Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры. Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша.
Жан-Леон Жером. "Автопортрет." 1886.
Масло, холст.
Абердинская Художественная Галерея и Музей, Шотландия.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе).
"Молодые греки и петушиный бой." 1846.
Масло, холст. 143 x 204 см.
Музей d'Orsay, Франция.
В 1849 году Жан-Леон Жером написал еще две известные картины - Микеланджело (на которой изображена его студия), где отобразил процесс обучения рисованию и портрет Леди.
Микеланджело
"Портрет Леди." 1849.
Масло, холст. 86 x 114 см.
Музей Ingres, Франция.
"Прыжок Меттия Курция" - одна из ранних работ Жан-Леон Жерома.
"Прыжок Меттия Курция" 1848-1850. Масло, холст. 76 x 98 см. Частное собрание.
Сюжет взят художником из легендарной истории рима, а в частности о легенде о Меттии Курции и о Курциевом озере на Римском Форуме.
За нею последовали: «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848) и «Греческий лупанар» (1851) — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.
Анакреон
Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура
Греческий лупанар
Подобная же двусмысленная картина Жерома появилась в салоне 1853 под невинным названием «Идиллия». Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых «неогреков».
Написанная им в 1855 картина «Век Августа», с фигурами в натуральную величину, может рассматриваться только как неудачная экскурсия в область исторической живописи в строгом смысле слова. Несравненно больший успех имели «Русские солдаты-песельники» — сцена, написанная по этюдам, сделанным во время поездки Жерома, в 1854, через Россию в Молдавию.
Развлечение в русском лагере
"Отдых в российском лагере, вспоминая Молдавию." 1855.
Масло, холст. 59.5 х 101.5 см.
Частное собрание.
В 1852 году Жан-Леон Жером получил государственный заказ на большую картину на историческую тему, Господство Августа.
В этом холсте он объединяет историю рождение Христа с завоеванными народами, воздающими почести Августу.
"Господство Августа, Рождение Христа." 1855
Набросок. Масло, холст. 37 х 53 см.
J. Paul Getty Museum, Соединенные Штаты.
В верхней части картины Август сидит перед римским храмом и касается плеча мужчины, персонифицируемого как Рим. Окружают его - ученые и государственные деятели, в то время как иностранные племена собираются ниже. Жером изобразил разное отношение и положение племен и народов к Августу. Он изобразил одну обнаженную женщину и одного полуобнаженного мужчину, которых волокут к ногам Августа за волосы, подчеркивая то, что количество рабов и жерт резко возрасло. Иные люди смотрят на Августа с любопытством, иные - печалятся, но как всегда, есть и те, кто пытается попасться Августу на глаза, выражая ликование.
Изображение ангелов над головой кого-то с пальмовой ветвью и венком в период творчества Жан-Леон Жерома означало, прежде всего, скорую кончину. Вот и здесь художник подчеркнул это же. В этой картине, как и во всех творческих работах Жерома сюжетная линия выражается не в изображенном моменте события, а в том что наступит позднее. Разрушится храм Зевса, падет Рим, Августа ждет скорая кончина
В подготовке к этой большой работе, Жан-Леон Жером поехал в путеществие, стараясь посетить всю бывшую империю Августа, чтобы найти все соответствующие этнические типы людей, изобразив различные народы древнего мира в своей картине.
Сцена Рождества Христова, расположенная на переднем плане, иллюстрирует момент совпадения времени и прихода Того, кто стал более великим для всего мира и Тот кому поклонились добровольно.
Когда "Господство Августа, Рождение Христа" показывали в 1855 году на выставке в Салоне, его навык и старание в изображении различных наций, а именно их типичных представителей и одежд того периода, привел к тому, что многие отметили эту картину, как значимый исторический труд художника Жан-Леон Жерома.
Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
Получив вкус к восточным путешествиям, после посещения Турции в 1855 году с целью сделать наброски для большого официального заказа, Жан-Леон Жером вскоре смог посетить Египет в рамках подготовки к Салону 1857 года, в котором впервые была показана его картина с египетским сюжетом Ме́мнон и Сесострис..
