Александр Невский.
Борис и Глеб
Мученик Меркурий Смоленский
"Святой Никола" 1916. Картон, темпера. 70 x 105.
Н.К.Рерих "Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого". 1914. Холст, темпера.
Прокопий Праведный, родом из варягов, ещё в молодости оставил дом, раздав всё своё богатство нищим, пришёл в Хутынскую обитель, недалеко от Новгорода, к преподобному Варлааму, чтобы посвятить себя Богу.
Через некоторое время с благословения игумена он уходит дальше — в глухие места, а затем поселяется в Великом Устюге, где принимает на себя подвиг юродства, молясь за весь народ, позабывший Бога.
«Юродство заключалось в том, что человек ради Христа отказывается от всех удобств жизни, от дома и семьи; когда совсем не заботится о своём внешнем виде: носит самую старую рваную одежду, ходит всегда — зимой и летом — босой; когда питается чем Бог послал, — говорит Н.Д.Спирина в своём слове "Заступник и молитвенник", посвящённом Прокопию Праведному. — По внешнему виду юродивый — это всегда странный человек, не похожий на других ничем; и речь юродивого часто состоит из коротких, малопонятных фраз. Но внутренне — это святой человек, человек одной заботы — как бы лучше послужить Богу. Ради Христа юродивый готов терпеть и голод, и холод, и всякую обиду. (...) Он молил Создателя не только о себе, но и за весь христианский люд, за жителей Устюга, позабывших Бога, погружённых в суетность и грехи, за ненавидящих и обижающих его»23.
Прокопию Праведному однажды было дано откровение Свыше о приближающейся опасности для жителей Устюга за грехи их. Святой призывал их к покаянию, но люди не придали этому значения. В следующее воскресенье над Великим Устюгом началась гроза. Прокопий пламенно молился перед иконой Богородицы, и вскоре гроза утихла «и вёрст за двадцать от города разразилась в пустынном месте страшным каменным градом, которым был поломан огромный лес. Устюг был спасён»24.
Картина Н.К.Рериха «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого» (1914) рассказывает об этом эпизоде из жизни подвижника. Н.Д.Спирина так комментирует её: «Туча уже надвинулась. Первые камни уже лежат. И она должна была побить город и погубить его. Он [Прокопий] своей силой, своими молитвами отводит каменную тучу от его родного города»25.
Сам художник об этом событии пишет так: «Древнейшее сведение о метеорите, выпавшем в пределах России, относится к 1290 г. По сообщениям современника, падение произошло 25 июня в полдень близ Устюга Великого... из той каменно-огненной тучи, которая в 1290 г. угрожала В[еликому] Устюгу полным разрушением и которая была "отведена" от города молитвами св. Прокопия Праведного»26.
Вторая картина Николая Рериха — «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914) отображает другой подвиг Святого. «В последние годы жизни, — пишет Н.Д.Спирина, — Прокопий особенно часто поднимался на высокий берег Сухоны и садился на большой камень. Он любил это место и часами следил отсюда за рыбачьими лодками, моля Бога даровать им мирное плавание. Неоднократно выражал он желание быть погребённым под этим камнем»27.
В ночь на 8 июля 1303 года блаженный Прокопий по дороге в Михайловский монастырь ушёл из жизни. «На заре поднялся сильный ветер. Нависли тяжёлые чёрные тучи. Стало холодно, и пошёл густой снег»28. Так земля прощалась с великим подвижником.
Н.К.Рерих "Пракопий Праведный за неведомых плавающих молится". 1914. Холст, темпера. 70х105 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый
1941. Холст, темпера. 124,4x91 см
Картина незаконно удерживается музеем Востока
Святой Сергий Радонежский.
Одна из любимых фигур Рериха — Сергий Радонежский, которому он посвятил несколько картин. «Отлично зная историю России, Рерих переосмыслил традиционную трактовку образа Сергия. В его картине "Сергий-Строитель" отсутствует та отрешённость и святость, которая имеется в изображениях Нестерова. У Рериха Сергий трудится физически над строительством обители, он трудится духовно над построением Руси после 300-летнего разрушительного татарского ига».
«На картине Рериха "Святой Сергий Радонежский" (1932) [он] благословляет воинство на смертный бой с врагом, на Куликовскую битву, и держит в руке храм — символ будущей Руси, которую он созидает». Вверху картины Рерих поместил символ Всевидящего Ока — Пространства, которое фиксирует все явления жизни, для него нет ничего скрытого и тайного.
«На картине Николая Константиновича Рериха "Святой Сергий Радонежский", — продолжает в другом выступлении описание этой картины Н.Д.Спирина, — есть такая надпись, выполненная славянской вязью: "Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине. Третий..." и далее многоточие»
Святой Сергий Радонежский.
Труды Сергия Радонежского
Существует две картины с таким названием. На обеих картинах с таким названием изображён Сергий в трудах и с ним медведь. Известно, что когда еще Сергий жил один в срубленной им келье в густом лесу, его ночами мучили страхи: стуки, вопли, стоны, шорохи, крики... Но Сергий волей и силой духа в течение трех лет преодолевал их, держа нить связи с Учителем - Иисусом Христом. На одной из картин показано, как после бессонной ночи, проведенной в молитвах, Сергий на рассвете вышел из кельи с топором в руках и увидел медведя, который был голодный и больной и всю ночь ревел. Сергий поделился с ним единственной черствой коркой хлеба, ибо жил он впроголодь. А на следующей картине видим, что мишка стал выздоравливать - Сергий умел общаться с животными, обладал мощной целительной силой - психической энергией. Так медведь постепенно приручился и стал помогать строить монастыри, обители, кельи...
Труды Сергия Радонежского
использованы фрагменты статьи Н.ВАСИЛЬКОВА Журнал Восход № 2 (154), Февраль, 2007 Николай Рерих и древняя Русь
Серия сообщений "Рерих":
Часть 1 - Русь на картинах Рериха Н.К.
Часть 2 - Серия «Sancta (Санкта)» («Священная») Николая Рериха
Часть 3 - Святые на картинах Н.К. Рериха
Часть 4 - Снегурочка. Рерих (для Вас любимые читатели к Новому году)
Часть 5 - Николай Константинович Рерих. Россия
Часть 6 - Рерих Н. НАЧАЛО РУСИ, СЛАВЯНЕ.
Часть 7 - Псков. Портрет города - Н. Рерих и К. Горбатов