Укутываясь чаем, книгой, пледом, под тихое мурчанье ноября... И хочется согреться добрым свето...
Без заголовка - (0)Она и Ветер... Ирена Буланова ...
Напоите душу любовью... - (0)Напоите душу любовью... С летним добрым утром, мои дорогие друзья! ...
Вот что написал поздний Жванецкий, мудрый еврей, всю свою жизнь критиковавший советскую власть: *О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ ...* - (0)Вот что написал поздний Жванецкий, мудрый еврей, всю свою жизнь критиковавший советскую власть: *О С...
Лиру - советы новичкам - (0)Лиру - советы новичкам Лиру - советы новичкам Серия сообщений "Лиру - советы новичк...
Памяти настоятельницы Елеонского Вознесенского монастыря игумении Тамары - княжна Татьяна Константиновна. |
Памяти настоятельницы Елеонского Вознесенского монастыря игумении Тамары - княжна Татьяна Константиновна.
Матушка Тамара, управлявшая обителью более двух десятилетий, похоронена за алтарной частью Спасо-Вознесенского храма. Каменное надгробие белого цвета венчает крест с вправленными в него иконками, а у его подножия в небольшом фонаре теплится в красной лампаде огонь. Немногим паломникам да и сопровождающим их экскурсоводам известно, что игуменью Тамару в царской России называли княжной императорской крови Татьяной Константиновной Романовой, по первому браку – Багратион-Мухранской, а по второму – Короченцевой.
1. «Царская во мне струится кровь» («К.Р.»)
Cкромная и смиренная, матушка Тамара всегда держала себя с достоинством. Редко кому из своих сестер и гостей обители рассказывала о том, что в царской России она была старшей дочерью великого князя Константина Константиновича (1858г.-1915г.) и великой княгини Елизаветы Маврикиевны – урожденной Елизаветы Августы Марии Агнесы, принцессы Саксен-Альтенбургской, герцогини Саксонской (1865г.-1927г.).
Мать Татьяны Елизавета Маврикиевна, имея в жилах немецкую кровь, так и не решилась принять Православие, поэтому до конца жизни (умерла 24 марта 1927г. в Лейпциге) исповедовала лютеранство. Многим ее современникам она запомнилась обыкновенной женщиной, усердно изучавшей русский язык и интересовавшейся будничными делами и светскими новостями. Елизавета Маврикиевна нежно и беззаветно любила своего мужа, называвшего ее «Лиленькой».
Княжна Татьяна родилась 11/23 января 1890 г. в Петербурге. После рождения и крещения дочери ее отец пожертвовал дорогую лампаду для образа святой мученицы Татьяны на фасаде Московского университета .
Князь Константин Константинович был начальником Главного управления военно-учебных заведений, президентом императорской Академии наук, генералом от инфантерии, известным духовным поэтом под криптонимом «К.Р.».
Великий князь Константин Константинович с Татианой и Константином
Татьяна Константин и Олег
Татьяна с братьями
Князь Константин Константинович был известен среди современников как человек глубокого религиозного чувства, поэтому и в его духовной поэзии запечатлены отличительные свойства его благородной души – доброта и смирение. Сохранились воспоминания о том, что Константин Константинович серьезно подумывал о монашестве и даже желал посвятить ему себя. Однажды он был у государя Александра III и просил его разрешения поступить в монастырь . Ответ государя был таким: "Костя, если мы все уйдём в монастырь, кто будет служить России?".
..Пройдут десятилетия, и уже в далекой Швейцарии несбывшиеся помыслы отца осуществит его дочь Татьяна. Приняв монашество, она воплотит тем самым в своей судьбе то, что когда-то замышлял о себе великий князь Константин Константинович
Как и все дети в семье Романовых, Татьяна была религиозна. Отец запрещал детям опаздывать на службу в церковь. Провинившиеся получали «крепкие щелчки пальцами в шею» . В Мраморный дворец часто приезжал отец Иоанн Кронштатдский, к которому под благословение подходили все дети . Батюшка, вспоминала игумения Тамара, всех гладил по головке и при этом говорил: «Вот это благочестивые дети» или – «хорошие детки» ). По большим религиозным праздникам все дети, которых их любящий отец называл «мои гуси» , получали подарки – Евангелия в кожаном переплете с оригинальными позолоченными застежками.
В комнате у отца была установлена «во весь рост и икона равноапостольного царя Константина» и перед нею висела неугасимая лампада
Пребывая однажды в баварской деревне Обераммергау, где один раз в десять лет проходит с участием всех жителей представление «Страсти Христовы», родители приобрели там очень большое деревянное распятие и привезли его из Германии в Россию. «На этом распятии, – вспоминала позже игуменья Татьяна, – сам крест был темным, а на нем виднелся вырезанный из белого дерева распятый Иисус
Уже в подростковом возрасте, Татьяна интересовалась монашеством, о чем рассказывала ее младшая сестра, княжна Вера Константиновна в своих воспоминаниях «Константиновичи»: «Татьяна всегда была особенно религиозной и мечты о монашестве посещали ее с отроческих лет»
По воспоминаниям князя Гавриила Константиновича, в одной из дворцовых комнат с пилястрами, в которой до замужества жила Татьяна, висел образ Божьей Матери, перед которым любила молиться императрица Мария Федоровна, супруга Павла I. Некоторые исследователи принимают этот образ за список с Феодоровской иконы Божией Матери . «Татьяна заметила, – вспоминал ее брат Гавриил, что молитвы, творимые перед этим образом, бывают услышаны и исполнены»
В 1908г. Татьяна вместе со всей семьей совершила большое путешествие по Волге «для осмотра русских древностей» в Твери, Угличе, Романове-Борисоглебске, Ярославле, Ростове Великом, Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Суздале и Москве .
В юные годы Татьяна хорошо музицировала и проявляла на самодеятельной сцене артистические способности. Так, 17 апреля 1915г., в день празднования в Павловске серебряной свадьбы родителей был поставлен в присутствии Государя Николая II спектакль по пьесе П.С. Соловьевой «Свадьба солнца и весны», где роль «весны» успешно исполнила Татьяна
Зимой 1910 года в Осташевском имении великокняжеской четы Романовых княжна Татьяна познакомилась с корнетом Кавалергардского полка Константином Александровичем Багратионом-Мухранским , представителем старинного княжеского рода – одного из младших ветвей рода Багратионов. После вхождения Грузии в состав России Багратионы (Багратион-Мухранские, Багратион-Грузинские, Багратион-Давыдовы и др.) вошли в состав российского дворянства. Юридически они являлись не владетельными династиями, а лишь только княжескими родами Российской империи.
Когда взаимные чувства Татьяны и Константина стали глубокими, а их намерения серьёзными, князь Константин Константинович решил сроком на один год разлучить влюблённых, чтобы они проверили свои чувства. Молодого кавалергарда отправили в Тифлис, откуда он далее должен был проследовать в Тегеран. Татьяна после этого загрустила, переживая разлуку с возлюбленным
Тифлис
Заметив, что дочь Татьяна заболела от тоски, ее мать Елизавета Маврикиевна попросила купить для нее какую-нибудь книжку о Грузии – родном крае тогда ее возлюбленного кавалергарда Константина, вспоминал князь Гавриил Константинович. Так в руки Татьяны попала небольшая брошюра известного тогда специалиста по Грузии, профессора Николая Марра: «Царица Тамара или время расцвета Грузии. XII век»
Крайняя слева -Татьяна (верхний ряд) – 1911
Познакомившись с научным содержанием этой работы, Татьяна сразу же полюбила святую царицу Тамару, помолилась ей о здравии ее прямого потомка – князя Константина Багратиона
Вскоре влюбленной паре разрешили встретиться в Крыму, в имении «Константиновичей» – Ореанде. 1 мая 1911г., как раз в День памяти святой царицы Тамары, в Ореандской церкви Покрова Богородицы был отслужен молебен по случаю помолвки Татьяны и Константина. Через три месяца, 24 августа, свадьбу сыграли в присутствии всей императорской семьи в великолепных залах Павловского дворца под Петербургом
Дворец в Ореанде - фото 1868 г.
