Поиск сообщений в Лелеева

Создан: 27.11.2012

Веркола на реке Пинеге (Свято-Артемиев Веркольский монастырь)

Четверг, 28 Февраля 2013 г. 14:49 + в цитатник
Еще в поезде мы решили, что у нас поменяется расписание поездки, так как 6 июля праздник Артемия Веркольского. Действительно нам говорят, сегодня едет в Верколу. Мы, по-прежнему с вещами, отправляемся на вокзал. В 18.20 наша группа уезжает из Архангельска поездом в Карпогоры, места в сидячем вагоне. Незадолго до прибытия в окно нам видно радугу, в 23:20 - прибываем на станцию Карпогоры. Сейчас белые ночи, но идет дождь, поэтому довольно темно, нас никто не встречает. Наконец находим какой-то автобус и набиваемся в него, мест мало, некоторые стоят, а вещи валяются проходе. Едем около 1,5 часов, дорога та еще – асфальт скоро кончается, начинаем прыгать на колдобинах. Уже совсем ночью доезжаем до поворота на Верколу – до нее 3 км. Однако наш водитель провозит нас по поселку и едет дальше. Вывозит нас на берег реки и говорит, что приехали, выходите. Кроме дождя и реки ничего нет, народ в недоумении. Наконец водитель осознав это снова загружает нас и везет назад в Верколу. Привозит к дому с освещенными окнами и теперь нас действительно ждут. Нас приглашают с дом и распределяют по комнатам. Нам достаются места на верхнем этаже – чердаке. Комната довольно большая, с тремя небольшими окнами (здесь на севере вообще окна маленькие – для тепла, причем они не открываются). Уже второй час, однако нас зовут на ужин. Выходим на улицу, в небольшом домике стоит стол с лавками, нас покормили и спать.
6 июля 2008г.
Веркола. Утром у нас завтрака нет, так как надо на праздничную службу в монастырь, кто-то возможно будет исповедоваться. Идет дождь, мы в плащах, под зонтами бредем по деревне, спускаемся к полю, теперь по нему плестись до берега. Вдруг среди поля останавливается белый джип, в нем священник спешит на праздник в монастырь, он подсаживает народ столько сколько влезает в его машину. Его зовут Артемий, он довозит нас до переправы. Спускаемся по скользкому мокрому берегу к самой реке Пинеге. Теперь ждем лодку, на всех паломников – одна лодка с глохнущим мотором, в нее максимум влезает 9 человек. Стоим на берегу уже совсем мокрые. Наконец и мы влезаем в лодку, она, наполненная людьми под завязку, опускается в воду, от борта лодки до воды расстояние шириной в ладонь. У нас мотор не глох и вот мы уже на другом берегу. Поднимаемся чуть в горку от берега и вот мы входим на территорию Свято-Артемиева Веркольского монастыря.

Свято-Артемиев Веркольский монастырь
Именно здесь за рекой Пинегой, возникает чувство - таким и должен быть северный монастырь. Говорят, что 6 июля, в день памяти Артемия, небо затягивает тучами, а к обедне бывает гроза, после которой небо очищается и выходит яркое солнце. Однако сегодня дождь так и не прекратился.

PICT0092 (700x524, 470Kb)

Дорога по Верколе...
PICT0093 (700x524, 386Kb)

Переправа через Пинегу...
PICT0094 (700x524, 430Kb)

PICT0097 (700x517, 352Kb)

Заходим в храм Артемия Веркольского, уже идет служба, снимаем мокрые дождевики, оставляем зонтики и проходим поближе слушать службу. Сегодня в день празднования памяти Св. Артемия в церкви полно народу - паломники съехались из Суры, Карпогор, Санкт-Петербурга и Москвы, приехала даже группа паломников из Германии.
В монастыре празднуется 23 июня/6 июля в день преставления праведного Артемия Веркольского, 5 августа обретение мощей, 30 ноября – перенесение мощей и основание обители.
Святой праведный Артемий родился в Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей Космы и Аполлинарии. 23 июня (6 июля) 1544 года тринадцатилетний отрок и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома Артемий упал мертвый. Люди решили, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным, накрыв хворостом и окружив изгородью.

PICT0102 (700x509, 357Kb)

PICT0110 (700x524, 384Kb)

В 1577 г. Агафоник дьячок веркольской Никольской церкви, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев какой-то свет. Подойдя к месту, откуда он исходил, он заметил, что свет исходит от тела Артемия, лежащего в деревянном срубе среди леса. Дьячок увидел, что оно "совершенно цело и невредимо", тогда Агафоник поспешил рассказать о виденном односельчанам. В лес отправились священник с прихожанами и перенесли тело на паперть Никольской церкви в Верколе, где оно пролежало еще 6 лет. Затем тело перенесли в придел храма. В 1577 году свирепствовала повальная болезнь, вроде лихорадки, особенно от нее страдали дети. У веркольца Каллиника заболел сын, крестьянин молитвенно обратился к отроку Артемию. Приложившись к его мощам и снявши с гроба часть бересты (она служила вместо покрова), принес бересту домой. Отец положил на грудь сына кусочек бересты, и он исцелился. Крестьяне стали петь молебны и творить память по св. отроке Артемии, прекратилась и лихорадка.
В 1610 году указом новгородского митрополита мощи были освидетельствованы, была составлена служба. После этого тело отрока было перенесено из придела в храм св. Николая Чудотворца. Прежнюю гробницу переделали на иконные доски и на них писали образа отрока Артемия. Часто святого Артемия изображают Николаем Чудотворцем, так как отрок был прихожанином Никольской церкви, и впоследствии мощи его покоились также в Никольской церкви. В 1645 г. на месте обретения мощей св. прав. Артемия в Верколе был основан мужской монастырь.
Царь послал в Кевролу и Мезень воеводу Афанасия Пашкова. Проезжая Верколу, воевода не зашел поклониться чудотворным мощам. Вскоре у него заболел сын Иеремия, мальчик был уже почти при смерти, у него отнялись зрение и слух. Воевода, вспомнив об Артемии, дал обет съездить с сыном к святому. Тогда Иеремия сам встал и, держась за оконце, спросил: «Каким путем надо ехать к чудотворцу Артемию?» (От Кевролы до Верколы примерно 50 верст). Выполнив обет, приложившись к мощам, Иеремия сразу излечился. Тогда Афанасий Пашков там, где были найдены мощи, построил деревянный храм во имя чудотворца Артемия. Воевода устроил келии, ограду и появилась монашеская пустынь. В 1647 году указом царя Алексея Михайловича мощи были перенесены в монастырь из сельского храма.

PICT0113 (700x524, 508Kb)

PICT0115 (700x524, 565Kb)

О ранней истории монастыря известно мало, видимо его опекали кеврольские воеводы. В Москве в Пятницкой церкви хранилась частица мощей Артемия и его икона, сделанная из части его гробницы, она почиталась чудотворной.
Храм Артемия Веркольского был заложен еще 23 сентября 1785г. и достроен только к 1806г., однако мощи были перенесены в один из приделов еще в 1791г. Именно это здание и сохранилось до наших дней, однако внутреннее убранство сгорело в 1842г., и конечно после закрытия монастыря в советское время все было разорено.
После реформ Екатерины II и пожара 1842 г. монастырь был в тяжелом положении. Обитель уже хотели закрыть, но вдруг по почте братия получила от графини Анны Орловой-Чесменской около 5 тыс. рублей и началось возрождение.
В 1867г. построена вместо ветхой новая часовня в Ежемени, где скончался отрок. В 1868г. освящена новая Казанская церковь с трапезной палатой, позже в 1907-1909 г. она строится каменной. В то же время строятся новые корпуса, ограда и колокольня. В 1876г. в колокольне освящен храм Иверской иконы Божьей Матери.

PICT0118 (700x524, 401Kb)

Веркольский приход с причтом перенесен за реку Пинегу в село, и в 1869г. там построен деревянный храм Николы, а две деревянные церкви великомуч. Георгия и св. Николая Чудотворца, стоявшие у ограды монастыря, поступили за долги прихода в собственность монастыря. В 1883г. они разобраны и построен храм св. Николая Чудотворца, позднее освященный во имя великомуч. Георгия.
В 1865 г. в монастыре был введен общежительный устав, а в 1882 г. он стал управляться архимандритом. Это было время расцвета монастыря, продолжалось строительство, и росла численность братии. В 1890г. монастырь стал общежительным первоклассным. Дважды в год в памятные дни св. Артемия совершались крестные ходы. Говорят, за всю историю сюда, к отроку Артемию, не привезли ни одного ссыльного, а ведь в северные монастыри часто ссылали неугодных.

PICT0122 (700x524, 417Kb)

В 1891 г. началось строительство на деньги благотворителей величественного двухэтажного Успенского собора. В 1897 г. Успенский собор освящал св. прав. Иоанн Кронштадтский – 14 июня – верхний храм в честь Успения Божьей Матери, а на следующий день освящен нижний храм Рождества Христова. Святой батюшка всю жизнь особо чтил отрока Артемия, родным селом его является Сура, что находится в 50 километрах от Верколы и он часто ходил сюда пешком. Он много жертвовал на возведения Успенского собора и украшение обители.
Сейчас Успенский собор пытались восстановить, но чтобы сделать это - нужны огромные деньги, которых нет. Когда-то снаружи, на стенах храма было 54 иконы. Росписи осыпались, всюду надписи, от иконостаса остался один остов. В соборе сохранились частично росписи – изображения Александра Невского, княгиня Ольги и князя Владимира, мучеников Бориса и Глеба, Сергия Радонежского и др. в 2001 г. впервые в престольный праздник собора братия отслужила в нем Божественную литургию.
Когда-то здесь в обители хранились три серебряных креста с частицами мощей многих угодников Божьих, но после революции святыня утрачена. Уже в конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь пришли красноармейцы. Часть братии еще раньше ушла в другие монастыри, а оставшихся расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Колокола были затоплены в реке, согласно преданию их везли на барке по реке, но в пункт назначения лодка так и не прибыла. Обследован был весь маршрут, но так ничего и не найдено.
С 1930-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Храмы стали разрушаться, а в конце 1930-х гг. были полностью разрушены стены, башни и колокольня монастыря, продолжалось разорение и в 1950-х годах.

Я решаю осмотреть саму территорию монастыря. По-прежнему льет дождь…
Подхожу по сколькой деревянной дорожке к храму Илии Пророка. Деревянный храм Илии Пророка восстановлен в 1993г., рядом с ним часовня святого отрока Артемия. В монастыре всегда была часовня отрока Артемия, но в советское время ее отдали под народный клуб деревни Летопала за 7 км от монастыря. В 2006г. на прежнем месте вновь возведена часовня.

PICT0126 (700x524, 269Kb)

PICT0131 (700x524, 518Kb)

PICT0133 (700x524, 395Kb)

PICT0144 (700x524, 554Kb)

У мощей праведного отрока Артемия Веркольского...

PICT0146 (700x524, 580Kb)

PICT0152 (700x524, 472Kb)

PICT0157 (700x524, 447Kb)

PICT0160 (700x524, 536Kb)

Отсюда хорошо видно берег Пинеги и дали Веркольские.
После службы нас зовут на концерт в Успенский собор, приехала певица, она поет чудесные песни на духовные стихи. Концерт проходит внутри храма, мы поднимаемся по лестнице, гуляет ветер, окна не остеклены и вот входим в огромное внутреннее помещение храма. Перед началом мы можем хорошо рассмотреть остатки росписей. Некоторые еще хорошо сохранились, а прямо перед нами пустые глазницы иконостаса, нет икон… Так печально смотреть на разоренный храм.

Разрушенный Успенский собор. Концерт в честь праздника....
PICT0162 (700x519, 477Kb)

PICT0189 (700x517, 449Kb)

PICT0190 (700x518, 432Kb)

PICT0191 (700x524, 545Kb)

19 марта 1989г. зарегистрирована религиозная община Верколы с передачей ей церкви Артемия Веркольского. В 1990г. по ходатайству общины Верколы, созданной Людмилой Владимировной Крутиковой вдовой писателя Федора Абрамова, общине передана монастырская территория (кроме игуменского корпуса, где была школа). Вскоре был вновь открыт монастырь. Монахи сюда приезжают из разных мест России, но не все выдерживают здешние суровые условия.

Трудно идет восстановление, 23 декабря 1990г. освящен Никольский придел церкви Артемия Веркольского. Из часовни на Ежемени в храм перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия. 5 августа 1991г. освящен храм Артемия Веркольского. Теперь на раке отрока Артемия стоит икона с частицей его мощей. Когда в декабре 1918 г. приехала в монастырь комиссия по вскрытию мощей, братия спрятала мощи от поругания. Сейчас надеются, что они находятся под спудом на территории монастыря, по преданию местные жители видели как отрок Артемий в белой рубашке сам ушел из монастыря. Монахи молятся, чтобы совершилось второе обретение мощей. Один из случаев молитвенной помощи произошел в деревне Кеврола, где некогда воевода Пашков давал свой обет. Деревню преследовали пожары, и тогда обратились жители в возрождающуюся обитель с просьбой о помощи, после молитв прекратились пожары.

Сейчас в храме находится несколько старинных икон – Пресвятой Богородицы Грузинской, апостолов Петра и Павла, апостолов Матфея и Иакова, пророка Осии. Есть здесь и мощевик с частицами мощей многих святых. Здесь же хранится частица власяницы Лонгина Коряжемского и частица мощей прп. Максима Грека.

Сегодня в престольный праздник должен быть крестный ход к часовне на Ежемени, но уже после окончания службы выяснятся, что его отменили из-за погоды. Часовня находится в 2–2,5 километрах от монастыря, поэтому служат там только по праздникам.
Моросит дождь, иногда он усиливается. На причале по-прежнему дежурит лодочник, дождавшись своей очереди, мы загружаемся в лодку и под дождем переправляемся через Пинегу. Но это только начало пути, нужно пересечь поле, а дорога – сплошь глина и лужи.

Приходим к дому совсем мокрые, но оказывается в доме уже затопили печку, можно обсушиться и попить чаю.
В эти суровые и одновременно прекрасные места влюбляешься навсегда. Хочется вернуться туда вновь. Здесь чувствуешь отрешенность и тишину, от которых веет покоем. Северная природа здесь сказочна и чудесна.

В двух километрах от монастыря, выше по течению, стоит деревня Ежемень в один дом (но дом этот жилой, и, похоже, хозяин там крепкий: рядом стоит трактор). Неподалёку, на поле, стоит деревянная часовня-храм: здесь были обретены нетленные мощи отрока Артемия. После праздничной литургии все пошли к этой часовне крестным ходом. Часовенка одноглавая, с алтарём и колокольней, выглядит как маленькая церковка. Построена она в 1876 году, на месте старой, и тогда же освящена как храм. Внутри у северной стены стоит огромный, на 5 с половиной метров, резной деревянный крест. По свидетельствам жителей, он приплыл по реке и остановился у этого места.
Рубрики:  монастыри

ЛВ_Шестакова   обратиться по имени Четверг, 28 Февраля 2013 г. 21:20 (ссылка)
Катенька,ну ты молодец,путешественница. Я б на такое не решилась.

Четверг, 28 Февраля 2013 г. 21:50ссылка
Сама не знаю как на такое решилась, это только часть поездки - были еще МАлые Корелы, Лявля, Холмогоры, Сура, Сия...