Друзья, сегодня мы познакомимся с новым сборником наших смоликов (роликов), рассказывающем о творчестве живописцев, рожденных крепостными. Судьбы и творческий путь у всех разные, но каждый из представленных художников по своему талантлив, и знакомство с их творчеством будет интересным и познавательным.
1. Колокольников Мина Лукич (1708-1782)
Колокольников Мина Лукич - русский художник-портретист XVIII века, представитель семьи тверских крепостных художников Колокольниковых. Учился иконописи и живописи на родине, в городе Осташков в 1720-е годы. Позже переехал в Петербург, где работал под руководством Ивана Никитина, Луи Каравака, Ивана Вишнякова. С 1740-х годов становится одним из видных живописцев столицы. Имел мастерскую, куда входило около 20 учеников.
Аргунов Иван Петрович - русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. Его дядя был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов Шереметевых. Всю юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Он стал управителем в доме П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, а позже в Москве. Специального художественного образование Иван Петрович не получил. По некоторым данным его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений.
(Музыкальное сопровождение: Козловский Осип (1757-1831) - Два танца из трагедии «Фингал»)
3. Аргунов Николай Иванович (1771-1828)
Аргунов Николай Иванович – русский живописец-портретист. Родился в 1771 году в семье крепостного художника. Учился у отца, Ивана Петровича Аргунова, а в 1790-е годы совершенствовал свое мастерство, копируя картины Эрмитажа. В Москве в начале XIX столетия Николай Иванович Аргунов в художественной среде, прежде всего, славился как портретист. В 1816 году художник получил вольную от графа Шереметева. Он был высокоодаренным портретистом, первым соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями.
Яков Иванович Аргунов младший сын крепостного художника Ивана Петровича Аргунова, который и стал его первым учителем. Трудолюбие юноши было замечено, и он получил от Санкт-Петербургской Академии художеств звание «назначенного» в академики. В 1816 году, согласно завещанию графа Н. П. Шереметева, вместе со старшим братом Николаем получил вольную. Жил и работал в Москве. В 1817 году преподавал живопись и рисунок в Московском уездном и в Якиманском училищах, с 1818-го — в 1-й Московской гимназии. Для изданий Н. Н. Бантыш-Каменского и П. П. Бекетова выполнил серию рисунков, изображающих выдающихся русских военных и государственных деятелей. Год смерти художника впервые уточнен сотрудниками ГТГ на основании обнаруженного во Львовской картинной галерее женского портрета, подписного и датированного 1837 годом. Это расширяет хронологические рамки творчества Я. Аргунова, так как известные его работы до сих пор датируются 1830 годом.
(Музыкальное сопровождение: Верстовский Алексей (1799-1862)- St. Petersburg Polonaise)
5. Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)
Тропинин Василий Андреевич родился в семье крепостных графа И. И. Моркова. В 1799 году он был отдан в Академию художеств, где учился у С. С. Щукина и пользовался советами Г. И. Угрюмова. Закончить Академию Тропинину не удалось. Граф Морков в 1804 году прервал его учебу, вызвав в свое украинское поместье Кукавку. Молодому художнику предстояло быть домашним живописцем и одновременно выполнять обязанности дворового человека. В 1823 году под давлением общественного мнения Морков дал вольную Тропинину. В этом же году живописец получил от Академии художеств звание «назначенного» в академики, а осенью следующего, 1824 года не без труда и не без противодействия завистников он в 48 лет был избран академиком.
Музыкальное сопровождение: Козловский Осип Антонович (1757-1831) - Музыка к трагедии В. Озерова «Фингал»)
6. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)
Кипренский Орест Адамович - блистательный, виртуозный рисовальщик, виднейший представитель эпохи романтизма в русской живописи. Орест Кипренский родился в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии. Он был сыном крепостного человека бригадира Диаконова. Еще в детском возрасте Орест выказал большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить в 1788 в воспитанники Императорской академии художеств. Главными наставниками Кипренского были Угрюмов и Левицкий. Орест Адамович ездил в Москву, был в Твери при дворе великой княгини Екатерины Павловны. В 1812 он за несколько мужских портретов, в их числе портрет партизана-поэта Давыдова, был возведен в звание академика, а в 1815 признан советником академии.
(Музыкальное сопровождение: Зубов Николай Владимирович (1867-1908) «Не уходи, побудь со мною» исп. Евгения Смольянинова)
7. Тихонов Михаил Тихонович (1789-1862)
Тихонов Михаил Тихонович - крепостной князя Н.А. Голицина, в 17 лет он начал обучение в Академии художеств, в 26 лет получил вольную. В 1817-1819 гг. он участвовал в кругосветном плавании на шлюпе "Камчатка" под командованием В.М. Головнина в качестве художника. Во время этой экспедиции Тихонов повредился рассудком. По возвращении в Петербург Михаил Тихонов более сорока лет прожил под опекой художника И.В.Лучанинова, а затем его вдовы, получая годовое пособие в 600 рублей.
Садовников Василий Семенович родился в семье крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (она стала прототипом знаменитой «пиковой дамы» в одноименном произведении А. С. Пушкина). До 1838 года, будучи уже известным художником, Садовников оставался крепостным. Освободил семью Садовниковых после смерти княгини ее сын, князь Д. В. Голицын. В том же году Садовников подал прошение в Совет Академии художеств о присвоении ему звания свободного художника. Большая часть художественного наследия В. С. Садовникова — это виды Петербурга и его окрестностей.
(Музыкальное сопровождение: Глинка М.И. (1804-1857) - Полонез из оперы «Жизнь за царя»)
9. Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892)
Федор Григорьевич Солнцев - художник, архитектор и историк, академик и профессор Императорской Академии художеств, специалист по художественной археологии, руководитель издания «Древности Российского государства». Заведовал художественным оформлением Большого Кремлёвского дворца. Родился Федор Григорьевич 14 апреля 1801 г. в с. Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье помещичьих (крепостных) крестьян графа Мусина-Пушкина. Граф обнаружил одарённость Фёдора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу отдать сына в Академию художеств в 1815 году.
(Музыкальное сопровождение: Лучина - Хор Московского Патриархата "Древнерусский распев" под упр. А.Гринденко)
(Музыкальное сопровождение: Не забудь – Origa (Ольга Яковлева)
10. Подключников Николай Иванович (1813-1877)
Подключников Николай Иванович был крепостным графа Шереметева. Отец и дядя будущего художника руководили иконописной мастерской. В ней и получил свои первые уроки подросток Николай. С 1833 года он стал вольноприходящим учеником Московского художественного класса, впоследствии Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1839 году молодой живописец получил вольную от Шереметевых и звание свободного художника Академии художеств. Кисти Николая Подключникова принадлежат замечательные работы с видами и интерьерами московских и подмосковных усадеб.
(Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский (1840-1893) - Времена года, Op.37b - Июнь (Баркарола)
11. Шевченко Тарас Григорьевич (1814-1861)
Шевченко Тарас Григорьевич - писатель, художник, основоположник революционно-демократического направления в украинской общественной мысли. Родился Тарас Григорьевич в семье крепостного. В 1838 был выкуплен у помещика и поступил в Петербургскую академию художеств. Был связан с петрашевцами. В 1847 за участие в «Кирилло-Мефодиевском обществе» был арестован, приговорен к ссылке и определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать. После окончания ссылки (1857) Шевченко сблизился с Чернышевским, Добролюбовым и другими сотрудниками журнала «Современник».
(Музыкальное сопровождение: Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825) - Танец духов из оперы «Алкид»)
12. Капков Яков Фёдорович (1816-1854)
Капков Яков Фёдорович - сын подрядчика, крепостной князя М.С.Воронцова. Художественное образование начал с занятий в мастерской А.Е.Егорова. В 1832 году получил вольную (без выкупа). Состоял в качестве пенсионера Общества Поощрения Художников «посторонним» учеником Академии Художеств у К.П.Брюллова. За время учебы в ИАХ Я.Ф.Капков был награжден двумя малыми и большой серебряными и малой золотой (за картину «Алквиад и его друг спасаются, выбегая из своего дома, подожженного врагами») медалями. В 1847 отправился в поездку в Италию, однако уже в 1849 в связи с политическими волнениями был отозван в Россию.
(Музыкальное сопровождение: Львов Алексей Фёдорович (1798–1870) - Фантазия на русские темы для скрипки, оркестра)
13. Славинский Федор Михайлович (1817-1876)
Славинский Федор Михайлович - русский художник, академик Императорской Академии художеств. Крепостной помещика Андрея Александровича Семенского. Художник рано проявил свой талант, самостоятельно занимаясь росписью иконостасов в артели иконописцев. В 1839 году А. Г. Венецианов пригласил Федора «как зрелого художника», в свою художественную школу, в своё поместье Сафонково. Вольную Федор Славинский получил около 1840 г. за две тысячи рублей по ходатайству Венецианова, рекомендовавшего талантливого ученика к занятиям в Императорской Академии художеств.
(Музыкальное сопровождение: Антон Рубинштейн (1829–1894). Концерт для виолончели с оркестром №1 ля минор op. 65)
14. Иванов-Голубой Антон Иванович (1818-1863)
Иванов-Голубой Антон Иванович родился в селе Козаково Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье крепостного. Село Казаково принадлежало помещице Домашневой, которая отдала Антона на обучение в иконописную мастерскую отца братьев-художников Чернецовых. Братья Чернецовы - Григорий и Никанор, уже закончившие Петербургскую академию художеств и получившие звание художников, приехали в 1836 году на родину в Лух, где познакомились с Антоном и пригласили его принять участие в их путешествии по Волге. Убедившись в таланте Антона, Чернецовы решили выкупить его из крепостничества, пожертвовав всеми своими сбережениями. Уже свободного Иванова устроили вольнослушателем на учёбу в Академию художеств. В 1846 году братья Чернецовы отправились за границу и взяли с собой Иванова. Антон Иванов любил носить жилеты модного голубого цвета, за что получил прозвище «Голубой»; оно закрепилось за ним для отличия от другого русского художника-однофамильца, тоже жившего в Риме — Александра Иванова.
(Музыкальное сопровождение: Чайковский Пётр Ильич (1840-1893) - Итальянское каприччио)
15. Сорока Григорий Васильевич (1823-1864)
Сорока Григорий Васильевич - русский крепостной живописец. В 1842-1847 гг. учился живописи у А. Г. Венецианова, был одним из любимейших его учеников. Венецианов просил предводителя дворянства Вышневолоцкого уезда Николая Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого. После реформы 1861 года Григорий Сорока участвовал в крестьянских волнениях против помещика. В 1864 году Сорока был подвергнут трёхдневному аресту. Возможно, этот арест послужил причиной самоубийства художника.