Биография Амедео похожа на роман о любви. Любви к женщинам, но — что важнее — любви к творчеству. Несмотря ни на что — нищету, туберкулез, отсутствие признания и вообще какого-либо внимания со стороны критиков и покупателей… Несмотря на всё это, он продолжал писать картины. Он продолжал работать в своем уникальном стиле, который не вписывался в рамки ни одного художественного течения.
Portrait of a Polish Woman - PC - Painting - oil on canvas
Portrait of Jeanne Hebutern - 1918 - Yale University Art Gallery - New Haven, CT - Painting - oil on canvas
Readhead Wearing a Pendant - 1918 - PC - Painting - oil on canvas
Русский девятнадцатый век приучил нас к тому, что психологическая глубина образа неотделима от окружающего и проникающего его живого быта. У Модильяни все иначе: он психолог, но совсем не бытописатель. И не просто психология, а психологический сгусток образа определяет, по-моему, его зрелое творчество. Характер и судьба как будто диктуют ему живопись. Это видно во всем, и каждый раз по-новому в одних и тех же или разных приемах: в композиции и в выборе фона, в различной насыщенности цвета, в различиях мазка и в постоянстве тех немногих деталей обстановки, которыми он окружает свою модель. Видно это иногда и в использовании приемов иных направлений, ему чуждых по существу, - импрессионизма, кубизма, фовизма.
Психологической определенности нисколько не противоречит безымянность многих его портретов: "Девушка", "Молодая женщина", "Рыжая с голубыми глазами", "Сидящий мальчик". Можно сказать больше: у этого художника портретна даже обнаженная натура. Его ню - это тоже почти всегда и характер, и судьба, и неповторимость душевного склада, только все это еще глубже запрятано, чем у его моделей, одетых в платье. Между знаменитой миланской ню, лежащей на красном диване, из собрания Джанни Маттиоли, и не менее известной сидящей ню с закрытыми глазами в лондонском Институте Курто - психологически - целая пропасть.
1917 Nu couché sur le côté gauché. Huile sur Toile. 89x146 cm. ParisCollection Particulière
Есть среди его ню и вполне "декадентские", болезненно изломанные, с неприятным изыском, даже отталкивающие, но вряд ли можно встретить среди них хоть одну бездушную штудию. В лучших же произведениях этого жанра обнаженное тело стало на полотнах Модильяни возвышенной поэзией. Секрет этой поэзии не только в им найденном небывалом синтезе светящихся теплых, "телесных" красок (тончайшее сочетание охры с оранжевыми, золотисто-розовыми, нежно-зелеными тонами), но и в той трепетной одухотворенности, которую никогда не объяснишь одним мастерством. Это какое-то своего рода чудо, которое, к сожалению, даже хорошая репродукция передать не может: вместо бесчисленных изменчивых, вибрирующих оттенков основного цвета мы видим этот цвет сплошным, да еще иногда и произвольным. Тут читателю, не видевшему подлинников, придется поверить мне на слово.
1917 Nu couché, les bras ouverts. Huile sur Toile. 60x92 cm. Milan, collection. Gianni Mattioli
1917 Nu couché, les mains derrière la tête. 60x92 cm. New York, Collection Particulière
Reclining Nude - 1917 - Museum of Modern Art - New York - Painting - oil on canvas
Reclining Nude (also known as La Reveuse) - 1917 - PC - Painting - oil on canvas
Reclining Nude from the Back - 1917 - The Barnes Foundation - Painting - oil on canvas
Reclining Nude with Loose Hair - 1917 - Osaka City Museum of Modern Art - Painting - oil on canvas
Reclining Nude, Arms Folded under Her Head - 1916 - E. G. Buhrle Collection - Painting - oil on canvas
Reclining Nude, Head Resting on Right Arm (also known as Nude on a Couch) - 1915 - PC - Painting - oil on canvas
Reclining Nude, Head Resting on Right Arm (also known as Nude on a Couch) - 1915 - PC - Painting - oil on canvas
Reclining Nude
1917 Le Grand Nu 73x116 cm nymoma.jpg" alt="1917 Le Grand Nu 73x116 cm nymoma.
1916 Nu sur un divan (Alamisa) Huile sur Toile 81x116 cm Cleveland Collection Wurzburger
Recumbent Nude - 1917 - PC - Painting - oil on canvas
Red Haired Girl - 1918 - PC - Painting - oil on canvas
Young Redhead in an Evening Dress - 1918 - The Barnes Foundation - Painting - oil on canvas
Young Woman in a Yellow Dress (also known as Madame Modot) - 1918 - PC - Painting - oil on canvas
Renee the Blonde - 1916 PC - Painting - oil on canvas
Seated Nude - 1917 PC - Painting oil on canvas
Seated Nude - 1917 PC - Painting - oil on canvas
Seated Nude - 1917 - PC - Painting - oil on canvas
Прекрасная римлянка (другое название «Обнаженная, сидя на софе»)
Самая дорогая картина Модильяни по состоянию на начало 2014 года — «Прекрасная римлянка». Она ушла с молотка 2 ноября 2010 года в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s. Имя покупателя, заплатившего 68,96 млн $, остается неизвестным.
