-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Хильда56

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 27404


Всех цветов радуги: цветное стекло Императорского стеклянного завода

Суббота, 01 Апреля 2023 г. 19:52 + в цитатник

5103149_cvet1 (700x700, 179Kb)
Бокал с крышкой. Императорский стеклянный завод. 1800-е гг.
Будущий Императорский стеклянный завод появился в Петербурге на реке Фонтанке в 1735 году, и до 1792 года — момента, когда предприятие окончательно перешло в казну и получило название Императорский стеклянный завод, не раз меняло имя, местонахождение и владельцев.
На протяжении двух веков Императорский завод был настоящим «законодателем мод» русского стеклоделия, объединившим мастеров, художников и технологов высочайшего класса. Начав с производства предметов из бесцветного стекла, ко второй половине XVIII века завод стал выпускать столовую и декоративную посуду из «цветной материи». Особая заслуга в освоении цветного стеклоделия принадлежит М. В. Ломоносову. Именно его ученики продолжили выпуск изделий из цветного стекла на Императорском стеклянном заводе.
5103149_cvet2 (700x700, 201Kb)
Кубок с крышкой. Императорский стеклянный завод. Вторая четверть XIX в.
Подобные кубки носили, чаще всего, подарочный, репрезентативный характер и относились к ассортименту дорогих изделий ИСЗ.

Красный
«Золотым рубином» называют стекло, окрашенное наночастицами золота. Такие изделия приобретают различные оттенки розового, малинового, красного и пурпурного. Технология изготовления была известна еще с античных времен. В России производство золотого рубина впервые организовал М. В. Ломоносов. Известно, что уже в 1751 году он умел изготавливать цветные стекла. Получение золотого рубинового стекла — одна из самых трудных задач, решенных Ломоносовым в области стеклоделия.

5103149_cvet3 (700x466, 23Kb)
Предметы из парадного сервиза великой княжны Ольги Николаевны. Императорский стеклянный завод. 1840-е гг.
Бесцветный хрусталь, хрусталь «золотой рубин», гранение
5103149_cvet4 (465x700, 137Kb)

Ваза. Императорский стеклянный завод. 1870-е гг.
Опаловое стекло с надцветом «золотого рубина», выдувание, роспись силикатными красками
Желтый
5103149_cvet5 (650x576, 55Kb)
Тарелка «Сражение при Бриене 1814». Губе И.Ф. Императорский стеклянный завод, конец 1830-х гг.
Бесцветное стекло, выдувание, гранение, серебряная протрава, гравировка
5103149_cvet6 (400x599, 17Kb)

Графин с пробкой. Императорский стеклянный завод. Вторая четверть XIX в.
Бесцветное стекло, гранение, «лазурь», серебряная протрава, лак, гравировка, золочение
Алебастровое стекло — полупрозрачное стекло, получившее своё название от сходства с алебастром. Такое стекло получают путем сплавления при невысокой температуре смеси стеклянной массы с кремнезёмом. Изготовлением подобных предметов в основном занимаются силезские, баварские и богемские стеклянные заводы. Алебастровое стекло также может носить бирюзовый оттенок.
5103149_cvet7 (434x650, 20Kb)

Сахарница с крышкой. Императорский стеклянный завод. 1860-е гг. Алабастровое стекло, гранение, роспись, золочение
Вазочка из топазового стекла относится к чрезвычайно редко встречающимся образцам изделий ИСЗ, декорированных в технике золочения по трафарету (что свидетельствует о развитии на заводе в 1910-х гг. новых технологий механического декора). Марка матовым золотом, штамп: вензель Николая II («Н II» под короной) и дата «1914».
5103149_cvet8 (399x599, 13Kb)

Вазочка. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1914 г. Топазовое стекло, выдувание в форму, золочение по трафарету
5103149_cvet9 (400x600, 13Kb)

Стакан. Императорский стекляный завод (?). 1830-е гг.
Урановое желтое стекло, гранение, гравировка
Зеленый
История массового производства уранового стекла начинается с 1830-х годов, когда в Англии и Франции начали делать так называемое «канареечное» стекло красивого желтого оттенка. Скоро подобное стекло начали производить и в России на Императорском стеклянном и на Гусевском заводах. Благодаря добавлению в стеклянную массу соединений урана стекло имеет особые преломляющие свойства и красиво блестит, а также часто флуоресцирует зелёным светом под действием ультрафиолетового излучения. Оттенки уранового стекла варьируются от канареечно-желтого до почти изумрудного и даже коричнево-оранжевого.
5103149_cvet10 (560x700, 154Kb)

Икорница (масленка?). Императорский стеклянный завод. Санкт-Петербург, 1840-е гг. (1847 г.)
Вазочка опалово-зеленого цвета с редким бирюзовым оттенком декорирована золотом и светло-салатовой, желтой и серебряной красками. Стилизованные растительные узоры в античном стиле.
5103149_cvet11 (560x700, 178Kb)

Вазочка. Императорский стеклянный завод. Вторая четверть XIX в. Опалово-бирюзовое стекло, роспись эмалями, золочение, серебрение
Бокалы зеленого стекла различных оттенков традиционно носили название «ремеров» (или «ремров») и предназначались для рейнских белых вин, не имевших собственного активного цвета. Предметы сервиза Константиновского дворца изготавливались на Императорском стеклянном заводе на протяжении 1850-1880-х гг.
5103149_cvet12 (700x700, 171Kb)

Рюмка сервизная с вензелем Великого князя Константина Николаевича. Императорский стеклянный завод. 1848 г. Зеленое стекло (оттенок «морской волны»), гранение, шлифовка, гравировка
Форма предмета восходит к ближневосточным образцам стеклянных изделий, в особенности, сирийским XII-XV вв. В декоре использован характерный прием сочетания золота с бусинами прозрачной эмали.
5103149_cvet13 (400x600, 25Kb)

Ваза. Императорский стеклянный завод. 1860-е — 1870-е гг.
Зеленое стекло, выдувание, роспись белой эмалью, роспись прозрачной «высокой» эмалью, роспись силикатной краской, роспись золотом
Голубой
Технология изготовления «глушеных», т. е. матовых непрозрачных или полупрозрачных стекол, получаемых путем введения в шихту костяной муки, гипса, поваренной соли и других добавок, в России была освоена уже к концу XVIII века. В 1820-1830-х гг. предметы из такой стеклянной массы, особенно в окрашенном варианте, вновь обрели популярность. Самыми любимыми цветами в это время были молочный, опаловый и голубой с опалово-молочным оттенком. Традиционно изделия украшались росписью золотом и серебром.
5103149_cvet14 (700x700, 204Kb)

Вазочка на ножке. Императорский стеклянный завод. 1820-е — 1830-е гг. Голубое глушеное стекло, роспись золотом и серебром, цировка
5103149_cvet15 (525x700, 135Kb)

Стопка. Императорский стеклянный завод. 1880-е гг. Голубое стекло, роспись эмалями, золочение
5103149_cvet16 (433x650, 15Kb)

Вазочка. Императорский стеклянный завод. 1830-е — 1840-е гг.
Голубое глушеное стекло, роспись золотом, цировка
5103149_cvet17 (433x650, 18Kb)

Вазочка. Императорский стекляный завод (?). 1830-е — 1840-е гг.
Опалиновое стекло, гранение, роспись эмалями, золочение, цировка
Синий
Синее, или кобальтовое стекло, также известное как «смальта», получается путем включения в расплаве стекла соединения кобальта (оксида кобальта или карбонат кобальта). Кобальт — очень интенсивный окрашивающий агент, и для получения заметного цвета требуется совсем немного.
5103149_cvet18 (560x700, 210Kb)

Ваза. Императорский стеклянный завод. 1880-е гг.
Сине-голубое прозрачное стекло, выдувание в форму, роспись эмалями, золочение
5103149_cvet19 (400x600, 15Kb)

Графин с пробкой. Императорский стеклянный завод, конец XVIII в.
Синее стекло, выдувание, гранение, роспись золотом, цировка
5103149_cvet20 (700x466, 35Kb)

Тарелки. Императорский стеклянный завод, середина XIX в.
Синее (кобальтовое) стекло, выдувание, роспись золотом, цировка
5103149_cvet21 (350x565, 18Kb)

Ваза. Императорский стеклянный завод. 1880-е гг.
Молочное стекло, синее (кобальтовое) стекло, бесцветное стекло, наклад (трёхслойное стекло), роспись золотом двух оттенков, цировка
Фиолетовый
Аметистовое стекло известно давно и главным химическим элементом при его производстве является марганец, который можно добавлять в небольших количествах, придавая необходимую интенсивность  – в малой концентрации марганец стабилизирует цвет, делая стекло чисто прозрачным и нейтрализуя зеленоватый оттенок натурального цвета. Диоксид марганца придает более насыщенный, почти черный цвет, но это очень медленный процесс, так как должно произойти превращение его в натрий перманганата-темно-фиолетового соединения.
5103149_cvet22 (400x577, 21Kb)

Банка. Императорский стеклянный завод, конец XVIII в.
Стекло фиолетовое (марганцевое), выдувание, роспись золотом и серебром
5103149_cvet23 (400x599, 19Kb)

Ваза. Красновский П.И., Орловский Л.В. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1916 г.
Темно-фиолетовый хрусталь, выдувание, гранение, гравировка
5103149_cvet24 (400x600, 17Kb)

Вазочка. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1915 г.
Стекло двухслойное (золотисто-желтое и фиолетовое (марганцевое), гранение, шлифовка
5103149_cvet25 (458x700, 158Kb)

Ваза. Российская империя, Санкт-Петербург. 1830-е гг. Императорский стеклянный завод. Фиолетовое (марганцевое) стекло, бронза, выдувание, гранение, шлифовка, литье, чеканка, золочение

АННА ФИЛАТОВА

Рубрики:  ДЛЯ ДУШИ /=стекло,фарфор,керамика=
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 5 пользователям