Народный промысел: павловопосадские платки |
Уникальные платки с богатым цветочным узором, симметрично размещенным по всему квадрату ткани, известен не только на территории России, но и далеко за ее пределами, являясь одним из атрибутов русской красавицы.
Первоначально букет содержал всего три розы в форме равностороннего треугольника — это символ Мирового древа, объединяющего Небо и Землю. Впоследствии букеты становились богаче, но три розы в них всегда самые крупные и заметные. Все цветы размером с настоящие, а часто и больше.
Единственным производителем этого практичного украшения выступает Павловопосадская мануфактура в Подмосковье. Первыми мастерами, которые стали основоположниками технологии набойки рисунка на ткани, выступили иконописцы и резчики по дереву.
Именно они придумали отпечатывать узор с применением деревянных дощечек с вырезанным рисунком на шерстяных шалях: одни формы служили контуром, другие — выполняли разноцветную роспись. Для формирования полной картины платок делили на 4-24 части и для создания богатой колористики, бывало, требовалось около 400 подходов.
Идея с цветами была заимствована у популярных в те годы ситцевых платков, производимых на Трехгорной мануфактуре Прохоровых. Но именно на павловопосадских цветах можно отметить округлые формы не полностью раскрытых цветов.
Традиционная роспись полностью симметрична, размещается по краю полотна и образует внутри восьмиконечную звезду или крест. Это пошло со славянских символов: восьмиконечная звезда обозначала солнце, в христианстве, как и множество старинных символов, она приобрела смысл Вифлеемской звезды с христианских времён. Для акцента центральная часть на некоторых моделях специально окрашивается в другой цвет.
Стиль постепенно менялся, дополняясь новыми садовыми цветами: георгины, пионы, сирень, полевые ромашки, колокольчики и маки, встречается рябина. Появляется объем, кроме букетов отдельные цветы или гирлянды по фону. Изредка изображения дополнялись геометрическим орнаментом и стилизованным изображением растительных элементов. Для изготовления применяли шерстяную и полупрозрачную ткань.
Вначале применяли натуральные красители, но растительные материалы позволяли создавать исключительно красно-коричневую гамму. В 1880-х годах появились анилиновые красители, и цветовая палитра стала максимально богатой.
Федот Васильевич Сычков "Девушка в платке"
Начавшись с небольшого крестьянского предприятия в самом конце XVIII века, чуть более чем за 50 лет промысел вырос до серьезной мануфактуры. Получив множество престижных наград на всероссийских промышленных выставках, предприятие в 1896 году получает право на печать имперского герба на своих этикетках и вывесках.
После революции предприятие не прекратило свою деятельность. Новые власти оценили перспективы и национализировали производство. Теперь оно стало называться Старопавловской фабрикой. Технологии не менялись вплоть до 1970-х годов, но даже сейчас, в век компьютерных технологий, когда машины облегчили ручной труд, для создания платка используются трафареты по количеству цветов и оттенков.
Кружевные орнаменты в восточном стиле появились на платках только в 1980-х годах. Были планы наладить поставки в восточные страны, но идея так понравилась потребителям на внутреннем рынке, что спрос на такую модель не спадает уже более 30 лет.
источник
источник
Серия сообщений "=история вещей=":
Часть 1 - История вещей. Веер.
Часть 2 - Ширма в интерьере.
...
Часть 40 - Керосиновая лампа. История появления.
Часть 41 - Фарфоровые вазы попурри - прототипы современных освежителей воздуха
Часть 42 - Народный промысел: павловопосадские платки
Часть 43 - Корыто. Предмет крестьянского быта.
Часть 44 - Интересные факты о старых дисковых телефонах
...
Часть 47 - Лафитник - герой романов
Часть 48 - Антикварные вещи- СПИЧЕЧНИЦА
Часть 49 - УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО БИНОКЛЯ
Рубрики: | ДЛЯ ДУШИ /=декоративно-прикладное= ИСТОРИЯ,ГЕОГРАФИЯ/=Россия= |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |