-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Кременецкая

 -Подписка по e-mail

 


Единственный концерт для скрипки с оркестром Роберта Шумана и его загадочная история

Суббота, 06 Октября 2018 г. 10:09 + в цитатник
Цитата сообщения Нина-Ник

С единственным скрипичным концертом Шумана связана загадочная, почти мистическая история. Летом 1933 года, в Лондоне, две сестры – Джелли д'Арани и Адила Факири, обе – довольно известные скрипачки, развлекали себя спиритическим сеансом во время которого получили вдруг требование, исходившее якобы от духа знаменитого композитора Роберта Шумана: дух этот призывал одну из сестёр – мадам д'Арани разыскать и исполнить скрипичный концерт, написанный им когда-то. Обе они были внучатыми племянницами знаменитого некогда еврейского скрипача Йозефа Йоахима, который был дружен в своё время с Шуманом, и для которого, собственно концерт и был написан. Причём написан концерт был тоже при весьма странных обстоятельствах: В 1851-м году сознание вновь отказало Шуману. Ему неожиданно стало казаться, что он постоянно слышит одну и ту же музыкальную ноту. Кроме того, в ушах его звучали какие-то тихие голоса и странные гармонии.

img0 (700x525, 30Kb)

Однажды у себя дома, в Дюссельдорфе, Шуман признался жене: "У меня что-то со слухом. Каждый раз, когда я сажусь работать, я не слышу ничего, кроме ноты "ля". Я схожу с ума". Клара заметила, что, возможно, ему необходим отдых, на что Шуман ответил: "Мне кажется, что ко мне приходят призраки" и пожаловался на то, что не может спать. "Я должен записать всё, что они мне говорят!" – сказал он жене. "Кто?" – спросила жена. Шуман странно посмотрел на неё: "Призраки Шуберта и Мендельсона. Они разговаривают со мной, когда я пытаюсь уснуть. Они приносят мне вдохновение для создания замечательного скрипичного концерта". Шуман тут же быстро записал несколько строк на листке нотной бумаги. Эти строки стали основой его скрипичного концерта, судьбой которого Шуман занимался, как мы с вами уже узнали, и после своей смерти: в то время, когда Шуман работал над этим концертом он вёл дневник, и 3-го октября сделал там такую запись: "Партитура концерта закончена". В тот же день он написал своему другу – скрипачу Йозефу Йоахиму письмо, в котором просил его оценить скрипичную партию концерта и ссылался на законченную партию фортепиано. 13 октября Шуман отправил Йоахиму своё произведение и выразил надежду на то, что оно в скором времени может быть исполнено публично. Из переписки Шумана и Йоахима известно, что Йоахим играл Шуману его концерт во время визита в Ганновер в 1854-м году. В это время, однако, сознание композитора стало подводить его снова, причиняя боль друзьям, которых он всегда рад был видеть. 27-го февраля 1854-го года, всего лишь через месяц после прослушивания своего драгоценного скрипичного концерта, Шуман сидел и беседовал с друзьями у себя дома, но вдруг внезапно поднялся и, не сказав ни слова, покинул друзей, незаметно вышел из дома, пришёл на мост через Рейн и бросился в воду. Несколько рыбаков, оказавшихся поблизости, вытащили его из воды и принесли домой. Шумана теперь нельзя было оставлять одного, и его поместили в психиатрическую клинику в городе Эндених. Он больше никогда не приходил в себя, за исключением нескольких часов до смерти в 1856-м году
Через год после смерти Шумана Йоахим предложил Кларе исполнить вместе с ним скрипичный концерт Шумана. При этом Йоахим восторженно отзывался о первой и второй частях концерта, но намекал на какие-то странности в третьей его части. Через много лет Йоахим говорил своему биографу Мозеру, что концерт – это типичный Шуман во всех его проявлениях, но публично никогда этот концерт не исполнял. Что же касается публикации концерта, то не было и её. После смерти Шумана вопросы о публикации его произведений решались совместно Кларой Вик, Брамсом и Йоахимом. Когда сын Йозефа Йоахима Иоганн после смерти отца передавал архив скрипача в берлинскую библиотеку, он потребовал, чтобы скрипичный концерт Шумана не исполнялся ранее столетней годовщины со дня смерти композитора, то есть, не ранее 1956-го года.
Дух Шумана, как мы знаем, не мог согласиться с таким требованием, но получение от берлинской библиотеки партитуры концерта оказалось делом непростым. Новость о находке неизвестного произведения Роберта Шумана вызвала, естественно, сенсацию. Поскольку спиритический дух композитора высказал пожелание о том, что именно мадам д'Арани должна впервые исполнить концерт публично, корпорация ВВС стала готовить радиотрансляцию этого исполнения, назначенного на 20-е октября 1937-го года. Но, совершенно неожиданно, интерес к находке проявили нацисты, особенно после того, как было объявлено, что скрипичный концерт Шумана будет впервые исполнен в Берлине, и никем иным как выдающимся скрипачом-евреем Иегуди Менухиным. Министр пропаганды д-р Геббельс высказал пожелание, чтобы премьера концерта в Берлине состоялась через месяц на фестивале нацистской музыки, без маэстро Менухина. Германский министр культуры ответил на эти притязания так: "Мы против того, чтобы концерт Шумана исполнялся кем-либо, кто не является членом нацистской партии. Остальное – ваше дело. Хайль Гитлер!"

schumann_articol (700x466, 468Kb)

Первое публичное исполнение "потерянного" концерта Шумана состоялось в Берлинской Опере 26-го ноября 1937-го года. Солистом был профессор Георг Куленкампф. Судя по отзывам прессы, профессор исполнил концерт точно и вдохновенно, чем заслужил долгие овации в конце. Тем не менее Менухин в этом же 1937 тоже исполнил этот многострадальный концерт, а 16-го февраля 1938-го года уже Джелла д'Арани стала у микрофона в лондонской студии ВВС и в сопровoждении симфонического оркестра ВВС исполнила концерт Шумана для британских слушателей и для всего свободного мира.
Тем временем, последняя из оставшихся в живых детей Йозефа Йоахима, его дочь Элизабет Йоахим прислала в ВВС письмо, в котором заявила, что и она, и члены её семьи, и множество других людей знали о том, что партитура концерта Шумана находилась и находится в берлинской библиотеке. Странно, писала она, что понадобилась такая мистическая история для обнаружения того, что никогда не скрывалось.
В ответ на это письмо мадам д'Арани писала в "Таймс": "Я никогда не заявляла о том, что с помощью духов нашла произведение, о котором никто не знал. Я говорила лишь о том, что в то время, когда были получены спиритические послания, я ничего не знала о существовании концерта, а послания призывали меня найти этот концерт и сыграть его".
Если учесть, что Шуман был убеждён в том, что скрипичный концерт был продиктован ему двумя уже умершими композиторами – Шубертом и Мендельсоном и что в своих потусторонних посланиях он высказал пожелание, чтобы произведение было найдено и исполнено потомком его старого друга Йозефа Йоахима, то можно уверенно сказать: без помощи духов и их указаний свыше рукопись концерта пылилась бы в берлинской библиотеке до сих пор.
Мир музыки никогда не слыхал более странной истории.
* * *
История исполнений Виолончельного ля минорного концерта Роберта Шумана состоит не столько из ответов, сколько из вопросов, которые еще ждут ответа. Как известно из хроники последних лет жизни автора, именно эту партитуру композитор продолжал дорабатывать и переделывать в те несколько дней, что предшествовали совершенной им попытке самоубийства. Накануне 27 февраля 1854 года, когда Шуман покинул свой дом в Дюссельдорфе и стремительно направился к мосту через Рейн, с которого прыгнул в реку, виолончельный концерт лежал у него на столе, и в него рукой автора вносились некоторые правки. Хотя к тому времени сочинение было уже закончено, очевидно, что сам Шуман некоторые его моменты и места считал спорными. Прояснить эти вопросы уже не удалось, поскольку в марте того же года Шумана поместили в психиатрическую лечебницу, и к своим прежним работам он более не возвращался.

Первое публичное исполнение концерта состоялось в 60-х годах XIX века, когда автора уже давно не было в живых, - и с первых же шагов концерт приобрел репутацию музыки интересной, тонкой, эмоционально неуравновешенной и чрезвычайно трудной для солиста. Даже более чем трудной, - традиционно считалось, что Шуман: а) никак не учитывает возможности, специфику и удобство игры на виолончели, излагая свои идеи на нотной бумаге и б) совершенно не умеет оркестровать, то есть ставит солирующий инструмент в крайне невыгодные, проигрышные условия состязания с противостоящей ему оркестровой массой.
Концерт для скрипки с оркестром.



Один из вероятных ответов на эти претензии к автору "Крейслерианы" и "Карнавала" состоит в том, что концерт первоначально предназначался вовсе не для виолончели, а... для скрипки. Были найдены соответствующие архивные материалы - в том числе и те, что вдова покойного, Клара Вик, сочла необходимым спрятать, поскольку, на ее взгляд, они могли косвенно свидетельствовать о помутнении рассудка ее мужа. Однако сейчас, как только вся та же самая музыка начинает исполняться на скрипке, сразу исчезают практически все "неловкости" в сольной партии - те трудности и неудобства, которые не "окупаются", не производят впечатления виртуозных. И проблема баланса, равновесия звучности (то есть, вопрос о том, хорошо ли слышен солист в диалоге с оркестром) тоже снимается сама собой. Более того, выясняется, что ни один из упреков в адрес автора не справедлив: все слышно, нет ни однообразия, ни "мутности" звучания, ни "корявого" изложения романтических шумановских идей.
Однако весь остаток XIX и практически весь XX век выдающиеся солисты-виолончелисты каждый по-своему решали загадку, которую этим концертом им загадал автор. Многие виолончелисты вообще не рисковали играть этот концерт публично, иные напротив - добивались невероятной убедительности и силы воздействия на зал именно в этой музыке с ее необузданным порывом и, с другой стороны, - пронзительной, щемящей рефлексией.
Считается, что с оркестровкой у Шумана были нелады, и очень многие хотели поработать над его партитурами, чтоб исправить огрехи. В 1963 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович сделал новую оркестровку шумановского концерта для большого оркестра, присвоив сочинению опус 125. В партитуре концерта появились медные, арфа и ударные. Также Шостакович зафиксировал в нотах сольную каденцию виолончели в финале концерта, которая Шуманом не была прописана. 11 августа 1963 года Шостакович писал своему другу Исааку Гликману: "Я восхищаюсь Шуманом, и я часто думаю о его трагической жизни. Мне кажется Шуман сочинил свой концерт в период тяжёлой депрессии, вот почему я позволил себе такую свободу повторно оркестровав его". Впервые концерт в этой редакции был исполнен Ростроповичем 5 октября 1963 года. 

Концерт для виолончели с оркестром в исполнении Ростроповича



  

Источники:

Архив материалов2013-06-15-12020

Рубрики:  Музыка/классическая музыка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку