-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Хильда56

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 27450


Как крепостные Черепановы первый русский паровоз создали.

Вторник, 07 Июня 2022 г. 10:34 + в цитатник

полотно И.Куликова
полотно И.Куликова
Его длинная борода удивляла британцев, а ещё больше – его знания. В 1821 году промышленники Демидовы отправили своего крепостного, Ефима Черепанова, в Англию, чтобы тот лично осмотрел новые паровые машины. Но главного, чертежи, ему не показали. «Машина диковинна, - сделал вывод Ефим, - но для нас негожа. Служит недолго». Совсем скоро он вместе с сыном создал первый русский паровоз.

На Демидовых трудились тысячи людей. Уральские заводы требовали постоянного пополнения рабочей силы. В семье Черепановых было девять детей, но самым сообразительным оказался Ефим: когда его, в возрасте нынешнего младшего школьника, определили в цех воздуходувных мехов, он быстро продемонстрировал смекалку. Сын крепостного всегда задавался вопросом – а что можно улучшить? А как сделать, чтобы работало эффективнее? В двадцать лет он стал мастером, а в тридцать три – «главным плотинным» для всех заводов Демидовых…/
Женили его в 1801 году, и через год родился сын, Мирон. Оказалось, что мальчик полностью унаследовал характер отца – такой же вдумчивый, предприимчивый и аккуратный. За «высокую грамотность» Черепанова-младшего взяли писцом на Выйский завод. А было ему всего десять лет!
В начале девятнадцатого века англичане осваивали паровые машины. Диковина заинтересовала и Демидова, поэтому в 1820 году он «дал добро» на поездку своего крепостного в Лондон. Заранее договорились, что Ефим Черепанов побывает на нескольких заводах, посмотрит и готовый продукт. Но, проводя экскурсию, британцы наотрез отказались представить чертежи. Ефим был озадачен – он давно придумал собственный проект, но некоторые моменты хотел для себя прояснить.
кольцевая демонстрационная дорога и паровоз англичанина Р.Третвика
кольцевая демонстрационная дорога и паровоз англичанина Р.Третвика
Затем в Англию отправили Мирона, с той же познавательной целью. И снова, кружа по заводу, англичане не показали Черепанову-младшему ни одного чертежа. Зато охотно рассказывали про железные дороги – в 1825 году на острове открылась первая такая, и перспективу Мирон понял быстро.
«Свое сделаем, - решил Ефим, - аглицкие мастера скоры на дела, но потом их машины долго стоят в ремонте».
Сын стал помощником отца. Они вместе разрабатывали всё новые и новые устройства для завода – для промывки золота, для проката железа… За огромный вклад в развитие производства Ефиму дали вольную. Спустя три года – его сыну. Работа кипела, и вместе они трудились над главным своим делом – над паровой телегой. Самоходной машиной, не хуже английской. С нее можно было бы начать, а потом… запустить сеть железных дорог по всей империи. В 1834 году проект был готов.
чертеж первого русского паровоза
чертеж первого русского паровоза
В августе того же 1834 года Черепановы открыли первую в России железную дорогу с "дилижанцем" (так называли они свою машину): протяженностью 854 метра, но зато какую важную! Она позволяла доставлять руду от Меднорудянского рудника до Выйского завода, которую прежде перевозили на лошадях. Крепостные Демидовых, таким образом, создали первый русский паровоз.
«Появился сухопутный пароход, - записали в «Горном журнале» в 1835 году, - машина невиданная… с высокой дымящей трубой, сверкающая… бронзовыми частями… Пароход покатил мимо молчаливой толпы».
Паровоз Черепановых мог развивать скорость до 13-14 километров в час, а весил он примерно 3 тонны. Демидов радостно рапортовал в Петербург: есть удивительное изобретение. Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр Второй, приехал поглядеть. Но прокатиться по железной дороге не решился: дымно, громко... Планировали представить паровоз Черепановых на промышленной выставке в Петербурге, но в последний момент от этого решения отказались. И широкая публика об изобретении так и не узнала.
портрет Ефима Черепанова
портрет Ефима Черепанова
Первый русский паровоз оказался… забыт и заброшен. На заводе возмущались откупщики, ранее занимавшиеся перевозкой руды и хорошо зарабатывавшие на этом. Им не нужна была такая конкуренция. Затем заводское начальство нашло еще одну причину свернуть проект – машина дорога в использовании. Анатолий Демидов отстаивать Черепановых не стал – в тот момент шел его бракоразводный процесс с принцессой Матильдой Бонапарт, и государю очень не нравилась история, с этим связанная.
А в столице уже широко обсуждали закупку английского оборудования. Кому-то было очень выгодно продвигать именно британские, дорогие машины. Собственные умельцы были отодвинуты.
Вот и получилось, что первой русской железной дорогой считают Царскосельскую, а затем ту, что соединяет Москву и Петербург. На самом деле – это уральская дорога. Кстати, по столичной, построенной позже, пустили английские поезда.
Мастера продолжали работать на тех же заводах. В 1842 году не стало Ефима. Сын пережил его на семь лет. В Нижнем Тагиле стоит памятник великим русским изобретателям, но где они покоятся - неизвестно.

Ника Марш

Серия сообщений "=история вещей=":
Часть 1 - История вещей. Веер.
Часть 2 - Ширма в интерьере.
...
Часть 36 - Тайна, покрытая кринолином
Часть 37 - Пладеменаж, бульотка и террина: чем сервировали стол в XVIII-XIX веках?
Часть 38 - Как крепостные Черепановы первый русский паровоз создали.
Часть 39 - Сосуд, который можно встретить только на русской кухне.
Часть 40 - Керосиновая лампа. История появления.
...
Часть 47 - Лафитник - герой романов
Часть 48 - Антикварные вещи- СПИЧЕЧНИЦА
Часть 49 - УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО БИНОКЛЯ

Рубрики:  ИСТОРИЯ,ГЕОГРАФИЯ/=Россия=
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям