-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2012
Записей: 12611
Комментариев: 25313
Написано: 49413


Серов Валентин Александрович. «Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской» 1911

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 07:36 + в цитатник


Портрет княгини О.К.Орловой. 1911.jpg
«Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской»
1911г.
Холст, масло 237 x 160
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Мастер всегда признавал, что его интересует не внешность позирующего человека, а его характеристика, которую можно выразить на холсте. Выявленные художников в своих героях черты часто бывали столь неожиданным для их обладателей, что его много раз упрекали в шаржировании. Сам мастер так комментировал это: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, я-то чем виноват? Я только высмотрел, подметил».

Примером такого тонко продуманного и исполненного шаржа может служить «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Игорь Грабарь так писал об Ольге Орловой: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а... первейшая дама при дворе». Согласно сохранившимся отзывам современников, княгиня не отличалась высоким интеллектом, практически не интересовалась искусством, зато была самой элегантной модницей Петербурга, она тратила целые состояния на самые шикарные парижские туалеты. Многочисленные Орловой сочли Серова, бывшего как раз на пике популярности, достойным чести на века сохранить облик этой светской львицы начала XX века. Что художник и сделал, правда, в своей манере.



Начал живописец с того, что довел позу княгини до абсурда, усадив на низкий пуфик высокую и стройную Орлову, так, что её острые колени торчали вверх и вперед. Роскошное манто слегка сползло, обнажив белое изящное плечо. Княгиня будто играет ниткой жемчуга, и в этом двусмысленном жесте показывает рукой на себя, как бы подчеркивая значительность и важность собственной персоны. Композиционным центром картины стала огромная черная шляпа героини, которой явно слишком много. Она будто прихлопывает модель, ещё ниже опуская её композиционно.

Предлогом для такого положения была ситуация, будто бы княгиня на минутку присела в ожидании своего экипажа, уже полностью собравшись к выходу. Лицо Орловой выражает привычную нервную досаду, вызванную необходимостью ждать. Ее высокие брови недоуменно подняты, а подбородок высокомерно вскинут. Орлова держит вычурную осанку, даже находясь в одиночестве ожидания, её вызывающая надменность почти вульгарна, зато манерность и неестественность изысканной светской львицы намеренно подчеркнута портретистом.

За спиной княгини стоит большая ваза, почти копирующая силуэт модели. Изображая на стене отбрасываемую вазой тень, Серов умышленно её искажает, вопреки фотографической точности своего глаза. Очертания тени больше напоминают героиню полотна в её огромной шляпе. Так, художник тонко намекнул, что княгиня так же пуста, как и ваза у нее за спиной. Не удивительно, что и сама княгиня, и её поклонники были разочарованы портретом, хотя живописец весьма тщательно изобразил и складки ткани дорогого платья, и отлив роскошного меха и шикарную обстановку вокруг героини.

Серов был обвинен в субъективности к Орловой и том, что он не использовал самые выгодные качества героини – её изящность и высокий рост. Тем не менее, эта картина лишний раз доказала чуткость и проницательность художника. Заказчица без сожаления подарила портрет Музею Александра III (Государственному Русскому музею Санкт-Петербурга), высказав единственное условие, что он не должен экспонироваться в том же зале, что и портрет обнаженной Иды Рубинштейн.

Друг художника Владимир Дмитриевич фон Дервиз в своих воспоминаниях так писал о нем: «Валентин Александрович отличался совершенно исключительной прямотой и простотой, несмотря на свой, по виду довольно мягкий характер, он умел отстаивать свои взгляды и никогда не поступался своими убеждениями».

Журавлева Татьяна

link

Портрет кн. О.К.Орловой. 1911 (512x700, 63Kb)
Портрет кн. О.К.Орловой. 1911
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

Bo4kaMeda   обратиться по имени Воскресенье, 10 Марта 2019 г. 10:37 (ссылка)

Княгиня Ольга Константиновна Орлова на Костюмированном балу 1903
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Воскресенье, 10 Марта 2019 г. 11:46 (ссылка)
В. А. Серов писал этот портрет по заказу самой княгини. Некоторые подробности в связи с этим содержатся в мемуарах князя Ф. Ф. Юсупова (убийцы Царского Друга), общавшегося с художником, писавшим и его портрет:

«…Серов не торговал талантом и заказ принимал, только если ему нравилась модель. Он, например, не захотел писать портрет великосветской петербургской красавицы, потому что лицо ее счел неинтересным. Красавица все ж уговорила художника. Но, когда Серов приступил к работе, нахлобучил ей на голову широкополую шляпу до подбородка. Красавица возмутилась было, но Серов отвечал с дерзостью, что весь СМЫСЛ картины – в ШЛЯПЕ».

Грабарь считал, что картина эта является по существу «злой сатирой на вырождающуюся аристократию».
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Воскресенье, 10 Марта 2019 г. 11:47 (ссылка)

Леон Бакст. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. 1909 г. Русский музей. Санкт-Петербург.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку