Скерцо (итал. scherzo букв. «шутка») — часть квинтета в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами.
Квинтет (итал. quintetto от лат. quintus — «пятый») - музыкальное произведение, созданное для пяти инструментов,противопоставление разнохарактерных и богатых тембров струнных и фортепиано.
Такую музыку создавали Шостакович, Танеев, Брамс, Шуман, Шуберт.
Франц Шуберт
Фортепианный квинтет ля мажор «Форель» D 667 (1819)
III. Scerzo. Presto
Роберт Шуман
Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор Op.44 (1842)
III. Scherzo: Molto vivace
Единственный фортепианный квинтет — одно из лучших сочинений Шумана. Он достиг здесь редкого для себя совершенства в сочетании мятежного порыва и стройности изложения.
В скерцо слушателей подстерегают контрасты, а исполнителей — немалые технические трудности.
Иоганн Брамс
Фортепианный квинтет фа минор ,Op.34(1864)
III. (Scherzo. Allegro).
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано стал одним из самых популярных творений великого композитора, неизменно вызывая восторг любителей музыки своим виртуозным блеском, звуковой роскошью и такой знакомой «брамсовской» задушевностью.
Мощное и стремительное Скерцо опирается уже на классические, прежде всего, бетховенские традиции. Цельность формы в сочетании с вулканической энергией и мелодическим блеском позволяет считать эту часть одной из вершин в творчестве композитора.
В. Стасов назвал его «истинно гениальным», отметив «трагичность и нервную силу» первой части и «несравненную мощь», «колоссальность» скерцо.
Сергей Танеев
Фортепианный квинтет соль минор, op. 30 (1911)
II. Scherzo (Presto)
Увлекательное по звучности, стремительное, но не легковесное.Оно содержит и внутренний контраст: задушевную певучесть среднего раздела.
Дмитрий Шостакович
Фортепианный квинтет соль минор, Op. 57 (1940)
III. Scherzo: Allegretto
Cкерцо находится в центре сочинения, нередко оно исполняется на бис, как самостоятельная концертная пьеса.
На протяжении шести десятилетий Фортепианный квинтет остаётся не только одним из лучших сочинений Дмитрия Шостаковича, но и важнейшим произведением данного жанра во всей музыкальной литературе двадцатого века.
Борис Чайковский
Фортепианный квинтет ля минор (1962)
III. Allegro