В 1856 году художник Жан-Леон Жером написал картину Ме́мнон и Сесострис. Он написал ее, будучи в Египте вместе со своим учителем Полом Деларошем. Поэтому на этой работе стоят обе подписи этих художников.
"Ме́мнон и Сесострис." 1856.
Масло, холст. 35 х 49.5 см.
Частное собрание.
Сюжет картины Жан-Леон Жером взял из истории и мифов Греции, а на картине изображены Колосы Мемнона
Колоссы Ме́мнона , в действительности — Аменхотепа III (местное арабское название el-Colossat, или es-Salamat) это две массивные каменные статуи фараона Аменхотепа III. Последние 3400 лет они простояли в некрополе города Фивы, по другую сторону реки Нил от современного города Луксор.
Ещё лучше его высоко драматическая «Дуэль после маскарада» (1857 и появившиеся после поездки художника на берега Нила «Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне» (1861).
"Дуэль после маскарада." 1857.
Масло, холст. 5286.15 х 2996.87 см
Музей Conde, Chantilly, Франция.
"Египетские новобранцы, пересекающие пустыню." 1859.
Масло, холст. 61.9 х 106 см.
Частное собрание.
В Греции было много Диогенов, но самым известным из них считался, конечно же, философ Диоген, который жил в городе Синопе как раз в одной из своих знаменитых бочек.
"Диоген." 1860.
Масло, холст. 75 х 99 см.
Галерея Искусства Walters, Балтимор, Соединенные Штаты.
"Разбогатеть философу легко, но неинтересно", - говорили греческие мудрецы и очень часто с нескрываемым презрением относились к житейскому благополучию.
Диоген дожил до времён Александра Македонского и часто с ним встречался. Рассказы об этих встречах обычно начинаются словами: "Однажды Александр подъехал к Диогену." Спрашивается, с чего бы это великий Александр, у ног которого лежало несколько завоёванных царств, стал подъезжать к нищему философу Диогену?!
Легенда говорит о том, что Диоген умер в один день с Александром Македонским. Александр - в тридцати трехлетнем возрасте в далёком и чужом Вавилоне, Диоген - на восемьдесят девятом году жизни в родном Коринфе на городском пустыре.
Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.
"Да здраствует Цезарь! Смертники салютуют (Приветствуем Цезаря! Мы, которые собираемся умирать, приветствуем Вас)." 1859.
Масло, холст. 93,1 х 45,4 см.
Частное собрание.
Юлий Цезарь с генералами
Клеопатра и Цезарь
Смерть Цезаря
Последняя молитва христианских мучеников
Вывод хищников с арены
Палец вниз
Приговор к смерти
Собачья конура (военнопленный в Риме)
Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигес
"Король Кандавл." 1859.
Масло, холст. 67.3 х 99
Museo de Arte de Ponce, Соединенные Штаты.
Сюжет картины художника Жан-Леон Жерома Король Кандавл, написанной в 1859 году был взят из "Истории" Геродота о короле Кандавле и о его любви к своей жене, и о том, как странность его любви привела к его же смерти.
Фрина перед Ареопагом
"Рынок рабов." 1866.
Масло, холст. 83.8 х 63.5 см.
Sterling and Francine Clark Art Institute, Соединенные Штаты.
"Покупка рабыни." 1857.
Масло, холст. 28.3 x 39.7 см.
Частное собрание.
Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты, играющие в шахматы» (1867);
Перевоз пленника по Нилу
Заключённый
"Almehs, играющие в шахматы." 1870.
Масло, холст. 65.7 х 54.8 см.
Частное собрание.
Головы беев-предателей
Порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
Прием сиамских послов Наполеоном III и императрицей Евгенией в Фонтенбло
"Прием сиамских послов в Фонтенбло." 1865
Масло, холст. 260 х 128 см.
Замок Версаль, Франция.
"Прием Великого Конде в Версале." 1878.
Масло, холст. 96.5 х 139.7
В 2004 году картина через аукцион Сотби приобретена Музеем Орсе
Жером тщательно реконструировал это историческое событие в картине небольшого размера (96,5 x 139,7 см.), используя различные иконографические источники, чтобы представить это событие как можно больше достовернее (использовал старинные изображения Версаля и портреты различных людей).
Благодаря композиции картины, показ придворных на лестнице под высоким углом, придворные и знаменосцы образуют две перекрещивающиюся линии, в центре перекреста в величественной позе стоит король, его фигура изображена несколько впереди толпы и выглядит выше, чем он был на самом деле. Не зря его звали Король-солнце. Величественность фигуры короля подчеркивает наклонившаяся фигура Конде и она несколько в тени.
Художник использовал тонкую палитру и на фоне прохладных тонов мрамора яркими цветами изображены костюмы и флаги. Благодаря этому это маленькое полотно выглядит как большое, на котором показано все великолепие двора Людовика XIV.
Ценность его также в том, что Посольская лестница Версаля не сохранилась и по ней можно судит о великолепии этого сооружения.
Наполеон с генеральным штабом
Людовик XIV и Мольер
Отец художника у входа в дом
Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий; 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).
"Серый Кардинал." 1873.
Масло, холст. 68.5 х 101.5 см.
Музей изобразительных искусств, Соединенные Штаты.
Се́рый кардина́л — так называют влиятельных людей (особенно в политике), действующих негласно и обычно не занимающих формальных должностей с такими полномочиями.
Происхождение самого понятия "серый кардинал" связано с историей Франции. Во времена формального правления монарха Людовика XIII на самом деле страной фактически управлял кардинал Ришельё (которого называли «красным кардиналом» из-за цвета шапочки, положенной кардиналу). Однако за ним (кардиналом Ришелье) стоял не занимавший формального поста отец Жозеф, которого и прозвали «серым кардиналом», потому что он был монахом Ордена капуцинов, носивших рясу серого цвета.
"Расстрел маршала Нея." 1867.
Масло, холст. 65.2 x 104.2 см.
Городская Галерея Искусства, Шеффилд.
Сюжет своей картины Жан-Леон Жером взял из жизни, а вернее казни легендарной исторической личности - Мише́ля Нея (1769—1815) — одного из наиболее известных маршалов Франции времен Наполеоновских войн.
Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины; в то же время, в его картинах классической древности можно видеть не столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени, француженок и французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди античных аксессуаров.
Невольничий рынок
В картинах Жан-Леон Жерома, как и у большинства других художников изображены преимущественно женщины рабыни. Это связано с тем, что художники имели более или менее неограниченный доступ к женским телам довольно многочисленных моделей. Другими словами, их частная фантазия существует не в вакууме, а в специфическом социальном контексте, предоставляя разрешение так же, как и устанавливая границы для определенного вида поведения.
Они пытались разрядить и в то же время выразить откровенное противопоставление полного доминирования мужчины над женщиной, в то же время подчеркивая сексуально-провокационные аспекты таких тем.
Очевидно, что, изображая такие сюжеты, с такой очевидной чувственной склонностью, таким эротическим щегольством и такой открытостью, помпеисты (включая и Жан-Леон Жерома) были слишком близко к откровенному скандалу, выставляя так ярко патриархальные желания общества.
Фантазия абсолютного владения женскими голыми телами, фантазия, которая для художника девятнадцатого столетия была по крайней мере частичной действительностью - постоянное наличие моделей в студии для сексуальной и профессиональной потребностей. Несмотря на исторический характер этих картин их актуальность подтверждалась скрытыми и откровенными фактами использования женщин (их продажа) для сексуального удовлетворения и в Париже, и в Ближнем Востоке.
Такие художники, как Жан-Леон Жером и многие другие художники его времени, создали в своих работах двойной смысловой посыл: во-первых о мужской власти над женщинами и во-вторых об ощущении дикости, жестокости и низменности этой похотливой торговли.
