Всех цветов радуги: цветное стекло Императорского стеклянного завода |
Бокал с крышкой. Императорский стеклянный завод. 1800-е гг.
Будущий Императорский стеклянный завод появился в Петербурге на реке Фонтанке в 1735 году, и до 1792 года — момента, когда предприятие окончательно перешло в казну и получило название Императорский стеклянный завод, не раз меняло имя, местонахождение и владельцев.
На протяжении двух веков Императорский завод был настоящим «законодателем мод» русского стеклоделия, объединившим мастеров, художников и технологов высочайшего класса. Начав с производства предметов из бесцветного стекла, ко второй половине XVIII века завод стал выпускать столовую и декоративную посуду из «цветной материи». Особая заслуга в освоении цветного стеклоделия принадлежит М. В. Ломоносову. Именно его ученики продолжили выпуск изделий из цветного стекла на Императорском стеклянном заводе.
Кубок с крышкой. Императорский стеклянный завод. Вторая четверть XIX в.
Подобные кубки носили, чаще всего, подарочный, репрезентативный характер и относились к ассортименту дорогих изделий ИСЗ.
Красный
«Золотым рубином» называют стекло, окрашенное наночастицами золота. Такие изделия приобретают различные оттенки розового, малинового, красного и пурпурного. Технология изготовления была известна еще с античных времен. В России производство золотого рубина впервые организовал М. В. Ломоносов. Известно, что уже в 1751 году он умел изготавливать цветные стекла. Получение золотого рубинового стекла — одна из самых трудных задач, решенных Ломоносовым в области стеклоделия.
Предметы из парадного сервиза великой княжны Ольги Николаевны. Императорский стеклянный завод. 1840-е гг.
Бесцветный хрусталь, хрусталь «золотой рубин», гранение
Ваза. Императорский стеклянный завод. 1870-е гг.
Опаловое стекло с надцветом «золотого рубина», выдувание, роспись силикатными красками
Желтый
Тарелка «Сражение при Бриене 1814». Губе И.Ф. Императорский стеклянный завод, конец 1830-х гг.
Бесцветное стекло, выдувание, гранение, серебряная протрава, гравировка
Графин с пробкой. Императорский стеклянный завод. Вторая четверть XIX в.
Бесцветное стекло, гранение, «лазурь», серебряная протрава, лак, гравировка, золочение
Алебастровое стекло — полупрозрачное стекло, получившее своё название от сходства с алебастром. Такое стекло получают путем сплавления при невысокой температуре смеси стеклянной массы с кремнезёмом. Изготовлением подобных предметов в основном занимаются силезские, баварские и богемские стеклянные заводы. Алебастровое стекло также может носить бирюзовый оттенок.
Сахарница с крышкой. Императорский стеклянный завод. 1860-е гг. Алабастровое стекло, гранение, роспись, золочение
Вазочка из топазового стекла относится к чрезвычайно редко встречающимся образцам изделий ИСЗ, декорированных в технике золочения по трафарету (что свидетельствует о развитии на заводе в 1910-х гг. новых технологий механического декора). Марка матовым золотом, штамп: вензель Николая II («Н II» под короной) и дата «1914».
Вазочка. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1914 г. Топазовое стекло, выдувание в форму, золочение по трафарету
Стакан. Императорский стекляный завод (?). 1830-е гг.
Урановое желтое стекло, гранение, гравировка
Зеленый
История массового производства уранового стекла начинается с 1830-х годов, когда в Англии и Франции начали делать так называемое «канареечное» стекло красивого желтого оттенка. Скоро подобное стекло начали производить и в России на Императорском стеклянном и на Гусевском заводах. Благодаря добавлению в стеклянную массу соединений урана стекло имеет особые преломляющие свойства и красиво блестит, а также часто флуоресцирует зелёным светом под действием ультрафиолетового излучения. Оттенки уранового стекла варьируются от канареечно-желтого до почти изумрудного и даже коричнево-оранжевого.
Икорница (масленка?). Императорский стеклянный завод. Санкт-Петербург, 1840-е гг. (1847 г.)
Вазочка опалово-зеленого цвета с редким бирюзовым оттенком декорирована золотом и светло-салатовой, желтой и серебряной красками. Стилизованные растительные узоры в античном стиле.
Вазочка. Императорский стеклянный завод. Вторая четверть XIX в. Опалово-бирюзовое стекло, роспись эмалями, золочение, серебрение
Бокалы зеленого стекла различных оттенков традиционно носили название «ремеров» (или «ремров») и предназначались для рейнских белых вин, не имевших собственного активного цвета. Предметы сервиза Константиновского дворца изготавливались на Императорском стеклянном заводе на протяжении 1850-1880-х гг.
Рюмка сервизная с вензелем Великого князя Константина Николаевича. Императорский стеклянный завод. 1848 г. Зеленое стекло (оттенок «морской волны»), гранение, шлифовка, гравировка
Форма предмета восходит к ближневосточным образцам стеклянных изделий, в особенности, сирийским XII-XV вв. В декоре использован характерный прием сочетания золота с бусинами прозрачной эмали.
Ваза. Императорский стеклянный завод. 1860-е — 1870-е гг.
Зеленое стекло, выдувание, роспись белой эмалью, роспись прозрачной «высокой» эмалью, роспись силикатной краской, роспись золотом
Голубой
Технология изготовления «глушеных», т. е. матовых непрозрачных или полупрозрачных стекол, получаемых путем введения в шихту костяной муки, гипса, поваренной соли и других добавок, в России была освоена уже к концу XVIII века. В 1820-1830-х гг. предметы из такой стеклянной массы, особенно в окрашенном варианте, вновь обрели популярность. Самыми любимыми цветами в это время были молочный, опаловый и голубой с опалово-молочным оттенком. Традиционно изделия украшались росписью золотом и серебром.
Вазочка на ножке. Императорский стеклянный завод. 1820-е — 1830-е гг. Голубое глушеное стекло, роспись золотом и серебром, цировка
Стопка. Императорский стеклянный завод. 1880-е гг. Голубое стекло, роспись эмалями, золочение
Вазочка. Императорский стеклянный завод. 1830-е — 1840-е гг.
Голубое глушеное стекло, роспись золотом, цировка
Вазочка. Императорский стекляный завод (?). 1830-е — 1840-е гг.
Опалиновое стекло, гранение, роспись эмалями, золочение, цировка
Синий
Синее, или кобальтовое стекло, также известное как «смальта», получается путем включения в расплаве стекла соединения кобальта (оксида кобальта или карбонат кобальта). Кобальт — очень интенсивный окрашивающий агент, и для получения заметного цвета требуется совсем немного.
Ваза. Императорский стеклянный завод. 1880-е гг.
Сине-голубое прозрачное стекло, выдувание в форму, роспись эмалями, золочение
Графин с пробкой. Императорский стеклянный завод, конец XVIII в.
Синее стекло, выдувание, гранение, роспись золотом, цировка
Тарелки. Императорский стеклянный завод, середина XIX в.
Синее (кобальтовое) стекло, выдувание, роспись золотом, цировка
Ваза. Императорский стеклянный завод. 1880-е гг.
Молочное стекло, синее (кобальтовое) стекло, бесцветное стекло, наклад (трёхслойное стекло), роспись золотом двух оттенков, цировка
Фиолетовый
Аметистовое стекло известно давно и главным химическим элементом при его производстве является марганец, который можно добавлять в небольших количествах, придавая необходимую интенсивность – в малой концентрации марганец стабилизирует цвет, делая стекло чисто прозрачным и нейтрализуя зеленоватый оттенок натурального цвета. Диоксид марганца придает более насыщенный, почти черный цвет, но это очень медленный процесс, так как должно произойти превращение его в натрий перманганата-темно-фиолетового соединения.
Банка. Императорский стеклянный завод, конец XVIII в.
Стекло фиолетовое (марганцевое), выдувание, роспись золотом и серебром
Ваза. Красновский П.И., Орловский Л.В. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1916 г.
Темно-фиолетовый хрусталь, выдувание, гранение, гравировка
Вазочка. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1915 г.
Стекло двухслойное (золотисто-желтое и фиолетовое (марганцевое), гранение, шлифовка
Ваза. Российская империя, Санкт-Петербург. 1830-е гг. Императорский стеклянный завод. Фиолетовое (марганцевое) стекло, бронза, выдувание, гранение, шлифовка, литье, чеканка, золочение
АННА ФИЛАТОВА
Рубрики: | ДЛЯ ДУШИ /=стекло,фарфор,керамика= |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |