-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии рододендроны
рододендроны
22:58 08.06.2013
Фотографий: 1

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в черемшина_2

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.09.2012
Записей: 32432
Комментариев: 3832
Написано: 43161


Людвиг ван Бетховен. Третья симфония

Среда, 09 Апреля 2014 г. 12:40 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Людвиг ван Бетховен. Третья симфония

«Она является каким-то чудом даже среди произведений Бетховена, — писал Роллан о Третьей симфонии — Если в своем последующем творчестве он и двинулся дальше, то сразу он никогда не делал столь большого шага. Эта симфония являет собою один из великих дней музыки. Она открывает собою эру».


бетховен (479x700, 91Kb)


  Бетховен сочинил свою героику в 32 года, он начал работу над ней меньше чем через год после того, как оставил своё горькое и безнадёжное «Хейлигенштадтское завещание». Он писал Третью симфонию несколько недель, писал, ослеплённый ненавистью к своей глухоте, словно стремился изгнать ее своим титаническим трудом. Это и в самом деле титаническое сочинение: самая длинная, самая сложная симфония из всех, созданных Бетховеном на тот момент. 


   Фердинанд Рис вспоминал: «Как я, так и другие его (Бетховена) ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху на заглавном листе стояло слово «Буонапарте», а внизу: «Луиджи ван Бетховен», и ни слова больше… Я первым принёс ему известие о том, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришёл в ярость и воскликнул: „Этот — тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!“» После этого композитор разорвал титульный лист своей рукописи и дал симфонии новое заглавие: «Eroica» («Героическая»).


  Первыми слушателями симфонии стали гости на вечере князя Франца Лобковица, мецената и покровителя Бетховена — для них произведение исполнили в декабре 1804. Спустя полгода, 7 апреля 1805, сочинение представили широкой публике. После премьеры пресса писала: композитор и зрители остались недовольны друг другом. Слушатели сочли симфонию длинной и сложной для восприятия, а рассчитывающий на триумф Бетховен даже не кивнул аплодирующему залу.


  «Эта длинная композиция есть… опасная и необузданная фантазия… которая часто сбивается в подлинное беззаконие… В ней много блеска и фантазии… чувство гармонии полностью утрачено. Если Бетховен продолжит следовать по такому пути, это будет прискорбно как для него, так и для публики». Так писал критик респектабельной «Всеобщей музыкальной газеты» 13 февраля 1805.





  Симфония отличалась от того, к чему привыкли современники музыканта. По словам Роллана, первая часть, возможно, «была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, разумеется, совсем непохожего на оригинал, но такого, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции».  Главная тема, порученная виолончелям, очерчивает мажорное трезвучие — и внезапно останавливается на чужеродном, диссонирующем звуке, но, преодолев препятствие, продолжает свое героическое развитие. Экспозиция многотемна, наряду с героическими возникают светлые лирические образы: в ласковых репликах связующей партии; в сопоставлении мажора — минора, деревянных — струнных побочной; в начинающемся здесь же, в экспозиции, мотивном развитии. Но особенно ярко развитие, столкновения, борьба воплощены в разработке, впервые разрастающейся до грандиозных размеров: если в двух первых симфониях Бетховена, подобно моцартовским, разработка не превышает двух третей экспозиции, то здесь пропорции прямо противо­ положные. Как образно пишет Роллан, «речь идет о музыкальном Аус­терлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее потребовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию... Со времен Героической эта часть служит местопребыванием гения». В центре разработки — новая тема, непохожая ни на одну из тем экспозиции: в строгом хоральном звучании, в предельно отдаленной, к тому же минорной тональности.


  Резчайший контраст представляет вторая часть. Место певучего, обычно мажорного анданте впевые занимает похоронный марш. Этот жанр, утвердившийся во время Французской революции на площадях Парижа, превращается у Бетховена в грандиозную эпопею, вечный памятник героической эпохе борьбы за свободу. Величие эпопеи особенно поражает, если представить скромный по составу оркестр: к инструментам позднего Гайдна добавлена всего лишь одна валторна да выделены в самостоятельную партию контрабасы.


   Каких только ассоциаций не рождала скерцо третьей части! Одни видели в ней воскрешение античной традиции — игры на могиле героя. Другие предвестие романтизма — воздушный хоровод эльфов. Тематически контрастная третья часть тесно связана и с главной партией первой части, и со светлым эпизодом траурного марша. Зовы трех солирующих валторн, например, рождают ощущение романтики леса.


  Четвертая часть симфонии основана на так называемой «прометеевской» теме. В греческой мифологии Прометей – титан, похитивший огонь из кузницы Вулкана, чтобы принести его людям. Бетховен посвятил ему балет «Творения Прометея», из финала которого и пришла в симфонию музыкальная тема. Правда, Бетховен ещё использовал ее в Пятнадцати вариациях с фугой для фортепиано.


Валеджио. Прометей


  Финал симфонии построен как цепь вариаций. Сначала Бетховен берет из темы только басовый голос, затем вступает мелодия, чтобы в процессе развития достичь бурного ликования: «прометеевский» финал «Героической» действительно полон небесного огня.


 Когда Наполеон Бонапарт скончался, Бетховена спросили, не мог бы он написать траурный марш по поводу смерти императора. «Я уже сделал это» - ответил он, вне всякого сомнения, имея в виду траурный марш из второй части «Героической симфонии». Позже композитору задали вопрос, какую из своих симфоний он любит больше всего, Людвиг ван Бетховен ответил: «Героику».


  Существует распространённое и вполне обоснованное мнение, согласно которому «Героическая симфония» стала началом патетического периода в творчестве Бетховена, предвосхитив великие шедевры его зрелых лет. Среди них – сама «Героическая симфония», Пятая симфония, «Пасторальная симфония», Седьмая симфония, фортепианный концерт «Император», опера «Леонора» («Фиделио»), а также фортепианные сонаты и произведения для струнного квартета, отличавшиеся от более ранних произведений гораздо большей сложностью и продолжительностью. Эти бессмертные произведения были созданы композитором, сумевшим мужественно пережить и победить свою глухоту – самую страшную катастрофу, выпадающую на долю музыканта.

belcanto.rus_beethoven_3.html


Рубрики:  музыка/композиторы

Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку