Построена в 1673—76 в усадьбе Спасское-Манухино, принадлежавшей видному дипломату, боярину А.С. Матвееву.
В 1809 с запада была возведена небольшая трапезная.
Свой современный облик церковь приобрела в 1902, когда по проекту архитектора В.Г. Жигардловича трапезная была перестроена, получив по сторонам два симметричных придела (Григория Декаполита и Николая Чудотворца), а по оси с храмом сооружена трехъярусная колокольня.
Собственно храм — двухсветный четверик с трёхчастной скруглённой апсидой, завершённый двумя рядами кокошников и пятиглавием — выделяется чрезвычайно редким в каменном зодчестве завершением полукружий апсид «бочками», воспроизводящими в кирпиче формы деревянной архитектуры. Барабаны глав декорированы рельефной аркатурой и широкими фризами из полихромных изразцов. Тонкие полуколонки на углах четверика храма, развитый карниз, проходящий по верху его стен, а также оконные обрамления с навершиями-»корунами» (на апсиде наличники имеют килевидные навершия) и перспективные порталы в центрах боковых фасадов представляют собой элементы, широко распространённые в строительной практике XVII в. Однако пластичность и тонкость в трактовке их форм позволяют предполагать участие в сооружении храма одного из ведущих зодчих своего времени — царского мастера И.К. Кузнечика. Церковь расположена на пологом склоне коренного берега р. Сетуни, с юго-восточной части кладбища.
Храм был закрыт в 1940—89. Реставрирован в 1970-х и 1990-х гг.
Престолы
Главный — Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, приделы — прп. Григория Декаполита и свт. Николая.
Святыни
Частица Креста Господня,
частица мощей свт. Николая,
икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей,
икона преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей.
В начале 17 века в этой местности существовала деревня Манухино (Оксеново), владельцем которой был Ларион Сумин. В 1627 году деревня уже принадлежала братьям Пушкиным. Один из них, Петр Тимофеевич, приходился дальним предком Александру Сергеевичу Пушкину.
В 1673 году деревня Манухино, она же Оксеново, была приобретена Артамоном Сергеевичем Матвеевым, который был видным политическим деятелем 17 века, приближенным лицом царя Алексея Михайловича Романова. Новый хозяин сразу же начал благоустраивать свое загородное имение, чтобы сделать его достойным приема государя. В 1680 году Артамон Матвеев построил в Манухине Спасскую церковь, по которой село стали называть Спасским-Манухиным. Внутренняя отделка церкви была очень богатой, ее украшали иконы, написанные Симоном Ушаковым – известным в то время иконописцем.
После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году к власти пришли Милославские, и Матвеева отправили в ссылку. В 1678 году все его владения конфисковали, а Спасское вошло в состав дворцовых вотчин.
В 1682 году Матвееву позволили вернуться из ссылки, но почти сразу же после его возвращения разгорелся Стрелецкий бунт, в ходе которого он был жестоко убит. В 1683 году вышел царский указ, согласно которому Спасское-Манухино возвращалось сыну А.С. Матвеева — Андрею Артамоновичу. В 1704 году в селе имелся двор вотчинника, приказчика, а также по три двора конюхов и дворовых людей, один двор садовника. В общей сложности здесь проживало 28 человек. Андрей Артамонович был не слишком хорошим хозяином, и после его смерти его сын Федор Андреевич был вынужден заложить село графу Павлу Ивановичу Ягужинскому. Это случилось в 1735 году. Выкупить Спасское обратно Федор Матвеев не смог, и около сорока лет оно принадлежало Ягужинским.
В 1779 году село приобрел Александр Сергеевич Гурьев. В этот период имение уже называли Спасским-на-Сетуни, которое затем трансформировалось в Сетунь. Сын Александра Сергеевича, Дмитрий Александрович Гурьев, вырос в Сетуни, и впоследствии стал известен, как автор рецепта знаменитой "гурьевской каши".
Вскоре после смерти отца Дмитрий Гурьев продал Спасское-на-Сетуни купцу первой гильдии Григорию Кирьякову. Новый хозяин выстроил в имении новый одноэтажный деревянный особняк и обновил убранство местной церкви. С 1830-х годов владельцы усадьбы часто менялись, пока в конце 19 века ее купил Франц Реддавей.
После проведения крестьянской реформы 1861 года в этой местности одно за другим стали появляться промышленные предприятия. После того как в 1872 году вблизи села прошла Александровская (Белорусская) железная дорога, их число особенно увеличилось. Вблизи железнодорожного полотна возникли выселки из Спасского-на-Сетуни, которые со временем выросли в самостоятельные деревни Большая и Малая Сетунь. Среди самых крупных предприятий были: шерстоткацкая мануфактура Софии Саксэ, ковровая мануфактура Ивана Пешкова, суконно-ткацкая Николая Шульца, пистонный завод Русско-Бельгийского общества и прочие. Самым масштабных из них являлась фабрика по производству брезента и ремней Франца Реддавея.
После того, как Реддавей приобрел Сетунь, населенный пункт стал приобретать промышленные черты. Владелец села и фабрики открыл здесь Сетуньскую лечебницу, коммерческое училище, публичную библиотеку. В штате больницы числились три врача, две акушерки и трое фельдшеров. Наряду с амбулаторным приемом здесь существовали 33 койки для тяжелобольных. Часть из них оплачивали владельцы соседних предприятий. Также в селе был организован музыкально-драматический кружок и начало работу потребительское общество.
Усадьба и усадебный парк располагались по соседству со Спасским храмом, а рядом с ним находилось кладбище. После того, как Сетунь вошла в состав Кунцева, его стали называть Кунцевским. В 1906 году рядом с сетуньской больницей было основано подворье Полунинской Крестовоздвиженской женской общины Рязанской губернии, известного также как монастырь Серафима Саровского. Монастырь существовал до 1929 году, а затем его закрыли. В 1919 году, когда в стране люди страдали от голода, Марина Цветаева отдала сюда свою дочь, в надежде спасти ее, но девочка не выжила.
Когда в 1925 году Московский уездный исполком принял решение об образовании города Кунцево, в его состав вошло и село Сетунь с прилегающей дачной местностью
Даниил Алексеевич Сысоев (12 января 1974, Москва — 20 ноября 2009, Москва) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, основатель Школы Православного Миссионера.
Активн занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью православия мусульманам. За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит неустановленным лицом в храме при исполнении священнослужебных обязанностей.
19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре). Убийца ("нерусский", как отмечено очевидцами по "характерному акценту"), бывший в медицинской маске, также 2 раза выстрелил во встретившегося ему на выходе регента хора и скрылся. Даниил Сысоев скончался на операционном столе в 0:15 20 ноября того же года.
Отпевание о. Даниила Сысоева 23 ноября 2009 года в храме Петра и Павла в Ясеневе возглавил архиепископ Арсений (Епифанов); по окончании отпевания Патриарх Кирилл cовершил у гроба почившего заупокойную литию.
На отпевании о. Даниила присутствовали 237 священников и около тысячи мирян.
Отец Даниил похоронен на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на Кунцевском кладбище в Москве.
http://www.moscow.org/moscow_district/mozhayskiy_history.php
википедия
мои фото
Серия сообщений "Храмы Москвы":
Часть 1 - Всемирное наследие ЮНЕСКО: Собор Покрова Пресвятой Богородицы.Москва
Часть 2 - Церковь Покрова в Филях. Москва
...
Часть 20 - ИКОНОСТАСЫ ЦЕРКВИ КЛИМЕНТА (Храм Климента, Папы Римского)
Часть 21 - МОСКВА СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ.
Часть 22 - Москва. Храм Спаса на Сетуни.
Часть 23 - Москва. Троицкая церковь в Троице-Голенищеве
Часть 24 - Деревянный Успенский храм в Троице-Лыково.
...
Часть 42 - Новодевичий монастырь. Часовня усыпальница Прохоровых
Часть 43 - Новодевичий монастырь. У пруда.
Часть 44 - Меншикова башня зимой.