В жизни Жан-Леон Жерома эти картины внесли скандальную нотку. Многие осуждали эту сюжетную линию его работ, но картины притягивали к себе внимание зрителей, несмотря на жесткую критику, и в конечном счете принесли художнику еще большую известность
"Продажа рабыни."
Масло, холст.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
"Продажа рабыни." 1886.
Масло, холст. 64 х 57 см.
Музей Искусства Walters, Соединенные Штаты.
Рабыни на продажу
Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях; письмо — тщательное, не сухое; колорит — не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением.
Общественные бани Grande de Brousse" 1885.
Масло, холст. 70 х 96.5 см.
Частное собрание.
Турецкие бани — это особый мир. Познавшие их целебную силу, не променяют эти удивительные заведения ни на какие другие. Центральный зал одной из таких бань, построенной во времена турецкого владычества и до сих пор еще существующей в Будапеште, включает круглый бассейн, окруженный бассейнами поменьше, в которые водопадами низвергаются минеральные воды с разными свойствами и температурой
"Мавританская ванна (также известный как Турецкое купание женщины)." 1870.
Масло, холст. 81.5 х 65.5 см.
Частное собрание
Женщины в турецкой бане
"Нагая." 1889.
Масло, холст. 41 x 32.5 см.
Частное собрание.
"Разжигание кальяна." 1895-1898.
Масло, холст. 66 x 54.6 см.
Частное собрание.
"Ванна, женщина, моющая свои ноги." 1889.
Масло, холст. 81.3 x 100 см.
Частное собрание.
Турецкая баня
"Мавританская ванна." 1880-1895.
Масло, холст. 73.6 х 59.7 см.
Музеи Искусств Сан-Франциско, Соединенные Штаты.
"Сцена купания." 1881.
Масло, холст. 82.5 х 62.5 см.
Частное собрание.
"Вирсавия." 1889. Масло, холст. 100 x 61 см. Частное собрание.
Жан-Леон Жером – Бассейн в гареме
ок1876, 73х62, Эрмитаж
Гарем был символом могущества владыки, порой более красноречивым, чем армия или флот. Численность и великолепие гарема внушали уважение не только к государству, но и к его правителю. Этот великолепный мир, куда избранные попадали через «Въездные ворота гарема», включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери-султанши, альковы наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, сад. Гарем представлял собой нечто вроде драгоценного тюрбана, возвышавшегося над государством. Он не имел связи с обществом за стенами сераля
"Экскурсия в гареме." 1869.
Масло, холст. 120.6 х 177.8 см.
Музей Искусства Крайслера, Соединенные Штаты.
"Гарем в беседке." 1870.
Масло, холст. 76.2 х 111.7 см.
Частное собрание.
Купальня гарема
История Пигмалиона и Галатеи, история творца создавшего и "оживившего" свое творение, была предметом известных картин не только Жан-Леон Жерома, но и таких известных мастеров, как А. Бронзино, Хоноре Домира, Эдвард Берн-Джоунса, Огюста Родена, Эрнеста Норманде, Поле Делво, Франсиско Гойя, Франсуа Бушэ, и Томаса Роуландсона, кроме того были созданы и многочисленные скульптуры "пробуждения".
Сюжет данной истории взят из греческой мифологии
"Пигмалион и Галатея." 1892.
Масло, холст. 87.5 х 68.6 см.
Metropolitan Museum of Art, Соединенные Штаты.
"Пигмалион и Галатея." 1890.
Масло, холст. 94 х 74 см.
Metropolitan Museum of Art, США
В живописи почти все художники обращались к даному сюжету (или к его модификациям), создавая многочисленные картины и скульптуры. Вот и Жан-Леон Жером не стал исключением. Наиболее известны его эти две картины, написанные художником в 1890 и 1892 годах. На обеих этих картинах изображена мастерская самого Жан-Леон Жерома. При этом на более ранней картине доминирующее положение занимает фигура скульптора. Композиционно художник подчеркивает важность и значимость самого скульптора, а вот уже на более поздней картине он изменяет композиционное решение. Жан-Леон Жером показывает нам "порабощенного и зависимого" от своего творения скульптора.
Данные картины были написаны художником в тот период его творческой жизни, когда Жан-Леон Жером увлекся созданием скульптур. Видимо именно повышение интереса к этому творчеству и отразил он в этих картинах, так и показав свою "зависимость" от этого. В последствии он так же достигнет больших результатов, став уже знаменитым скульптором.
Работа с мрамором
Завершение сеанса
Живопись, вдыхающая жизнь в скульптуру
В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».
"Гладиаторы." 1878. Бронза.
Частное собрание. Копенгаген, Дания
Скульптура Жан-Леон Жерома Цезарь пересекает Рубикон, отражает легендарное и переломное событие в жизни Цезаря. Хотя наиболее важным является то, что символизм фразы "пересечь Рубикон", пережившей века и не потерявшей своей актуальности, отождествляется не с Цезарем, а с необходимостью пересечь переломный момент в жизни каждого человека.
"Цезарь пересекает Рубикон." 1904.
Бронза с золочением и коричневым окрашиванием.
93.7 x 75 x 29.8 см.
Национальная Галерея Канады, Оттава, Онтарио, Канада.
Жан-Леон Жером сфотографирован в своей мастерской рядом с созданной им скульптурой Омфала и, стоящей немного далее моделью - Эммой, с которой Жером и делал эту скульптуру.
Скульптура размером немного больше, чем модель в жизни, была представлена зрителям в Салоне 1887 года вместе с Эммой.
Эмма была любимой моделью художника и ее анатомические формы можно легко увидеть в образах женщин гарема и купальщиц, которые рисовал Жан-Леон Жером и ранее.
Жан-Леон Жером. "Омфала." 1887.
Жан-Леон Жером. "Омфала." 1887
19 октября 2010 – 23 января 2011 года музеями d’Orsay, Rйunion des Musйes Nationaux, Париж и музеем Getty в Лос-Анджелесе в сотрудничестве с музеем Thyssen-Bornemisza в Мадриде была проведена выставка работ Жан-Леон Жерома. Это - первая большая выставка в Париже, посвященная работе живописца и скульптора Жан-Леон Жерома, начиная с его смерти в 1904 году
В течение прошлых нескольких десятилетий, отношение к творчеству Жан-Леон Жерома во Франции, да и во всем мире резко изменилось. Заклейменный много лет назад, как представитель бесплодного Академического искусства, Жан-Леон Жером сегодня признан одним из самых великих живописцев 19-ого столетия.
Этот пересмотр - результат трех факторов: изучение истории искусства, проведенное прежде всего Джеральдом Эйкерманом (Gerald Ackerman), первая выставка его некоторых работ в 1981 году в его родном городе Везуле (Vesoul) и недавнее исследование, проведенное музеем Гупиля (Musée Goupil) в Бордо. Все это привело к тому, что интерес к творчеству художника так резко и сильно возрос у широкого круга аудитории.
Выставка, стремилась не только показать творческие работы Жан-Леон Жерома, но и помочь проанализировать то, как он развивал свою живопись, находя резонанс его работ во всех изобразительных искусствах, печатных изданиях, фотографиях и больше всего, в кино, которое только зарождалось в его годы.
Реализм и его страсть к историческим деталям всяких мелочей древней жизни часто преобладал над традиционной поучительной роли живописи, отражающей историю.
Мгновение, которое он захватывал и изображал в своих работах, часто предваряло какое-то более значимое (главное) событие, которое должно вот-вот свершиться.
Голгофа
"Свершилось или Consumjmatum est. Jerusalem." 1867.
Масло, холст. 64 х 97.5 см.
Музей Ван Гога, Нидерланды.
http://gallerix.ru/storeroom/1691523208/
http://gallery-allart.do.am/publ/khudozhniki/zhan_leon_zherom/5
http://smallbay.ru/artfrance/gerome_jean_leon.html