-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Кременецкая

 -Подписка по e-mail

 


М.И.ГЛИНКА -ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ«ПРОЩАНИЕ С ПЕТЕРБУРГОМ»

Среда, 23 Июля 2014 г. 04:23 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto

«Прощание с Петербургом» — единственный вокальный цикл М.И.Глинки(1804 -1857), хотя романсы занимают важное место в его творчестве. Впрочем, и эти 12 романсов не задумывались как цикл. Об их возникновении композитор рассказал в своих «Записках»: «В день моих именин, т. е. 21 мая (1840 года. — А. К.), когда я шел из Ревельского подворья... мне пришла мелодия болеро «О дева чудная моя».
Я попросил Кукольника написать стихи для этой новой мелодии, он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. По этому, кажется, поводу пришла Платону мысль о двенадцати романсах, изданных потом П. И. Гурскалиным под именем «Прощание с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно».
Это происходило в Петербурге, где Глинка, признанный создатель первой русской классической оперы «Жизнь за царя» (1836), работал над второй — «Руслан и Людмила». Он часто встречался с братьями Кукольниками, Нестором и Платоном, которые с 1839 года поселились в доме Мерца в Фонарном переулке. Там за несколько лет до того жил сам Глинка, туда же он вернулся в сентябре 1840 года. У Кукольников собиралась компания приятелей — литераторов, критиков, любителей музыки, — известная как братия.
Нестор Васильевич Кукольник (1809—1868) пользовался в то время широкой популярностью. Первый успех 29-летнему писателю принесла драматическая фантазия «Торквато Тассо»; в период расцвета за 6 лет (1840—1845) он написал 5 романов, 5 драм, 26 повестей, множество стихотворений. Кукольник называл себя родоначальником школы русских романтиков и признавал гениальную триаду в русской литературе (уже подарившей миру Пушкина!), живописи и музыке: Брюллова, Глинку и себя самого. Глинка написал на стихи Кукольника ряд романсов, в том числе «Сомнение», и музыку к его трагедии «Князь Холмский».
Над «Прощанием с Петербургом» композитор работал в июне-июле 1840 года и закончил «заказанные романсы» 9 августа. На следующий день он уезжал в свое имение Новоспасское, и Кукольник с братией устроил ему проводы, пригласив знакомых артистов и литераторов. Здесь впервые прозвучал заключительный номер «Прощания с Петербургом» — «Прощальная песня» для голоса с мужским хором, слова которой Кукольник посвятил Глинке, а Глинка музыку — друзьям. Композитор вспоминал: «Я пел с необыкновенным одушевлением прощальную песню, хор пела братия наша...» Другие номера также имеют посвящения друзьям: №3 — офицеру А. А. Скалону, №6 — Н. Ф. Немировичу-Данченко, родственнику Кукольников, прозванному рыцарем Коко, №8 — Л. А. Гейденрейху, врачу императорских театров, лечившему Глинку, №10 — А. Н. Струговщикову, известному переводчику и поэту.
Когда Глинка месяц спустя вернулся в столицу, «Прощание с Петербургом» было уже опубликовано (в начале сентября) издателем П. И. Гурскалиным, которому посвящен №5, и пользовалось успехом. Однако сборник не воспринимался в качестве единого целого. Как извещал Кукольник в своем «Художественном журнале», «каждый романс можно покупать отдельно, общей цены не полагается...» И впоследствии «Прощание с Петербургом» редко исполнялось в виде цельного произведения, а отдельные романсы пользовались различной известностью.



"Прощание с Петербургом"
(вокальный цикл на стихи Н. Кукольника)

«”Прощaние с Петербургом” – кaлейдоскоп кaртин и эмоций, объединенных блaгородной, но экспрессивной мaнерой вокaльного письмa Глинки: он включaет в себя стрaстное признaние в любви, грустные рaзмышления, колыбельную, неповторимый русский пейзaж (популярный в России “Жaворонок”) и зaрисовку петербургской пирушки в кругу восторженных и предaнных друзей. Здесь есть … использовaние итaльянской бaркaролы, испaнского болеро и еврейской песни»



1. Романс ("Кто она и где она")
исп.И.Козловский
Романс написан в форме песни.Открывается и завершается он кратким необычайно простыми фортепианным проигышем. Все проникнуто нежным чувством. Обаяние этой музыки в ее абсолютной безыскусности.





2. Еврейская песня
("С горных стран пал туман)
исп.Г.Нэлепп
Следующая запись, песня не песня, романс не романс, но Нестор Кукольник и Михаил Глинка назвали это совместное сочинение «Еврейская песня». К какому поэтическому жанру отнести стихотворение? Пожалуй, к философской лирике.
Этот романс был написан М. Глинкой задолго до того, как возникла идея создания цикла «Прощание с Петербургом».





3. Болеро
("О дева чудная моя")
исп.А. Днишев
Лирическое стихотворение построено на противопоставлении двух предполагаемых линий поведения возлюбленной.У Глинки, жившего более двух лет в Испании», помимо этого романса, болеро встречается в романсе «Победитель».





4. Каватина
("Давно ли роскошно ты розой цвела")
исп.С. Лемешев





5. Колыбельная
("Спи, мой ангел, почивай")
исп.Г. Писаренко
Этот романс – трогательная убаюкивающая песня.




6. "Попутная песня"
("Дым столбом, кипит, дымится пароход")
исп.Н. Кондратюк
Стихотворение написано по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом 11 ноября 1837 года. А паровоз тогда назывался пароходом. Музыка в этой песне гениально передаёт движение, причем быстрое движение, настолько быстрое, что исполнитель едва успевает произносить слова, а уж слушатели точно не успевают следовать за текстом





7. Фантазия
("Стой, мой верный бурный конь")
исп.С.Лейферкус
Эта фантазия написана в форме свободного сквозного балладного развития. Она не подчинена законам куплетной формы, по которым написаны все романсы Глинки. Это делает фантазию уникальным произведением не только в глинкинском музыкальном наследии, но и во всей русской музыке, по крайней мере, до середины XIX столетия.





8. Баркарола
("Уснули голубые")
исп.Г. Нэлепп
В романсе пленяет слух то, как композитор передает ритм и интонацию волн. Этот романс – один из лучших в глинкинском цикле. Гибкость и плавность мелодической линии, выразительность ритмического рисунка, живописность насыщенной фортепианной фактуры, рисующей мерное движение волн, – все это придает баркароле теплый, страстный, «южный» колорит.





9. Рыцарский романс Virtus antiqua
("Прости, корабль взмахнул крылом")
исп.С. Хромченко
«Рыцарский романс» прекрасен своим героическим духом, он полон силы и мужества, богатырских «руслановских» настроений. Активный маршевый ритм этого романса сближает его с героическим антрактом к IV действию оперы Глинки «Руслан и Людмила».





10. "Жаворонок"
("Между небом и землей")
исп.Н. Казанцева
Это лирическая картина русской весенней природы. В романсе преобладает интонация «неисходною струей льющаяся песня».





11. К Молли
("Не требуй песен от певца")
исп.А. Ведерников
Один из лучших романсов цикла. В отличие от большинства номеров цикла, внутри этого романс Глинка вводит эмоциональный контраст.





12. Прощальная песня
("Прощайте, добрые друзья")
исп.К. Заринь
Заключительная песня, по замыслу М. Глинки, должна была исполняться хором, как это было задумано и Н. Кукольником, о чем свидетельствует его сценарий всего действа. Однако, поскольку весь цикл написан для певца солиста, перед исполниетями, представлявшими этот цикл в камерной обстановке, где хор не предполагался, стояла дилемма: исполнять эту песню, как и все остальные в цикле, соло или не исполнять вовсе. В качестве традиционного принято первое решение.





Все 12 романсов, звучащие подряд, истинное наслаждение, настолько они контрастны, и с детства знакомые мелодии перемежаются с практически новыми для слуха, но понятными и прекрасными.

«Прощание с Петербургом» характерно для творчества Глинки: общий светлый, гармоничный, классический дух, красота певучих мелодий, ясность, уравновешенность формы, широкое использование жанров различных национальных культур — песни, романса, каватины, баркаролы, болеро, баллады.
В №3, болеро «О дева чудная моя», характер испанского танца передан острым, четко акцентированным ритмом, пылкой, изменчивой мелодией. №6, «Попутная песня», — одно из популярнейших сочинений Глинки: яркая жанровая зарисовка стремительно бегущего поезда по только что открытой первой российской железной дороге, нетерпеливого ожидания весело шумящей толпы, с остроумной темой-скороговоркой, которая контрастирует с более напевной, взволнованной мелодией лирического эпизода. №8, баркарола «Уснули голубые», воплощает особенности песен лодочников с мерно покачивающимся, словно волны, аккомпанементом, — песен, которых Глинка немало слышал во время пребывания в Италии. №10, «Жаворонок», с трогательной певучей мелодией и звукоподражанием в сопровождении — своеобразная эмблема творчества композитора.
текст-А. Кенигсберг

Рубрики:  Музыка/классическая музыка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку