Материал из энциклопедии "Святая Русь"
Великий князь киевский Владимир Святославич является одним из наиболее известных князей Рюрикова дома благодаря, как минимум, двум обстоятельствам: это, во-первых, положенное им в 988 г. начало Крещению Руси и, во-вторых, целый цикл древних русских былин, в которых он именуется Красным Солнышком.
Кроме того, это княжение оставило глубокий след в народной памяти как время могущества единой Киевской Руси, самого большого государства средневековой Европы, сумевшего дать должный отпор печенегам и другим внешним врагам.
Сын князя Святослава от тайного сожительства с рабыней (ключницей) матери Малушей, Владимир, как считают некоторые современные исследователи, родился в Киеве около 948 г. Однако дата эта сомнительна хотя бы уже потому, что, согласно общепринятой версии, основанной на летописных известиях, его отец Святослав родился в 942 г. Ближе к истине, на наш взгляд, дата, сообщаемая м. Таисией (Карцевой) — 963 г. М.В. Толстой, в свою очередь, сообщает о том, что Святослав отправил Владимира на княжение в Новгород в восьмилетнем возрасте. В этом случае выходит, что Владимир родился в 961 или 962 г.
Ввслед за летописным преданием в русской дореволюционной историографии частная жизнь и княжение Владимира Святославича традиционно делятся на две части — языческую и христианскую; особо подчёркивается вопиющая разница между этими двумя периодами. В частности, в первом случае вспоминают о его расправе над полоцким князем Рогволодом, его женой и сыновьями, а равно и то, как он затем обошёлся с дочерью Рогволода княжной Рогнедой (Гориславой) и беременной женой брата Ярополка. Рассказывая о многоженстве Владимира-язычника, наряду с пятью его законными женами вспоминают о 300 его наложницах в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 в селе Берестове (данные Н.М. Карамзина, впоследствии заимствованные М.В. Толстым и другими историками). Отмечая столь невероятное женолюбие Владимира, летописец сравнивает его с библейским царем Соломоном (он же знаменитый Сулейман ибн Дауд из древних повестей арабского Востока).
Кроме того, на этот же языческий период жизни Владимира Святославича приходится и зверская расправа в 983 г. киевских язычников (очевидно, всегда противопоставлявших себя согражданам, исповедовавшим христианство со времен Аскольда и Дира) над православными варягами Федором и его сыном Иоанном (первомученники Феодор и Иоанн Варяжские, память 12 июля). Причиной этого единственного в своём роде в истории Русской Церкви кровавого конфликта стала необходимость жертвы идолам (истуканам) главных славянских богов, собранных будущим святым Владимиром в Киеве для всеобщего поклонения и человеческих жертвоприношений — акт, трактуемый некоторыми современными исследователями как стремление Владимира к объединению государства и усилению великокняжеской власти. О земле на священном холме (где был водружен истукан Перуна с серебряной головой и золотым усом) которая «осквернялась кровию жертв» как вслед за летописцем повествует Н.М. Карамзин. Вторя древней летописи и Н.М. Карамзину, С.М. Соловьев уточняет: «(местные жители) приводили сыновей своих и дочерей и приносили жертвы богам и т. д.». Интересно отметить в этой связи, что та же м. Таисия утверждает, что славяне «в древности идолов и жертвоприношений не знали, а переняли их у других языческих народов, много позднее». Когда именно она, правда, не уточняет. Однако об обрядах жертвоприношений пленных у славян соообщали ещё западные хронисты Длугош, Титмар, Гельмольд. А об убийстве славянами младенцев свидетельствовал византийский автор VI в. Псевдо-Кесарий. О ритуальных убийствах, принятых у славян также говорили Ибн-Русте, Исхакан Ибн-ал-Хусаин, Ибн-Фадлан и другие. Кстати, сам факт сооружения языческого пантеона в Киеве с последующими жертвоприношениями главным славянским богам принято считать следствием побед Владимира в сражениях и военных экспедициях, о которых речь пойдёт ниже.
На дохристианский период жизни князя Владимира приходится целый ряд событий, характеризующих его как опытного государственного деятеля и полководца. Покончив в 979 г. с Ярополком, а с ним и с христианской партией в Киеве, Владимир принимает его союзнические обязательства на себя. В союзе с Оттоном II он начинает боевые действия против польского князя-христианина Мечислава и одним за другим отвоевывает у поляков червенские города Перемышль, Червень и другие, принадлежавшие ранее Чехии и во время короткой усобицы на Руси отошедшие к Польше. К 981 г. относится успешный рейд Владимира в земли вятичей, в результате которого он «возложи на них дань от плуга, яко ж и отец его имаше».
В 983 г. Владимир разбил ятвягов, обитавших на землях, относившихся впоследствии к Гродненской губернии Российской губернии, и вышел у Балтийскому морю. В 984 г. ему подчинились мятежные радимичи, а их земли были включены в состав Киевской Руси.
Племенных князей сначала сменили ставленники Владимира, а затем его сыновья. В Полоцке, таким образом, сел Изяслав, у древлян был посажен Святослав, в Новгороде — сначала Вышеслав, а за ним Ярослав (будущий Мудрый), в Тмутаракани и Чернигове — Мстислав (будущий Храбрый), в Смоленске — Станислав, в Ростове оказался Борис, а в Муроме — Глеб и, наконец, в Пскове — Судислав.
А 985 г. был ознаменован победой русских, действовавших в союзе с конницей торков (не исключено, правда, что степняки выступали тогда в роли наёмников), над волжско-камскими болгарами. Однако победа эта была, скорее, номинальной, поскольку неожиданную точку в споре за стратегически важные для Киева земли Волжско-Камской Болгарии поставил дядя Владимира Добрыня, отметивший одно, казалось бы, весьма незначительное обстоятельство — пленные болгары, в отличие от русских, были в сапогах. Отсюда Владимиром был сделан вывод, что волжско-камские болгары народ самодостаточный («люди избыточные», как говорит Карамзин), и что у них больше причин и средств обороняться. Дело кончилось торжественными клятвами в вечной дружбе («и реша Болгаре: «тогда не буди межди нами миру, тогда камень начнет по воде плавати, а хмель грязнути») и Владимир вернулся в Киев с миром, и если не с данью, то с богатыми дарами.
К 980-м гг., как на Руси, так и в самом стольном Киеве было уже немало христиан — ведь первая русская христианская община в Киеве сложилась ещё во времена Аскольда и Дира. Крещение же Владимира было обусловлено необходимостью очередного военно-политического союза Византии с Русью — тогда ромеям понадобилась срочная военная помощь русских в Малой Азии, где вспыхнуло антивизантийское восстание. В ответ на просьбу Царьграда о помощи Владимир Святославич потребовал скрепить этот союз браком с царевной Анной, сестрой императоров Василия II и Константина. Однако когда восстание было подавлено, Василий отказался от прежде данных им обещаний. Дело кончилось осадой и захватом русскими Корсуня в Крыму (павшего в результате предательства одного из горожан) и принуждением византийской стороны к выполнению условий договора. Согласно летописным известиям, именно тогда, во время осады Корсуня, Владимир поклялся принять святое крещение в случае благоприятного исхода упомянутого военного предприятия. И здесь его желание совпало с требованием братьев царевны Анны. В Корсунь из Константинополя были присланы священники, крестившие Владимира с именем Василия, после чего состоялся обряд его обручения с Анной. К слову сказать, для Владимира это был уже шестой брак и первый, совершенный по христианским канонам. Корсунь же был возвращён Владимиром Византии как вено за новую жену.
Следующим шагом в распространении христианства на территории русского государства было низвержение Перуна и других киевских языческих кумиров и приглашение на Русь священников из Византии, крестивших основную массу населения страны. К 991 г. относится следующее летописное известие:: «послав Володимер и взя у Фотия патриарха у Царегородского 1-го митрополита Кыеву Леона а Новугороду архиепископа Акима Корсунянина а по инем градом епископы и попы, диаконы, иже крестиша всю землю Рускую». А двумя годами ранее, в 989 г., уже ревностный христианин Владимир поставил в Киеве церковь во имя святого великомученника Георгия.
С этого же времени отмечается до тех пор небывалый политический, экономический и культурный подъём Киевский Руси, сопоставимый разве что со временем Ярослава Мудрого. Наряду с распространением христианства (процесс, растянувшийся во времени на несколько последующих столетий) распространяется образование:: в Киеве и других городах открываются училища; под очевидным влиянием византийской церковной традиции в интерьерах и декоре киевских (например, знаменитая Десятинная церковь) и новгородских храмов появляется живопись и элементы из золота и серебра.
К этому же времени относится возникновение на южной и юго-восточной границах государства Владимира Святославича целой цепи городов-крепостей, призванных преградить путь к его столице кочевникам будущей Великой Степи.
К 993 г. относится победа войска Владимира Святославича над белыми хорватами. С 992 г. Польша прекращает беспокоить русские пределы - тому способствовали, во-первых, мирный договор Руси с западным соседом и, во-вторых, захват русскими его порубежных территорий.
Кроме того, зятем Болеслава I Храброго стал пасынок (приёмный сын) Владимира Святополк Ярополчич, сын убитого им Ярополка Святославича.
Скончался Владимир в Берестове 15 июля г., и был похоронен в мраморном гробу в Десятинной церкви рядом с последней женой Анной. Позднее он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых в чине равнопапостольного «за ревность к вере христианской». Память его чтится в день преставления.
По смерти Владимира Святославича в княжеско-боярской верхушке начались разногласия, приведшие в итоге к открытому столкновению между Святославом и Ярославом Мудрым.
После смерти Владимира только от его шести официальных браков остались одиннадцать сыновей и три дочери (сведения спорные):
От Рогнеды: Ярослав Мудрый, Вышеслав, Изяслав и Всеволод;
От «грекини Ярополча»: приёмный сын Святополк;
От Малфриды, богемской княжны: Святослав и Вячеслав;
От некой «чехыни», именем неизвестной: Мстислав Храбрый и Станислав;
От «болгарыни» также неизвестной по имени: Судислав и Позвизд и дочь Прямислава;
От византийской царевны Анны: Борис и Глеб, будущие страстотерпцы, и две дочери — Мария и Предслава.
Великий Князь Киевский Владимир
Святославич. Иллюстрация из
"Царского титулярника" 1672 г.
Полная версия:
http://holy-russia.ru/vladimir-svyatoy.html