-Цитатник

Библиотека: Эймис Ли Серия: «Рисуем 50...» - (0)

Библиотека: Эймис Ли Серия: «Рисуем 50...» Эймис Ли Серия: «Рисуем 50...» ...

Есть на Волге утёс. Русская марсельеза - (3)

Есть на Волге утёс. Русская марсельеза Песня «Есть на Волге утёс…»...

Испания, Барселона:скульптура - Равальский кот на улице Рамбла де Раваль! - (1)

Испания, Барселона:скульптура - Равальский кот на улице Рамбла де Раваль! Нет во всей Кат...

Сооружение укрытий для зимних ночёвок в лесу - (0)

Сооружение укрытий для зимних ночёвок в лесу      Поговорим о разных типах ...

ХОЛОДИЛЬНИК... ПОД ЗЕМЛЁЙ - (0)

ХОЛОДИЛЬНИК... ПОД ЗЕМЛЁЙ Огромное количество фирм выпускают сегодня разноо...

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vedma_ELENA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.09.2012
Записей: 13812
Комментариев: 16365
Написано: 33080


Лекарственные растения болот и водоемов

Воскресенье, 22 Июня 2014 г. 22:26 + в цитатник

 

 

 

Все болота образуются при избытке застойной воды. Наибольшее распространение они имеют в северной части лесной зоны, поскольку холодное лето и повышенная влажность способствуют их развитию.

Особенно сильно развиты болота в Западной Сибири, чему способствует ее равнинный рельеф; в гористой Восточной Сибири торфяников мало. Значительно развиты торфяники на Камчатке.

Торфяные верховые, или сфагновые, болота образуются на месте еловых или сосновых лесов, иногда на лесных лугах, обычно в понижениях и котловинах с застойной влагой, препятствующей проникновению кислорода воздуха. Здесь отмирающие растения не сгнивают, как это было на сухих почвах, а превращаются в торф. Слой торфа может достигать большой мощности — нескольких метров. Торфяные болота типичны для лесной зоны, южная их граница в европейской части проходит приблизительно от Прибалтики через юг Минской области, север Черниговской области, через Смоленск на Москву—Горький. Отдельными небольшими участками торфяной мох встречается южнее, но в степную зону не заходит.

Севернее зоны тайги, в тундре, торфяные болота очень часты.

На торфяных болотах растения поставлены в особые условия существования. Сфагновый мох ежегодно нарастает своими верхушками на несколько миллиметров, и таким образом уровень всего болота постепенно повышается, почему оно и получило название верхового. Растения приспособились к этому по-разному: у кустарников отрастают корни выше по стволику, травы, вытягиваясь, выносят весной на поверхность моховых подушек свои зимующие почки. Грунтовая вода находится под слоем торфа и часто недоступна растениям. Поэтому растения поглощают воду из моховых подушек, которые впитывают атмосферную влагу — дождь и росу, всасываемые мхом, как губкой. В связи с этим болота эти мокры только в дождь и пасмурную погоду, а в засуху высыхают. На сплошном ковре торфяного, или сфагнового, мха (от греческого «sphagnos» — губка) вырастают немногочисленные низкие кустарники — багульник, ягодные кустарнички — голубика, черника, брусника, морошка, клюква, водяника; травянистых растений очень мало. Своеобразно насекомоядное растение росянка. На некоторых торфяниках растут низкие, чахлые и кривые сосны, карликовая береза; ель здесь не выживает.

Совершенно по-другому выглядят травяные, или низинные, болота, мокрые и в засуху. Здесь растениям доступна грунтовая вода. Низинные болота обычно образуются путем зарастания более или менее крупных речных стариц и бессточных озерков, а также находятся вокруг устьев рек или по их берегам. Процесс этот может происходить со дна, путем постепенного отложения отмирающих подводных и прибрежных растений. В водоемах обитают растения плавающие, такие, как ряска, или — при небольшой глубине — укореняющиеся на дне. Одни виды растут под водой, другие выносят на длинных черешках листья и цветки, плавающие на воде, — белые кувшинки и желтые кубышки. В мелководной прибрежной полосе камыши и тростники образуют пояс или здесь поселяются аир болотный, рогоз и другие растения. На топкой суше обитают осоки, пушица, лютики, касатик, сабельник, водяной перец и др. Вся эта растительность постепенно надвигается на водоем и уменьшает или совсем закрывает водную поверхность. Вдоль устьев крупных рек иногда большую площадь занимают камыш и тростник. В иных болотах преобладают осоки и пушица.

Водоемы могут зарастать и с поверхности путем образования по его краям плавучего ковра, а в центре — плавучих островков, постепенно срастающихся (сплавины). В этом ковре переплетаются корневища и дерновины водных растений, толщина его постепенно увеличивается и возникают зыбкие болота — трясины.

Травяных болот много в северной лесной зоне и тундре, часто встречаются они в более южных лесах и в степной зоне. В некоторых лесах развиваются черноольшанниковые болота, которые весной залиты водой. Иногда заболачиваются луга, и тогда под влиянием неблагоприятных условий среды луговые травы сменяются болотными.

На болотах собирают немало лекарственных растений. На верховых болотах заготовляют торфяной мох, клюкву, чернику, морошку, листья брусники, ветки багульника, росянку. На низинных болотах и в водоемах — вахту трилистную, аир болотный; на мокрых лугах и по речкам — водяной перец и череду.

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

Разделы: Преподавание биологии


Цель: познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений сообщества болота.

Задачи:

  • выяснить особенности внешнего строения, полезные свойства лекарственных растений сообщества болота;
  • научиться распознавать лекарственные растения на гербарных образцах, фотографиях;
  • развивать познавательный интерес к лекарственным растениям своей местности;
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Форма урока: урок - экспедиция.

Методы обучения:

  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • исследовательский.

Оборудование:

  • фитотетрадь участника экспедиции (Приложение 1),
  • информационная карта и заготовки для заполнения таблицы (Приложение 2),
  • мультимедийный проектор, диск с презентацией (Приложение 3),
  • гербарии и открытки лекарственных растений сообщества болота,
  • эпиграф на доске,
  • клей-карандаши,
  • для демонстрации опыта сухой мох сфагнум,
  • стакан с водой,
  • жетоны с названиями лекарственных растений болота.

Ход урока

  1. Орг. момент (приветствие, настрой на работу).
  2. Целеполагание и мотивация (пояснение, как будет проходить урок, постановка цели).

Учитель: Сегодня наш урок по теме “Лекарственные растения” пройдёт необычно. Я приглашаю вас стать участниками научной экспедиции. Чтобы узнать, где она будет проходить, отгадайте загадку:

Все обходят это место:
Здесь земля.
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.

Учащиеся: это болото.

Учитель: Итак, маршрут нашей экспедиции будет проходить по болоту.

Люди издавна складывают о болоте легенды. Какие картины вы представляете, когда речь идёт о болоте? (В этом слове слышится что-то устрашающее, зловещее. Другие, видят в нём что-то таинственное, сказочное и т.д.)

Обращение к эпиграфу

Болото – это особый мир, живущий своей особой жизнью, имеющий постоянных обитателей и временных гостей, свои голоса, свои шумы и, главное, свою тайну...  (Ги Де Мопассан)

Нераскрытых тайн болот много, ими занимаются учёные болотоведы. Мы тоже постараемся раскрыть тайны некоторых растений – их внешние биологические особенности, целебные свойства. Маршрут экспедиции пройдёт по восточной окраине болота в окрестностях нашего родного посёлка Новобурейского. До 1900 года эта территория была сплошным единым болотом. В результате строительства, осушения земель от него остались лишь небольшие участки. (Приложение 3. Слайды).

  1. Актуализация знаний

Учитель: Чтобы проверить готовность участников экспедиции к исследовательской работе, давайте вспомним, что называют болотом? (Учащиеся дают своё определение, затем обращаются к словарю в фитотетради).

Болото – это территория избыточного увлажнения, где произрастают влаголюбивые растения, и накапливается торф.

Какие растения встречаются на болоте? (Осока, калужница, ирис-касатик, росянка, багульник болотный, вахта трёхлистная).

Учитель: Верно. Для болота характерно небольшое видовое разнообразие растений. С чем это связано? (Не все растения могут произрастать в условиях повышенной влажности). Давайте познакомимся с лекарственными растениями – типичными представителями сообщества болота.

  1. Изучение нового материала

Учитель: За необычные тройчатые листья в народе это растение называют “трёхлисткой”. Это вахта трёхлистная (слайд).

А это растение-первоцвет. Как только пригреет солнышко, появляются жёлтые невзрачные цветочки, которые располагаются в своеобразной тарелочке из ярких зеленовато-жёлтых листьев. Своё название растение получило в связи с использованием в народной медицине при лечении заболеваний селезёнки. Это селезёночник (слайд).

Это растение известно в науке как хищник. Вся его надземная часть используется при сухом кашле, как жаропонижающее средство. Это ... (Слайд росянки круглолистной).

Известное ягодное растение – голубика тоже произрастает на болоте. К сожалению, на нашем маршруте вы её не встретите. Почему? (Учащиеся высказывают свои предположения).

В связи с ежегодными пожарами, выкашиванием травы это растение исчезло из сообщества болота окрестностей нашего посёлка.

Мох сфагнум – удивительное растение, обладающее уникальными свойствами. (Демонстрация опыта: сухой мох сфагнум поместить в стакан с водой).

Что произошло с сухим мхом? (Сфагнум, как губка впитал в себя воду). Это происходит благодаря пустым мёртвым клеткам. Во время Великой Отечественной войны мох сфагнум использовали вместо ваты как перевязочный материал. Он не только впитывает воду, но и обладает антибактериальными свойствами.

Кроме перечисленных лекарственных растений на нашем болоте также встречаются: валериана лекарственная, белозор болотный, горец почечуйный, сабельник болотный, звездчатка болотная, сушеница топяная, дербенник иволистный.

Обратите внимание, многие растения имеют видовое название “болотный”, что указывает на их типичное местообитание. (Слайды).

А сейчас нашей экспедиционной группе предстоит ответственная работа по обработке собранной информации. В фитотетради заполните таблицу “Лекарственные растения болота”. Используйте для этого информационные карты и готовые заготовки (вклейте их в нужную графу таблицы). Будьте внимательны, обращайте внимание на экран, где изображены лекарственные растения болота.

 

 

 

 Лекарственные растения болота

Название растения Лекарственное сырьё Лечебное действие При каких заболеваниях используется
Багульник болотный Молодые листья и стебли
  • Антимикробное,
  • отхаркивающее.
Бронхит, сухой кашель
Вахта трёхлистная Листья
  • Возбуждает аппетит,
  • желчегонное,
  • слабительное.
Гастрит, запор.
Валериана лекарственная Корни и корневища
  • Успокоительное.
Нервное возбуждение, бессонница.
Горец почечуйный Всё растение
  • Слабительное,
  • кровоостанавливающее,
  • антимикробное.
Кровотечения, геморрой.
Сабельник болотный Всё растение
  • Антимикробное,
  • потогонное,
  • вяжущее
Ревматизм, дизентерия.
Сушеница топяная Всё растение
  • Антимикробное,
  • противовоспалительное
Язва желудка и 12-перстной кишки
  1. Закрепление и применение знаний

 

 

 

Дидактическая игра “Угадай-ка!”

Учащиеся по очереди вытягивают жетоны с названиями лекарственных растений болота, никому не показывают их. Дают краткое морфологическое (внешнее) описание растения. Остальные ребята должны догадаться, о каком лекарственном растении идёт речь, найти и показать его на гербарии или на открытках.

  1. Самоконтроль

Разгадывание кроссворда (работа в фитотетради).

  1. Подведение итогов экспедиции

Наша заочная экспедиция по болоту окрестностей посёлка Новобурейского завершилась. Мы раскрыли с вами целебные тайны растений, обитающих в этом удивительном сообществе. В настоящее время на нашем болоте, в окрестностях посёлка Новобурейского, произрастает более 30 видов различных растений. Такое большое видовое разнообразие связано с тем, что условия среды, облик болота со временем изменяются. Всё чаще на болоте можно встретить различные сорные, луговые, лесные растения.

В будущем мы ещё не раз выйдем с вами на болото, и на практике будем определять лекарственные растения, пополнять свои знания о них.

Если вам придётся собирать лекарственные растения, не забывайте правила их сбора. Помните, применяемые в больших дозах, некоторые лекарственные растения, ядовиты. Так, например, багульник болотный вызывает головокружение, росянка – паралич нервной системы.

И, конечно, бывая на болоте, не допустите подобной картины.... (Приложение 3. Слайды пожара, загрязнения болота бытовым мусором).

  1. Рефлексия

Высказывание суждений о собственных достижениях. Например,

  • На уроке мне понравилось...
  • На уроке мне запомнилось...
  • Я была удивлена, когда...
  • На уроке я научилась... и т.д.
  1. Домашнее задание:

§ 41 (учебник природоведения 5 кл. В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой).

Я предлагаю вам стать участниками конкурса народных целителей. Создайте сами или найдите готовый рецепт лечения различных заболеваний с помощью лекарственных растений болота. Лучшие рецепты мы отошлём в газету “Айболит”.

Спасибо всем за работу. Доброго Вам здоровья!

Литература:

  1. Рыжкова Н.П. Лекарственные растения Дальнего Востока. - Благовещенск, - 1994. - 216 с.
  2. Русских Р.Д. Лесные робинзоны. -Ижевск, “Удмуртия”, 1973. - 168 с.
  3. Соколов С.Я., Замотаев И.П. Лекарственные растения. - М.: “Vita”, 1993. - 512 с.
Рубрики:  Целительство
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку