Мы неоднократно обращались к творчеству Василия Перова.
«Суд Пугачева»
В начале 1870-х годов Перов обратился к теме, посвященной крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Перов поставил перед собой сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. По замыслу художника в первой части триптиха он хотел показать причины восстания (тяжелая жизнь крестьян под властью помещиков), во второй – изобразить само восстание, в третьей – передать расправу с помещиками. Из задуманного художник смог осуществить только третью часть. Зловеще-мрачная сцена суда трактуется живописцем как народная трагедия, где каждый присутствующий является носителем своей правды.
(Музыкальное сопровождение: "Ах ты, ноченька", Русская народная песня, исп. Хор п/у Свешникова)
«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
Картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» написана Василием Перовым в 1862 году. Обычная на первый взгляд сцена чаепития под сенью дерева превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину. Повернутый углом к зрителю стол со стоящим на нем самоваром делит пополам небольшое, по формату близкое к квадрату полотно. Так же на две части распадается и мир героев картины: по одну сторону оказывается толстый сытый поп, по другую - нищие старик и мальчик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Вместе с тем воплощению мысли о необходимости восстановить справедливость и вернуть миру утраченную гармонию служат идиллический пейзаж фона и кругообразный ритм композиции картины.
(Музыкальное сопровождение: "Вспомни, вспомни" Русская народная песня, исп. Анатолий Тихонов (балалайка)
«Никита Пустосвят Спор о вере»
«Никита Пустосвят. Спор о вере» - крупноформатная картина русского художника Василия Перова (1834-1882), написанная в 1880-1881 годах. На картине изображён драматический момент «спора о вере» — исторического события времён московской смуты 1682 года. Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом, и левой части, где изображены власть имущие - царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие.
«Правильно это действо называется не «крестный ход», а «хождение с крестом». В чём здесь суть? У священника была прямая обязанность поздравлять всех проживавших в границах его прихода православных христиан с Пасхой и Рождеством, посетив их дома со Святым Крестом и иконами. Дело в том, что во время хождения с крестом по домам хозяин не только угощал церковников вином, но давал положенную десятину деньгами и плодами своих трудов. Церковнослужители, особенно низшего ранга, кормились этим, часто небогатым, подаянием в течение всего года. По настояния Святейшего Синода картину удалили с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, посчитав её "безнравственным" произведением и запретили воспроизводить в печати, а П.М.Третьякову рекомендовали не показывать картину посетителям.
(Музыкальное сопровождение: "Лучина" Русская народная песня, исп. Хор "Древнерусский распев")
«Монастырская трапеза»
Полотно «Монастырская трапеза» представляет зрителю сцену монастырского обеда с роскошно накрытом столом, изобилующим разнообразными яствами. В общем шуме вакханалии, происходящей на фоне распятого Христа, разрумянившиеся батюшки предаются земным утехам - пьянству и чревоугодию, в правой части картины один из сановников заискивает перед богатой барыней. Устроенный в храме балаган, изображенный Перовым, выдает истинное лицо церкви того времени. По выражению современника художника, Ф. М. Достоевского, «исчезли И стерлись границы добра и зла».
Гражданственность поэзии и живописи 1860-1870-х, в которых зачастую встречаются прямолинейность, едкая ирония, выраженная в общей бескрасочности и будничности повествования, воспринимается сегодня не как недостаток, а как особенность «художественной скорби» эпохи. Неслучайно многие произведения художника не допускались до экспонирования на выставках и показа публике.
(Музыкальное сопровождение: «То не ветер ветку клонит» русская народная песня)