АХТЫРСКАЯ (Страстная) Румыния, Синегорье, ок. 1900. 57x52 см. Galerie Philipp von Külmer Частное собрание
Склянопись - иконопись на стекле когда-то была самым распространенным жанром, характерным для Румынии, Польши, Словакии и Южной Руси (Червоная Русь, Галиция), в основном в горных районах Карпат и на Гуцульщине. Сегодня икон на стекле практически не пишут. Особые традиции написания иконы на стекле формировались веками. Склянопись восходит к народному искусству, традиции передавались из рода в род, хотя к иконам и не применялись строгие каноны. Иконы на дереве были дорогие, а потребность в образе Божьем, к которому можно обратиться со словами веры, была очень большая. Поэтому крестьяне рисовали на гутном (ручной работы) стекле. Раньше краски не смешивали, поэтому «скляный образ», как в народе называли икону на стекле, получался ярким и радостным, созвучным веселым малоросским песням. «В крестьянских хатках было темновато, и скляный образ был как духовное окно в комнате, луч небесного света в доме», — отметил протоиерей Геннадий Беловолов. У икон на стекле судьба трагическая – они ведь хрупкие, а при советской власти их разбивали целенаправленно! Но все же часть старинных икон сохранилась, сейчас они в большинстве своем находятся в музеях и частных коллекциях.
ИКОНА СВЯТОГО НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО, Румыния 19 век
В музее Зосима Оанчеа представлены предметы быта, но жемчужиной коллекции являются иконы на стекле. Фото Алексея Соловьева
|
|
|
|