Цитата сообщения Майя_Пешкова
Средневековые замки Польши
Баранув Сандомирский
Баранув-Сандомирский древний город, лежащий между Тарноюжегом и Мельцом, прославился некогда в качестве центра реформатского движения. В XVI веке владельцы Баранува магнаты Лещинские , последователи кальвинизма переоборудовали местный костёл в протестантскую кирху, а в 1628 году учредили книгопечатню, выпустившую в свет много ценных произведений. Баранув также знаменит и другой достопримечательностью, оставленной городу родом Лещинских.
Это жемчужина ренессансной архитектуры - великолепный замок Лещинских. В 1579 году строительство этого замка начал сын Рафала Лещинского Анджей. По завершению в 1606 году в нём разместилась богатая библиотека. Замок стал главной резиденцией Анджея Лещинского, в которой он не раз принимал короля Стефана Батория.
Над проектом замка работал известный флорентийский придворный архитектор польских королей Санти Гуччи, о чём свидетельствуют архитектурные детали ансамбля. Во многом этот замок спроектирован по образцу королевского замка в Кракове, с башнями по углам, высоким богато украшенным аттиком и с внутренним двором, окружённым аркадной галереей (Возможно, поэтому замок также носит название «Малый Вавель»). К сожалению, полностью готовое воплощение своих идей Гуччи так и не увидел. После его смерти ученики мастера довершили до конца начатое им дело.
Последним владельцем Баранува из рода Лещинских был отец короля Станислава Лещинского Рафал. В 1677 году замок перешёл в руки Димитрия Вишневского, который владел им до 1682. Затем замок стал собственностью Йозефа Кароля Любомирского.
В 1695 он предпринял частичное восстановление и обновление интерьеров. К этой работе приложил своё умение Тильман ван Гамерен великий голландский архитектор, работавший в Польше. Он построил галерею западного крыла, украшенную причудливым художественным оформлением. Галерея предназначалась для размещения в ней коллекции произведений искусства.
Литография Наполеона Орды
После 1720 года замок последовательно сменил множество хозяев. Им владели князья Павел Сангушко, Яцек Малаховский, Йозеф Потоцкий и Ян Красицкий. Несмотря на частные смены владельцев, замок сохранил свой первоначальный ренессансный стиль, приданный ему во времена Лещинских и Любомирских.
В XIX веке замок пережил два сильных пожара. Первый случился 24 сентября 1849 года. Огонь уничтожил бесценные интерьеры замка, деревянные потолки, перекрытия и, конечно же, библиотеку.
Владевшие замком Красицкие были не в состоянии отремонтировать его и оставили особняк в повреждённом состоянии. В 1867 году замок через аукцион приобрёл Феликс Доланский. В 1889 году произошёл второй крупный пожар. Восстанавливать замок после пожара Доланскому помогал архитектор Тадеуш Стриженский.
Помещение часовни расположенное на первом этаже юго-западной башни украсили витражи работы Йозефа Меххофера и образ Непорочной девы руки Яцека Мальчевского. Последним владельцем замка перед второй Мировой войной был Роман Доланский. Во время войны замку удалось избежать фатальных разрушений и сохранить свои архитектурные черты. В 1968 году замок был формально передан в ведение руководства Баранувско-Сандамирского серного комбината, расположенного в Тарнобжеге. С 1997 замок является культурным и туристическим центром.
Висничский замок
На одном из холмов Велицкого Погорья виднеется величественный массив Висницкого замка. Впервые в исторических документах замок упоминается в 1397 году. В 1516 году Перт Кмита надворный маршал коронный и воевода Кракова, значительно расширил замок и сделал из него магнатскую аристократическую резиденцию. Он добавил к замку ряд архитектурных Ренессансных деталей. Богато оформил интерьеры дорогой мебелью и картинами, а вне замка разбил итальянские сады. В 1553 году Петр Кмита умер бездетным, и его наследниками стала семья Барзов. В 1593 году из-за долговых обязательств Барзы были вынуждены продать замок старосте Сандомира и Спиша Себастьяну Любомирскому.
border="0">
В 1615-21 году его сын Станислав продолжил работы по переустройству замка. Над проектом реконструкции особняка в стиле барокко и внешними бастионами трудился итальянский архитектор Мацей Трапола. В 1655 году во время «Шведского потопа» , с целью уберечь замок от разрушения, его без боя сдали шведам. Однако оккупировав замок шведские солдаты подвергли его безжалостному разграблению. После ухода захватчиков замок вернулся в собственность Любомирских и в 1660 году начал восстанавливаться.
В 1720 году в результате бракосочетания Марианны Любомирской с Павлом Каролем Сангушко, замок перешёл под управление рода Сангушко. Тем не менее Любомирские не забыли о своей бывшей резиденции и в 1752 снова выкупили замок. В 1831 году в замке произошёл сильный пожар, после которого он был оставлен как место жительства.
В 1901 году замок приобретает федерация предков Любомирских, которая начинает восстанавливать особняк. С 1928 года до начала второй Мировой войны работами по восстановлению руководил польский архитектор, последователь исторического модернизма Адольф Шишко-Богуш.
После войны замок стал государственным, и с 1949 года работа по восстановлению замка и приданию ему первоначального вида продолжилась под руководством архитектора Альфреда Маевского. В 2009 замок перешел под контроль муниципалитета города Новы-Виснич. Сегодня в нём можно увидеть образцы антикварной мебели, изделий из стекла и серебра, красочные гобелены. Также рассматривается вопрос о внесении особняка в список Исторических Памятников.
Мариенбург
К северу от устья Вислы, на правом берегу реки Ногат, крестоносцы Тевтонского Ордена начали в 1274 году постройку замка Мариенбург, и в 1276 году пожаловали городские права посаду, образовавшемуся у замка. В связи с переводом в 1309 году главной резиденции Великих Магистров Ордена из Венеции в Мариенбург(Мальборк), замок был значительно расширен.
Прежний замок получил название Верхнего и был перестроен, а на месте посада был сооружен Центральный замок с огромной трапезной, а потом и Нижний замок. В 1330—1350 годах крестоносцы окружили замок и расположенные на берегу Ногата зернохранилища второй стеной.
В конце XIV века между Верхним и Центральным замками был построен великолепный дворец Великих Магистров. Местная часовня была перестроена в главный собор Ордена, а через реку Ногат был наведён первый постоянный мост, который правда до нашего времени не сохранился, зато сохранились обе охранные башни прикрывавшие ворота ведущие от моста в замок. В итоге, Мальборк превратился в мощную, неприступную в те времена, крепость.
Для своей эпохи Мариенбург был поистине грандиознейшим сооружением, являвшим собой не только замок и крепость, а ставший воплощением власти ордена в Пруссии, его столицей и священным городом. В 1412 году один из известных гостей ордена Сир де Ланнуа, участвовавший в крестовых походах в Литву, посетив Мариенбург был буквально восхищён великолепием замка, его украшениями. Почти все украшения Мариенбурга были сделаны на библейские темы, но среди них встречались и изображения рыцарей. И конечно же в замке присутствовали изображения Девы Марии, которую орден считал своей покровительницей и в честь которой и был собственно назван замок. Сир де Ланнуа также отметил его прекрасную обороноспособность, ведь в замке имелось столько оружия и припасов, что гарнизон в тысячу человек, мог выдержать осаду в течение десяти лет.
В часовне святой Анны в Мариенбурге отпевали умерших и погибших рыцарей. Многие из них нашли упокоение на внутреннем рыцарском замковом кладбище, около часовни. Здесь же были похоронены погибший в битве при Грюнвальде гроссмейстер Ордена и другие его руководители, тела которых после битвы доставили в замок. Эти похороны состоялись в часовне святой Анны 19 июля 1410 года. В 1410 году крестоносцы, готовясь к обороне, сожгли посад. В 1456 году замок был занят польскими войсками.
Будучи присоединен в 1466 году к Польше, Мальборк стал столицей воеводства. После перехода в 1772 году к Пруссии, замок был отведен под казармы, склады и военные мастерские. Только немногочисленные интерьеры палат избегнули тогда уничтожения. После 1817 года начались работы по реконструкции замка. В 1945 году город и замок потерпели серьезный ущерб. Теперь, после восстановления, в палатах замка помещается музей. Замок, в качестве одной из исторических достопримечательностей, привлекает многих туристов.
Недзица
На живописной скале на берегу Чорштынского водохранилища стоит близ деревни Недзица замок Дунаец, история которого окутана мрачной тайной. Здесь есть всё: и искатели приключений, и таинственные преследователи, и загадочные смерти, и скрытые сокровища.
Надо сказать, что около замка и в замке, везде присутствует "дух" привидения и продают смешных, разных размеров мягкие игрушки-привидения. Наш сынишка шестилетний как узнал, что в замке привидения, боялся ходить по замку
Дунаец был сооружен в первой половине XIV века с целью защиты северных границ Венгрии. В середине XV века тогдашний жупан области Спиш Имре Заполья построил Средний замок, а в 1601 году Дьердем Хорватом был возведен Нижний замок. В XVIII веке Дунаец начал постепенно приходить в упадок и лишь в двадцатых годах девятнадцатого столетия подвергся частичной реконструкции со строительством новой часовни и бального зала. Полную реконструкцию замка, серьезно пострадавшего во Второй мировой войне, провели уже в семидесятые годы XX века под руководством выдающегося реставратора – краковского профессора Альфреда Маевского.
С момента постройки замок стал важным центром польско-венгерских отношений. В 1412 году в крепость Недзицы были доставлены деньги, предназначенные королю Венгрии Сигизмунду, согласно договору между ним и Польшей. После уплаты ссуды польский король, как и было, обещано, возвратил 16 городов области Спиш, переданных ему Сигизмундом в качестве залога.
В 1470 замок стал собственностью аристократической семьи Запольяи. В 1528 году Янош Запольяи (будущий король Янош I),стремясь к венгерскому трону, передал поместье и замок в качестве награды за поддержку, одному из своих соратников. 60 лет спустя хозяином замка стал Иероним Ласки а затем его сын Ольбрехт. В конце XVI столетия замок был куплен Дьердем Хорватом из Плавеца, который нижний замок - прекрасную резиденцию эпохи Возрождения (по большей части именно в таком виде замок сохранился до наших дней).
В течение времени Недзица несколько раз последовательно ремонтировалась каждым из её владельцев. В 1858 замок обрёл своего последнего частного владельца – семью Саламон, проживавшую в нём до 1943 года. За два года до прихода Советских войск, последняя графиня Соломон, вместе со своими детьми покинула замок.
В 1946 году Анджей Бенеш обнаружил в замке уникальную находку – перуанскую куйпу. Этот образец древнеиндейской узелковой письменности, представлял собой несколько плотно скрученных шнуров с зашифрованным посланием. Заинтересовавшись находкой, Анжей Бенеш проследил историю владельцев замка и выяснил, что в XVIII веке в Недзице проживал их родственник, дворянин Себастьян Бежевичи, проведший 30 лет в Перу.
С 1945 года он был национализирован Польским правительством. С 1948 по 1963 годы, под управлением польского министерства культуры, в замке был проведён целый ряд реставрационных работ.
Сегодня в замке открыт музей, содержащий богатую коллекцию предметов связанных с прошлым Недзицы, включая старинные печатные издания и гравюры с видами замка в разные периоды истории.
Также весьма интересны этнографические выставки региона Спиш, коллекции старинных часов и охотничьего оружия XVIII-XIX веков. В 1996 году экспозиция музея пополнилась экспонатами венгерского происхождения. Акошом Энгелмайером послом Венгрии в Польше передал музею богатую коллекцию исторических карт Венгрии, датирующихся с XVI по XX века, а также гравюр, изображающих венгерских королей, их замки, города и поля сражений.
Помимо красивого замка и музея, эта область привлекает множество туристов живописными пейзажами и обильной уникальной растительностью. Склоны горных вершин Пенина покрыты буково-пихтовыми лесами с примесью лиственницы и тиса, и лугами с буйным травостоем и множеством полевых цветов. На тёплых известняках сохранились реликты растительного мира, среди которых выделяется уникальная хризантема Завадского. В целях охраны природы в 1954 году был учрежден Пенинский Национальный парк.
Фромборк
Фромборк (Фрауенбург) основан в 1278 году. В 1310 году получил городские права, и в течение нескольких столетий принадлежал Вармийскому капитулу.
Башня Коперника
Из числа исторических памятников во Фромборке сохранился величественный, готический кафедральный собор, построенный в 1329-1388 годах, а также башня второй половины XIV века с обсерваторией и квартирой Коперника. Исходя из соображений безопасности замок и собор представляли собой единую оборонительную систему, входившую в оборонительную цепь замков Тевтонского Ордена.
Хотя непосредственное управление осуществлялось епископами Вармийского капитула, перенесшими в Фрауенбург кафедру из Браунсберга. Поскольку замок находился в стратегически важном районе, он поддерживался в хорошем состоянии. В XVI веке стены Фромборка были оснащены бойницами для применения огнестрельного оружия.
В 1466 году вместе со всей Вармией перешел во владение Польши. Начиная с 1510 года с небольшими перерывами до самой смерти, последовавшей в 1543 году, во Фромборке жил и работал Николай Коперник и здесь он написал свой достопамятный труд «Об обращении небесных сфер...». В 1973 году, в ознаменование 500-летней годовщины со дня рождения Коперника у входа в собор установлен ему памятник. Исторические сооружения и само положение на берегу Вислинского залива привели к тому, что Фромборк стал привлекательным центром туризма
Чорштын
На пороге горной цепи Пенин, стоят два сторожевых замка Чорштын и Недзица, служившие некогда пограничным укреплением на торговом пути из Польши в Венгрию и местом встреч дипломатов обеих стран. Замок был основан в 1246 году как польский укреплённый пункт. В XIV веке замок был расширен королём Казимиром III Великим.
В 1433 году он сильно пострадал во время гуситских войн, но затем был восстановлен. В 1651 году замок оказался в эпицентре крестьянского восстания возглавляемого шляхтичем А. Л. Косткой Наперским. 14 июня Чорштын был захвачен крестьянами, что послужило сигналом к восстанию, которое в течение нескольких дней охватило область Подгалье, а затем и другие регионы. Однако уже 24 июня войска, собранные краковским епископом П. Гембицким, подавили восстание, и освободили замок. Костка Наперский и его ближайшие соратники были схвачены и казнены, в начале июля.
В 1768 – 1782 годы замок был одним из опорных пунктов Барской конфедерации (конфедерация польского дворянства для защиты внутренней и внешней самостоятельности Польши). В XVII хозяином замка становится знатная семья Потоцких. В 1792 году замок Чорштын сильно пострадал в огне пожара и с тех пор начал приходить в упадок. Тем не менее, он всё равно привлекает к себе множество туристов, поскольку расположен в живописном горном районе на берегу Чорштынского водохранилища. Руины замка доступны для посещения всем желающим.
Замок Ксёнж
Этот красивый польский замок является, к тому же, ещё и одним из самых больших в Европе — третьим по величине в Польше и самым крупным в Нижней Силезии. Для поляков этот замок — примерно такое же знаковое место, как Карлштейн для чехов или Мальборк для немцев)
Ксёнж — на самом деле “князь”, такое вот получается интересное название) Этот поистине монументальный замок, окруженный великолепным буковым лесом с зарослями рододендронов, расположен недалеко от польского городка Вальбжих. Ксёнж расположен на скальном мысу и окружён естественным ущельем, в котором неспешно течёт река Пелчница. Заложен он был ещё в XIV веке — представителями силезской ветви польских правителей Пястов.
За свою долгую историю замок сменил множество владельцев, так в своё время им владел польский король Владислав Ягеллонский, позже — венгерский король Матиаш Корвин, а также здесь останавливался чешский король Иржи из Подебрад. Древнейшая часть замка Ксёнж, остаток старинного романского пограничного укрепления, была сооружена в XIII веке свидницким князем Болько I. В XIV веке замок принадлежал князю Болько II, а затем перешел во владение чешских королей.
В начале XVI века замок стал собственностью княжеской семьи Хехберг-Пщиньских, родственников Пястов и оставался в их владении до 1939 года. В 1548—1555 годах Хехберги перестроили замок в стиле поздней готики с примесью элементов ренессанса, а в XVIII веке перестроили его в стиле барокко. При перестройке в XX веке были добавлены элементы в стиле сецессиона.
Из-за того, что замок много раз перестраивался — в архитектурном отношении он отличается разнообразием стилей от готики до барокко. Самой интересной частью замка как раз и являются интерьеры, перестроенные в стиле барокко в начале XVIII века.
В годы второй мировой войны немецкими оккупантами были начаты работы по очередной перестройке замка, который предположительно должен был стать одной из резиденций Гитлера — из-за этого были значительно повреждены его интерьеры, а под замком начали пробивать гигантские подземелья. В советское время в Ксёнже располагались казармы.
В настоящее время проводится систематическое восстановление, реставрация и ремонт интерьеров, что должно вернуть замку Ксёнж его прежнее великолепие.
Сегодня замковый комплекс Ксёнж объединяет в себе около 400 комнат и залов, а также 12 прекрасных садовых террас с изящными фонтанами, расположенных у подножия замка.
С многочисленных террас замка открываются просто удивительные виды…
В бывшей конюшне — центр верховой езды и стадо жеребцов. Ежегодно здесь организуется аукцион силезских жеребцов, на который приезжают знатоки и покупатели из многих стран. В архитектурный комплекс входит также пальмовая оранжерея в Любехове, а сам замок со всех сторон окружает 300 гектаров дендрологического парка–заповедника!
Вблизи Ксёнж кажется еще внушительнее и масштабнее, чем на расстоянии. Рядом с замком живут кошки, которых кормят с огромных расписных фаянсовых блюд, а внутри есть несколько больших залов, где иногда проводят празднование свадьбы или иного торжества.
Кстати, несмотря на свои размеры замок кажется очень обжитым: камины исправно топятся, в залах стоят украшенные ёлки, а из-за закрытых тяжелых дверей льется свет и слышатся звуки. Благодаря этому создаётся ощущение не совсем законного проникновения в чужое жилище, а практически полное отсутствие музейных смотрителей и посетителей только усиливает его. Ежегодно замок Ксёнж привлекает к себе огромное количество туристов и это совсем не удивительно — с такими-то параметрами)
Панорама замка Ксёнж
Ясногурский монастырь
В северной части Силезской возвышенности расположена Ченстохова. Город образовался после соединения Оарой Ченстоховы на реке Варте с селением Ченстохувка. Первые упоминания об этих селениях восходят к 1220 году. В 1337 году, князь Владислав Опольчик, передавая двум братьям, Яську и Ничку в собственность существовавший здесь железоделательный завод, работавший на базе местной железной руды, уже назвал Ченстохову городом. Что касается Ченстохувки, то развитие этого селения осуществилось на базе обслуживания паломников монастыря, построенного на ЯснаТуре монахами ордена паулитов, прибывших сюда в 1382 году.
В этом же году в монастырском костеле была установлена византийская икона богоматери, предмет религиозного культа, до сегодняшнего дня привлекающий в монастырь многочисленных паломников со всех концов Польши.
Монастырь, окруженный крепостными стенами неоднократно отражал нападения врагов. В частности, широко известна защита Ченстоховы во время шведского „потопа" в 1655 году, когда малочисленный гарнизон сумел выдержать осаду и отразить штурм преобладающих сил регулярных войск противника. По преданиям, именно появление богоматери, навело ужас на многочисленное войско шведского генерала Мюллера, и армия захватчиков была разгромлена. В честь этой победы король Ян Казимир в 1656 году возвёл Деву Марию в покровительницы Польши.
Ясногурский монастырь — важный памятник национальной культуры - продолжает привлекать паломников и туристов. Построенный первоначально в готическом стиле монастырь, теперь после нескольких позднейших перестроек, носит черты стиля барокко. В этом же стиле выдержан декор интерьеров. Среди многочисленных исторических памятников, особого внимания заслуживают, хранящиеся в сокровищнице монастыря, ценные произведения древних золотых дел мастеров, коллекции книг, архивных документов. Представляет интерес старейшая в Польше, начавшая работу в XVIII столетии книгопечатня. Стоит дополнит, что в Ясногурском монастыре проводил свои службы папа Римский Иоанна Павла II, когда ещё он был кардиналом. Позже став главой католической церкви, он продолжал наносить туда визиты.
Ланцют (Lancut)
Ланцют- средневековая крепость, постепенно преобразованная в дворцовую резиденцию. С XVII века прославилась в Европе великолепием внутреннего убранства - произведением известных архитекторов и художников.
Дорога орлиных гнезд
Дорога орлиных гнезд - один из самых живописных туристических маршрутов Польши . На холмах вдоль границы с Силезией, король Казимир Великий построил цепь укрепленных замков, защищавших Краков от непредсказуемых амбиций чешского короля Яна Люксембургского.
Этот весьма романтический маршрут назван так по старинным замкам,стоящим на вершинах юрских известковых скал подобно "орлиным гнездам".
Первым из этих замков и стал Ойцув,стоящий на обрыве над долиной речки Прондник.
Казимир Великий основал твердыню более 600 лет назад и назвал ее в честь своего отца Владислава Локетка.
В свои лучшие дни замок выглядел так.
Главными претендентами на престол были упомянутый выше Владислав Локетек и Вацлав II Чешский.
Армия Вацлава была сильнее, и после многих кровавых стычек Локетек с небольшой горсткой верных дружинников был вынужден отступить. Чехи преследовали, и казалось, что поражение неизбежно, а самого князя ждет плен.
И вот однажды неподалеку от нынешнего городка Ойцова враги застали отряд Локетка врасплох. Локетек собирался сражаться до конца, но его соратники настояли на отступлении перед сильным противником.
Однако на усталых конях далеко уйти не удалось, и вскоре они услышали за собой шум погони. Беглецы во главе с Князем Локетеком, продираясь сквозь заросли, попробовали скрыться в лесу. Надежды на спасение уже почти не было, когда вдруг в одной из скал показался вход в пещеру. Там они и укрылись. С тех пор эта пещера и получила название "Локетка".
Долина Прондника
Поставленная прямо над руслом Прондника,она напоминает о суровом запрете Императора Николая II строить храмы на ойцувской земле.
Каплица освящена во имя Йозефа Ремесленника и являет пример "швейцарско-гуральской"(так прям в книжке и написано:)деревянной архитектуры
Ну вот как оно может так стоять и не падать?! Местные жители объясняют этот феномен деяниями нечистой силы.Пан Твардовский,заключив договор с самим чортом,велел ему перевернуть вверх ногами скальный останец неподалеку от Песковой Скалы.
Из каждого такого форпоста просматриваются два соседних, с целью быстрого оповещения соседних укреплений посредством средневекового телеграфа, световых сигналов. Из Вавельской крепости сигнал шел в Ойцовскую, оттуда - в Пескову Скалу и так далее.
Со стратегической точки зрения крепость в Песковой Скале неприступна: она расположена на горе и окружена с трех сторон мощными скалами. С 1377 г. в замке жил знатный род Шафранцев, который, в свою очередь, получил его от короля Людвига Венгерского в качестве компенсации за оскорбление, нанесенное члену семьи одним из королевских солдат.
По преданию владелец замка Петр Шафранец "прославился" как рыцарь-разбойник.Пользуясь своей репутацией благородного господина,он заманивал в замок проезжих купцов,грабил и убивал их.Когда об этом стало известно королю,выгнать Шафранца из замка стоило весьма больших трудов.
В XVI в. Иероним Шафранец, секретарь Сигизмунда Старого, перестроил прежние деревянные укрепления, и в результате работ, длившихся почти сорок лет, появился дворец, не уступающий голландским и итальянским образцам.
Его считают самой красивой в Польше усадьбой XVI в. и называют малым Вавелем. Здесь хранится большая коллекция государственных собраний произведений искусства, однако само название он получил благодаря ренессансным галереям, построенным по образцу королевского замка. А с замковой террасы можно полюбоваться близлежащим парком.
Огродзинец (Ogrodzieniec)
Замок Огродзинец- руины средневекового замка лежащих в Краков-Ченстоховой Юре и возведен в XIV - XV веках в семье Влодка Сулимчика.. Замок расположен на высоком холме Краковско -Ченстоховской возвышенности - Замковой горе,поднятой на 515,5 м над уровнем моря. Развалины лежат на так называемой «дороге орлиных гнезд»
Из-за его имени, большинство туристов ошибочно утверждает, что он расположен в деревне Огродзинец . На самом деле находится в Подзамче , примерно в 2 км к востоку от Огродзинца
Первое упоминание относится к застройке укрепления,стоящего здесь во времена правления Болеслава «Кривой рот» и сохранившееся до 1241 года до вторжения татарской орды,которая сравняла укрепления с землей. На этом месте в середине четырнадцатого века построили замок в готическом стиле семьей местного рыцаря Влодка . Форт прекрасно вписался в ландшафт: с трех сторон он окружен высокими скалами.
Вид с башни пыток
В 1702 году замок сильно пострадал во время пожара ,устроенного шведской армией Карла XII. Пожар уничтожил более половины замка. .Замок переходил из рук в руки,но ни кто не заботился о его восстановлении.Замок постепенно разрушался и приходил в упадок
Кресло пыток
После войны имущество было национализировано и 1949-1973 годах была проведена комплексная реконструкция с целью сохранения оставшихся стен от постоянного раззорения.
По мнению некоторых исследователей паранормальных явлений в замке вместе с привидениями, гнездятся темные и мощные силы. Знаменитый Черный Пес иногда появляется в ночное время и бегает около стен и развалин замка. По рассказам людей, которые имели возможность увидеть этот спектакль- это черная собака, что значительно превышает размер обычной собаки, даже очень большой, его глаза горят и ним тянется тяжелая цепь. Призрак, как предполагается, душа Кастеляна Кракова Станислава Варчицкого . Что интересно - Кастелян также прогуливается недалеко от руин замка с привидениями в Данкуве. как всадник без головы.
На самом нижнем уровне сохранились и по сей день часть фресок эпохи Ренессанса сизображением лилии.
В 1973 году замок был использован как часть места для съемки сериала "Janosik".
В 1980 году замок был снят на фильм , "Рыцарь" режиссера Леха Маевского.
В 1984 году, хэви-метал группа Iron Maiden записали фрагмент фильма в замке, который был использован в их фильме Live After Death .. Материал был использован на песню Hallowed Be Thy Name .
На дороге "Орлиных гнезд" чуть ли не две дюжины замков и посмотреть их за день просто невозможно.Последним в тот день стал...Ольштын,лежащий чуть восточнее Ченстоховы.
Замок на пограничье Малой Польши и Силезии стал важным опорным пунктом во времена Казимира Великого.Людвиг Венгерский передал его опольскому князю Владиславу в 1370 г.,а 21 год спустя другой Владислав - Ягелло - после трехдневной осады вернул его в лоно Польской короны.Замок был разрушен во время шведского "потопа" и более не восстанавливался.
В XVIII в. местные жители разобрали часть руин для постройки приходского костела.Лишь переживший пожары и нашествия донжон как и столетия назад поднимается над скалистым возвышением,господствуя над округой.
Замок в Красичине
Замково-парковый ансамбль расположен в юго- восточной Польше, всего лишь в 10 км. от исторического города Пшемысль.
Замок в Красичине, одно из красивейших сокровищ ренессансно – манерного зодчества в Польше, принадлежит также к самым красивым замкам в Европе. Построен на переломе XVI и XVII веков Станиславом Красицким и его сыном Марцином. Две ширмовые стены замка украшены красивым ажурным аттиком.
В угловых частях находятся четыре круглые башни: Божья, Папская, Королевская и Шляхетская (их названия символизируют одобряемую основательями иерархию мира, которая охватывает земную и вечную жизнь). С замкового двора, окаймленного арочной сводчатой галереей, можно восхищаться необыкновенно редко встречаемыми прекрасными украшениями – граффити. Они представляют библейские сцены, медальоны с бюстами императоров, портреты польских королей, охотничьи сцены
Основание и концепция Красичина – это дело рук семьи Красицких. Потом были Тарловы, Потоцкие, Пининские и наконец Сапехи. Заслуга последних - окружающий Замок парк, самая ценная часть которого - это коллекция родовых деревьев, увековечивающих рождение очередных членов рода. На территории парка растёт много экзотичных сортов деревьев и растений. Незабываем
ое впечатление вызывает вид цветущего, мощного лириодендрона тюльпанного. По местной традиции тройной переход вокруг векового гинкго двулопастного гарантирует исполнение самой сокровенной мечты. Любимое место прогулок Липовая аллея XIX века и окрестности Верхнего пруда.
Через восточные ворота можно войти на Замочный двор. Его размер импозантный, а окружающие стены украшает графитто, которое изображает римских императоров и польских монархов. В этом месте, летом происходят концерты, оперные спектакли и рыцарские турниры. Богатую традицию этого места продолжает, организованный уже несколько лет Большой охотничий парад. Особенно интересная, реставрирована в последнее время, Замковая часовня XVI в., которую сопоставляют наряду с такими жемчужинами польской культуры как Зыгмунтовская часовня на Вавеле
Центральный фрагмент картины Я.Матейко "Битва под Грюнвальдом"
В 1876 г. в Замке по приглашению князя Адама Сапеги гостил выдающийся польский живописец-Ян Матейко.Во все время его пребывания в гостях у князя он устраивал грандиозные великосветские приемы для шляхты и магнатов в его честь.Кого только тут можно было встретить:и Сапеги,и Чарторийские,и даже великокняжеские фамилии из знаменитых европейских домов.Матейко тут закончил рисовать головы коней по заказу Чарторийских,которые и были им торжественно вручены заказчику.
Могила Адама Сапеги в родовой усыпальнице(крипте) в подземелье Замка:
Здесь же великий живописец приступает к написанию своего самого грандиозного и знаменитого полотна "Битва под Грюнвальдом".Центральную фигуру полотна-Великого князя Литовского Витольда(Витаутаса) -он решает писать с хозяина Замка,литвина князя Адама Сапеги.Он предстанет на картине с карающим поднятым мечом на Тевтонских рыцарей в красном плаще(князя называли "красным"),а голову его украсит Корона-митра пшемысльских бискупов.Картину с портретом князя Матейко торжественно подарит хозяину Замка на долгую память роду о пребывании мэтра в гостях.А дочь князя-Мария Сапежанка(Сапега)-напишет благодарственное письмо Матейке,которое и хранится по сей день в музее Замка Красичин