Александро-Свирский монастырь: два в одном |
Вид с колокольни Преображенского монастыря на Троицкий. Между двумя ансамблями метров 200-300. Здесь в очередной раз видно, что наша древнерусская архитектура в современном ее состоянии - во многом плод творчества советских реставраторов. Хорошо это или плохо, отдельный вопрос, но это следует признать как данность. Обратите внимание, на звоннице нет трех шатров, а в комплексе трапезной (справа) нет ни башенки-звонницы, ни красивых труб. И лишь один собор не изменился с тех пор.
В советские времена, когда в монастыре сидела психушка, безжалостно растесали окна братского корпуса, из-за чего он сейчас выглядит советским бараком. Судя по новеньким стеклопакетам, возвращать фасаду историческую ритмику проемов пока никто не собирается. Хотя, надо сказать, что весь этот комплекс передан монастырю совсем недавно, и большие реставрационные работы в нем еще не начались. Вся церковная жизнь сейчас сосредоточена в Преображенском, где мощи и паломники. А здесь пока тишина, хотя храмы открыты. Вся видимая реставрация еще советская, с некоторыми поновлениями в виде зеленой покраски по оцинковке. А сразу после реставрации были лемеховые покрытия.
Самое ценное с точки зрения архитектуры во всем Свирском монастыре (в обоих комплексах) - Покровская церковь с трапезной палатой и звонницей и рядом стоящая отдельная трехшатровая звонница. Это главные здешние шедевры, самые ранние каменные постройки. Правда, как выяснилось из недавних исследований Д.А. Петрова, не такие древние, как считалось до последнего времени. Покровская церковь с трапезной обычно датировалась 1533 г. и подавалась не только как древнейшая каменная постройка здесь (что правда), но и как дело рук самого Александра Свирского, незадолго до сметри начавшего перестраивать монастырь "в камне". Это оказалось неправдой. При Свирском вероятно был построен только собор, о котором мы ничего не знаем, ибо его сменил ныне существующий. Петров убедительно датирует комплекс трапезной временем около 1585 года, связывая ее по ряду типологических и стилистических черт с трапезными Клопского и тихвинского Успенского монастырей 1560-1580-х гг. Так что самое древнее сооружение Свирского монастыря оказалось на полвека моложе, чем думали. Но хуже оно от этого не стало. Это великолепный памятник, к тому же блестяще отреставрированный А.Н. Милорадовичем.
У этих северных памятников особое место в истории древнерусского зодчества. Их не очень понятно куда вставлять, например, в общий курс лекций. Обычно ведь как, последовательно дается архитектура древнерусских княжеств после распада Киевской Руси - Владимиро-Суздальская школа, затем Новогород и Псков. Потом стартует ранняя Москва, новый этап с постройки Кремля и кремлевских соборов итальянцами. Потом итальянские влияния в 16 веке, шатровые храмы, многопридельные грозненские храмы (Василий Блаженный, Дьяково, Старица, собор Авраамиева, Клопского и Соловецкого монастырей), потом рафинированная годуновская архитектура 1580-90-х (Большие Вяземы, собор Боровского монастыря, Троицы в Хорошеве, Красное-на-Волге). А дальше пауза Смуты и возрождение каменного строительства уже в рамках узорочья 17 века. Но при этом за рамками разговора остается огромный пласт памятников в северных и северо-западных землях, в первую очередь Новгород в промежутке между завоеванием Ивана III разгромом Ивана Грозного, от 1470-х до 1570-х. Новгородская архитектура 16 века была мощной и довольно самобытной, хотя и получила сильную московскую прививку. В.В. Седов и Д.А. Петров вполне резонно полагают, что и после "государева погрому" 1569 года новогродские артели, покинув разоренный Новгород, продолжали работать в северных монастырях, дойдя до Соловков. К востоку от Новгорода эта сильная архитектура переплеталась с развитой каменной архитектурой Белозерья и Ростова. Так что пока Москва с помощью иноземных зодчих генерировала новые формы, на огромной части территории государства продолжала жить несколько иная архитектурная традиция, с явными северными новгородскими чертами, создававшая постройки высокого технического и художественного уровня. И в Свирскорм монастыре мы имеем один из таких шедевров.
Второй здешний шедевр - звонница, вполне укладывающаяся в разговор о трансформации шатра в первой половине 17 века из конструктивной в декоративную форму.
Троицкий собор по своей архитектуре вторичен и вообще достаточно неуклюж. Ему явно не пошла на пользу давняя разборка четырех глав, их не хватает в силуэте. Окна растесаны, особенно их беспорядочная чехарда веселит на апсидах. Но даже за этими искажениями угадывается четкая ориентация на прототип - Иверский собор Валдайского монастыря, сооруженный патриархом Никоном в его первом по времени (до Нового Иерусалима) амбициозном монастырском ансамбле. Об этом в своей монографии пишет Марина Вдовиченко. Вероятно от образца исходит суровый образ, никак не соотносимый с декоративным изобилием узорочья 17 века. Известно, что соборы Никона, особенно ранние (Валдай и Кий-остров) были подчеркнуто аскетичны и воскрешали дух "древлего благочестия", ориентируясь на формы грозненских или даже еще более ранних памятников. От Иверского собора здесь общая конструкция и конечно решение галереи с крыльцом. Но в целом постройка вышла сильно примитивнее и грубее своего прототипа.
От соборного крыльца видна маленькая церквушка Иоанна Дамаскина начала 18 века. Но она погоды не делает, а только оттеняет своей миниатюрностью массив собора.
Забавный столп, подпирающий свод галереи.
Внутри собора хорошие росписи приглашенной костромской артели. Интересно, что такое искусство делалось в 1710-е годы всего в 300 км от строившегося европейскими мастерами Петербурга. Две России существовали параллельно, и очень даже рядом. Хотя росписи лишь на первый взгляд кажутся архаичными, при близком рассмотрении в них обнаруживается много европеизмов, привнесенных под влиянием западных гравюр, что характерно для ярославской школы 17 века, к которой были близки и костромские мастера.
Больше в Троицком монастыре смотреть нечего, направимся к Преображенскому. Снаружи он даже выглядит более картинно, с башенками по углам, вертикалью колокольни, куполом надвратной церкви. Он и более ухожен, ибо уже давно передан РПЦ и восстановлен. Преображенский комплекс: двустолпный пятиглавый Спасо-Преображенский собор (1641-1644, правый придел Захарии и Елизаветы 1661-1668 (шатер утрачен, с запада сделана пристройка 1795 г. в стиле барокко), левый придел Александра Свирского 1716, собор серьезно реконструировался в 1856-1857 и 1873-1874 – были изменены кровли, растесаны окна, сделана западная пристройка; в соборе выставлены мощи Александра Свирского); Святые ворота с настоятельским корпусом (1780-1791, арх. М. Кисельников), колокольня (1903-1904); корпуса и ограда XIX в.
Несмотря на то, что здешний каменный собор даже старше Троицкого, все остальное выстроено гораздо позже и к вершинам архитектурного мастерства не относится. На входе всех встречает длинный корпус в стиле классицизма с барочными наличниками, спроектированный неким Кисельниковым.
Он же, с внутренней стороны. Слева чудного вида часовня на месте явления Троицы Александру Свирскому.
Главная и практически единственная здесь архитектурная достопримечательнотсь - Преображенский собор. Довольно заурядный и провинциальный 17 век, очень маленький по размерам. Это и вызвало уже скоро необходимость расширений, в результате чего старый собор оброс пристройками, как днище корабля ракушками. В итоге сейчас собор можно увидеть только со стороны апсид. Пятиглавый (окна центрального барабана некрасиво растесаны), с тремя апсидами, двустолпный в интерьере. Детали на фасадах скромные. Два боковых придела. Тот, что слева от апсид - Захарии и Елизаветы, южный. Его сейчас трудно опознать, поскольку в советское время была снесена шатровая колокольня наверху. Так что сейчас это просто угловая кубическая постройка с декором 17 века. Глава же сейчас стоит не над приделом, а над постройкой, расположенной между ним и собором. Правый (северный) придел Александра Свирского тоже не имеет завершения, но его можно опознать по лишней, четвертой апсиде. Там, в этом приделе, и находятся мощи Александра Свирского.
С западной стороны, от входа, собор и вовсе скрыт большим поздним притвором, фактически ставшим основным храмовым помещением. Пространство старого собора наполовину превратилось в алтарную часть, скрывшись за иконостасом. Интерьер не сохранился, все здесь новое и какое-то пока не особо трогающее. Есть немного неприятная стерильность в белых стенах и одинаковых деревянных киотах, расставленных по стенам.
На старой съемке хорошо виден утраченный позже шатровый верх над южным приделом. И несохранившееся крыльцо между приделом и апсидами собора.
Так выглядела уничтоженная большевиками рака с мощами Александра Свирского, вложенная в монастырь первым из Романовых Михаилом Федоровичем. Рака стояла в основном помещении собора, а не в приделе, где мощи лежат сейчас. Видно, что собор был весь расписан. Сейчас белые стены.
Сегодня мощи Александра Свирского выставлены скромнее. Фото не мое, там съемка не приветствуется.
Эта рука закончила свою земную жизнь в 1533 году, и с тех пор без всяких мавзолеев. Мдаа.....
Занятная колокльня в византийском стиле - последнее, что было построено здесь до 1917 года. Монастырь много обязан своим благолепием в конце 19 века настоятелю Агафангелу, превратившему его в популярный и благоустроенный центр паломничества.
Ну и напоследок пара кадов с видами Троицкого комплекса.
И вот такой провожавший нас добрый северный пёс.
Да, и еще рядом с Троицким монастырем имеется очень даже приличное кафе-бистро, где все вполне по-европейски, и есть даже глинтвейн с чизкейками. По моему глубокому убеждению, в таких монастырях, как и в человеке, все должно быть прекрасно - и большое, и малое, и внешнее, и внутреннее. Вот еще бы на своем сайте архитектуру прописали...
Рубрики: | монастыри |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |