Когда учишь ребенка читать, самое главное - объяснить, зачем ему это нужно. То есть, необходимо создать мотивацию, заинтересовать малыша. А чем же заинтересовать ребенка, если не увлекательной, захватывающей игрой. Какая это буква? Чтобы выучить буквы, совсем не обязательно покупать дорогие пособия или лото - многое можно буквально за пять минут сделать самостоятельно. Главное, чтобы игры были разнообразные, и нравились вам и вашему ребенку. Детям очень важно все пощупать, и буквы можно складывать из любых подручных материалов: счетных палочек, спичек, кусочков макарон, лепить их из пластилина.
Если ребенок любит обводить и закрашивать, то пишем на листе бумаги штук 15 буковок, похожих по написанию, но разного размера и цвета : А, П, Н, Л, Д, Г или Ш, Е, Щ, Ч, Ц, Й, или Б, В, Ф, Р, Я, Ы. Можно придумывать самые разные задания - обводить только А, или обводить все одинаковые одним цветом, или соединять одинаковые буквы дорожками, или одно подчеркивать, другие обводить в кружок, а третьи перечеркивать крест-накрест. Можно сделать несколько наборов с одинаковыми карточками, на каждой из которых написать по одной букве. Вы с ребенком берете по набору карточек (начинайте буквально с 2-3 буковок, причем сначала - гласные), и произносите звук, к примеру "О",и показываете такую карточку. Малыш ищет у себя такую же. Потом вы произносите звук, и он сам ищет нужную карточку. Потом можете играть в "немое кино" - округляете рот, как будто хотите сказать "О", и малыш угадывает, какой звук вы собирались произнести.
На какую букву начинается?На какую букву начинается? Сначала я специально выделяла первую букву (точнее, звук): а-а-а-арбуз на что начинается? А у-у-утка? А ш-ш-ш-шапка?
Кто первый? Когда ребенок уже немного умеет узнавать первую букву, можно поиграть в такую игру. В мешочек складываете несколько букв, например, у, л, б, з. Заранее надо приготовить несколько простых бумажных фигурок, картинок, или маленьких игрушек. Малыш вынимает из мешочка букву, называет ее и говорит, кто пойдет вперед по клеткам игрового поля. Если вынута буква "У" - значит, вперед идет Улитка, Л - Лягушка, Б - Бабочка, З - Змея. Если ваш мальчик больше всего на свете любит машинки, можете приготовить А - Автобус, Т- Трамвай, С - Самолет, В - Вертолет и др. Угадай, что я сказала? Примерно в три мы начали играть еще и в игры со слогами. Для того, чтобы читать по слогам, полезно уметь любое слово разбить на слоги и потом собрать его обратно в целое. Я говорила сначала с маленькими паузами, потом со средними, потом с большими: Ма. Ма. Что получится? Правильно, мама! Кош. Ка? Ма. Ши. На? Ка. Ша? Ру. Баш. Ка? Ав. То. Бус? Продолжи слово. Я говорю начало слова, а ребенок угадывает, что дальше. Кош? -Ка! - радостно говорит Галя. Со-ба? Ка! До? -Мик! Ры? -Ба! Де? - Душка!
Предметы и слова Ребенку очень важно понять разницу между словами и реальными предметами, их обозначающими. "ЛУК" - это слово, и он не щиплет глазки, а от реального лука лучше отойти подальше, если мама его режет. Если малышу нравится все считать, то можно сосчитать, сколько в слове буковок. Сначала мы играли так с написанными словами, а потом Гришка научился на слух определять длину коротких слов Когда малыш разберется, как играть, предложите сравнить, какое слово длиннее: "лук" или "картошка", "зонт" или "зонтик", "змея" или "червячок", "карандаш" или "карандашик"? Домик со слогами. Я сделала домик с прорезями-окошками и полоски с разными гласными и согласными буквами. В одном окошке я показывала гласную, в другом - согласную. Правда, Гришке читать отдельные слоги было скучно, и эта игра у нас не прижилась.
Кубики Зайцева. Я пыталась учить Гришку по кубикам Зайцева, но энтузиазма у него это не вызывало. Больше всего интересовал звук: Гришка готов был раскрыть каждый кубик, чтобы посмотреть, что там стучит или звенит внутри. С одной стороны, идея складов на кубиках - блестящая. С другой стороны, мне лично кубики понравились куда больше, чем моим детям - вот уж не знаю, в чем тут секрет: Вероятно, в условиях большой группы детей, кубики работают лучше, но дома это не самое удобное пособие. Обычные карточки от лото нам подошли куда лучше. Впрочем, иногда Гришка соглашается немного почитать по кубикам.
Магнитная азбука. У нас магнитные буквы висят не на доске, а на холодильнике, и мы почти каждый день читаем пару-тройку слов. Иногда Гришка сам складывает какие-нибудь слова и просит меня прочитать, что у него получилось.
Угадай все слово целиком. Я эту игру для Гришки делала сама: слева на листочке пишу 4-5 коротких слов, а справа - картинки к ним, но в другом порядке. Например, кит, кот, дом, дым, лес, мак, рак, слон, стол, стул, окно, аист, дуб, море, рыба, вода, ножик, шарик, мяч. Гришка читает слово, обводит его и соединяет с нужной картинкой. Именно таким образом Гришка научился узнавать все слово целиком, и понял суть чтения. Некоторые считают, что надо учить соединять буквы в слоги, но мне кажется, что куда важнее, чтобы ребенок понял суть - эти буквы обозначают некий реальный предмет! Найди пары. У нас дома валялось куча старых карточек от разных лото. Я сначала просто подписала все слова фломастером с обратной стороны. Потом я выбрала из них десяток парных картинок, и мы начали играть так. Я кладу карточки картинками вниз, а буквами, стало быть, вверх. Гришка ищет одинаковые слова, читает, переворачивает картинки, проверяя себя - и забирает пару картинок себе. Гришке эта игра понравилась тем, что гора карточек очень быстро растет. "Вот, сколько я выиграл!" - говорит он гордо.
Смешная книжка. Берем несколько листов бумаги, складываем их пополам и сшиваем в книжку. Потом поворачиваем книжку сгибом вверх, и разрезаем странички на 3 или 4 части. На каждой полоске пишем слово, чтобы получилась фраза. Мама варит вкусный суп. Папа рубит толстый дуб. Аня ест свой пирог. Кошка видит белый гриб. Вася красит старый забор. Маша моет новый стол. Петя пилит синий стул. Можно прочитать ребенку вслух каждую фразу, но куда веселее переворачивать страничку не всю целиком, а по частям. Тогда получаются смешные фразы: Мама моет синий пирог. Папа пилит новый стол. Кошка варит старый забор. Можно раскрасить вертикальные части в разные цвета: подлежащее одним цветом, сказуемое - другим, дополнение - третьим: Можно сразу подчеркнуть их как в школе - ребенок запомнит это запросто, даже если вы не обратите на это специального внимания.
Записки и письма Многим детям нравится искать призы и клады. Сначала вы покупаете десяток простых конвертов и кладете в каждый конверт простые записки типа: "Ищи в шкафу". Можно прямо там положить приз, а можно там оставить второй конверт: "Ищи у папы на столе", "Ищи на кухне под стулом". По мере того, как ребенок научится читать, можно оставлять ему и более сложные записки. Когда ребенок начнет бойко читать короткие фразы, можно присылать ему письма - от гномика, от кошки, от сказочных персонажей - как вам больше нравится.
Ну а дальше - надо найти простую книжку, которую ребенку было бы интересно прочесть, начать читать вслух - и оставить недочитанной на видном месте. Одни дети начинают читать с тоненьких малышовых книжек. Другие тонкие книжки презирают, и хотят сразу читать настоящие, то есть толстые. Мой брат, например, начинал читать по толстому тому рассказов Носова. Моему сыну было скучно читать по Азбуке, где Нина и Инна у окна. Во многих азбуках и букварях прибавляют по одной букве за урок, а Гришке это было не так важно, потому что он знал почти все буквы. И я начала для него придумывать короткие рассказы, причем такие, которые ему было бы интересно прочесть - про мальчиков, которые строили шалаш, про корабль, который плыл в Африку и др. Эти рассказы я пишу печатными буквами на обычном листе бумаги, причем новое слово появляется не раньше, чем Гришка прочитает все предыдущие. Сын старается прочитать поскорее, чтобы узнать, что было дальше. Первый опыт чтения очень труден для ребенка, особенно пока каждое слово он читает долго и с трудом. Помогите ему, поддержите его на этом этапе! Многие дети, умея складывать буквы в слова, не читают сами потому, что стесняются взрослых - боятся, что над ними будут смеяться или дразнить. Чему бы вы ни учили своих детей, результат будет не один. Предположим, вы учите малыша читать. Первый результат очевиден - малыш начал читать сам. Ура! Второй результат: ребенок мог изменить свое отношение к учебе в целом, например, теперь он считает, что учиться чему-то новому - это очень интересно (или, наоборот, что это очень скучно). Третий результат: меняются ваши отношения с ребенком. Если вы успешно научили его читать, но далось это ценой угроз, криков, скандалов, то, возможно, лучше было не учить - но оставаться друзьями.