-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2012
Записей: 12611
Комментариев: 25312
Написано: 49412


Немецкий живописец Франц Ксавьер Винтерхальтер (1805-1873), часть1

Среда, 25 Ноября 2015 г. 15:23 + в цитатник


Франц Ксавьер Винтерхальтер навсегда останется великим мастером парадного портрета. Пусть некоторые критики XIX века и пытались отрицать талант этого великого живописца, увы, это удел всех известных людей. Спустя век, мастерство Винтерхальтера уже ни у кого не вызывает сомнений, а его умение передать не только портретные сходства, но и расставить акценты именно на достоинствах внешности и запечатлеть на полотне удивительную красоту может только восхищать! В современной мировой живописи Винтерхальтер является одним из известнейших портретистов XIX века.

Франц Ксавьер Винтерхальтер: Размышление
Франц Ксавьер Винтерхальтер: Размышление



Не могли оставаться равнодушными перед славой популярного портретиста и дамы русского высшего общества. Что неудивительно, ведь каждая титулованная барышня мечтала запечатлеть свою красоту навечно, а тем более руками Винтерхальтера. Только он мог передать ту искорку в глазах, которая делала неповторимой каждую его натурщицу, а как при помощи красок он изображал красоту и богатство тканей! Атласные, бархатные платья струятся и переливаются на портретах этого великого художника так, что на минутку можно и забыть о том, что это лишь работа кистей и красок!

Княгиня Татьяна Александровна Юсупова (копия)  Эрмитаж, Санкт-Петербург.148x104
Княгиня Татьяна Александровна Юсупова (копия), 148x104
Эрмитаж,
Санкт-Петербург.

1856 год Винтерхальтер пишет портрет императрицы Александры Федоровны,
супруги российского императора Николая I, мать Александра II.

Императрица Александра Федоровна  Эрмитаж, Санкт-Петербург.1856. 109x80
Императрица Александра Федоровна, 1856. 109x80
Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Но настоящую известность в России Винтерхальтеру приносит полотно 1857 года, на котором изображена Мария Романова, принцесса Гессенского дома, российская императрица, супруга императора Александра II и мать императора Александра III.

Франц Ксавьер Винтерхальтер: Императрица Мария Александровна  Эрмитаж, Санкт-Петербург.1857. 120x95
Франц Ксавьер Винтерхальтер: Императрица Мария Александровна, 1857, 120x95
Эрмитаж,
Санкт-Петербург.


Франц Винтерхальтер, немец по происхождению, в 1834 обосновался в Париже и вскоре стал блестящим салонным мастером. Придворный портретист короля Луи Филиппа, а затем императора Наполеона III, он исполнял многочисленные заказы русского императора и петербургской знати.
Среди эрмитажных работ Винтерхальтера выделяется «Портрет императрицы Марии Александровны», жены Александра II. Она в белом воздушном платье с лентами изображена на серо-коричневом фоне. Художник внимательно относился к передаче материи платья и досконально выписывал все аксессуары и украшения, поэтому нить тяжелых жемчужин, которая переплетает темные волосы, и жемчужная брошь на груди кажутся осязаемыми. Бледные болезненные черты тонкого лица и глубокий, печальный взгляд необычайно выразительных голубых глаз намекают на неизлечимую болезнь императрицы. В 1880 Мария Александровна умерла от туберкулеза.
Портрет имел большой успех, и впоследствии многие живописцы делали с него копии.

В Париж к модному портретисту Винтерхальтеру съезжаются многие русские обладательницы графских и княжеских титулов. Винтерхальтер написал портреты Варвары Трубецкой, Софьи Нарышкиной, Софьи Бобринской, Елизаветы Трубецкой, Марии Бек и множества других.

Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая  Частная коллекция1859
Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая , 1859
Частная коллекция

Великая княгиня Елена Павловна  Эрмитаж, Санкт-Петербург.1862. 123x89
Великая княгиня Елена Павловна, 1862. 123x89
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Великая княгиня Мария Николаевна Эрмитаж, Санкт-Петербург.1857. 129x97
Великая княгиня Мария Николаевна, 1857. 129x97
Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина Эрмитаж, Санкт-Петербург.после 1857. 147x112
Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина, после 1857. 147x112
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Графиня Елизавета Александровна Барятинская  Частная коллекция1858. 100x82
Графиня Елизавета Александровна Барятинская, 1858, 100x82
Частная коллекция


София Петровна Нарышкина  Эрмитаж, Санкт-Петербург.1858. 150x114
София Петровна Нарышкина, 1858, 150x114
Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Но не стоит думать, что виртуозу парадного портрета симпатизировали лишь дамы русского светского общества! Графы Павел Шувалов и Алексей Бобринский также заказывали свои портреты у этого живописца.

Граф Алексей Алексеевич Бобринский  Эрмитаж, Санкт-Петербург.1844. 123x93
Граф Алексей Алексеевич Бобринский, 1844, 123x93
Эрмитаж, Санкт-Петербург.


О.Э. Шувалова  Эрмитаж, Санкт-Петербург.1858. 130x97
О.Э. Шувалова, 1858. 130x97
Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Но самым популярным полотном Винтельхальтера, на котором изображена русская особа, является портрет Варвары Римской-Корсаковой – объект любви великого мастера.

Франц Ксавьер Винтерхальтер: Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879)
Франц Ксавьер Винтерхальтер: Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879)

Природный талант в сочетании с чувством любви, позволили Винтерхальтеру создать настоящий шедевр мирового искусства, который сейчас можно наблюдать в Париже, в музее Орсе.

Всех работ, на которых Винтерхальтером запечатлены русские великосветские особы, увы, не счесть, так как большое количество из них утеряно, среди таких и портрет, на котором изображен император Александр II. Сам же художник в Россию никогда не приезжал, но многие из портретов русских особ, написанных им можно найти в музеях таких городов, как Санкт-Петербург, Пенза и Саратов.

Спасибо за внимание!
Продолжение следует))).
http://gallerix.ru/storeroom/1941543836/
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 9 пользователям