Осада Львова войском во главе с Богданом Хмельницким
и воеводой Василием Бутурлиным
25 сентября — 10 ноября 1655 года
Что это было
Василий Бутурлин представлял интересы россии на Переяславской Раде, где казацкие старшины присягнули царю. В военном походе против Польши, начатом по условиям Переяславской Рады, между Хмельницким и Бутурлиным то и дело возникали разногласия. Расходились военачальники и во взглядах на осаду Львова. Для Бутурлина главным было добиться присяги первых лиц города на верность российскому царю. Поэтому воевода требовал немедленного штурма Львова, защищённого четырёхтысячным гарнизоном. Хмельницкий же хотел лишь взять с горожан выкуп, не желая разрушать город, в котором провёл юность. За время осады город не раз подвергался обстрелам, но ни одного штурма так и не последовало.
После долгих переговоров Львов заплатил гетману 60 тысяч золотых. Хмельницкий, который к тому времени узнал о нападении на украинские земли крымского хана, снял осаду. Но напоследок провёл — для устрашения поляков — перед воротами города все свои 34 полка (около 30 000 бойцов) и ушёл на восток. Бутурлину после ухода Хмельницкого ничего не оставалось, как снять с позиций свои войска (10–12 тысяч бойцов).
После осады Львова Бутурлин прожил недолго: в декабре 1655 года он заболел и умер в Киеве по дороге в москву (по одной из версий он отравился, чтобы избежать наказания царя за самовольный уход из стратегически важного для москвы региона, а также за вымогательство и взяточничество, по другим данным — умер от раны, полученной в сражении с крымским ханом под Озёрной).
Как это было «Цар дуже нагнівався на Бутурліна і послав наказ, щоб йому відрубали голову за три його зради: перше — що він брав хабарі від тих міст і замків; друге — що, здобувши міста, він їх попустошив, а не затримав у своїй владі; третє — що він замирився з ханом. Дізнавшись у Києві, що цар не пробачить невдачу львівського походу й має намір відрубати йому голову, боярин Василій Бутурлін отруївся 31 грудня 1655 року».
М. Грушевский, «История Украины-Руси»
Оккупация Львова российскими войсками,
союзными польскому королю Станиславу Августу Понятовскому
1767–1772 годы
Что это было
Накануне первого раздела Польши, спланированного в Петербурге, во Львов вошли гренадёры российского экспедиционного военного корпуса генерала Петра Кречетникова, брата одного из фаворитов Екатерины II. Российские войска сражались против сил Барской конфедерации, созданной для защиты Речи Посполитой от прямой российской агрессии. В 1769 году конфедераты попытались захватить город, но российский гарнизон сумел отбить все атаки. Императрица Екатерина II рассчитывала, что в результате раздела Польши Львов отойдёт к россии. Но по Петербургской конвенции город достался Австрии. 24 июня 1772 года под Львовом лагерем расположились австрийские военные части. Вскоре российские войска получили приказ оставить город. Переименованный в Lemberg, Львов стал столицей новой австрийской провинции, названной Королевством Галиции и Лодомерии.
Как это было «Общий вопль от злых и добрых по всей Польше противу недозволенного и всю славу военной службы развращающего, как и делам весьма вредного поведения нашего генерал-майора Кречетникова вынуждает из нас такие меры, которые во всяком другом случае были б претительны нашей природной склонности и статским правилам. Сей генерал, по-видимому, вышед совсем из пределов должности и уважения к славе нашего оружия и ослепясь мерзким и презрительным корыстолюбием, производит, как сказывают, такие себе нажиточные грабежи на тамошней земле, что уже многие обозы с пограбленным оттуда выслал. Мы за нужное нашли отозвать его от команды».
Из приказа Екатерины II об отзыве Петра Кречетникова из Польши. 1769 год
Оккупация Львова корпусом российских войск,
союзных Наполеону
24 июня — 14 декабря 1809 года
Что это было
В июне 1809 года во Львов вступил шеститысячный корпус российских войск генерала Петра Меллера-Закомельского, входивший в 40-тысячную армию под командованием князя Голицына, которая была отправлена в австрийскую Галицию.
россия в то время выступила союзником наполеоновской Франции в войне с Австрией и Британией. Город был взят без боя - российские войска не стремились воевать с австрийцами, поэтому боевых действий не вели. Комендантом Львова Александр I назначил князя Дмитрия Лобанова-Ростовского. Россияне вновь рассчитывали присоединить Львов и всю Галицию к российской империи. Но Наполеон отдал им лишь часть галицкой территории. «Я дал россии 300 тысяч душ. Это больше, чем она заработала!», — сказал по этому поводу французский император. По условиям франко-австрийского мирного договора Львов вернулся под власть Австрии.
Как это было «Російське військо ні добрих, ні поганих спогадів після себе не залишило. Щоправда, сучасники скаржилися на те, що воно «пило, їло, полювало і видирало тяжко запрацьовані гроші з рук людності».
Юрій Охріменко «Новий погляд»
Оккупация Львова российским войсками
во время Первой мировой войны
21 августа 1914 — 22 июня 1915 года
Что это было
После Галицийской битвы Львов был сдан австрийцами без единого выстрела. Новоназначенный генерал-губернатор Галиции Георгий Бобринский, вступив в должность, заявил, что «в этих землях коренное население всегда было русским, и устройство их должно быть основано на русских началах, русских законах, русском языке и русском порядке». 9 апреля 1915 года Львов посетил император Николай II, которого встретили восторженные сторонники присоединения города к «русскому миру», в большинстве своём члены Русской народной партии в галицийском парламенте. Но уже 22 июня 1915 года российские войска вынуждены были оставить Львов, отступая под ударами армии австрийского фельдмаршала Эдуарда фон Бём-Эрмоли.
Как это было «Львова не пізнавбись. Усюди московські шапки, шинелі та багнети… Видано масу оголошень про кару за рабунки і крадежи, мимо того, однак, з годинником на місто небезпечно показуватися. Можеш собі представити, що двори в 90% зрабовані до тла. Що не далося зрабувати, то знищено прямо для того, щоб нищити… Шептицького вивезли в Нижній Новгород, а опісля в Курськ. Мотивом подають проповідь єго при вході москалів — але він на ній говорив лише, щоби держатися віри і радше за ню життє віддати.
Недавно появився указ, котрим замкнено всі школи, інтернати і курси, бо польських і українських не хотять допустити, а московських ще не в силі запровадити. «Діло» і всі українські газети завісили зараз першого дня, книгарню Шевченка запечатано може в два тижні опісля, як побачили, що солдати масово заосмотрюються в українські книжки.
Загалом нужда страшна… Вже цілі родини жиють бараболею і то часто краденою… Заведено вже кару нагайками…».
Из письма неизвестного жителя оккупированного Львова, 15.10.1914. Опубликовано в трёхтомной «Истории Львова»
«В результате крупного австро-германского наступления 1915 года под Тарнувом русская линия обороны была прорвана, и одним массированным ударом были заняты Галиция и Польша. Военный архив тут же решил собрать для своей библиотеки оригиналы всех русских прокламаций и объявлений на оккупированной Австрией территории, прежде чем их сорвут или уничтожат... Основное моё поручение по сбору прокламаций не слишком обременяло меня. Всякий раз, когда я прибывал в какой-нибудь из галицийских городов, в Тарнув, Дрогобыч, Лемберг, там на вокзале толкалось несколько евреев, так называемых «факторов», профессией которых было доставать всё, чего только ни пожелает клиент: достаточно было сказать одному из этих универсальных дельцов, что мне нужны прокламации и объявления периода власти русских, как фактор бежал словно гончая и передавал задание загадочными путями десяткам унтер-факторов; через три часа у меня, не сделавшего и шага, был материал во всей полноте. Благодаря такой замечательной организации у меня оставалось время увидеть многое, и я многое увидел. Я видел прежде всего ужасающую нищету мирных жителей, в глазах которых застыл ужас пережитого. Я никогда не предполагал подобной нищеты у евреев гетто, которые ютились по восемь-двенадцать человек в подвалах или в помещениях на уровне земли».
Стефан Цвейг «Вчерашний мир»
Брусиловский прорыв
22 мая — 7 сентября 1916 года
Что это было
В конце июля 1916 года российская армия пыталась взять Львов во время знаменитого Брусиловского прорыва. Львов был целью одного из четырёх ударов этой военной операции. Взять город должна была 11-я армия Юго-Западного фронта под командованием генерала Владимира Сахарова. Она заняла Броды и, преследуя противника, вышла на подступы ко Львову. Но была остановлена. Брусилов колебался, укрепить ли 11-ю армию силами «соседней» 8-й армии. Но в конце концов дал ей приказ наступать не на Львов, а на Ковель. В итоге не был взят ни один, ни другой город.
