-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шурочка9429

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Только_для_женщин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.11.2012
Записей: 31950
Комментариев: 811
Написано: 33113


Царский стол. Рафаэль Барберини о пире с Иваном Грозным. Царские трапезы в МоскЦарский стол. Рафаэве XVI-XVII веков

Понедельник, 15 Июля 2024 г. 11:11 + в цитатник
Цитата сообщения Буала Царский стол. Рафаэль Барберини о пире с Иваном Грозным. Царские трапезы в Москве XVI-XVII веков

Жареный лебедь был главным блюдом в меню царских пиров в Москве XVI-XVII веков. Птиц специально разводили неподалеку от крепостных стен — на Лебяжьем пруду. Подавали лебедей под медовыми и шафранными соусами, с ломтями калачей. Зимой за государевым столом можно было вкусить самой разной дичи. На пирах угощали гусями и журавлями с гречневой кашей, кукушками в меду, тетеревами, рябчиками и куропатками с маринованными сливами и лимонами.

0 0Рї (700x492, 522Kb)

Пир в Грановитой палате. Иллюстрация из Книги о избрании на превысочайший престол великого государя царя Михаила Федоровича. Москва, Посольский приказ. 1672 г. Музеи Московского Кремля.

Пир Ивана Грозного
Итальянец Рафаэль Барберини рассказал в своем «Путешествии в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году» про пир с Иваном Грозным:
« Между тем свита за государем увеличивалась, потому что многих, кого встречал, особенно из военных, тоже приглашал откушать с ним, того утра, хлеба-соли. И таким образом прибыв на место, вошел он в церковь со всем своим народом, и простоял там, на ногах, целый час за обеднею; потом возвратился тем же порядком во дворец и, удалясь на некоторое время, вышел наконец переодетый, совершенно в другом костюме, также богатом, но без короны, а только в шапке на голове.

Вошел в большую залу, где кругом поставлены были столы, накрытые скатертями кое-как и в беспорядке, потому что столы эти, один был высокий, другой низкий, тот узкий, тот широкий, и самые скатерти тоже по ним. В зале находилась натопленная печь, по требованию времени года: это было в Ноябре месяце; а почти по самой средине залы стоял буфет, со множеством разной посуды, как то: больших серебряных вызолоченных и без позолоты чаш и чашечек, больших тазов весьма странного вида, больших и тяжелых кубков для питья, из которых одни были плоскодонные и глубокие, другие на ножках, а между ними множество и таких чаш, какие у нас в употреблении, работы немецкой; замечательнее всего были там два больших серебряных бочонка, с позолоченными обручами; они стояли по средине буфета. Вокруг же самой залы стояли низенькие скамейки со столиками, на подобие тех, какие вообще находятся по трактирам в Италии.

Окинув глазами всю эту залу, государь пошел и сел в конце одного стола, на особом кресле; потом велел позвать послов, а подле него стоял его переводчик, который называл ему поименно входивших.

0 0Рє (671x499, 165Kb)

Ковш царя Ивана IV Васильевича. Вторая половина XVI в. Россия, Москва (?). Вторая половина XVI в. Серебро. Чеканка, резьба, эмаль, золочение. Длина: 23,5 см (с ручкой); высота: 10,5 см (с ручкой). Принадлежал царю Ивану IV Васильевичу Грозному. Музеи Московского Кремля.

Тогда государь, называя каждого по имени, указывал им место, где угодно ему было, чтобы садились; таким образом сажал он одного за другим, упомянутых послов, вместе с их служителями за один стол, который находился по правую руку от него; потом приказал позвать и меня, потому что на этот раз не было там других иностранцев, и назвав меня, так же как и прочих, по имени, посадил меня за другой стол, который еще оставался незанятым, вместе с моим переводчиком и двумя служителями, которые были со мною, потому что таков там обычай; потом, за тот же самый стол, посадил он еще около двадцати немецких дворян, которые находятся ныне в службе у него, быв некогда его врагами; все они знатного рода и хорошего имени, взяты были в плен во время ливонской войны, и с тех пор не могут уже выехать из Московии; но им отпускается хорошее содержание, чтоб могли иметь у себя и слуг и лошадей, и таким образом, живут они там службою.

0 0РєРє (469x485, 133Kb)

Ковш. 1535. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Серебро. Ковка, чеканка, резьба. Высота: 6,0 см (стенок); ширина: 28,5 см; высота: 21,0 см (с ручкой); длина: 41,0 см (с ручкой). Принадлежал князю Ивану Ивановичу Кубенскому. Музеи Московского Кремля.

Потом государь подал знак боярам садиться за стол — и мигом были ими заняты, с шумом и в беспорядке, все остальные места за маленькими столиками да еще на другом конце того стола, за которым дотоле сидел сам государь один. А как в это время года день там не более шести часов, и тут уже была у нас совершенная ночь, то на столы поданы были сальные свечи в дурно вычищенных медных подсвечниках.

0 0 СЃ (360x594, 112Kb)

Солонка. 1594-1595. Англия, Лондон. Автор: Монограммист: "АS". Серебро. Чеканка, литье, золочение, гравировка, пунцирование. Высота общая: 41,5 см. Музеи Московского Кремля.

Притом нигде на столах не было ни одной солонки с солью, но она тут же подавалась самому государю вместе с довольно хорошим, белым хлебом, нарезанным ломтями, который и уделял сам государь, подавая его своим приближенным для передачи всем прочим.

Тут происходила немалая суматоха, потому что по тамошнему обычаю, когда государь велит что-нибудь кому подавать, все тотчас встают, и эта церемония, — беспрестанно вставать и снова усаживаться, — продолжалась минут, по крайней мере, восемь, и во все это время никто не смел начинать есть.
Когда же кончилось это, всем нам, иностранцам, подан был большой и широкий кубок с вином от государя: поэтому снова надобно было вставать.

0 0Рє (504x700, 129Kb)

Кубок с крышкой. Середина XVI в. Германия или Нидерланды. Стекло. Формовка. Высота сосуда: 28,0 см; диаметр чаши: 7,5 см; диаметр основания: 9,0 см. Происходит из захоронения царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана IV Грозного. Музеи Московского Кремля. 

0 0Р· (700x390, 253Kb)

Заздравные братины. Москва. 1645-1676 г. Серебро, сапфиры, изумруды, рубины, чеканка, чернь, эмаль, скань, золочение. Музеи Московского Кремля.

Потом, вошло человек двадцать прислуги; они несли огромные блюда с разными жаркими, как то: гусями, бараниной, говядиной и другими грубыми мясами; но, подошедши к государеву столу, все они снова поворотили назад и скрылись со всеми этими блюдами, не подавая никому; вскоре же потом они снова явились, и уже в большем числе, и несли, как прежние, так и другие мясные кушанья, но уже нарезанные кусками на блюдах; когда таким образом принесли и обнесли кругом, по всем столам, тут только начали мы, наконец, есть.

0 0С‚ (500x566, 182Kb)

Блюдо. 1561. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Золото. Ковка, чеканка, чернь. Диаметр: 42,3 см. Подарено царем Иваном IV Грозным его жене царице Марии Темрюковне в 1561 г. Музеи Московского Кремля. 

Между тем прочие слуги беспрестанно суетились, ставя на столах большие и малые кубки с медом и другими напитками; по временам снова подавалось какое-нибудь мелкое блюдо; но без соблюдения малейшего порядка, которому блюду следовать прежде, второму или третьему.

Между тем, постоянно перед государем стоял его кравчий, с золотою чашей в руке, то с вином, то с другим питьем, и держал он эту чашу довольно высоко, ожидая, когда государю угодно будет напиться, и тогда, — что случалось весьма часто, — Государь подавал ему знак подносить; и всякий раз как подавалось ему питье, чтоб не оставаться в долгу, пил он обыкновенно за здоровье кого-нибудь из сидящих за столом, о чем тотчас же давал тому знать один из приближенных государевых дворян, и тот немедленно вставал со скамьи, а вслед за ним и все прочие, и поклонившись опять мы садились; а эта церемония так часто происходила, что от этих движений у меня, вместо того, чтоб досыта наесться, час от часу все еще усиливался аппетит.

0 0Рє (700x537, 196Kb)

Ковш. Конец XVI в. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Золото. Чеканка, резьба, чернь. Высота: 6,5 см (с ручкой); длина: 18,5 см (с ручкой); ширина: 13,0 см; высота стенок: 3,0 см. Принадлежал царю Борису Годунову, впоследствии Никите Ивановичу Романову (племяннику патриарха Филарета). Музеи Московского Кремля.

Государь, всякий раз, когда брал кубок из рук у кравчего, прежде чем начинал пить, три раза крестился. Таким образом, более трех битых часов сидели мы за столом, где мало пили, зато как нельзя больше происходило шуму за питьем; и вот уже не мало было из этих бояр, что допьяна напились.

0 0С‡ (568x564, 163Kb)

Чаша на ножке. 1557-1558. Англия, Лондон. Серебро. Чеканка, литье, золочение, гравировка, пунцирование. Высота общая: 15,7 см. Музеи Московского Кремля.

0 0 Рє (433x579, 165Kb)

Кубок наутилус. 1592. Голландия, Роттердам. Серебро, раковина-наутилус, изумруды, альмандины, жемчуг. Чеканка, золочение, литье. Общая высота: 29 см. Музеи Московского Кремля

Когда же пришли слуги для снимания кушаньев и скатертей со столов, тут опять, с немалым шумом и суматохой, все поднялись, вставая из-за стола. Государь все еще оставался на своем месте, и подозвал к себе послов, которым подавал, каждому своеручно, кубок вина; но они, будучи заранее предуведомлены о нравах и обычае страны, принимали из рук его кубок, держали свои шапки в руке и, обернувшись спиной к государю, отходили от него шагов за несколько, где, вдруг остановясь, снова оборачивались к нему лицом и преуниженно кланялись ему по-турецки; потом выпивали все до дна, либо отведывали только, как кому было угодно; потом отдавали кубок присутствующим, и не говоря ни слова, уходили.

0 0СЃ (421x555, 96Kb)

Кубок. XVI в. Германия. Стекло. Налеп, тиснение. Высота: 22,0 см. Происходит из захоронения царицы Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены царя Ивана IV Грозного. Музеи Московского Кремля.

Когда эти послы были таким образом отпущены, государь подозвал и меня, и так же, как и тем послам, подал мне своеручно кубок вина, и я, будучи тоже предуведомлен, как должно в таком случае поступить, придержался того же самого порядка, как видел, делали и послы.

Но тотчас же, после этого, как послам, так и мне, хмель сильно разобрал голову, так что, позабыв все приличие и скромность, бросились мы все, скорее в двери; с такою поспешностью не выбегали, быть может, из храма Божьего, даже книжники и Фарисеи, с какою мы выбежали оттуда.

0 0Рє (435x566, 133Kb)

Кубок двойной (часть двойного). Мастер: Штиммель Кристоф. 1585. Польша, Вроцлав. Мастер: Штиммель Кристоф. Серебро. Золочение, чеканка, гравировка. Общая высота: 19,5 см; диаметр: 11,5 см. Музеи Московского Кремля

0 0СЃ (511x507, 115Kb)

Стакан. 1645-1670. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Серебро. Резьба. Высота: 12,5 см; диаметр: 11,7 см. Принадлежал царю Алексею Михайловичу и царевичу Алексею Алексеевичу. Музеи Московского Кремля.

Тут с трудом должны мы были проходить чрез покои, по причине толпы хмельных, теснившихся в беспорядке и впотьмах, пока наконец добрались до дворцового крыльца, от которого в шагах еще двадцати или более, ожидали нас с лошадьми слуги, там же обедавшие с нами; но когда мы спустились с крыльца, чтоб добраться до наших лошадей и уже ехать домой, мы должны были брести по грязи, которая была по колено, а ночь претемная, нигде ни огонька, так что довольно мы поизмучились, пока могли сесть на коней; а все это одно чванство со стороны Москвитян: они не хотят, чтоб кто-нибудь смел у дворца ехать верхом или слезать с лошади.

0 0Р± (700x558, 263Kb)

Братина. 1654-1676. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Серебро, золото. Чеканка, золочение, резьба, чернь, эмаль. Высота: 8,8 см; диаметр отверстия: 11,3 см. Принадлежала царю Алексею Михайловичу. Музеи Московского Кремля.
0 0С‡ (689x427, 174Kb)

Чарка. XVII в. Москва. Серебро, агат, драгоценные камни. Чеканка, скань, эмаль, золочение. Высота: 2,6 см; диаметр: 4,2 см; ширина: 5,8 см. Музеи Московского Кремля.

Послы были отведены стражею в свои покои, под арест, а я отправился к себе. Я не хотел нарочно умолчать о том, что с нами происходило, чтоб можно было судить, по этому, об их варварском обхождении с иностранцами.»

Кубок из кокоса со съемной крышкой. Мастер: Кноблах Никель. XVI в. Силезия, Бригг. Мастер: Кноблах Никель. Серебро, кокос. Чеканка, пунцирование, золочение, резьба, литье, гравировка. Общая высота: 45,5 см; высота: 32,3 см (кубок); диаметр: 11,5 см (верхний край чаши); высота: 14,0 см (крышка); диаметр: 12,5 см (крышка). Музеи Московского Кремля.

[Перевод: Василий Игнатьевич Любич-Романович. Цитата по: «Восточная литература»: Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году // Сын отечества, № 6. 1842.]

0 0РјРѕ (700x390, 371Kb)

"Кремль. Замок в Москве". Из книги: Адам Олеарий. Описание путешествия через в Персию и обратно

Кто такой Рафаэль Барберини?

Рафаэль Барберини /Raffaello Barberini (1532/39, Флоренция - 1582, Флоренция) — дядя папы римского Урбана VIII (1568-1644), занимавшего престол с 1623 по 1644 год.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона о Рафаэле Барберини: «происходил из знатной римской фамилии, посетил Московию в 1564 году в качестве частного человека с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы к Ивану Васильевичу. Прибыл он в Москву из Антверпена через Амстердам, Вестфалию, Любек, Мекленбург, Померанию, Данциг, Кенигсберг, Ригу, Ревель, Нарву, Новгород, Торжок и Тверь. По желанию графа Нубарола и настоятельной просьбе кардинала Амелио он описал все, что видел и слышал в России. Его рукопись до сих пор хранится в Риме в Барберинской библиотеке, под следующим заглавием: «Relazione di Moscovia Scritta da Raffaello Barberino al conte di Nubarola, Anversa li 16 ottobre, 1565 г.». Точный список ее находится в числе рукописей музея гр. Румянцева. Путешествие Барберини изложено в виде письма к отцу и в подлиннике начинается словами: «Onorando Padre!». Издавалось оно и в XVI и в XVII ст. несколько раз на разных языках. На русском язяке оно появилось впервые в 1842 г. в переводе г. Любича-Романовича (см. «Сын Отеч.», 1842 г., №№ 6 и 7). Так как Барберини более всего интересовался состоянием нашей торговли, то у него особенно ценны известия о ней, о ценах, стоявших тогда на предметы вывоза и ввоза, количестве вывозимых предметов и т. д.» [Барберини (Рафаэль) //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. III (1891): Банки — Бергер, с. 47]

0 0 ван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею, А.Д. Литовченко, 1875 (700x445, 548Kb)

"Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею", А.Д. Литовченко, 1875

Рафаэль Барберини, человек Возрождения, образованный, способный к математическим наукам, предприимчивый и энергией. Рафаэль много путешествовал ради торговых интересов крупной фирмы Барберини в Анконе. Он ездил на Восток, посетил Грецию и в 1564 г. был в Нидерландах. Соблазненный примером англичан, выхлопотавших у Ивана Грозного привилегию на право торговли в Московии, Рафаэль Барберини также решился отправиться в Москву для той же цели. В семье Барберини сохранилось воспоминание о благосклонном приеме, оказанном ему Иваном Грозным, но благоприятных коммерческих последствий поездка его все же, кажется, не имела. Весть о благополучном возвращении Барберини из Москвы в Италию достигла, между прочим, библиотекаря папы Пия IV Медичи — кардинала Амуле; последний через посредство графа Нугаролы попросил у него описание его путешествия по Московии. [На основании текста Алексеева М. П. про Рафаэля Барберини из публикации 1932 года; издание: Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей, XIII-XVII вв. Новосибирск. Сибирское отделение Российской академии наук. 2006 // Сайт «Восточная литература»]



Лекция «Царский стол. Парадные обеды и повседневный стол русских царей в XVI - XVII в.» Музеи Московского Кремля, 08.10.2019. Лектор: Уварова Юлия Николаевна.

Традиции парадного царского застолья. Торжественные обеды при дворе русских царей. В каких одеждах государи сидели на пирах, что подавали к столу в праздничные и постные дни, какие хмельные напитки любили пить в старину на Руси. Обязанности «столовых» чинов – стольников и чашников, которые «вина наряжали» и «в столы сказывали». Разнообразие серебряной и золотой старинной утвари, создававшейся в мастерских Московского Кремля.

00 СЃРґ (200x159, 15Kb)

Источник...

 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку