Франц Ксавьер Винтерхальтер навсегда останется великим мастером парадного портрета. Пусть некоторые критики XIX века и пытались отрицать талант этого великого живописца, увы, это удел всех известных людей. Спустя век, мастерство Винтерхальтера уже ни у кого не вызывает сомнений, а его умение передать не только портретные сходства, но и расставить акценты именно на достоинствах внешности и запечатлеть на полотне удивительную красоту может только восхищать! В современной мировой живописи Винтерхальтер является одним из известнейших портретистов XIX века.
Франц Ксавьер Винтерхальтер: Размышление
Не могли оставаться равнодушными перед славой популярного портретиста и дамы русского высшего общества. Что неудивительно, ведь каждая титулованная барышня мечтала запечатлеть свою красоту навечно, а тем более руками Винтерхальтера. Только он мог передать ту искорку в глазах, которая делала неповторимой каждую его натурщицу, а как при помощи красок он изображал красоту и богатство тканей! Атласные, бархатные платья струятся и переливаются на портретах этого великого художника так, что на минутку можно и забыть о том, что это лишь работа кистей и красок!
Княгиня Татьяна Александровна Юсупова (копия), 148x104
Эрмитаж,
Санкт-Петербург.
1856 год Винтерхальтер пишет портрет императрицы Александры Федоровны,
супруги российского императора Николая I, мать Александра II.
Императрица Александра Федоровна, 1856. 109x80
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Но настоящую известность в России Винтерхальтеру приносит полотно 1857 года, на котором изображена Мария Романова, принцесса Гессенского дома, российская императрица, супруга императора Александра II и мать императора Александра III.
Франц Ксавьер Винтерхальтер: Императрица Мария Александровна, 1857, 120x95
Эрмитаж,
Санкт-Петербург.
Франц Винтерхальтер, немец по происхождению, в 1834 обосновался в Париже и вскоре стал блестящим салонным мастером. Придворный портретист короля Луи Филиппа, а затем императора Наполеона III, он исполнял многочисленные заказы русского императора и петербургской знати.
Среди эрмитажных работ Винтерхальтера выделяется «Портрет императрицы Марии Александровны», жены Александра II. Она в белом воздушном платье с лентами изображена на серо-коричневом фоне. Художник внимательно относился к передаче материи платья и досконально выписывал все аксессуары и украшения, поэтому нить тяжелых жемчужин, которая переплетает темные волосы, и жемчужная брошь на груди кажутся осязаемыми. Бледные болезненные черты тонкого лица и глубокий, печальный взгляд необычайно выразительных голубых глаз намекают на неизлечимую болезнь императрицы. В 1880 Мария Александровна умерла от туберкулеза.
Портрет имел большой успех, и впоследствии многие живописцы делали с него копии.
В Париж к модному портретисту Винтерхальтеру съезжаются многие русские обладательницы графских и княжеских титулов. Винтерхальтер написал портреты Варвары Трубецкой, Софьи Нарышкиной, Софьи Бобринской, Елизаветы Трубецкой, Марии Бек и множества других.
София Петровна Нарышкина, 1858, 150x114
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Но не стоит думать, что виртуозу парадного портрета симпатизировали лишь дамы русского светского общества! Графы Павел Шувалов и Алексей Бобринский также заказывали свои портреты у этого живописца.
Граф Алексей Алексеевич Бобринский, 1844, 123x93
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Но самым популярным полотном Винтельхальтера, на котором изображена русская особа, является портрет Варвары Римской-Корсаковой – объект любви великого мастера.
Природный талант в сочетании с чувством любви, позволили Винтерхальтеру создать настоящий шедевр мирового искусства, который сейчас можно наблюдать в Париже, в музее Орсе.
Всех работ, на которых Винтерхальтером запечатлены русские великосветские особы, увы, не счесть, так как большое количество из них утеряно, среди таких и портрет, на котором изображен император Александр II. Сам же художник в Россию никогда не приезжал, но многие из портретов русских особ, написанных им можно найти в музеях таких городов, как Санкт-Петербург, Пенза и Саратов.