Мозаичные иконы и панно Покровской церкви, выполненные знаменитым итальянцем Антонио Сальвиатти и по праву считавшиеся верхом совершенства этого вида искусства.
Венчание состоялось в дворцовой церкви, где, по сохранившимся воспоминаниям, Татьяна-невеста в свадебном шитом серебром белом платье с длинным шлейфом, с бриллиантовой диадемой на голове, в Екатерининской ленте со сверкающей звездой выглядела восхитительно.
Князю Константину Константиновичу пришлось задолго до этого знаменательного события еще раз подробно разъяснить дочери, что означает ее титул – «княжна императорской крови».
А титул этот был учрежден в 1886г. по указу Александра III с целью ограничить круг лиц, имеющих право на титул «великий князь». Он был введён после того, как первый внук одного из императоров (чей отец при этом сам не царствовал) вступил в брак – это был как раз отец княжны Татьяны – Константин Константинович, женившийся в 1884г.. Его первенец Иоанн Константинович, он же – старший брат княжны Татьяны, родился в 1886г. и первым получил титул князя императорской крови с титулом высочества. С 1911г. князьям и княжнам императорской крови было официально разрешено вступать в неравнородные браки, с сохранением прав членов Императорской Фамилии, но при условии отказа от прав наследования престола, что, говорят, было непременным условием императора Николая II. Этим правом и воспользовались двадцатилетняя княжна Татьяна Константиновна, когда выходила замуж за князя Констинтина Багратион-Мухранского. По этой причине их брак был признан морганатическим
Молодой князь Константин Багратион-Мухранский всегда восторженно отзывался о своей любимой супруге Татьяне, пылко сравнивая ее с легендарной "Тамар – мепе" .
Счастливая семейная жизнь Татьяны Багратион-Мухранской увенчалась появлением на свет двоих детей: сына Теймураза, родившегося 21 августа 1912г., и дочери Натальи – 19 апреля 1914г., которую Татьяна назвала в память об умершей в младенчестве (1905г.) ее сестричке Наталье.
Теймураз Княгиня Татьяна Константиновна с сыном
Теймураз и Наталья
Сохранились воспоминания, что восприемниками от купели сына Теймураза были сам Государь Император Николай Александрович и его старшая дочь, Цесаревна и Великая княжна Ольга Николаевна
Начиная с осени 1914г. в семействах Романовых и Багратион-Мухранских происходят роковые события. Летом родители Татьяны с дочерью Верой и сыном Георгием поехали в Германию. «Отец недолго лечился там в Бад-Вильдунгене и Бад-Наухайме», – вспоминала княжна Вера . В это время княжна с матерью посетили в Висбадене известного тогда глазного врача, профессора и графа Визера. Вера и Татьяна с детства были близоруки – «унаследовали со стороны отца»
В августе началась Первая мировая война и великий князь Константин Константинович благословил "идти на войну» всех своих пятерых сыновей. В начале войны ушел на фронт и муж Татьяны князь Константин, воевавший в действующей армии. Княжна Татьяна с детьми и родителями жила в Павловском дворце. Она переживала и молилась за братьев и за мужа. Командовавший взводом в своем полку брат Татьяны князь Олег Константинович первым открыл скорбный мартиролог семьи Романовых.
Он был тяжело ранен близ деревни Пильвишки в районе Владиславова, а позже Татьяне стало известно, что 29 сентября/12 октября 1914г. он скончался в госпитале Вильно. А накануне отправления на фронт, он был направлен Императорским Православным Палестинским Обществом в командировку в итальянский город Бари для решения вопросов, связанных с осуществлением здесь строительных работ православного храма и странноприимного дома.
19 мая 1915г. во время сражения на Юго-Западном фронте, в Галиции, под Ярославом (ныне – Польша) был убит муж Татьяны, которого в будущем игуменья Татьяна в своих воспоминаниях назовёт «отцом моих детей» .
После этого страшного известия о гибели супруга в Павловске сразу же состоялась панихида с участием императора Николая II и императрицы Александры. Похороны князя Константина планировалось провести на его родине в Грузии. Татьяна в то время из-за болезни после падения ходила на костылях, с которыми и поехала на похороны. В трудной дороге ее сопровождал брат Игорь. У княжны были порваны связки на ноге после падения с маленьким Теймуразом из открытой повозки – шарабана . Это был в ее жизни уже второй такой серьёзный случай падения. Первый произошел еще до замужества, когда однажды зимним вечером сани, в которых она ехала вместе с братьями Дмитрием и Игорем, неожиданно перевернулись и тогда княжна сильно ушибла о дерево позвоночник.
По пути в Грузию Татьяна и Игорь прибыли сначала в Харьков, где встретили доставленный сюда по железной дороге деревянный гроб с телом князя Константина . Далее они отправились в Грузию. Похороны состоялись в Мцехте, в родовом склепе – усыпальнице, расположенной в древнем православном соборе Светицховели, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором Грузии.
Овдовевшей Татьяне Константиновне было известно, что в знаменитом соборе Светицховели отпевали, согласно летописи, и святую благоверную царицу Тамару.
Здесь же, в Мцхете, Татьяна Константиновна узнала и о смерти своего любимого отца: «Через два дня после погребения в Мцхете, Игорь получил телеграмму о кончине отца» . И этот еще один постигший тяжелейший удар Татьяна Константиновна приняла с христианским смирением. О тяжких минутах расставания с отцом перед похоронами в Грузии позже так вспоминала игуменья Тамара: «Перед отъездом в Грузию пережила тяжкие минуты расставания. "Прощаясь с отцом, он , перекрестил меня, смотря прямо в глаза. Мы оба сознавали, что больше не увидимся и что он мне даёт последнее благословение"
Потеряв в 1914-1915 годах сразу трех близких ей людей, Татьяна Константиновна всю свою любовь решила отдавать Богу и детям. После смерти мужа, в 1916 году она ездила по монастырям – в Дивеево, Саров, Оптину Пустынь, Шамордино.В конце декабря 1916г.-начале 1917г. вместе с маленькими детьми вдова провела в крымском имении Кичкинэ и вернулась в Петроград только перед самой Февральской революцией.
2. На пути в Святой Град Иерусалим
После трагических событий мятежного 1917г. уцелевшие представители Дома Романовых вынуждены были эмигрировать из страны. Они со слезами покидали тот мир, которому они прежде принадлежали и который рухнул у них на глазах. Эмиграция не миновала и вдовствующую Татьяну Константиновну с двумя ее детьми, которым были суждены нелегкие скитания вдали от благословенной Российской земли. До эмиграции, в 1918г., она поселилась в Вологде у своего дяди – младшего брата отца, великого князя Дмитрия Константиновича Романова, высланного в этот город большевиками. После возвращения в Петроград великого князя сначала посадили в дом предварительного заключения, а в январе 1919г. расстреляли в отместку за убийство в Берлине Карла Либкнехта и Розы Люксембург . Саму же Татьяну Константиновну, временно поселившуюся с детьми на частной квартире, большевики не трогали, поскольку она уже формально не принадлежала к семейству Романовых. Однако она решила подстраховать себя и спасти детей от возможных будущих преследователей и потому выехала в еще не занятый в то время большевиками Киев. В немногих взятых в дорогу вещах Татьяны Константиновны была спрятана заветная ее брошюра о царице Тамаре . Вывозить вдову с двумя ее малолетними детьми решился преданный адъютант князя Дмитрия Константиновича в чине полковника – Александр Васильевич Короченцов . Оценив осложнившуюся на Украине ситуацию, беженцы отправляются из Киева в Одессу. Далее их трудный и долгий путь в Швейцарию пролегал через Бухарест. Находившийся всегда рядом Александр Васильевич не только охранял, но и как мог заботился о Татьяне Константиновне, оказывая в столь трудное время поддержку не только ей, но и подросшим Теймуразу и Наталье.
Уже в пути беженцы узнали о страшном злодеянии, совершенном в июле 1918 года в Алапаевске. Три родных брата Татьяны Константиновны – князья Иоанн (1886г.-1918г.), Игорь (1894г.-1918г.) и Константин (1891г.-1918г.), – были брошены живыми в старую шахту вместе с великой княгиней Елисаветой Феодоровной, ее любимой "тетей Эллой"
Временно пребывая в Бухаресте в гостях у румынской кузины, королевы Марии (Эдинбургской) (Мария Александра Виктория (1875г.-1938г.) принцесса Великобритании, с 1914г. – королева-консорт Румынии, жена короля Фердинанда I). Татьяна Константиновна, всею душой привязалась к своему надежному спутнику по эмиграции, которого в трудной дороге на Запад успели полюбить и ее дети. Александр Васильевич, которого до эмиграции она знала уже почти 20 лет , неожиданно стал и «членом нашей семьи» и преданным лично Татьяне Константиновне другом. Она решила связать с Короченцевым свою дальнейшую судьбу. Прошло некоторое время, и 9 ноября 1921г. Татьяна Константиновна очень скромно и незаметно для посторонних глаз обвенчалась с 43-летним полковником Александром Васильевичем. Однако их счастливый брак длился только более трех месяцев: второй ее муж неожиданно заболел дифтеритом и 6 февраля 1922г. скончался в Лозанне
После кончины мужа у скорбевшей вдовы Татьяны Константиновны по молитвам еще больше утвердились вера и покорность воле Божией. Дальше она решила жить в твердом уповании на все то, что Господь обещал всем страждущим и обремененным
Татьяна Константиновна как мать терпеливо растила детей и дожидалась, когда Теймураз и Наталья («Натуся») окончат учебу и станут вполне самостоятельными.
Княгиня Татьяна Константиновна с детьми
Повзрослевший Теймураз объявил матери, что он, как и его отец, решил выбрать военную карьеру. Сын уехал в Cербию, где в городе Белая Церковь, стал учиться военному делу в Крымском кадетском корпусе , и где получил войсковое звание лейтенанта югославской армии. 27 октября 1940г. в Белграде он вступил в брак с Екатериной Рачич – внучкой известного сербского и югославского политика и дипломата Николы Пашича.
Теймураз Константинович в США. Фото 1946 года.
У Татьяны Константиновны усугубились переживания за дальнейшую судьбу неожиданно овдовевшего сына: в конце 1946г. в пригороде французской столицы Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine) безвременно скончалась его супруга, с которой у него не было потомства. Через три года Теймураз окажется в США и в конце ноября 1949г. вступит в брак с графиней Ириной Сергеевной Чернышевой-Безобразовой .
Теймураз Константинович возлагает цветы к памятнику. 1986 год.
Татьяна Константиновна была спокойна за дочь Наталью, поступившую в Мариинский Донской институт . В 1944г. Наталья вышла замуж за британского дипломата, поэта и переводчика Чарльза Хепбёрн-Джонстона (Charles Hepburn-Johnston, (1912г.-1986г.)) и уехала с ним в Испанию, где супруг служил вторым секретарем британского посольства. Дочь писала матери, что одновременно с дипломатической работой Чарльз Хепбёрн-Джонстон заинтересовался русской культурой и стал работать над переводами с русского языка. В 1950г. Наталья прислала Татьяне Константиновне экземпляр переведенных на английский язык «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева. Этот перевод Хепбёрн-Джонстон выполнил вместе с Натальей, поэтому на первой странице этого издания значится: перевод с русского «Чарлз и Наташа Хепбёрн».
Дочь Наталья с мужем
Дочь сообщала матери, что она помогает мужу делать английский стихотворный перевод «Евгения Онегина», а также лермонтовского «Мцыри». Задуманы также и переводы прозы русских классиков
О швейцарском периоде жизни оставшейся в одиночестве Татьяны Константиновны сохранилось немного сведений. К ней в гости из Германии приезжала сестра Вера, а она с детьми навестила в Бельгии свою мать и сестру.
Княгиня Татьяна Константиновна с матерью вел.княгиней Елизаветой Маврикиевной и дочерью Натальей
Верхний ряд – Татьяна с детьми и ее мать. Бельгия. 1921 год. Справа внизу – Вера.
Татьяна Константиновна с сестрой Верой. Женева
В благополучной Женеве Татьяна Константиновна посещала богослужения в соборе Воздвижения Креста Господня.
Однако мало кто из ее окружения знал о том, что Татьяна Константиновна давно вынашивала мысль о монашеской жизни. И вот в 1946г. в Женеве она постриглась в монахини с именем Тамара – в память о ее любимой грузинской царице Тамаре. Постриг совершал Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873г.-1965г.) – второй Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.
Новопостриженная инокиня Тамара, оставив мирскую жизнь и связав свою судьбу с небесной покровительницей святой царицей Тамарой, по благословению митрополита Анастасия покинула Швейцарию и отправилась в святой град Иерусалим.
Начало ее монашеским подвигам было положено в Гефсимании, находящейся у подножия западного склона горы Елеон. Здесь в основанной в 1934г. Гефсиманской общине Воскресения Христова под храмом святой Марии Магдалины с 1920г. находились останки умученных большевиками, но еще не прославленных в то время ее родственницы – великой княгини Елисаветы Феодоровны и келейницы инокини Варвары.
Территориально рядом с женской общиной, насчитывающей тогда около 30 человек, находился православный храм Успения Богородицы, куда к гробнице Божией Матери часто ходила молиться инокиня Тамара.
Гробница Пресвятой Богородицы. Гефсимания. Иерусалим.
С сестрами посещали они и ночные службы в Храме Гроба Господня. Ездила и в принадлежащий некогда грузинам монастырь Святого Креста на западе Иерусалима, где, по преданию, похоронен подвизавшийся здесь в монашеском сане великий грузинский поэт Шота Руставели и где, возможно, когда-то была легендарная правительница Грузии – святая царица Тамара. О точном месте ее захоронения никто не знал и в Иерусалиме. О том, что это место засекречено и о попытках ученых раскрыть его тайну, инокиня Тамара знала еще в годы ее мирской жизни в России. После отпевания царицы Тамары девять гробов, а по другим источникам – десять, вынесли из кафедрального собора Светицховели во Мцхете и унесли в разных направлениях..
Кувуклия храма Гроба Господня
Место распятия Иисуса Христа
Церковь в монастыре
...По истечении пяти лет пребывания в Гефсиманской общине, монахиня Тамара в 1951г. переселяется на Елеонскую гору, где становится игуменьей Вознесенского монастыря.
3. Игуменский крест
...Матушка Тамара возглавила монашескую жизнь на Елеоне в день церковного новолетия, 14 сентября 1951г. . Начальник Русской духовной Миссии РПЦЗ, архимандрит Дмитрий Биакай, стал для матушки «духовным отцом, руководителем и поддержкой».
Вид на русский Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь от часовни Вознесения. Вершина Елеонской горы, Иерусалим.
На долю матушки Тамары выпало трудное время. В 50-е годы Елеонский Вознесенский монастырь был самым большим женским монастырем в русском Зарубежье: в нем подвизалось около 120 монахинь, причем, подавляющее большинство было преклонного возраста.Послевоенное время было нелегким для Святой Земли и для Елеонской обители. По окончании Второй мировой войны в Святую Землю хлынул приток беженок из европейских лагерей для перемещенных лиц, а также из Бессарабии, пробравшихся на елеонский участок и частично пополнивших монастырь новыми трудницами и послушницами.
Вознесенский храм в русском Спасо-Вознесенском монастыре на вершине Елеонской горы
После образования в 1948г. государства Израиль и первой арабо-израильской войны 1948г. повсюду царил хозяйственный кризис. Командование иорданской армии сразу же после начала арабо-израильской войны распорядилось у подножия Елеонской горы установить несколько дальнобойных орудий, из которых потом обстреливался Иерусалим. Штаб иорданской армии даже планировал разместить на территории женского монастыря танки, а на его высокой колокольне – специальную военную сигнализацию, что в случае военных действий грозило катастрофическим разрушением самой русской обители .
Колокольня русского Вознесенского монастыря на Елеонской горе в Иерусалиме.
В экономическом плане положение Елеонской обители было плачевным. В монастырской казне насчитывалось всего «десять иорданских пиастров» , а лишь один американский доллар тогда составлял 35 иорданских пиастров. Игуменье Тамаре надо было с Божьей помощью принимать какие-то срочные меры. Потолок трапезного храма обвалился, нужен был основательный ремонт цистерн для сбора зимою дождевой воды. Ценная на Елеоне вода раздавалась один раз в неделю всем сестрам по одному ведру для питья и столько же для хозяйственных нужд . В отдельных местах на территории монастыря обвалилась каменная ограда, для ремонта которой срочно одолжили «у одной дамы» деньги.
Во многих монашеских кельях зимою текли крыши. Некоторым монахиням во время сильных дождей приходилось спать в кельях под зонтиком. Матушке Тамаре срочно пришлось изыскать большую сумму денег для ремонта крыши на колокольне.
Многим елеонским сестрам уже было далеко за 70 лет, им приходилось самостоятельно зарабатывать деньги, становилось все труднее и труднее. Они не имели в своих кельях ни примуса, ни даже скатерти на скудном столе. Больные лежали на своих постелях и были прикрыты каким-то тряпьем. О больных матушка Тамара заботилась особо: из игуменской им ежедневно приносили миску супа. Кроме того, она поручала соседкам проявлять посильную заботу об ослабевших и больных сестрах, поручая их соседкам совершать за ними досмотр.
Архимандриты Антоний (Граббе) и Димитрий (Биакай) с игуменией Тамарой
Приняв нелегкое послушание, матушка Тамара в себе в ближайшие помощницы избрала монахиню арабского происхождения Феоктисту, послушную и смиренную сестру , она прекрасно говорила по-русски, хорошо по-английски и немного по-гречески. Она была трогательно предана матушке игуменье, очень расторопна и деловита. В игуменской в то время трудилась и арабская девочка по имени Елена Рахеб, ставшая впоследствии монахиней Вероникой. 25 лет она была рядом с матушкой Тамарой, которая очень любила ее. Однажды матушка подарила 8-летней Елене куклу, а та сразу же сшила ей кукольное монашеское одеяние и потом все спрашивала игуменью: «Вот уже и моя кукла стала сестрой монастыря, а когда же меня постригут в монахини?»
Всего за годы правления игуменьи Тамары в монастырь было принято около двадцати православных арабок, правда, не все из них решили стать монахинями.
Архимандрит Димитрий, игумения Тамара и матушка Феоктиста (крайняя - справа) вместе с сестрами Слева от архимандрита Димитрия - архимандрит Нектарий (Чернобыль), отец Аркадий Цепуро и монах Николай.
По воспоминаниям современников, игуменская матушки Тамары представляла собою «большую парадную приемную». Передняя стена вся увешана большими старыми иконами в окладах и киотах. На остальных стенах портреты государей, государынь, архиереев, начальников Русской Духовной Миссии, игумений и др. Посредине – большой длинный стол во всю комнату. Вдоль стен – мягкая старомодная мебель в белых чехлах с вышитыми полотенцами на них. Перед диванами – овальные столики, покрытые вязанными на русский манер скатертями. В углах игуменской находились в огромных кадках разросшиеся почти до потолка фикусы
На Елеоне славились ее иконописная и златошвейная мастерская, принимавшая заказы по изготовлению митр, облачений, плащаницы, воздухов и покровцов, хоругвей и других предметов церковного обихода.
Сестры жили каждая на своем иждивении, и самостоятельно заботились о пропитании.
У подавляющего большинства сестер кельи были чистыми. В красном углу всегда множество икон – целый иконостас. За занавеской – маленькая кухня, где на табурете стояли примус или керосинка. Если у сестры был примус, это был явный показатель того, что его владелица была в состоянии прирабатывать или у нее есть родственники и знакомые, которые поддерживали ее материально.
Игуменья Тамара старалась из более молодых и еще работоспособных устроить нечто вроде полуобщежития. Иногда сестры работали и на общих послушаниях, особенно в пору сбора урожая оливок. В монастыре росло около 500 масличных деревьев. Половина собранного урожая предназначалась для монастырских нужд, а другую половину делили между сестрами. При хорошем урожае «каждой монахине доставалось почти по ведру маслин»
Однако, не взирая на многие экономические трудности, «богослужение на Елеоне было поставлено на очень большую высоту. .
