Цитата сообщения макошь311
Как увидеть яд на этикетке газировки
Росконтроль провел рейд по магазинам, чтобы понять, не обманывают ли нас производители сладкой воды
Всем известно: сладкие газированные напитки не полезны.
Об этом так много говорят, что большинство людей уже не обращает внимание на все новые предупреждения ученых и медиков о вреде газировки.
Между тем, производители создают все новые бренды и вкусы, появляются лимонады с натуральным соком в составе, витаминизированные напитки для детей и специальные фитнес-напитки для похудения.
Росконтроль провел очередной рейд по магазинам Москвы в рамках спецпроекта «Этикетка без обмана». Эксперты проверили маркировку почти 300 газированных напитков, бутилированной воды, а также детских и спортивных напитков. Оказалось, что более 17% товаров данной группы не соответствуют требованиям технических регламентов.
Чем мельче, тем спокойней
Самое распространенное нарушение, которое выявили эксперты - мелкий трудночитаемый шрифт, которым изготовители напитков пишут состав и другие данные на этикетках. Например, состав популярного во всем мире напитка Pepsi указан шрифтом размером меньше 5 пт. Прочитать его, не напрягая глаза, в состоянии только человек с идеальным зрением.
Стоит отметить, что оба популярных сладких напитков содержат большое количество сахара, а также регулятор кислотности Е338 - ортофосфорную кислоту, которая неблагоприятно воздействует на эмаль зубов, может приводить к нарушению обмена кальция и способствовать возникновению хрупкости костной ткани.
Чем красят газировку?
Газированные напитки бывают практически всех цветов радуги - зеленый «тархун», желтый «лимонад», красновато-оранжевый «барбарис». К сожалению, чаще всего цвет напиткам придают не фрукты, ягоды или травы, а искусственные красители.
Завод минеральных вод «Демидовский» выпускает целую линейку подкрашенной газировки. Состав напитков указан мелким шрифтом темного цвета на блестящем фоне. Вооружившись лупой, можно прочитать, что цвет напитку «Барбарис» придает краситель «красный очаровательный», а ярко-желтый «Лайм» подкрашивают тартразином.
«Барбарисовый» напиток торговой марки «Старые добрые традиции» (ООО «ФКПЧФ Бобимэкс») содержит краситель понсо. Зеленый цвет «Тархуну» «Останкинского завода напитков» придают тартразин и «синий блестящий». С помощью этих же красителей создается цвет напитка «Мохито» под брендом «Ледяная жемчужина» (производитель ОАО «Нарзан). Лидер по содержанию красителей - напиток «Барбарис» этого же производителя: в его составе кармуазин, понсо 4R и желтый «солнечный закат».
Почему это так важно - какие именно красители содержатся в составе газированных напитков? Дело в том, что эти напитки часто пьют дети. А некоторые красители могут представлять опасность для здоровья детей.
В очень ярких газировках, как правило, очень мало натуральных красителей. Фото: Росконтроль.
Для справки: красители кармуазин (он же азорубин), понсо 4R, желтый «солнечный закат», тартразин, а также желтый хинолиновый и красный очаровательный могут вызывать у детей синдром гиперактивности и дефицита внимания.
В результате проведенных исследований было доказано, что дети, которые употребляют напитки и продукты, содержащие данные красители, становятся гиперактивными, им трудно сосредоточиться, у них падает способность к концентрации внимания и обучению. Поэтому в большинстве развитых стран существует требование: если производитель добавляет в продукцию хотя бы один из этих красителей, на этикетке должна быть предупреждающая надпись: «содержит краситель, который может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».
В Российской Федерации такое требование введено в Техническом регламенте ТР ТС 022/2011, но до 15 февраля 2015 г. оно являлось не обязательным. Экспертиза популярных газированных напитков, проведенная Росконтролем в 2014 г., показала: некоторые производители не только не предупреждают о возможном вреде своей продукции, но даже не считают нужным указать потенциально опасные красители в составе.
Нынешняя проверка показала, что на этикетках газированных напитков большинства российских производителей, в том числе вышеупомянутых, предупреждающие надписи есть. Чаще всего они напечатаны мелким шрифтом, но формально изготовители свои обязательства выполняют - к размеру надписи четких требований нет.
Что касается импортных напитков, по всей видимости, не все изготовители успевают следить за требованиями российского законодательства. К примеру, грузинские газированные напитки под брендом «Натахтари» «Тархун» и «Крем-сливки» содержат тартразин, а «Барбарис» и «Саперави» того же производителя - кармуазин, при этом никакой предупреждающей надписи на этикетках нет.
Внимание:
красители, которые могут оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей:
тартразин --- Е102
желтый хиноли-новый --- Е104
солнечный закат --- Е110
кармуазин (азорубин) --- Е122
понсо 4R --- Е124
красный очаровательный Е129
Детям до 16
В составе многих сладких ароматизированных напитков есть не только красители, которые могут представлять опасность для детей. Чтобы продукция не портилась, многие производители добавляют консерванты, в принципе запрещенные для детей! Причем даже в те напитки, которые оформлены так, как будто они как раз для детей и предназначены.
Например, напитки торговой марки «Теди Play» содержат консерванты Е202 (сорбат калия) и/или Е211 (бензоат натрия), запрещенные для детских продуктов. Под брендом «Теди» с таким же мишкой на этикетке выпускаются детские нектары. В них никаких консервантов нет, и на этикетках указано, что они предназначены для детей с 3 лет. Напитки «Теди Play» явно дешевле в производстве, так как разбавлены водой, а стоят примерно столько же, сколько нектары. Давать их детям любого возраста нельзя!
"Детский" бренд - это еще показатель безопасности для малыша. Фото: Росконтроль.
Как и ароматизированную воду «Теди WATERRR» с разными вкусами - яблока, клубники, лимона и лайма, в которую тоже добавляют консерванты.
Псевдодетское «шампанское» Disney с картинками персонажей известных мультфильмов тоже содержит консервант сорбат калия и тоже для детей совершенно не подходит.
В напитках Angry Birds производства ООО «Пивоваренная компания «Балтика» содержится консервант бензоат натрия. На алюминиевых банках изображены персонажи из одноименной игры, популярной как среди детей, так и среди взрослых. Cola торговой марки Angry Birds по числу искусственных пищевых добавок в составе умудрилась «обогнать» аналоги - и Coca-Cola, и Pepsi!
Хотя и знаменитые, давно существующие бренды тоже не безопасны для здоровья детей. 7UP производства PepsiCo содержит не только консервант Е211, но и подсластители Е950 (ацесульфам калия) и Е955 (сукралозу), также запрещенные в питании детей. Информация о составе напитка указана едва различимым бледным шрифтом на прозрачном фоне.
КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА
Андрей Мосов, эксперт портала Росконтроль.рф, врач:
- Использование подсластителей вместо сахара позволяет существенно снизить себестоимость продукции - таким образом производители экономят. Некоторые подсластители противопоказаны больным фенилкетонурией, многие из них могут вызывать аллергию. А согласно данным последних исследований данным, «обманывая» наш организм сладким вкусом, подсластители могут вызывать нарушения углеводного обмена.
Что касается консервантов, при регулярном употреблении они могут нарушать микрофлору пищеварительного тракта, а некоторые из них обладают антиалиментарными свойствами - нарушают усвоение витаминов, что особенно важно для растущего организма ребенка. Именно поэтому консерванты запрещены в детском питании.
Фитнес-напитки - больше вреда, чем пользы
Производители всячески поддерживают стремление потребителей к здоровому образу жизни. ООО «АРТ Современные научные технологии» в Московской области по немецкой технологии производит фитнес-напитки Shaper с эффектом жиросжигания. Эффект основан на содержании в напитках L-карнитина - добавки, которая способствует жировому обмену и действительно используется для снижения веса.
Однако помимо этого полезного вещества в напитке содержатся уже знакомые нам консерванты - бензоат натрия и сорбат калия, а также ароматизатор и краситель, причем, не указано, какие именно.
Напитки выпускаются со вкусом винограда, земляники, фейхоа и ананаса. Цвета неестественно яркие, что явно говорит о том, что использовались синтетические красители. К тому же, на этикетке написано, что напитки содержат фенилаланин и противопоказаны при фенилкетонурии, а подсластители (которые как раз и являются источником фенилаланина) в составе не указаны.
К спортивным напиткам предъявляются повышенные требования: они должны проходить экспертизу и процедуру госрегистрации, а в данном случае информации об этом на этикетке нет. Не указана ни дозировка напитка, ни длительность применения.
Все эти нарушения говорят о том, что производитель недостаточно внимательно относится к соблюдению требований законодательства, а значит, нельзя быть уверенным, по сути, ни в качестве ингредиентов, ни в безопасности напитков.