Seated Young Woman - 1918 - Musee National Picasso Paris - Painting - oil on canvas
The Beautiful Confectioner - 1916 - Private collection - Painting - oil on canvas
Study of a Head - 1913 - PC - Painting - oil on pane
The Beautiful Grocer - 1918 - Private collection - Painting - oil on canvas
The Black Dress - 1918 - Private collection - Painting - oil on canvas
The Dairymaid (also known as Red Haired Young Woman in Shift) - 1918 - Private collection - Painting - oil on canvas
Woman with a Black Tie - 1917 - Fujikawa Galleries - Painting - oil on canvas
Дама с черным галстуком. 1917 г. Холст, масло. 65х50. Частная коллекция
У меня па стене висит репродукция одного из самых знаменитых его портретов - так называемая "Дама с черным галстуком". Это отнюдь не уникальная, а просто хорошая французская репродукция почти в размерах подлинника и, говорят, близкая к нему по цвету. Всего только окантованный лист бумаги. Но с ним происходят удивительные вещи. Этот нежный и задумчивый женский облик, чуть повернутый в профиль и сдвинутый в левую часть холодного, неспокойного фона, каждый раз по-новому светится, по-другому живет в зависимости от изменений погоды, от времени дня, от зажженной пли потушенной лампы. То бледнеет, то вдруг разгорается, то кажется лихорадочно-густым румянец на щеках. Чуть склоненная набок резко очерченная голова то сливается с бегущими размытыми линиями покатых, трогательно узких плеч, то застывает в какой-то тяжелой и странной отдельности. Теплятся, гаснут и вдруг снова начинают переливаться жемчужными отсветами полутона белой блузы. Солнечный луч может сделать совсем прозрачными остроугольные концы воротника, и тогда становится особенно резким их контраст с черным небрежным узлом галстука. Кажется, что грудь дышит под легкой сквозной материей. Уходит луч, и блуза становится плотной, карминные губы как будто слегка сжимаются, мертвеет прическа. Только одно остается неизменным: усталый, укоряющий взгляд этих странных глаз с чуть подведенными ресницами, с зеленоватыми тенями в углах и почти неразличимыми, тающими зрачками.
Women with Red Hair - 1917 - National Gallery of Art - Washington DC - Painting - oil on canvas
Yellow Sweater (also known as Portrait of Jeanne Hebuterne) - 1919 - Solomon R. Guggenheim Museum - New York, NY - Painting - oil on canvas
Модильяни и Маревна (Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская)
Этот необычный псевдоним для Марии придумал Максим Горький, с которым она встретилась в 1911 году в Италии. В 1912 году Мария Воробьева-Стебельская приехала в Париж, поселилась на Монпарнасе. Днем девушка посещала занятия в Русской академии Марии Васильевой, а по вечерам часто заходила в общежитие для художников «Улей», чтобы пообщаться со друзьями-художниками. Среди них был Марк Шагал, Диего Ривера, Хаим Сутин, а также Амедео Модильяни. Позже она написала книгу воспоминаний «Моя жизнь с художниками “Улья”».
Мария Воробьева-Стебельская, «Друзьям с Монпарнаса посвящается». В накидке — Амедео Модильяни в окружении друзей: (верхний ряд слева) Диего Ривера, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, владелец галереи Леопольд Зборовский, (нижний ряд) дочь Маревны и Диего Риверы Марика, сама Маревна и Моисей Кислинг.
История его жизни вдохновляет сегодня творческих людей по всему миру. Среди них есть поэты, посвящающие свои произведения Амедео Модильяни.
Особняком стоят стихотворения Анны Ахматовой, лично знавшей художника. Поэтесса утверждала, что не писала стихов Модильяни. Однако некоторые специалисты по ее творчеству считают, что строки, написанные весной 1911 года в Париже, по крайней мере, навеяны пребыванием во французской столице и общением с художником.
Мне с тобою пьяным весело —
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развесила
Флаги желтые на вязах.
Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся,
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?
Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного...
Не покину я товарища
И беспутного и нежного.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»
Эта песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Анна Ахматова, весна 1911 года, Париж
Амедео нарисовал Ахматову на 16 эскизах, в основном в жанре ню, 15 из которых, по словам Анны, сгорели в царскосельском доме в первые годы революции. И только 1 эскиз, ее любимый, всегда был с ней. Стать оконченными живописными или графическими произведениями этим эскизам, к сожалению, было не суждено.
1911 год. Этот рисунок Ахматова хранила всю жизнь
Но в 1993 году на выставке, организованной Полем Александром, близким другом Модильяни, миру предстанут еще 7 эскизов в том же стиле. После открытия этой выставки у многих не осталось сомнений, что у Ахматовой и Модильяни был роман.
В синеватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне — своей Египтянке...
Что играет старик на шарманке?
А под ней весь парижский гул.
Словно гул подземного моря, —
Этот тоже довольно горя
И стыда и лиха хлебнул.
Анна Ахматова, из черновика «Поэмы без героя»