Как это было «В результате Брусиловского прорыва на оккупированных российскими армиями территориях было образовано «Генерал-губернаторство областей Австро-Венгрии, захваченных по праву войны» с центром сначала в Тернополе, а затем в Черновцах. Оно делилось на две губернии: Тернопольскую и Черновицкую… 3 июля 1916 генерал-губернатором захваченных областей был назначен генерал-адъютант Ф. Ф. Трепов. Состав уездной администрации, подобранный им, был значительно лучше, чем в правительстве Георгия Бобринского. Большинство служащих имели высшее образование и практический опыт работы в государственных учреждениях.
Во время второго периода российской оккупации (июль 1916 — февраль 1917 года) деятельность институтов российской оккупационной власти регулировалась «Временными правилами», утверждёнными А. Алексеевым. Эта деятельность отличалась умеренностью и взвешенностью, а главное — была направлена на обеспечение потребностей армии и фронта. В сентябре 1916 года распоряжением Ф. Трепова в Восточной Галиции было позволено восстановить работу низших и средних учебных заведений с украинским языком преподавания. Их работа чётко контролировалась оккупационным правительством, которое следило за тем, чтобы обучение в школах соответствовало основным принципам государственной политики российской империи».
Ирина Кучера «Политика российской оккупационной администрации в Восточной Галиции в 1914–1917 годах»
Львовская наступательная операция
Юго-Западного фронта Красной армии
25 июля — 20 августа 1920 года
Что это было
Во время советско-польской войны Юго-Западный фронт под командованием Александра Егорова начал Львовскую наступательную операцию, однако овладеть Львовом сходу не смог и начал осаду города. Членом реввоенсовета Юго-Западного фронта был Иосиф Сталин. 17 августа 1920 года была Битва под Задворьем, в 20 км от Львова, в ходе которой 330 польских «орлят» (молодых львовских добровольцев) целый день на станции Задворье сдерживали атаки около тысячи кавалеристов 1-й Конной армии Семёна Будённого, наступающих на Львов. 318 «орлят» в ходе боя погибли. В историографии Польши этот бой называют польскими Фермопилами. А уже 20 августа 1920 года 1-я Конная армия отошла из-под Львова на север, стремясь помочь терпящим поражение под Варшавой частям Западного фронта.
Как это было «Квартира мне попалась у рыжей вдовы, пропахшей вдовьим горем. Я умылся с дороги и вышел на улицу. На столбах висели объявления о том, что военкомдив Виноградов прочтёт вечером доклад о Втором конгрессе Коминтерна. Прямо перед моими окнами несколько казаков расстреливали за шпионаж старого еврея с серебряной бородой. Старик взвизгивал и вырывался. Тогда Кудря из пулемётной команды взял его голову и спрятал её у себя под мышкой. Еврей затих и расставил ноги. Кудря правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись. Потом он стукнул в закрытую раму.
— Если кто интересуется, — сказал он, — нехай приберёт. Это свободно...
И казаки завернули за угол».
Исаак Бабель «Конармия»
«В 1635 году гетман Станислав Конецпольский решил удивить Европу, построив в селе Подгорцах (Львовской области. — Фокус) дворец, который превзошёл бы по красоте и роскоши все европейские королевские резиденции. Именно здесь за десять лет до появления Версаля итальянец Андреа дель Аква с французом Гийомом де Бопланом соорудили уникальную «резиденцию для утех и отдыха», куда съезжались все европейские монархи, включая Петра I.
В Подгорцах выступал крепостной театр, здесь проходили роскошные балы. Стены самого богатого замка Восточной Европы украшали полотна Рембрандта, Ван Дейка и прочих прославленных мастеров своего времени. Здесь была огромная столовая с 72 портретами государственных и духовных деятелей Речи Посполитой. В ХІХ — начале ХХ века замок принадлежал семье князей Сангушков. Будённый повесил одного из них, после чего владельцы резиденции эмигрировали в Аргентину. А красноармейцы однажды ночью ворвались в замок и повырезали из рам все картины. Эти картины пошли на шторы для солдатского клуба...».
Директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий (сентябрь 2004 года)
Захват Львова и Западной Украины
советскими войсками
18–22 сентября 1939 года
Что это было
В сентябре 1939 года на Львов напали сначала немецкие, а потом и советские войска, перерезав последнюю дорогу, связывавшую город с неоккупированной территорией. Немецкие войска отошли на запад, уступив свои позиции «новым союзникам». Польский генерал Владислав Лангнер, командовавший обороной города, посчитал сопротивление в условиях полного окружения бесполезным и подписал капитуляцию. В переговорах среди прочих участвовал и первый секретарь ЦК КП(б) Украины Никита Хрущёв. Проигнорировав только что подписанный ими документ, советские военачальники тут же арестовали сдавшихся польских военных и вскоре расстреляли их в лагерях Катыни, Харькова, Старобельска, Козельска и Осташкова. (Подробнее читайте «Ошибка генерала Лангнера».) Согласно пакту Риббентропа — Молотова, Львов и вся Западная Украина остались за СССР. Советская власть продержалась здесь до 30 июня 1941 года, когда оккупационная власть москвы сменилась оккупационной властью Берлина.
Как это было «– От имени генерала Тимошенко я вам предлагаю: все солдаты и офицеры, сложив оружие, будут свободны и смогут отправиться по домам или, если захотят, на румынскую или венгерскую границу, откуда уже могут своими силами пробираться во Францию, в новосформированную польскую армию… подхватил генерал Иванов. – Скажу больше: желающим вернуться домой советская власть окажет всяческое содействие – предоставит транспорт и обеспечит продовольствием на дорогу.
Когда все польские офицеры, согласно приказу, сложили оружие в здании командования округом и были готовы походным порядком выступить из города по Лычаковской улице в направлении Винник, а оттуда двинуться к румынской границе – их неожиданно окружил кордон советских войск с винтовками наперевес и примкнутыми штыками.
– Ма-р-р-рш! – и погнали всех в сторону городской заставы.
– Что это значит!? – выразил свой протест генерал Лангнер генералу Иванову. – А где выполнение условий?
– Ах, не беспокойтесь! Условия будут выполнены до мельчайших подробностей. Это в интересах самих офицеров. Это для их безопасности. Во избежание недоразумений с нашими частями в дороге, разными бандами, время военное… Вы меня понимаете? Сначала, господа, пойдете в Тернополь, а оттуда, как решено: кто домой, кто за границу...
406 человек дождались «амнистии», объявленной согласно польско-советскому договору от 30 июля 1941 г., и вышли на свободу. Остальные пленённые во Львове солдаты и офицеры, т.е. около 14 700 человек, в том числе 8400 офицеров, с весны 1940 года пропали без вести, без следа».
Юзеф Мацкевич «Катынь»
Львовско-Сандомирская
операция и 50-летняя оккупация
13 июля — 29 августа 1944 года
Что это было
В июле 1944 года советские войска во время Львовско-Сандомирской операции выбили из города немецкие военные части. А после — уничтожили подразделения польской Армии Крайовой, пытавшейся установить во Львове польскую власть. Далее продолжилась политика, начатая в 1939 году и прерванная из-за немецкой оккупации. Советская власть продержалась во Львове почти 50 лет, до 1991 года, когда была провозглашена независимость Украины.
Как это было «Я прошёл всю войну, от Ростова до Берлина, участвовал в Курской битве, освобождал от немцев Львов, дважды горел в танке. Сам не знаю, как уцелел. Я не раз бывал в самом аду, а за всю войну у меня была разве что контузия...
Что во Львове было? Ничего интересного. Немец тогда уже был деморализован и большого сопротивления не оказывал. Но мне запомнились не бои, а крики монашек, которых советские солдаты вытаскивали из монастырей и насиловали. Так, что греха таить, было почти в каждом захваченном городе. И никто из офицеров никогда не останавливал ни насильников, ни мародёров. Это уже где-то через месяц после победы за мародёрство начали судить. А до этого — никогда. Таковы были законы военного времени».
Из воспоминаний ветерана Второй мировой, танкиста Николая Сухарева (октябрь 2004 года)
Фото: Getty Images, skyscrapercity.com, В. Маруженко и В. Соловский (1970 г.)
Дмитрий Синяк, журналист, сайт focus.ua