Поэт Белла Ахмадулина. Она ушла, растаяла в тумане... |
10 апреля день рождения Беллы Ахмадулиной.
10 апреля день рождения Беллы Ахмадулиной. В фильме Хуциева «Застава Ильича» есть знаменитый эпизод — поэтический вечер в Политехническом музее. Битком набитый зал, на сцене — Евтушенко, Вознесенский, Белла Ахмадулина. Ей 25 лет.Она читает стихотворение «Дуэль». Порывистая. С нервным, дерганым тембром. Такой она и осталась в памяти. Время, в которое ей выпало жить, менялось быстрее, чем текла жизнь человека. Ахмадулина застала период разлома страны, а перемены, о которых она мечтала в двадцать пять, оказались не так идеальны. Она пережила время фантастического взлета и почти забытья, а затем — новой волны признания.
Ее называли Ахматовной
Политехнический был переполнен, были переполнены Лужники. Сегодня трудно представить, как была популярна поэзия в те далекие годы. Ее неземной голос, ее образ нереальной женщины всегда были протестом против серости и обыденности жизни. Многие считали это позой, личиной, а она была такой на самом деле.
Начальники путали ее отчество и называли Беллой Ахматовной (вместо Беллы Ахатовны), тем самым невольно признавая поэтическое родство Ахмадулиной с великой Анной Ахматовой.
Отец Беллы (Изабеллы) Ахмадулиной был татарином, заместителем министра, мать — русской с итальянскими корнями. Отсюда, наверное, неземная красота молодой Ахмадулиной, ее особая стать, бездонные глаза и нереальный голос. Естественно, мужчины штабелями падали к ее ногам.
Среди официальных мужей — люди известные. Поэт Евгений Евтушенко, прозаик Юрий Нагибин. От сына балкарского поэта Кайсына Кулиева — Эльдара — она родила дочь. Потом вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера, с которым и прожила до конца жизни. На одной стороне ее книги, вышедшей к юбилею, было написано «Белла», на другой — «Борис». Борис Мессерер — великолепный художник, не только муж Беллы, но и ее верный страж, ее хранитель. Он в течение многих лет кропотливо собирал все, что писали о супруге, систематизировал ее переписку — вырезал, складывал, сортировал по папкам.
«Сколько живем — столько собираю ее архив, — рассказывал Мессерер в одном из интервью. — Бездна бумаг была потеряна или не разобрана. Безумие что творилось. Когда мы познакомились, какой-то коллекционер — страстный, сумасшедший, маньяк! — выпрашивал у нее амбарную книгу, в которой Белла писала стихи. И она отдала этот альбом. Я возмутился: «Так не пойдет! Давай пополам». Короче, разорвал альбом. Надо было ему ничего не отдавать. Но мужик оказался просто идиот, мертвой хваткой вцепился. А у меня не было никаких прав. Мы с Беллой только неделю, даже меньше, знали друг друга. Хоть эти пол-альбома спасти удалось. Я стал все прятать. У меня в мастерской долгие годы все лежало в мешках. Я их рассортировал по принципу: самые важные, средней важности и ширпотреб. Знаете, как рождался ее последний трехтомник? Я забирал рукописи у разных людей, мучительно восстанавливал в памяти, кому что было написано. А сейчас все систематизировано. Десятки тысяч единиц хранения».
Господи, сколько любви и заботы в этих откровениях и поступках!
Такие дети стихи не пишут?
Росла Белла толстым, но резвым ребенком. Как она вспоминала, такие дети обычно не пишут стихи. Но она писала. Почему-то в детстве главной темой ее произведений была защита негров. Что ж, тогда это было модно, а книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дядя Тома» была очень популярной. Впоследствии она поняла, что защищать можно и нужно не только негров.
Ее дарование обнаружилось резко и сразу. Она заявила о себе не как поэтесса, а как поэт, настоящий поэт. Ее поддержал патриарх Павел Антокольский, который охотно патронировал молоденьких рифмующих девушек. В данном случае было кого поддерживать, кого патронировать.
«Газету «Правда» не читаю»
Ахмадулина участвовала в издании опального альманаха «Метрополь», выступала в защиту Владимира Войновича, Андрея Сахарова, Георгия Владимова. Всегда обожала Пушкина. Ее считали поэтической наследницей Лермонтова и Пастернака.
Умудрялась сниматься в кино — документальные кадры с ее участием остались в фильме «Мне 20 лет». А в картине «Живет такой парень» Василия Шукшина она даже сыграла самую настоящую роль — кстати, журналистку.
«У Шукшина мне нетрудно было сыграть, я ведь не только на экране брала интервью, — вспоминала Белла Ахатовна. — После школы родители велели мне поступать на факультет журналистики. На экзамене меня спросили, о чем написано в передовице «Правды», я честно ответила, что эту газету не читаю вообще... Был скандал, но меня все же пристроили в метростроевскую многотиражку, где пришлось писать очерки о том, как в теплицах выращивают огурцы для ведомственного детского сада».
Когда ее на время исключили из Литинститута (Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением опального Бориса Пастернака, награжденного Нобелевской премией), редактор «Литературной газеты» Сергей Смирнов посоветовал ей отправиться в Сибирь внештатным корреспондентом «Литературки». Кстати, потом Смирнов хлопотал о ее восстановлении — и Белла даже умудрилась окончить вуз с отличием.
Грустный клоун
Кстати, сначала сниматься у Шукшина она отказывалась, но Василий Макарович настаивал. С этих съемок началась их долгая дружба. По мнению Беллы, он был замечательный, но такой несчастный. Она его примиряла с Москвой, везде водила — они с Шукшиным выкинули в мусоропровод его кирзовые сапоги и на гонорар от этой картины купили ему туфли, костюм, галстук...
Ахмадулину хотела снимать в кино Лариса Шепитько — не случилось. Знаменитый клоун Леонид Енгибаров считал ее грустным клоуном, настоящей цирковой актрисой. Песни на ее великолепные стихи звучат в популярных рязановских фильмах — «Иронии судьбы», «Служебном романе», «Жестоком романсе». Белла Ахатовна рассказывала, что ее стихи Рязанов брал без спроса — «как же иначе, мы ведь с Эльдаром столько лет дружим».
С каким восторгом она рассказывала о великих — Борисе Пастернаке и Анне Ахматовой, умела быть душевной и щедрой к современникам, что труднее, искренне восхищалась Мариной Нееловой, Андреем Битовым. Очень любила собак, как и Цветаева. Считала, что слово «собака» надо писать с большой буквы. Не любила чистить картошку, просила Мессерера купить такую, которую не надо чистить. Готовить готовила, хоть это не очень вяжется с ее неземным обликом.
Ее стихи всегда были и останутся скорой помощью для многих страждущих.
Ахмадулина очень любила воздушные шары. И душа ее вознеслась к небу — волшебным воздушным шариком.
По улице моей...
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
http://www.c-cafe.ru/days/bio/53/bella.php
http://vm.ru/news/2013/04/09/pamyati-belli-ahmadulinoj-191292.html
Б.Ахмадулиной
Не уходи. И не оставь.
Я знаю, там светлей и проще.
Скорей всего - не надо - вплавь,
но не бросай святые рощи.
Да, я наслышана давно,
что радость там и свет небесный.
И только здесь - в душе темно,
и жить порой неинтересно.
Не уходи! Уже боюсь…
Уже боюсь необъяснимо!
О каждом имени молюсь:
Марина, Анна,
-----------------Белла,
-------------------------Римма…
Елена Мельник.
Рубрики: | ЖЗЛ Поэзия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |