Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.
Леонардо да Винчи -- Мона Лиза (Джоконда)
1503-1505
Дерево, масло 77 x 53 см
Париж. Лувр
Вероятно это портрет жены купца Джокондо (откуда название картины - Джоконда), идентификация изображенной окончательно не установлена.
«Мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них — на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к „Джоконде“ как к образцу недосягаемому, но обязательному».
Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Ротенберг пишет: «хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах — в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой „иконографии“ портретных изображений. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. (…) В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров».
С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. (…) Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения, искренне удивлена. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу — дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. (…) И поэтому тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями».
Лебрен, Шарль (Париж 1619-1690) -- Триумфальный вьезд Александра Великого в Вавилон
Реньо, барон Жан-Батист (Париж 1754-1829) -- Три грации
Энгр, Жан-Огюст-Доминик (1780 Монтобан - 1867 Париж) -- Большая одалиска
Жерар, Франсуа-Паскаль-Симон (1770 Рим - 1837 Париж) -- Амур и Психея
Каналетто (Венеция 1697-1768) -- Венеция - Мост Риальто
Рафаэль (Рафаэлло Санцио) (1483 Урбино - 1520 Рим) -- Прекрасная Садовница
Мария с младенцем и Иоанном Крестителем
1507
Дерево, масло 122 x 80 см
Париж. Лувр
Леонардо да Винчи (1452 Винчи - 1519 замок Сен-Клу близ Амбуаза) -- Мадонна в скалах
Рафаэль (Рафаэлло Санцио) (1483 Урбино - 1520 Рим) -- Святое Семейство
1518
Холст, масло, 207 x 140 см.
Лувр. Париж
Робер, Юбер (Париж 1733-1808) -- Проект новой Большой Галереи Лувра
Робер, Юбер (Париж 1733-1808) -- Зал времен года в Лувре
Панини, Джованни Паоло (1691 Пьяченца - 1765 Рим) -- Галерея с видами современного Рима
Робер, Юбер (Париж 1733-1808) -- Проект новой Большой Галереи Лувра
Буше, Франсуа -- Диана после купания
Буше, Франсуа -- Гнездо
Ла Тур, Морис-Кантен (Сен-Кантен 1704-1788) -- Портрет мадам де Помпадур
Рубенс, галерея Медичи, 1622-24 -- Воспитание Марии Медичи
Лоррен, Клод (Клод Желле) (1600 Шамань - 1682 Рим) -- Морской порт, эффект тумана
Энгр, Жан-Огюст-Доминик (1780 Монтобан - 1867 Париж) -- Жанна Дарк на коронации Карла VII в реймском кафедральном соборе в 1429 годуФрагонар, Александр-Эварист
(1780 Грасс - 1850 Париж) -- Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужона
Рубенс, галерея Медичи, 1622-24 -- Обмен принцессами
Шампень, Жан Батист де (1631 Брюссель - 1681 Париж) -- Аврора
Герен, Пьер-Нарсис (1774 Париж - 1833 Рим) -- Колеблющаяся Клитемнестра, подстрекаемая Эгисфом к убийству спящего Агамемнона
Фрагонар, Жан-Оноре (1732 Грасс - 1806 Париж) -- Мольба любви
Караваджо, Микеланджело Меризи да (1571 Караваджо, - 1610 Порто Эрколе) -- Магистр Мальтийского Ордена Алоф де Виньякур с пажом
Давид Жак-Луи-Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года
Давид, Жак-Луи (1748 Париж - 1825 Брюссель) -- Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, деталь 1
Давид, Жак-Луи (1748 Париж - 1825 Брюссель) -- Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, деталь 2
Давид, Жак-Луи (1748 Париж - 1825 Брюссель) -- Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, деталь 4
Филипп де (1602 Брюссель - 1674 Париж) -- Портрет кардинала Ришелье