В 1955г. Елеонский монастырь при игуменье Тамаре стал местом пребывания паломников, прибывших на Святую Землю с епископом Женевским Леонтием .
Многие, знавшие матушку Тамару, непременно отмечали ее «редчайшую доброту, заботливость, благородство, терпимость и любовь к ближнему». Со всеми она вела себя достаточно «скромно» , в общении с сестрами была доброй и ласковой. Если и приходилось ей вразумлять кого-то из сестер, то «вызывала ее к себе и наедине наставляла» . В беседах с сестрами повторяла вслух слова из молитвы Оптинских старцев: "...Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая и не смущая!" После этого, словно утешая сестру, добавляла: «Не правда ли, просто вымолвить, да не просто выполнить...».
...После 24-х лет несения на Елеоне игуменского креста игуменья Тамара почувствовала, что она стала заметно стареть и ей уже трудно исполнять обязанности игуменьи, и в 1975г. она попросила благословения отойти на покой. А когда сестры стали ее просить отодвинуть сроки ухода на покой, матушка Тамара прочитала им несколько поэтических строчек своего отца, известного под инициалами «К.Р.»:
...Когда креста нести нет мочи,
...Когда тоски не побороть,
...Мы к небесам возводим очи,
...Творя молитву дни и ночи,
...Чтобы помиловал Господь..
Место игуменьи в 1975г. заняла монахиня Феодосия, а матушку Тамару окружили любовью и заботой преданная ей монахиня Феоктиста, а также принятые и воспитанные матушкой Тамарой молодые сестры
...В 1979г. в начале Успенского поста матушка Тамара неожиданно заболела: открылась гангрена на ноге. Две недели болезнь приковывала ее к постели . Болезнью ног страдала и ее сестра Вера Константиновна, сначала ходившая с палочкой, а позже, в течение более десяти лет, она передвигалась в инвалидной коляске.
Когда ослабевшую от болезни матушку Тамару причащали в этот день, все окружающие заметили, что силы уже покидают ее и вот-вот она угаснет. Последний вздох матери застал и срочно прилетевший из Нью-Йорка сын – Теймураз Константинович.
..29 августа состоялось отпевание отошедшей ко Господу игуменьи Тамары. В тот же день архиепископы Антоний и Василий, архимандрит Димитрий и еще несколько иеромонахов в присутствии большого числа монашествующих похоронили матушку Тамару за алтарем храма. Она оставила светлую память о своей благородной душе
Рассказывают, что вместе с цветами кто-то положил на ее могильный холмик листок со стихами «К.Р.»:
Нет! Мне не верится, что мы воспоминанья
О жизни в гроб с собой не унесём;
Что смерть, прервав навек и радость, и страданья,
Нас усыпит забвенья тяжким сном.
Не может быть! Нет, всё, что свято и прекрасно,
Простившись с жизнью, мы переживём
И не забудем, нет! Но чисто, но бесстрастно
Возлюбим вновь, сливаясь с Божеством!
http://www.pravoslavie.ru/smi/39087.htm
http://www.sedmitza.ru/text/3059847.htm
http://romanovtoday.livejournal.com
http://commons.wikimedia.org/wiki/
Серия сообщений "***Константиновичи":
Часть 1 - Сладкая месть великой княгини Александры Иосифовны (Мария Стюарт)
Часть 2 - Вера Константиновна (герцогиня Вюртембергская)
...
Часть 7 - Великая княгиня Елизавета Маврикиевна.Часть 2.
Часть 8 - Великая княгиня Елизавета Маврикиевна.Часть 3.
Часть 9 - Памяти настоятельницы Елеонского Вознесенского монастыря игумении Тамары - княжна Татьяна Константиновна.
Часть 10 - Княгиня Елена Петровна
Часть 11 - Княжна императорской крови Вера Константиновна
...
Часть 15 - Великая княгиня Александра Иосифовна
Часть 16 - Бессердечная принцесса и Великий Князь
Часть 17 - Афон в альбоме вел. кн. Константина Константиновича
Рубрики: | РЕЛИГИЯ/женщины в религии |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |