трапезной) обложить тёскою точно так же, как то сделано у холодной, равно над ними бровки, под кровлей карниз и над цоколем пояс».


IMG_7180 (525x700, 346Kb)



IMG_7182 (504x700, 333Kb)


br/>IMG_7183 (525x700, 346Kb)


При сооружении колокольни мастер должен был «непременно следовать фасадам архитекторским». При строительстве четырёхъярусной импозантной колокольни, несущей в своём художественном образе отголоски форм столичного барокко, был применен опочный камень: «на базы и капители колонн, на замки у слухов».
В тёплом храме после перестройки 1817 года существовало два придела: южный - Царёво-Константиновский, и северный - во имя Великомученицы Варвары.
Во 2-ой половине XIX века колокольня церкви служила каланчой 1-ой пожарной части. В советское время её верхние ярусы были разобраны.
Храм интересен не только в архитектурном отношении. В XIX веке церковь посещали писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и А. И. Герцен, архитектор А. Л. Витберг. Будучи гимназистами, сюда приходили К. Э. Циолковский, В. М. Бехтерев, А. А. Спицын, Н. В. Рудницкий, А. Н. Бакулев. Здесь крестил своих детей фотограф С. А. Лобовиков - его дом стоял по-соседству. В кладку северного фасада церкви заложена белокаменная надгробная плита купца Москвитинова, представители рода которого на протяжении двух столетий вносили крупные пожертвования в церковную казну «на вечный упомин души своей». Здесь крестились художник А. И. Деньшин, мастерица дымковской игрушки А. А. Мезрина, в 1914 году венчался художник Н. Н. Румянцев. И ещё много-много вятчан, известных и неизвестных, стояли под сводами этой древней церкви.


IMG_7184 (525x700, 356Kb)



IMG_7187 (525x700, 403Kb)




IMG_7188 (532x700, 363Kb)




IMG_7190 (546x700, 352Kb)




IMG_7193 (531x700, 348Kb)




IMG_7194 (525x700, 324Kb)




IMG_7195 (700x525, 350Kb)




IMG_7196 (700x525, 367Kb)


С сайтов
Archidesignfrom.ru
http://vdschool.ru/publikacii/article_post/istoriya-spasskogo-sobora-g-vyatki


фото мои

Серия сообщений "Круиз на Вятку 2013 года":
Часть 1 - Чистополь дом купца Мельникова с элементами модерна
Часть 2 - Круиз теплохода «Василий Чапаев» по Вятке с 1 по 12 мая 2013 г. Первый день НН.
...
Часть 24 - Вятка. Утро перед поездкой в Киров.
Часть 25 - Вятка (Киров). Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь
Часть 26 - Круиз. Хлынов-Вятка-Киров.
Часть 27 - Круиз. Киров (Вятка) Замок Булычёва.
Часть 28 - Круиз. Продолжение прогулки по Кирову (Вятке).
...
Часть 36 - Круиз. От Казани до Нижнего Новгорода. часть 2.
Часть 37 - Круиз. Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь (вид с воды)
Часть 38 - Круиз. Окончание - села в солнечном мареве.

Рубрики:  церкви и соборы
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 8 пользователям

trophikana   обратиться по имени Пятница, 03 Января 2014 г. 10:58 (ссылка)
Необычный город с интересной историей. Кто бы мог подумать, что Спасская башня Московского Кремля так тесно связана с Вятской глубинкой. Спасибо за рассказ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Января 2014 г. 20:43ссылка
Очень интересный город, жаль, что у нас так мало было времени.
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Марта 2016 г. 09:41ссылка
Блондинка, брюнетка и шатенка попали к ведьме, та говорит:
- Тот, кто скажет неправду, исчезнет!
Брюнетка говорит:
- Я думаю, что я красивая! Исчезла.
Шатенка говорит:
- Я думаю, что я умная! Исчезла.
Блондинка говорит:
Продолжение в моем блоге...
aTaTrw4Q4k (274x320, 34Kb)
Антонов_Николай   обратиться по имени Пятница, 03 Января 2014 г. 13:27 (ссылка)
Лелеева, Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Января 2014 г. 20:44ссылка
Всегда пожалуйста! Заходите!
Юрий-Киев   обратиться по имени Суббота, 04 Января 2014 г. 06:31 (ссылка)
Огромное Катенька спасибо. С большим интересом посмотрел и почитал...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 04 Января 2014 г. 09:14ссылка
Заходите, всегда рада!!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку