Укутываясь чаем, книгой, пледом, под тихое мурчанье ноября... И хочется согреться добрым свето...
Без заголовка - (0)Она и Ветер... Ирена Буланова ...
Напоите душу любовью... - (0)Напоите душу любовью... С летним добрым утром, мои дорогие друзья! ...
Вот что написал поздний Жванецкий, мудрый еврей, всю свою жизнь критиковавший советскую власть: *О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ ...* - (0)Вот что написал поздний Жванецкий, мудрый еврей, всю свою жизнь критиковавший советскую власть: *О С...
Лиру - советы новичкам - (0)Лиру - советы новичкам Лиру - советы новичкам Серия сообщений "Лиру - советы новичк...
Покровский Хотьков монастырь - женский монастырь Русской православной церкви |
Кирилл и Мария Радонежские — преподобные Русской православной церкви, родители величайшего подвижника Русской земли преподобного Сергия Радонежского.
Покровский Хотьков монастырь - женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в Хотьково. До 1918 года был штатным монастырём 3-го класса, с 1992 года считается ставропигиальным.
Монастырь является одним из старейших монастырей Подмосковья. Он расположен на высоком берегу речки Пажи - притока Клязьмы, в десяти километрах от Троице-Сергиевой Лавры.
Начальная история монастыря полна загадок. Неизвестно происхождение его названия, неизвестно имя основателя и дата основания монастыря. Неясен его первоначальный статус: был ли он монастырем в привычном для нас понимании, то есть общиной с игуменом, или имел другое внутреннее устройство.
Место, на котором стоит монастырь, издревле называлось Хотково или Хотков. «Хотька» это старинное слово «излучина», и действительно – обитель располагается на излучине реки Пажи. Не случайно в дошедших да нас документах XIV - XVI вв. его называли монастырем «иже на Хоткове» уточняя, таким образом, месторасположение обители.
Считается, что монастырь был основан в 1308 г, по крайней мере, в этом году он впервые упоминается в летописи. Изначально был мужеско-женским. В то время он входил в состав Радонежской волости, в начале XIV в. село Радонеж было крупнейшим поселением на северо-восточной границе Московского княжества.
В начале 30-х годов XIV в. в Радонеж из города Ростова перебралось сразу несколько семей, среди которых была и семья боярина Кирилла - отца будущего Игумена земли Русской, Преподобного Сергия Радонежского.
По свидетельству «Жития преподобного Сергия», боярин Кирилл поселился близ церкви Рождества Христова. Причиной поселения из Ростова в Радонеж стало обнищание боярина Кирилла в Ростове из-за частых нападений татар, а непосредственным поводом к переселению стали недород 1332 г. и подчинение в том же 1332 города Ростова Ивану Калите, князю московскому.
Незадолго до смерти, последовавшей в 1337 г., Кирилл и его жена Мария постриглись в монахи в Покровском монастыре и были погребены в нем. Здесь же похоронены младший сын боярина Кирилла Петр с супругой Екатериной.
Так же, до ухода в пустынножитие, в монастыре жил иноком старший брат Сергия Степан, в монашестве Стефан. Всё это говорит о тесной связи Хотькова монастыря с родом Преподобного Сергия.
Покровский монастырь «на Хотково» относился к характерным для средневековой Руси XIV так называемым «мирским монастырям». Мирские монастыри создавались при содействии целого общества, городского или сельского, для того, чтобы, по словам В.О. Ключевского, «обывателям было, где постричься в старости и при смерти «устроить душу» посмертным поминовением».
Мирское происхождение объясняет отсутствие сведений об основателе и дате основания Покровского монастыря, ведь основал его не князь, не архиерей, а крестьянский мир, жизнью которого мало интересовались летописцы.
Мирское происхождение объясняет и особенности Покровского монастыря, непривычные для свойственного нам восприятия монастырей: в нём проживали как мужчины, так и женщины; в нем не было игумена, а руководство повседневной жизнью осуществлял священник Покровской церкви.
Долгое время монастырь был достаточно бедным. В 1506 году монастырю, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга — ежегодное продовольственное содержание. Руга обеспечивала хотьковских насельников лишь самыми необходимыми продуктами, во всем остальном они должны были заботиться о себе самостоятельно.
Попечение о гробах преподобных Кирилла и Марии побудило Троицкого игумена Никандра в 1544 году бить челом Ивану Грозному о приписке Хотькова монастыря к Троицкому. 1-го августа 1544 г. четырнадцатилетний великий князь Иван IV, находясь на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, передал ему в управление Покровский монастырь «на Хоткове». В жалованной грамоте 1544 г. Покров «на Хоткове» впервые назван девичьим.
В начале XVII в. в Московском государстве началась долгая кровавая смута. Многотысячное польско-литовское войско Сапеги и Лисовского 16 месяцев (1608-1610) держало в осаде Троице-Сергиев монастырь. Долгое пребывание вражеских отрядов под стенами Троицкой обители привело к разорению и запустению ее окрестностей. Не избежал этого и Радонеж с окружающими его деревнями, и Покровский монастырь.
В январе 1610 г. осада была снята, но окрестности Троице-Сергиева монастыря еще несколько лет были опасны для проживания и находились в запустении из-за хозяйничавших повсюду мародеров.
При поддержке Троице-Сергиева монастыря небольшая Хотьковская обитель была восстановлена уже к середине 20-х годов XVII в. К 1641 г. в монастыре проживало 46 стариц, во главе которых стояла игуменья Евфимия Королевинская - первая игуменья Хотькова монастыря, о которой сообщают исторические документы.
Покровский Хотьков монастырь, находясь во владении Троицкой обители, во всем подчинялся указам и распоряжениям ее священноначалии. В Хотькове постоянно пребывал Троицкий иеромонах. Троицкому духовному собору принадлежало право утверждения хотьковской игуменьи. Пострижение или погребение в монастыре на Хотькове разрешалось лишь по указу собора Троицкой обители. Сам же указ давался после соответствующего вклада в троицкую казну.
В 1764 году вышел указ императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения. Указ имел прямое отношение и к судьбе самого Покровского Хотькова монастыря. Вместе с окружающими его лаврскими сёлами и деревнями он был выведен из-под управления Троице-Сергиевой лавры и подчинён Московскому епархиальному архиерею. Па этом завершился двухсотлетний период подчинения Хотьковской обители Лавре.
Отныне Покровский Хотьков монастырь, причисленный к штатным монастырям 3-го класса, был переведен на государственное содержание. Оно обеспечивало насельниц, число которых к тому времени составляло уже 115 человек, лишь минимумом необходимым средств. Вот почему Хотьковские насельницы должны были сами заботиться о себе. Почти все монахини умели прясть и шить, в том числе серебром и золотом.
Большое внимание обитатели монастыря уделяли иконописи и разным рукодельным ремеслам. Рукоделия в обители были заведены согласно указу Петра Первого, изданному в 1724 году, по которому предписывалось ввести мастерства в женских монастырях.
По преданию, Петр Великий во время посещения Хотькова монастыря, увидев множество инокинь, приказал им в свободное от молитвы время заниматься женскими рукоделиями и обещал выписать из Голландии мастериц, что и исполнил.
Монахини стали заниматься прядением топких ниток и вязанием кружев, золотошвейным искусством, чем и содержали себя. В монастыре были созданы уникальные памятники шитья, хранящиеся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея.
Духовный кризис на рубеже XIX/XX столетий, который поразил Россию, привёл Хотьковский монастырь к его закрытию. Монашеское общежитие в Покровском Хотькове монастыре прервалось почти на семь долгих десятилетий. Это было время разграбления и разрушения древнего монастыря и его святынь.
Первым ударом стало святотатственное ограбление Покровского собора: в ночь на 8 сентября 1918 года, подпилив окопную решётку, неизвестные грабители похитили золотую, украшенную жемчугом и камнями, ризу с Толгской иконы Пресвятой Богородицы, жемчужный убрусы с иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Всех Скорбящих Радости.
В 1922 г. Покровский Хотьков монастырь был закрыт, имущество конфисковано, а оставшиеся в обители сестры, 160 человек, переведены в корпус при южных воротах с церковью святителя Митрофания Воронежского. В храмах продолжалась служба. В июне 1928 г. сестринская община была окончательна ликвидирована. В 1931 г. арестовали последнюю игуменью старого Хотькова монастыря Варсонофию II-ю.
Здания закрытой Хотьковской обители, расположенные рядом с железнодорожной станцией, распределили между собой местные советские и государственные учреждения. В здании бывшей монастырской гостиницы расположился Совет рабочих депутатов, в келейных корпусах - рабочие общежития, детский дом и даже воинская часть.
Убранство храмов было разграблено, мраморная отделка Никольского собора отправлена в Москву на строительство первой очереди метрополитена. В 1933 г. была взорвана монастырская колокольня: она мешала вождению техники учениками разместившейся в монастыре школы комбайнеров.
В начале 1980-х гг. на территории древней обители начались реставрационные работы. Ускорению реставрационных работ и полному возрождению монастыря способствовали события конца 1980-х - начала 90-х годов. В 1989 г. после просьб и ходатайств верующих Покровский собор был возвращен Московской Патриархии.
В 1992 г. на Архиерейском Соборе совершилось общецерковное прославление Хотьковских святых - преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия. В том же году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении монастырской жизни в обители.
http://raven-yellow.livejournal.com/33254.html
Серия сообщений "***Соборы,монастыри России":
Часть 1 - Михайловский Златоверхий монастырь. Киев.
Часть 2 - "Кусочек" Палестины в Подмосковье.Новый Иерусалим .
...
Часть 29 - Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе.
Часть 30 - Новоспасский монастырь.Москва.
Часть 31 - Покровский Хотьков монастырь - женский монастырь Русской православной церкви
Часть 32 - Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде
Рубрики: | РЕЛИГИЯ/храмы и монастыри |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |