-Цитатник

Библиотека: Эймис Ли Серия: «Рисуем 50...» - (0)

Библиотека: Эймис Ли Серия: «Рисуем 50...» Эймис Ли Серия: «Рисуем 50...» ...

Есть на Волге утёс. Русская марсельеза - (3)

Есть на Волге утёс. Русская марсельеза Песня «Есть на Волге утёс…»...

Испания, Барселона:скульптура - Равальский кот на улице Рамбла де Раваль! - (1)

Испания, Барселона:скульптура - Равальский кот на улице Рамбла де Раваль! Нет во всей Кат...

Сооружение укрытий для зимних ночёвок в лесу - (0)

Сооружение укрытий для зимних ночёвок в лесу      Поговорим о разных типах ...

ХОЛОДИЛЬНИК... ПОД ЗЕМЛЁЙ - (0)

ХОЛОДИЛЬНИК... ПОД ЗЕМЛЁЙ Огромное количество фирм выпускают сегодня разноо...

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vedma_ELENA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.09.2012
Записей: 13812
Комментариев: 16365
Написано: 33080


Авгуры

Среда, 25 Июня 2014 г. 10:19 + в цитатник

Улыбаться, как авгуры (при встрече) (книжн.) - говорится о людях, сознательно вводящих других в заблуждение и узнающих друг в друге обманщиков.

Обманывая веривших в их предсказания, авгуры при встрече друг с другом едва удерживались от смеха, о чем упоминает в своей книге «О гадании» оратор, писатель и политический деятель древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.).

Отсюда слово «авгуры» получило переносное значение; люди, обращающие в тайну свои познания в какой-либо области, излагающие их непонятным, «мудреным» языком, без нужды пользуясь терминами, известными только узкому кругу специалистов.
Выражение: «улыбаться, смеяться подобно авгурам», применяется к людям, сознательно и хитро вводящим в заблуждение других и узнающих друг в друге обманщиков.

Взглянув друг на друга, потом,
Как цииероновы авгуры,
Мы рассмеялнся тишком.
(А. С. Пушкин. Отрывки из путешествия Онегина.Черновая рукопись.)

Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились, довольные своим вечером
(М. Ю. Лермонтов, Герой нашего времени, Княжна Мери).

Авгуры (лат. augures) — члены почётной римской жреческой коллегии, выполнявшие официальные государственные гадания (главным образом ауспиции) для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных. Понятие augurium обозначало мероприятие гадания. Отличительной одеждой авгуров была трабея, а инсигниями — жезл (lituus) и специальный сосуд (capis) при жертвоприношениях. Совокупность знаний и полномочий авгуров называлась ius augur(i)um и документировалась в соответствующих книгах (libri augurales).

 


 

 



Ауспиции подразделялись на такие, которые непосредственно приизвестных церемониях и в известных формулах испрашивались у божества, ина такие, в которых последнее по собственному желанию выражало своюволю. В последнем случае влияние А. было очень сильно. Они моглиостановить народное собрание, отложить его до другого дня и дажеотменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны. Вчастности ауспиции разделялись на 5 классов: 1) небесные явления, какгром и молния; при этом обращалось внимание на место возникновениямолнии - если на лево от наблюдателя, обращенного лицом к югу, топредзнаменование считалось счастливым; если же направо, то -неблагоприятным ; 2) крик и полет птиц. Одни из птиц возвещали тот илидругой исход дел направлением своего полета, другие - своим криком илипением. К последним относились ворон, ворона, ночная сова и др.; кпервым - один вид соколов, орел и коршун. Ворона, каркающая с девойстороны, а воронь - с правой - возвещали удачу; 3) клевание илинеклевание зерен птицами. Первое возвещало счастье, второе - несчастье.Этот род гадания особенно практиковался на войне, вследствие чего войскосопровождал всегда Pullarius с целым фургоном кур. Кроме этих трехауспиций были еще 4) приметы по четвероногим животным и 5) покаким-нибудь необыкновенным происшествиям и несчастным случаям. Такнапр., всякое народное собрание должно было немедленно расходиться, есликто-нибудь из присутствовавших подвергся припадку падучей. И в военное,и в мирное время не предпринималось ничего важного без предварительногоиспрашивания ауспиций.

 



Сохранилось описание Цицерона, как авгуры, сами не верившие в эти гадания, с улыбкой посматривали друг на друга. Отсюда выражение — улыбка авгуров.

 



Бегство человека в маске. VI в. до н. э. Тарквинии, Гробница Авгуров.

Бегство человека в маске.


VI в. до н. э.
Тарквинии, Гробница Авгуров.

 

Авгуракул - площадка, откуда жрецы-авгуры в ходе ауспиций (религиозных церемоний) наблюдали за полетом птиц прежде, чем принять какое-либо решение. Авгуракул находился сбоку от храма Великой матери  Палатина. Ауспиции разделялись на 5 классов: - небесные явления, как гром и молния; - крик и полет птиц, одни из птиц возвещали тот или другой исход дел направлением своего полета, другие — своим криком или пением; клевание или неклевание зерен птицами, первое возвещало счастье, второе — несчастье; приметы по четвероногим животным; по каким-нибудь необыкновенным происшествиям и несчастным случаям.

Глава коллегии авгуров — Каю Юлию Цезарю, верховному понтифику и диктатору римского народа

(Копии жрецу Юпитера Капитолийского и пр., госпоже верховной жрице коллегии девственных весталок и пр.)
(1 сентября 45 года до Р.Х.)
Высокочтимому верховному понтифику.
Шестое донесение от сего числа.
Предсказание по жертвоприношениям в полдень.
Гусь: пятнистость сердца и печени; грыжа диафрагмы.
Второй гусь и петух: ничего примечательного.
Голубь: зловещие предзнаменования — почка смещена, печень увеличена и желтой окраски; в помете — розовый кварц. Приказано произвести более подробное исследование.
Второй голубь: ничего из ряда вон выходящего.
Наблюдались полеты орла — в трех милях к северу от горы Соракт на всем доступном обозрению пространстве над Тиволи. Птица проявляла какую-то неуверенность, приближаясь к городу.
Грома не было слышно со времени последнего сообщения двенадцать дней назад. Долгой жизни и здравия верховному понтифику!
 
 
Записка Цезаря (не подлежащая оглашению) — его секретарю по религиозным делам
 
Пункт I. Сообщить главе коллегии, что нет нужды посылать мне от десяти до пятнадцати донесений в день. Достаточно составить сводный отчет о знамениях за истекшие сутки.
Пункт II. Выбрать из сводок за предыдущие четыре дня три явно благоприятных предзнаменования и три неблагоприятных. Мне они могут понадобиться сегодня в сенате.
Пункт III. Составить и раздать следующее оповещение:
с учреждением нового календаря памятная дата основания Рима семнадцатого дня каждого месяца будет считаться гражданским праздником особой важности.
Присутствие верховного понтифика, если он в городе, на этой церемонии обязательно.
Ритуал будет выполняться со следующими добавлениями и поправками:
в ритуале принимают участие двести солдат, которые отслужат молебствие Марсу, как принято на военных постах; хвала Рее воздается весталками. Верховная жрица коллегии лично отвечает за присутствие весталок, за высокое качество декламации и поведение участниц церемонии. Непристойные выражения, попавшие в ритуал, должны быть немедленно устранены; весталки не могут показываться присутствующим до заключительного шествия; запрещается прибегать к миксолидийскому ладу; завещание Ромула читать, обращаясь в сторону мест, закрепленных за аристократией; жрецы должны произносить текст слово в слово с верховным понтификом. Жрецы, допустившие малейшее упущение, после тридцатидневной переподготовки будут посланы служить в новые храмы Африки и Британии.

Коллегия авгуров (также, как и понтификов) — была одной из двух главных жреческих коллегий Рима периода правления Цезаря. Членство в ней было почетным и свидетельствовало о принадлежности к правящей элите. Цицерон, уже бывший консулом, радовался вступлению в эту коллегию: 

«Но величайшее и важнейшее в государстве право, соединенное с авторитетом, принадлежит авгурам. И я держусь такого мнения не потому, что сам я — авгур, но так как необходимо, чтобы о нас так думали. И в самом деле, существует ли большее право (если мы разбираем вопрос о праве), чем возможность отменять собрания и сходки, когда они назначены носителями высшего империя и высшей власти, и распускать их, когда они уже состоялись? Что-либо более важное, чем возможность прекращать уже начатое обсуждение, если хотя бы один авгур произнесет: “В другой день!” Что-либо более величественное, чем право постановить, чтобы консулы отказались от своей магистратуры? Что-либо более священное, чем право разрешить обратиться с речью к народу или к плебсу или отказать в этом позволении? Далее, а возможность отменить закон, если он был проведен не по праву, как это было с Тициевым законом в силу постановления коллегии, с Ливиевыми законами по решению консула и авгура Филиппа?» (Cic. Leg. II, 31)
 
«Как в других своих функциях, так и при разрешении сомнений в правомочности того или иного государственного акта авгурская коллегия действовала по требованию светской власти, демонстрируя характерную для Рима подчиненность религии политике...»  - пишет А.М.Сморчков  (http://www.ancientrome.ru/publik/smorchkov/sm01.htm). 
 
 
Важность авгуров подчеркивалась их одеянием — трабеей (тога с пурпурными полосами), а также iug и lituus — символами авгурского достоинства и царской власти (от которой они и перешли к авгурам). 
 
При диктаторе Сулле в нее стало входить пятнадцать человек — 7 патрициев и 8 плебеев. В начале 49 г. в коллегию авгуров входили: консулы Гн. Помпей Магн, Л. Юлий Цезарь, М. Туллий Цицерон, Ап. Клавдий Пульхр, М. Валерий Мессала Руф, М. Клавдий Марцелл; преторы П. Сервилий Исаврик, Сер. Сульпиций Гальба; трибуны Кв. Муций Сцевола, Кв. Кассий Лонгин, М. Антоний, Л. Марций Филипп; кветор Фавст Корнелий Сулла, а также не входивший в сенат П. Корнелий Лентул Спинтер.
 
Рубрики:  ИсТория, новая хронология
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку