-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лелеева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6771


Благоверная княгиня Анна Кашинская, Тверская

Понедельник, 26 Августа 2013 г. 20:21 + в цитатник
Цитата сообщения Purpur_Phoenix Благоверная княгиня Анна Кашинская, Тверская


Анна Кашинская (в иночестве Евфросиния) (годы жизни ок. 1278 (1279) – 2 октября 1338) – преподобная, тверская княгиня, жена святого мученика благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Анна была дочерью князя Ростовского Дмитрия Борисовича. Детство и юность её прошли в Ростове Великом. Князья ростовские отличались благочестием, были усердные храмостроители, почитатели иноческого и иерейского чина, по натуре мягкие, незлобивые, щедрые и милосердные. Дед Анны Борис и его родной брат Глеб княжили 40 лет на Ростовской земле совместно, без междоусобиц. И Анна росла в традициях Православной веры, любви к Церкви, почитания родственников-мучеников за веру (её прадедом был Василько, князь Ростовский, принявший смерть за Христа от рук безбожных татар в 1238 году). Она жила в те времена, когда Святая Русь несла суровые подвиги исповедничества и мученичества под татаро-монгольским игом, а также страдала от междоусобных войн.



С юных лет Анна всей душой полюбила чтение Священного Писания и поучалась в Законе Господнем «день и ночь», она «на красоту века сего не взирала», подвизалась в непрестанной молитве, уклоняясь от «покоя и сладостной пищи», щедро подавала милостыню нищим и убогим. Духовным наставником княжны Анны был святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288), прославившийся строгим подвижничеством и миролюбием. Все добродетели своего рода, унаследованные княжной, были укреплены и развиты духовным ее покровителем. Княжна Анна, как и все княжеские дочери того времени, была искусна в разных видах рукоделия, а когда подросла, то стала известна своим умом, кротостью, красотой и в других землях. В 1294 году, когда Анне было около семнадцати, ее отец умер. В тот же год ее выдали замуж.

Княгиня Ксения, мать князя Тверского Михаила, несмотря на то, что у Твери с Ростовом Великим в те времена были взаимные претензии, послала к князю Димитрию послов с наказом: "Есть бо у него дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради".. Анну привезли в Тверь, где сразу же состоялось бракосочетание – 8 (21) ноября 1294 года. Венчал молодожёнов тверской епископ Андрей в соборе Спаса Преображения, выстроенном молодым князем Михаилом. Жених и невеста увидели друг друга в первый раз, стоя в храме под венчальными венцами, но их брак был уготован на небесах: взаимную любовь и уважение, преданность и понимание пронесли супруги сквозь года, несмотря на все тяготы, выпавшие на их долю.

Весной 1295 г. сгорел весь город Тверь, весной 1298 г. сгорел дотла весь княжеский терем со всем имуществом, князь с княгиней спаслись от огня, выпрыгнув из окна. В тот же год была великая засуха, горели леса, погибал скот. Князь тяжко заболел. В 1299 г. было грозное солнечное затмение; родившийся в этот год самый первый ребенок Анны, дочь Феодора, умерла во младенчестве. У Анны затем было еще четыре сына. В 1304 году князь Тверской Михаил получил от хана Золотой Орды ярлык (особую грамоту, подтверждавшую права князя) на великое княжение Владимирское, но вместе с почетом первенства среди других князей он приобрел смертельного врага в лице коварного и жестокого московского князя Юрия Даниловича, также претендовавшего на великое княжение. В 1313 году в Орде воцарился новый хан Узбек, и князю Михаилу пришлось ехать к новому хану для получения ярлыка. Михаил пробыл в Орде около двух лет, княгиня же ждала, плакала и скорбела, не зная, что думать.

Вернувшись, князь вел войну с Новгородом, которая закончилась для него тяжелым поражением. В 1317 году коварный Юрий приехал из Орды с ярлыком на «старшинство»; князь Михаил смирился и уступил ему свои права. Однако Юрий этим не удовлетворился и пошел войной на Тверь. Михаил был вынужден дать отпор и в решающей битве у села Бортенево разгромил своего противника, захватив в плен татарского посла Кавгадыя и сестру хана Узбека, жену Юрия, которая, на беду, скоропостижно скончалась в Твери. Оклеветанный врагами, в 1318 году князь Михаил, только что одержавший блестящую военную победу, но не желавший воспользоваться ею в ущерб другим, вновь поехал в Орду, чтобы отвратить от родного города угрозу татарского погрома и стать невинной жертвой. Князь Михаил был готов ко всему, исповедался и причастился. Все присутствующие плакали. Но святая Анна воодушевляла мужа на подвиг: «И если ты, господин мой благоверный князь, хочешь пойти в Орду и добровольно пострадать за имя Господа Иисуса, то поистине блажен будешь во все роды и память твоя будет навеки».

Через полтора месяца благоверный князь Михаил Тверской принял мученическую кончину в Орде убитый слугами московского князя Юрия, тело святого было доставлено в Тверь только через год. Оно не истлело, хотя его везли и в жару, и в мороз, то на телеге, то на санях, и целое лето оно оставалось в Москве непогребённым. Все заботы о княжестве, о сыновьях легли на плечи Анны; посыпались все новые беды, начались набеги татар. В 1325 году ее старший сын, горячий и вспыльчивый Димитрий Грозные Очи убил в Орде князя Юрия Московского, виновника смерти отца, и за это был казнен ханом 15 сентября 1325 года.

В 1327 году, когда в Тверь с большой свитой прибыл татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека, жители Твери подняли стихийный мятеж и перебили всех татар. После этого вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. Анне Кашинской с близкими пришлось бежать и долго скрываться в изгнании, а возвращаться домой - уже на голое пепелище. Второй сын княгини князь Александр после многолетнего изгнания поехал испрашивать милости у хана, но 29 мая 1339 году был казнен в Орде вместе со своим сыном Феодором.

Когда тела святых страдальцев привезли в Тверь, то, как двадцать лет назад, когда привезли останки погибшего Михаила Ярославича, собралось духовенство, княгиня Анна с семьей и толпы народа. Князья и бояре подняли гробы «на главы своя» и понесли в город в собор Спаса. «Мати же его (Анна), братья, княгиня его с детьми и весь город плакали о них горько и долго. И тако Тверское княжение до конца опустело...», заключает летописец. В житии Михаила Тверского приведены слова княгини Анны над убиенным сыном и внуком: «Радость моя, сын Димитрий Грозные Очи, сын Александр, ненаглядный внук Феодор... точно земли не хватило в Твери, Кашине и остове, сложили вы свои правдивые, честные головы у злых татар! Не судил Господь: не мои руки закрывают глаза дорогих моих людей!»

Страдания княгини достигли предела человеческих возможностей. Тем не менее, кроткое, терпеливое перенесение страданий не ожесточило глубоко верующую душу, но облекло ее великим смирением. В женском естестве мужескую крепость имела еси... - так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. В правление своего сына Константина святая Анна решила уйти от мира в тверской Софийский монастырь и постриглась в монахини с именем Софии (по другим источникам Евфросинии), и начала подвизаться в молитве и посте. Впоследствии младший сын княгини Василий упросил мать переехать в Кашин, где был его удел. Специально для нее он построил Успенский монастырь, где многоскорбная княгиня-инокиня могла пребывать в безмолвии и затворе. Здесь преподобная приняла схиму, с прежним именем Анна. Благоверная княгиня умерла 2(15) октября 1338 г. (по другим данным в 1368 году) Сын ее Василий умер от горя на следующий день, хоронили их вместе в Успенском соборе.

Гроб Св. Анны при разрушении церковного помоста в 1581 году был найден в целости и сохранности, однако первые чудеса от гроба святой благоверной княгини Анны были явлены в Смутное время (1606-1611 годах). Польско- литовские войска три раза подступали к Кашину, однако не только не смогли взять город, но и не причинили ему особого вреда. В то же время возник в Кашине сильный пожар, но быстро прекратился. Невольно богобоязненные горожане стали задумываться: какой же святой охраняет их город? Но вот в 1611 году княгиня явилась во сне тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму, обещала его исцелить и сказала: «Гроб мой народом ни во что вменяется. Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, дабы не предан был город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?» Наутро Герасим был здоров. С этого дня исцеления и чудеса при гробе преподобной Анны не прекращались. Народ сразу же стал почитать гроб благоверной княгини Анны как великую святыню. До 1649 года было официально засвидетельствовано 8 чудес у её гробницы. 21 июля (3 августа) 1649 года мощи ее были освидетельствованы тверским епископом Ионой. Тело и одежда Анны не истлели, а правая рука лежала на груди «согбенна, яко благословляюща» (указательный и средний палец вытянуты, т. е. сложены двуперстным крестом).

В следующем году 12 (25) июня мощи были перенесены ростовским митрополитом Варлаамом из ветхой деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор при участии самого царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны Милославской и всей царской семьи, причём гроб нёс сам царь вместе с боярами. Таких почестей прежде не удостаивалась ни одна из русских святых. В Кашине особую службу на открытие мощей Св. Анны написал протоиерей Иван Наумов, при участии посадского человека, Семена Осипова Сухорукова; в Москве канон на тот же предмет по повелению царя написал лучший ученый того времени, Епифаний Славинецкий. Примерно в эти же годы появляются первые иконописные изображения Св. Анны.

Уже в 1650–1652 годах возник первый вариант Жития Анны Кашинской, а окончательное его составление относится к 1675–1676 годам. Именно тогда Житие Анны Кашинской и сложилось, как комплекс из четырех памятников. Этот цикл состоит из собственно Жития и статей — о явлении княгини пономарю Герасиму, об обретении мощей и о перенесении мощей Анны из деревянной Успенской церкви в Кашинский Воскресенский собор. Точный автор жития неизвестен, хотя в источниках называются несколько имен, например имя дьячка Никифора Варлаамова.

Продолжалось почитание святой княгини и при царе Феодоре Алексеевиче. Но в 1677 году патриарх Иоаким, жестокий гонитель старообрядцев, созвал в Москве так называемый малый собор архипастырей, который запретил совершение святой Анне особых служб и молебствий ввиду якобы некоторых разногласий жития княгини с Степенной книгой и летописцами (дальнейшими исследованиями совершенно устраненных). Истинной причиной этого "прещения" явилось то, что на иконе Св. Анна изображалась с рукой, сложенной для двуперстного крестного знамения, которое тогда преследовалось как "армянская ересь". Вместо того, чтобы в двуперстии почившей 300 лет назад Св. Анны увидеть доказательство равночестности обоих перстосложений и тем самым устранить одно из оснований церковной распри, патриарх Иоаким на соборе, составленном только из лиц иерархии, приостановил чествование святой княгини, а почитателям ее пригрозил отлучением от церкви и наказанием. Даже церковь во имя Анны была переименована в церковь Всех святых. Рака с мощами благоверной княгини была запечатана, иконы её, служба и житие отобраны и спрятаны архиепископом тверским, пение молебнов воспрещено. Случай уникальный в истории Русской Православной Церкви, хотя и не единственный (точно также в XVIII веке волевым решением церковных иерархов были понижены в ранге до местночтимых святых небесные покровители города Ржева Св. Владимир и Св. Агриппина правда по другой причине). Но память об Анне. сохранилась среди жителей Кашина. Горожане переписывали житие святой, писали иконы и чтили их как чудотворные. При Воскресенском соборе велась запись чудесных исцелений от мощей преподобной Анны. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

Еще более усилилось почитание святой в XIX веке: ее заступничеством перед Господом объяснили спасение города от эпидемии чумы в XVIII в., а в 1831 г. и в 1844 г. от холеры. В 1812 г. Кашин по молитвам преподобной Анны был избавлен от разорения французами.

Первая попытка второй канонизации Анны Кашинской, не увенчавшаяся успехом, была предпринята святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским в 1818 году, после канонизации в 1815 году святой благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской. В Кашине велись работы по благоустройству Успенского и Воскресенского соборов. Была построена колокольня при Воскресенском соборе, 17(30) ноября 1817 года состоялось перенесение мощей из Успенского собора в Воскресенский, но прославление не состоялось. В 1853 году граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Синод отклонил ходатайство. В 1860 году кашинцы снова обратились с той же просьбой к императору и снова получили отказ. В 1901 году ходатайство кашинцев опять рассматривалось в Святейшем Синоде, но, под влиянием обер-прокурора Победоносцева , снова было оставлено без последствия. В 1908 году вопрос о восстановлении церковного почитания Анны Кашинской был снова возбужден 30 епископами, съехавшимися в Киев на торжество 800-летия Михайловского Златоверхого монастыря. К ним присоединился киевский миссионерский съезд, а также духовенство и представители земств и граждане городов Кашина и Твери, и Синод определением, Высочайше утвержденным 7 ноября 1908 года, разрешил восстановить церковное почитание Св. Анны, назначив для этого 12 (25) июня 1909 года. Это случилось вскоре после того, как в России был принят закон о старообрядцах, предоставлявший им право свободного вероисповедания и гражданские права. В день повторной канонизации Анны в тихий Кашин, украшенный флагами и гирляндами, пришли свыше ста тысяч богомольцев. Приехали не только православные, но и единоверцы, старообрядцы белокриницкой иерархии и беспоповцы. На торжествах присутствовала Великая княгиня Елизавета Феодоровна, благоговейно молившаяся всю ночь перед гробницей Св. Анны.

В 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.

В годы большевистских гонений на Церковь мощи Св. мученицы стали объектом глумления со стороны христоненавистников. В январе 1930 года в Кашин приехала комиссия, в присутствии которой мощи святой были вскрыты. Происходившее засняли на кинопленку. Вскоре в коммунистической газете "Правда" появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами преподобной Анны - это "поповский обман", подлежащий решительному разоблачению. Затем начались многолетние скитания ее мощей, которые прекратились лишь в начале 90-х годов прошлого столетия. После того как Воскресенский собор был закрыт, они одно время были экспонатом в краеведческом музее. Потом их перенесли в храм Вознесения, который при Хрущеве тоже закрыли. После этого мощи побывали еще в двух городских храмах. И лишь 25 июня 1993 года мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской обрели покой - были перенесены во вновь открывшийся кафедральный собор Вознесения, где и находятся по сей день. Поклониться мощам святой ежегодно съезжаются православные паломники со всей России. Частица мощей св. благоверной княгини Анны Кашинской имеется в храме Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище города Москвы. Также частица мощей святой и ее чтимая икона имеется в единоверческом храме св. Архангела Михаила в Михайловской слободе, Московская область, где открыт и храм в честь св. Анны Кашинской.
Вознесенский кафедральный собор города Кашина.
Памятник княгине Анне Кашинской и рака с её мощами.

В тревожные годы Великой войны 1941-1945 годов образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю. Ее заступничеством многие объясняют тот факт, что в годы Великой Отечественной захватившие Тверь германские войска так и не смогли овладеть Кашином. Они были остановлены в тридцати километрах от города. Немецкой авиации не удалось разбомбить железнодорожный мост через Волгу, находившийся примерно в десяти километрах от Кашина. Один из жителей города рассказывал, что в 1941 году охранял ночью железнодорожную станцию в Кашине. Вдруг он увидел на путях высокую красивую женщину в монашеском облачении. От нее исходил удивительный свет. На вопрос, кто она и что здесь делает, незнакомка ответила: «Я преподобная Анна Кашинская и охраняю свой город и свой народ!»

Память в Православной Церкви 15 октября нового стиля / 2 октября старого стиля, 25 июня нового стиля / 12 июля старого стиля, в 1-е воскресенье после Петрова дня (29 июня старого стиля) – Собор Тверских святых, во 2-е воскресенье по Пятидесятнице – Собор святых в земле Российской просиявших.

Составлено по:
1. Карпов А. Ю., Юрьев А. А. Самые знаменитые святые и чудотворцы России. – М.: Вече, 2001. - 512 страниц. (Самые знаменитые).


Благоверная княгиня Анна Кашинская, Тверская

Серия сообщений "святые князья и княгини":
Часть 1 - Александр Невский в русской церковно-монументальной живописи
Часть 2 - Юродивая при дворе, Великая Княгиня в монастыре
...
Часть 12 - Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы
Часть 13 - Потерянный царь (АЛЕКСАНДР I)
Часть 14 - Благоверная княгиня Анна Кашинская, Тверская
Часть 15 - В Пушкине обнаружили неизвестный портрет царевича Алексея
Часть 16 - Григорий Валаамский или шведский король Магнус II Смек
...
Часть 27 - Неизвестные моменты жизни святой. Рисунки великой княгини Елизаветы Федоровны
Часть 28 - Две сестры. Элла (Елизавета Фёдоровна) и Аликс (Александра Фёдоровна)
Часть 29 - Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы. История любви. История лжи

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку