"Более остального я должен писать родные места. Живопись - не что иное, как выражение чувств..."
Джон Констэбл
Автопортрет, 1806 г., Галерея Тейт
В одном из писем к Лесли Констэбл отмечал: Предметы моего скромного, отвлечённого искусства могут быть обнаружены под каждой изгородью, на любой дороге, поэтому никто не считает его стоящим внимания». (Оригинальный текст (англ.) - "My limited and abstracted art is to be found under every hedge, and in every lane, and therefore nobody thinks it worth picking up"). На самом деле, Констэбль даже не мог себе представить, насколько значимым окажется влияние его правдивых методов на искусство. Творчеством Констэбля вдохновлялись не только его современники, такие как Жерико, Делакруа, но и представители более поздних течений – Барбизонской школы, французского импрессионизма, представители которых создавали свои произведения уже в конце 19 века.
Джон Констебл
Джон Констебл родился 11 июня 1776 года. Его отец, Голдинг Констебл, получил в наследство от богатого дяди, который умер бездетным, изрядное имущество. В окрестностях Ист-Бергхольта Голдинг построил дом, где и поселился в 1774 году, женившись незадолго до этого на мисс Энн Уотс. От этого брака родились три дочери и трое сыновей. Джон был вторым сыном. Его крестили в тот же день, так как никто не надеялся, что он выживет. Однако мальчик рос сильным, здоровым ребенком.
В семь лет Джона отдали в пансион в пятнадцати милях от Бергхольта. Затем его перевели в Лэвенхэмскую школу, а затем он стал учиться в классической школе преподобного доктора Гримвуда в Дэдхеме.
К тому времени ему пошел семнадцатый год, и он стал серьезно увлекаться живописью. На уроках французского учителю частенько приходилось прерывать долгое молчание ученика словами «Продолжай - я не сплю. А! Понятно - ты опять мечтами в своей мастерской!»
То была мастерская любителя живописи Джона Дансорна - стекольщика и слесаря. Джон долгие часы работал рядом с ним. Констебл-старший хотел видеть сына духовным лицом. Но Джон не проявлял никакой склонности к богословию, и тогда отец решил сделать его мельником. Около года Констеблю пришлось работать на отцовских мельницах.
A Water-Mill
Мельница Флэтфорда. Вид со шлюза на Стуре,
1811
The Mill Stream
Мельничный ручей,
1814-1815
Галерея: Ipswich Borough Council Museums and Galleries, Suffolk, UK
Мать сумела устроить встречу сына с Джорджем Бомонтом, любителем искусства. Сэр Джордж посмотрел и похвалил копии, сделанные Констеблем карандашом и тушью с картонов Рафаэля. Тогда же юноша впервые увидел у Бомонта картину Клода «Агарь». Констебл говорил, что этот день знаменовал собой начало новой эпохи в его жизни.
В 1795 году отец разрешил Констеблю поехать в Лондон. Он хотел знать, есть ли у сына шансы добиться успеха в живописи. По этому случаю его снабдили рекомендательным письмом к Фэрингтону. Тот предсказал Констеблю блестящее будущее и при первом же знакомстве заявил, что пейзаж Констебля со временем «оставит заметный след в живописи».
Вскоре после приезда в Лондон Констебл познакомился с Джоном Томасом Смитом, неплохим рисовальщиком и гравером. Он дал начинающему художнику немало дельных советов. Вот один их них «Не старайся, когда пишешь пейзаж с натуры, вводить туда придуманные фигуры; ты и часа не проведешь в самом уединенном уголке, чтобы не увидеть какую-нибудь живую тварь, которая куда лучше согласуется и с пейзажем и с освещением, чем любая твоя выдумка».
Теперь Констебл делил свое время между Лондоном и Бергхольтом. Некоторое время Джон работает в конторе отца, но с 1799 года он снова вернулся к живописи и никогда больше ей не изменял. В том же году он становится учеником школы Королевской Академии. Джон восхищается Лорреном, Уилсоном и Гейнсборо, но при всем том, окончив школу, Констебль не захотел «брать правду из вторых рук» и обратился к непосредственному наблюдению природы.
DEDHAM VALE,
1802
Долина в Дедхеме
В 1802 году он впервые выставился на выставке в Лондонской академии. В 1805 году он представил «Пейзаж при лунном свете», а в 1806 году рисунок «Виктория» - корабль его величества в битве при Трафальгаре с двумя французскими линейными кораблями». Этот сюжет был навеян рассказом одного из земляков Констебля, служившего на корабле адмирала Нельсона. В том же году Констебль совершил двухмесячную поездку по живописным местам Уэстморлэнда и Камберлэнда. В 1807 году он выставил несколько работ, навеянных этим путешествием, - «Вид в Уэстморлэнде», «Озеро Кесвик» и «БоуФелл, Камберлэнд».
Трафальгарская битва,
1806
Победа
Почти до самой кончины (1837) Констебл регулярно выставлял свои пейзажи в Лондонской академии, но его картины ценились невысоко - отчасти из-за того предубеждения, с которым тогда относились к пейзажу. Когда в 1829 году Констебл был избран в члены академии, президент академии Лоуренс дал ему понять, что это была сделано из милости. Единственным подлинным успехом в его жизни была выставка в парижском Салоне 1824 года.
View towards Dedham
Вид на Дедхэм,
1808
Галерея: Private Collection
Вершинами раннего периода творческой биографии Констебля стали акварельные виды Борроудейла (1806), «Вид в Эпсоме» (1808), «Мальверн Холл» (1809), «Портик Бергхольтской церкви» (1810), этюды на реке Стур (1810-1811).
MALVERN HALL, 1809, OIL ON CANVAS
A Church porch
1810
Портик Бергхольтской церкви
View toward the Rectory, East Bergholt
Дом священника в Ист-Бергхолт, 1810
Галерея: Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA
Музей искусств Филадельфии
The Stour
1810
Музей искусств Филадельфии
East Bergholt Rectory
Дом священника в Ист-Бергхолт, 1810
Галерея: Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA
Landscape with a Double Rainbow
1812
Пейзаж с двойной радугой
Landscape Boys Fishing
Пейзаж. Мальчики удят рыбу, 1813
Галерея: National Trust, Fairhaven Collection, Anglesea Abbey, UK
View Towards The Rectory From East Bergholt House
Вид на дом священника в Ист-Бергхолт, 1813
Private Collection
STOUR VALLEY AND DEDHAM VILLAGE, APPROX.
1814
Долина Стоур с церковью в Дедхеме
Поиски своего мира были долгими и мучительными. В 1811 году Констебл пишет «Долину Дедхам», в которой преобладает стремление к панорамному эффекту. Несколько рубенсовских тонов на первом плане, нежность зелено-серых и розово-голубых тонов недостаточны для того, чтобы скрыть декоративно-топографический характер целого.
Долина в Дедхэме.Утро,
1811
Галерея: Private Collection
A Hayfield at East Bergholt
Ржаное поле близ Ист-Бергхолт на закате,
1812
Галерея: Victoria and Albert Museum, London, UK
Landscape Evening
Пейзаж. Вечер,
1812
Галерея: Victoria and Albert Museum, London, UK
CU059-MiniMute-Constable
Долина Стура с церковью Дедхэма, 1814
Golding Constables Flower Garden
Цветник Голдинга Констебла, 1815
Галерея: Ipswich Borough Council Museums and Galleries, Suffolk, UK
Golding Constables Kitchen Garden
Огород Голдинга Констебла,
1815
Галерея: Ipswich Borough Council Museums and Galleries, Suffolk, UK
Weymouth bay Sun
Залив Веймут с горой Джордан, 1816
Галерея: National Gallery, London, UK
Coast scene with breaking cloud Sun
Прибрежная сцена
Landscape ploughing scene in Suffolk
Пейзаж. Пахота в Саффолке, 1814
Evening Landscape at East Bergholt
Вечерний пейзаж , Bergholt
Branch Hill Pond Hampstead
Пруд Бранч-Хилл в Хэмпстеде, 1819
Галерея: Victoria and Albert Museum, London, UK
Hampstead Heath
Жара в Хэмпстеде, 1820
Галерея: Fitzwilliam Museum, Cambridge
A View on the Stour near Dedham
Вид на Стур близ Дедхэма,
1822
Fokstone harbour Sun
Гавань в Фолкстоуне
Парк Уайвенхо,
1816
Галерея: National Gallery of Art, Washingon, DC, USA
Опасность, тем сильнее угрожавшая Констеблю, чем совершеннее становилась его техника, обнаруживается и в «Флатфордской мельнице», написанной в 1817 году. Искусство художника в этой картине достигло высокой степени изображенная сцена вполне убедительна своей перспективной глубиной, своими пропорциями и точностью отдельных деталей. Но стилю картины не хватает единства.
Мельница в Флэтфорде,
1817
Белая лошадь,
1819
Галерея: Courtesy The National Gallery, London
Stratford Mill
1820
The National Gallery, London
Джон Констебл - Мельница в Стратфорде
Salisbury Cathedral and Leadenhall from the River Avon
1820
The National Gallery, London
Джон Констебл - Собор в Солсбери и Лиденхолл со стороны реки Эйвон
Галерея: National Gallery of Art, Washingon, DC, USA
Вид на собор в Солсбери
1820
Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Вид на собор в Солсбери,
1820
Галерея: Musée du Louvre, Paris, France
Boat Building
Строительство лодки во Флэтворде,
1815
Галерея: Victoria and Albert Museum, London, UK
Weymouth Bay2
Залив Веймут,
1816
Галерея: Victoria and Albert Museum, London, U
A Cottage in a Cornfield
Дом в поле,
1817
Галерея: National Museum of Wales (Amgueddfa Cymru), Wales, UK
В разное время в художнике боролись две стороны его природы реалиста и романтика. До 1820 года в нем преобладает реалист, после 1825 года - романтик. И вот в двадцатые годы наступает долгожданный период гармонии, и тогда Констебль создает шедевры, хотя и в работах менее блестящих периодов проявляется его гений. В 1820 году художник пишет картину «Гарвич, море и маяк», где все элементы природы слились в одно целое, становятся факторами, определяющими стиль художника.
Побережье Веймута перед штормом
Лувр
Личная жизнь Констебля была полна трудностей и горя. Он влюбился в Марию Бикнелл, юную леди, дочь Чарлза Бикнелла, стряпчего адмиралтейства. Мария отвечала ему взаимностью, однако против их брака ополчились многочисленные друзья мисс Бикнелл, считавшие, что он ей неровня.
Джон и Мария поженились в октябре 1816 года против воли родителей. Свадьба состоялась в церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, богослужение совершал Джон Фишер. Медовый месяц они провели на южном побережье, а морские пейзажи Уэймута и Брайтона вдохновили Констэбля на развитие живописной техники и манеры: чистого яркого цвета и динамичного мазка. В этот же период в картинах Констэбля появляется эмоциональная составляющая — настроение.
"CONSTABLE - MARIA BICKNELL (MRS. JOHN CONSTABLE), 1816, OI(1)
Портрет Марии Бикнелл,
1816
Галерея Тейт, Лондон
Свою первую картину, «Белая лошадь» (англ. The White Horse), он продал лишь в 1819 году. Она ознаменовала серию работ, которые из-за размера Констэбль называл «шестифутовиками».
THE WHITE HORSE,
1819,
Белая лошадь
Галерея: Courtesy The National Gallery, London
HARWICH LIGHTHOUSE, APPROX. 1820
Низкий маяк Бикон-Хилл,
1820
Галерея: Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection, Wallington, Connecticut, USA
STRATFORD MILL, 1820
Мельница в Стрэтфорде,
1820
Галерея: National Gallery, London, UK
В том же году он был принят в Королевскую академию художеств. В 1821 году на выставке Академии он представил свою картину «Телега для сена». В то время в Лондоне гостил французский художник Теодор Жерико. Ему понравилась картина Констэбля и он пригласил художника в Париж. Один из дилеров, Джон Эрроусмит (англ. John Arrowsmith) купил четыре работы, в том числе и «Телегу для сена», которая была выставлена на Парижском салоне в 1824 году и получила золотую медаль.
The_Hay_Wain
Телега для сена,
1821
Галерея: National Gallery, London, UK
Spring Ploughing
Весенняя пахота,
1821
Галерея: Victoria and Albert Museum, London, UK
The Lock ,1824,oil on canvas
Плотина, 1824
Галерея: Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid, Spain
Полотно «Плотина» (1824) — одна из наиболее значительных картин художника, входящая в серию из шести масштабных пейзажей.
Если говорить объективно, манера Констебла имела массу недостатков. Художнику понадобятся годы, чтобы, в конце концов, освоить точный рисунок. Ему тяжело давалась перспектива, и акварели его долгое время оставляли желать лучшего… Тем не менее, художник хорошо знает слабые стороны своих работ и, надо отдать ему должное, много работает, оттачивая своё мастерство. Кроме этого, Констебла терзают сомнения: с одной стороны, он прекрасно понимает, что его репутация художника во многом зависит от отзывов критики, и старается понравиться ей, а с другой, он пишет пейзажи, которые не находят понимания практически ни у кого на родине. Первые похвальные отзывы придут из Франции. В 1824 году на парижском Салоне Констебла наградят Золотой медалью, и сам Эжен Делакруа признается своему английскому коллеге, что писал небо в картине «Сцена резни на Хиосе» именно под впечатлением от его работ.
Эжен Делакруа, «Резня в Хиосе»,
1824 г.
Морское побережье с парусниками в Брайтоне
1824
Галерея: Victoria and Albert Museum, London, UK
Shoreham Bay
Залив Шорхэм близ Брайтона,
1824
Галерея: Fitzwilliam Museum, University of Cambridge, UK
Вторая пара картин - этюд и законченная картина «Собор в Сальсбери, из сада епископа».
Constable John Salisbury Cathedral
Вид на собор в Солсбери из епископского сада,
1823
Музей Виктории и Альберта, Лондон
Еще одна знаменитая картина- «Скачущая лошадь» (1825).
Скачущая лошадь
1825
Галерея: Royal Academy of Arts, London, UK
Перед тем как полностью завершить работу, Констэбл создавал большое количество предварительных натурных набросков, для того чтобы добиться наиболее подходящего композиционного соотношения. Эти зарисовки, с их свободным и энергичным мазком, были революционными в то время и представляли интерес для художников, учёных и широкой публики. Интересен тот факт, что, например, в эскизах к картинам «Скачущая лошадь» и «Телега для сена» присутствует энергия и экспрессия, которых нет в завершённых вариантах. Вероятно, именно этюды маслом, более чем другое наследие творчества Констебла, в ретроспективе раскрывают в нём авангардного художника, который показал, что пейзажная живопись может развиваться в новом направлении.
Скачущая лошадь
Поле,
1826
Галерея: National Gallery, London, UK
Мельница в Гиллингеме, Дорсет,
1826
Констебл был целиком поглощен своей живописью, был малообщителен и потому имел мало друзей; его жизнь мелкого буржуа, ограниченного в своих возможностях, не позволяла ему, несмотря на врожденную воспитанность, сблизиться с блестящим лондонским обществом. Хотя художники и публика холодно встретили его произведения, Констебл, чувствуя свою правоту и свое право на место в искусстве, оставался спокоен.
Study for poppies Sun
Этюд для маков
Роща (Дом адмирала в Хэмпстеде)
1820-1823
Галерея: Alte Nationalgalerie, Berlin, Germany
Облако: Бурный закат (эскиз)
Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Landscape Sun
Заливные луга близ Солсбери, 1820
Галерея: Victoria and Albert Museum, London, UK
Морской берег и подвесной мост. Брайтон (Пирс в Брайтоне)
1827
Private Collection
Dedham Vale
Детхэмская долина
1828
Галерея: National Galleries of Scotland
Hadleigh Castle
Замок Хэдли, 1829
Cottage Rainbow Mill
Дом, радуга, мельница,
1830-1837
Галерея: Lady Lever Art Gallery, Port Sunlight, United Kingdom
Scene on a river2
Сцена на реке, 1830-1837
Долина Стоур с церковью в Дедхеме
Мельница и замок Арундел,
1837
Галерея: Toledo Museum of Art, Toledo, OH, USA
Последний период жизни и творчества Констебля, - примерно с 1829 года, - оказался снова двойственным и противоречивым. Это годы тяжелой душевной депрессии, в возникновении которой сыграли свою дурную роль и опасное ухудшение здоровья, и смерть жены, и страхи и опасения за судьбу детей. Кроме того, избрание в Королевскую Академию было крайне оскорбительно обставлено. Характер и качественный уровень этюдов этих лет и больших картин снова стал несхожим и неравным. Все выставочные картины этого времени «Солсберийский собор со стороны заливных лугов» (1831), «Открытие моста Ватерлоо» (1832), «Энглфилд Хауз»(1833), «Ферма в долине» (1835), «Кенотаф Рейнолдса» (1836) - несут на себе печать неуверенности и разлада и сильно уступают картинам предшествующих лет.
Вид на собор Солсбери с луга, 1831
Галерея: National Gallery, London, UK
Открытие моста Ватерлоо. Вид с лестницы Уайтхолла,
1832
Галерея: Private Collection
The Valley farm
Ферма в долине
1835
Cenotaph to the Memory of Sir Joshua Reynolds
Кенотаф Рейнолдса
1836
Работы, созданные Констэблем в технике акварели, также опережали своё время. Одной из величайших акварельных картин считается «Стоунхендж» (1835), с её почти мистической атмосферой в свете двойной радуги. Картина была выставлена в 1836 году с небольшим авторским комментарием к заголовку: «Таинственный памятник Стоунхендж, возвышающийся над голой, безграничной пустошью; памятник, которого мало коснулись события как прошлого, так и настоящего; памятник, который перенесёт вас через все исторические события в неизвестный, загадочный период». (Оригинальный текст (англ.) - "The mysterious monument of Stonehenge, standing remote on a bare and boundless heath, as much unconnected with the events of past ages as it is with the uses of the present, carries you back beyond all historical records into the obscurity of a totally unknown period").
Стоунхендж, 1835
Галерея: Victoria and Albert Museum, London, UK
Теорию своего искусства художник изложил в предисловии к «Английскому ландшафту» - сборнику гравюр с его картин, вышедшему в 1830 году, и в шести лекциях, прочитанных с 1833 по 1836 год.
Умер Констебль в Лондоне 31 марта 1837 года.
В настоящее время работы Констэбля высоко ценятся и весьма популярны у коллекционеров, однако при жизни художник не добился финансового успеха. Членом Королевской академии художеств он стал в 52 года. Констэблю удалось продать больше своих картин во Франции, нежели на родине в Англии.