Без заголовка |
Увлеклась идеями Монтессори.
В ноябре начали посещать ШРР (школу раннего развития). Но занятия не в чистом классическом монтессоровском типе, а просто М-упражнения и М-задания берутся за основу урока. В Ярославле в последнее время открылось очень много ШРР, практически в каждой присутствуют элементы развития по Монтессори. К сожалению, в нашем городе нет специализированного центра, где бы подавалась целиком эта методика развития детей. Я бы очень хотела побывать там. Знаю, что есть такие детские сады и начальные школы в Москве и С-Петербурге. Специально интересовалась: чтобы открыть такой центр в своем городе, нужно по предварительным подсчетам около 3 млн. руб. Для меня это многовато...
Возможно и дома применять элементы этой методики, и многие родители так и делают, сами может быть, того не осознавая. В принципе, Мария Монтессори не изобрела велосипеда. Все что она донесла до нас - оказалось простой истиной, которую другие педагоги рассматривали вскользь. Не мешайте ребенку, когда он играет. "Мама, помоги мне сделать это самому!" - девиз ее методики.
Основной принцип Монтессори - наблюдение за свободным ребенком. Свободным, значит, делающим то, что ему нравится, что он хочет (в пределах разумного, конечно же).
9 лет назад, когда моему сыну было столько же лет, как сейчас Лельке, я бы ни за что не дала бы ему возиться с водой за столом - ведь он все равно прольет, а мне подтирать! Не дала бы ему ножом масло мазать, ведь он может порезаться... Не дала бы ему нести чай из кухни в комнату в папиной кружке, ведь он же может ее разбить. Не дала бы ему горох раскидывать по комнате, мне же убирать потом. В итоге такой "заботы" сын к первому классу не умел даже шнурки завязывать - учились в срочном порядке (мне стыдно!). Покупали ботинки только на липе, чтобы ему облегчить жизнь....
Вот и сделала выводы для себя.
Простые упражнения, которые, возможно, делают детки в повседневной жизни. Но никто из родителей специально не учит их это делать, а жаль....И я бы сама не додумалась их демонстрировать своим детям. Ну, например:
- как открывают и закрывают тихо дверь (2,5-5 лет)
- как ходят по комнате, не задевая предметов (у меня старший до сих пор как слон ) (2,5-4 года)
- как раскладывают и расстилают коврик (3-4 года)
- как поливают цветы (2,5-5 лет)
- как моют руки (с мылом, щеткой для ногтей, полотенцем, кремом для рук);(2,5-5 лет)
- как взбивают пену (2,5-5 лет)
- как моют стол (3-4 года)
- как стирают белье (3,5-5 лет)
- как работать с английскими булавками (с 4 лет)
- как самостоятельно чистят нос (сморкаются) (с 3 лет)
- как чистят ботинки (с настоящим обувным кремом и щеткой) (с 4 лет)
- как гладят белье (настоящим утюгом) (с 4 лет)
- как моют яблоки (с 3,5 лет)
- как сервируют стол (с 3,5 лет)
И многое другое.
А в повседневной жизни, дома, на улице, в обычных детсадах, в тех же ШРР - везде почти что-то берут из этой методики. Ведь Монтессори-педагогика основана на здравом смысле - к счастью, многие родители им руководствуются.
Из личного опыта. Занятия с водой.
Дочка (1,5 года) обажает дрызгаться и играть с водой. Заинтересованность выше крыши, успевай только тряпкой подтирать... Особенно переливать воду из чашки в чашку. Сама же после занятий может тоже несколько раз тряпочкой поводить по столу.
На фотографии Лелька с папой моют посуду. Вернее, папа моет, а доча с водичкой играет. Ну и пусть. Купили ей маленький фартук, Андрейка вбил гвоздик в дверной косяк - на уровне Лелькиных глаз. Теперь доченька сама снимает и вешает свой фартук на гвоздик (как же трудно было это сделать первый раз - пальчики не слушались, глазомер подводил).
Сейчас Лельке почти 1 год 9 мес. - упражнения на переливание воды уже не интересуют. Переросла.
Из личного опыта. Занятия с крупами.
Я дала дочке (1,5 года) чашечки с горохом, вначале с интересом пересыпала из одной в другую минут 7, потом разбросала их по всей комнате и села книжку смотреть, собирать не стала, отказалась. Я сама все собрала, положила в чашку и поставила на низкую полочку, т.е. в зоне досягаемости (выделили два нижних яруса в стеллаже для Лельких игрушек). Как только доча подходила к чашечкам, обязательно брала их и высыпала весь горох на пол. Я ей показываю, что нужно делать с ними, она пару раз пересыпет из чашки в чашку, а потом все по полу...
Сейчас она (1 год и 9 мес.) аккуратно и точно сортирует фасоль, горох, макароны, стеклянные камешки (специально покупала и для сортировки и для поделок). Видна уверенность в движениях. Почти всегда за собой убирает: закрывает крышечки, несет чашечки на свои места на полочки. Если иногда отказывается убирать, значит, "переиграла"; потому что такие специфические упражнения не должны быть длительнее 5-7 минут (или смотреть по заинтересованности ребенка).
Иногда, когда мы делаем совместные поделки с использованием круп, она вместо того, чтобы помогать маме - начинает самостоятельно придумывать себе задания на сортировку: смешивает разные крупы, высыпает их в одну чашу, затем сортирует. Пусть, пусть - я не мешаю.
Рубрики: | МЕТОДИКА М МОНТЕССОРИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |