Воскресенье, 06 Декабря 2015 г. 10:52
+ в цитатник
«Проселок»
1873.
Холст, масло 57 х 70
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Работа не предназначалась для широкой публики. Автор не рискнул выставить ее для всеобщего обозрения, считая ее сюжет слишком простым и обыденным. Долгое время картина находилась в коллекции друга художника. Когда же она появилась на выставке, то произвела самое благоприятное впечатление на публику и критику.
Что может быть ужаснее российской дороги 19 века? Пожалуй ничего. О дорожных неурядицах писали, пожалуй, все классики русской литературы. Вот и здесь автор показывает небольшой участок проселочной дороги после сильного дождя... Но грязь и распутица обретают необыкновенную притягательность, нарядность и природную красоту.
Автор, в первую очередь, любуется ожившей под дождем природой, отражением неба в лужах, стремлением деревьев дотронуться до неба.
Даже грозные облака, оставшиеся после дождя, не пугают, и практически не влияют на бодрую и необыкновенно свежую атмосферу картины.
Насыщенные, густые тона, которые использует мастер, создают выразительный колорит работы. Необыкновенно мастерская работа со светом наполняет картину иллюзорностью и уравновешивает "тяжесть" основных тонов. Спектральная чистота красок еще больше усиливает эффект свежести, наступившей после проливного дождя.
Перспектива работы не уводит внимание зрителя за горизонт. Она заставляет его обратить внимание на естественную красоту природы, вне зависимости от погоды. Мастер доказывает, что красота русской природы не может быть зависимой от капризов стихии. Все дело в умении человека видеть прекрасное во всем.