Концерты для гобоя с оркестром и немного о гобое. |
Гобой – удивительный в своем роде музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.
Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счет теплого и насыщенного звучания и необычного «гнусавого» оттенка, напоминающего звук пастушьей дудочки. Именно за эти тембровые особенности композиторы в своих партитурах доверяют ему озвучивание идиллических, пасторальных сцен или картин природы. Вспомните хотя бы оперы и балеты Чайковского! Музыка, позволяющая раскрыть всю красоту гобоя.
Интересные факты
Гобой считается одним из самых сложных духовых инструментов, поскольку игра на нем требует особого мастерства. А все дело в наличии маленькой двухлепестковой трости (двойного язычка), благодаря которой на инструменте и извлекается звук. Трость для гобоя изготавливается из тростника, и этот процесс имеет множество тонкостей и хитростей.
От качества трости очень сильно зависит звук и удобство игры на инструменте. Большинство профессиональных гобоистов изготавливают трости себе сами, и подчас это занимает больше времени, чем музицирование.
В 1989 году гобой попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный инструмент.
Антонио Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром in A minor, RV461, часть 1
Существуют мифы, что большое давление воздуха при игре может влиять на снижение умственных способностей и даже возможно увеличение риска инсульта. Но это все не доказано медицинскими исследованиями.
Благодаря очень маленькому отверстию в трости, на гобое легко использовать прием перманентного дыхания. Это возможность очень долго и непрерывно извлекать звуки, делая вдохи через нос и используя воздух в щеках для поддержания беспрерывной игры на инструменте.
Существует два вида систем клапанов - автоматическая, наиболее удобная, и полуавтоматическая, с которой больше возможностей для исполнения некоторых задач современных произведений.
Применение и репертуар
С эпохи барокко гобой стал довольно популярным сольным инструментом у композиторов, которые ценили его за выразительный звук, достаточно сильно похожий на человеческий голос. А. Вивальди, А. Марчелло, Г. Гендель, И.С. Бах посвятили множество произведений инструменту. Но особый вклад в репертуар внес Г.Ф. Телеман в 18-м веке, сочинив 9 концертов для гобоя с оркестром и 4 для гобоя д'амур.
Томазо Альбинони. Концерт для гобоя с оркестром D-minor Op.9
Сольные произведения для гобоя писали и композиторы более поздних эпох. Только от Моцарта инструмент получил великолепный концерт и квартет для гобоя со струнным трио. Также известны произведения Гайдна, Штрауса, Бетховена, Беллини, Сен-Санса, Пуленка и других композиторов.
Лишь в период романтизма композиторы уделяли мало внимания сольному гобою, из-за популярности виртуозных возможностей скрипки и фортепиано. Тем не менее, в оркестровых партитурах гобой во все времена занимал одно из центральных мест.
Гобой часто используют и в современной музыке. Французский гобоист Жан-Люк Фийон является известным исполнителем импровизаций в джазе и открывает новые горизонты звука инструмента. Юсеф Латиф и Пол Маккандлесс также представляют гобой в джазе.
Иоганн Себастьян Бах. Концерт для гобоя с оркестром D-minor BWV 1054 II и III части
Георг Филипп Телеманн. Концерт для гобоя с оркестром in D minor
1 - Andante
2 - Allegro
3 - Andante
4 - Allegro
Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для гобоя с оркестром C- Dur kv314
Allegro aperto ∙
Adagio non troppo ∙
Rondo.
Allegretto ∙
Рубрики: | Музыка/классическая музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |