Все чаще внимание музыковедов и исполнителей обращается к раннему периоду творчества В. А. Моцарта в попытке проследить путь развития музыкального гения с самых его истоков.
Вольфганг Моцарт
Но остановимся на краткой характеристике отца Вольфганга — Леопольда Моцарта, роль которого в судьбе Моцарта трудно переоценить. Один из крупных композиторов второй половины XVIII века, выдающийся педагог своего времени, написавший фундаментальный труд «Школа скрипичной игры», блестящий виртуоз, Леопольд Моцарт был педагогом Вольфганга как в области композиции, так и исполнительства, а также его «менеджером», введшим своего ученика, как равного, в круг самых известных композиторов и исполнителей того времени, — то есть в его личности синтезировались все качества, необходимые для роста и становления юного гения.
Леопольд Моцарт
В XVIII веке существовало правило, согласно которому, прежде чем заслужить репутацию композитора, было необходимо зарекомендовать себя в качестве исполнителя. Руководствуясь этим правилом, Леопольд решил представить миру виртуозность Вольфганга, который к восьми годам был автором, помимо мелких пьес для клавесина, первых сонат для клавесина и скрипки,— сочинений, обладающих ясной и стройной формой, проявляющих его творческую индивидуальность и свидетельствующих о корректной работе его педагога, который эту индивидуальность не подавлял, а выводил на верный путь. Главным инструментом Вольфганга в то время был клавесин, в игре на котором он достиг удивительного мастерства, но, наряду с этим, он все чаще обращался к скрипке и органу.
Итак, Леопольд Моцарт везет своих детей и учеников, Вольфганга и Наннерль, по крупнейшим городам Европы, включая Вену, Париж и Лондон, где их концерты проходят с сенсационным успехом. Характеризуя своих учеников, Леопольд писал: «Довольно того, что моя девочка — одна из искуснейших исполнительниц в Европе, хотя ей сейчас лишь двенадцать лет, и что мой мальчуган, коротко говоря, умеет в своем восьмилетнем возрасте все, чего можно требовать от человека сорока лет».
Наннерль Моцарт
Во время этих блестящих гастролей и был написан цикл из шести сонат, KV 10—15 для солирующего клавесина и аккомпанирующей флейты-траверсо; цикл написан в 1764 году в Лондоне и награвирован в 1765 году. Издание было приурочено к годовщине вступления на престол короля Георга III и посвящено королеве Англии Софии Шарлотте.
Моцарт В.А.
Шесть сонат для клавесина и флейты-траверсо KV 10-15
Соната № 1 си-бемоль мажор, KV 10
1. Allegro (0:00)
2. Andante (5:16)
3. Menuetto I & II (8:56)
*** Соната № 2 соль мажор, KV 11
1. Andante (0:00)
2. Allegro (4:13)
3. Menuetto - Allegro da capo (6:23)
*** Соната № 3 ля мажор, KV 12
Лондонские сонаты еще написаны в старинном жанре сонат с партией солирующего клавесина и аккомпанирующего голоса (скрипки или флейты), который может быть опущен или исполнен по желанию (*в одном из первых изданий добавлена партия виолончели, дублирующая, согласно тогдашней традиции, басы клавесина). Этот жанр был очень распространен во второй половине XVIII века.